Тема урока: Русская литература начала ХХ века | Цели: 1. Познакомить учащихся обзорно с особенностями литературы начала ХХ века. 2. Развивать у учащихся умение видеть и понимать, что привлекло писателей этого периода. 3. Воспитывать интерес к литературным направлениям в литературе. | Учащиеся готовятся к уроку. |
2.Объяснение нового материала | Литературная школа и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей М. Цветаева, О.Манделштам, В.Маяковский, А.Ахматова, Б.Пастернак, Л.Гумилев. Нереалистические течения – символизм, акмеизм, футуризм – долгое время именовались декадентскими, упадническими на том основании, что их будто бы «объединяла реакционная буржуазная идеология». Между тем для большинства участников этого движения исходным было неприятие капиталистического мира, его морали. В последнее время определение декаденс стало вытесняться термином модернизм. Все модернистские течения очень разные, но сходятся в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. Особенно в этом преуспели футуристы. Иногда целью становилось работа над словом, звуком, а не содержание. Появлялись новые слова, к примеру, у Б.Пастернака «дохлеснулся», у Хлебникова «иссмеялся». Символизм провозглашал культ символов. К примеру, у Бальмонта в стихотворении «Камыш» мы слышим шум камышей, т.к. в каждом слове употреблен шипящий звук.(зачитать отрывок из стихотворения, стр. 10) Акмеизм – течение в русской поэзии. Акмеистам свойственна склонность к эстетизму, поэтизации чувств. К таким стихотворениям обычно пишется музыка, т.к. они очень мелодичны.(зачитать из Гумилёва, стр.12. Все эти течения были направлены против реализма. Первым и главным после революции оказался вопрос об отношении писателей к революции. Часть писателей эмигрировала (И.Бунин, М.Цветаева). Большая часть осталась в России: М.Горький, А.Блок, В.Брюсов, С.Есенин. Вернулся А.Толстой, А.Куприн, М.Цветаева | Уч-ся слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания по группам, по парам, индивидуально, делают выводы. |
3.Закрепление нового материала | -задание Выписать из учебника в тетрадь значения этих течений, понятий (с.8-13): символизм, акмеизм, и т.д. | Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы, работают в группе, индивидуально, по парам. |