Данный урок является вводным в изучение курса литературы в 10-11 классах.
Его тема:
Введение. Русская литература конца XVIII – начала XIX вв. Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества. Стихотворения. В.А. Жуковский. Краткая характеристика творчества. Стихотворения.
Цели занятия:
Знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы (на примере творчества М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского);
Показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса;
Расширять кругозор и развивать способность понимать литературное произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская литература конца XVIII – начала XIX вв.»
Литература
Тема
Введение. Русская литература конца XVIII – начала XIX вв. Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества. Стихотворения.В.А. Жуковский. Краткая характеристика творчества. Стихотворения.
Цели занятия:
Знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы (на примере творчества М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского);
Показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса;
Расширять кругозор и развивать способность понимать литературное произведение.
Межпредметные связи: история, русский язык, литературоведение, музыка, изобразительное искусство и т.д..
Литература:
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX в. 11 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: «ВАКО», 2004.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX в. 11 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: «ВАКО», 2004.
Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч.; под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
Литература. 11 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; под ред. В.П.Журавлева. - М.: Просвещение, 2009.
Содержание занятия
Оргмомент
Постановка задач урока.
В этом учебном году мы с вами будет продолжать изучать классическую русскую литературу, будем прикасаться душой к прекрасным творениям мастеров слова. Надеюсь, каждый найдет в литературных произведениях те мысли и чувства, которые будут близки и любимы вам. Вы подружитесь с героями поэм и романов, научитесь понимать поэзию, узнаете интересные факты из жизни знаменитых поэтов и писателей.
Повторение изученного ранее.
Литература – особый предмет. Здесь сочетаются и научные сведения литературоведения и теории литературы. Здесь пригодятся и знания истории, обществознания, психологии, т.к. серьезные произведения написаны в связи с переживаниями автора по поводу тех или иных исторических или автобиографических событий. И конечно же, познать и понять литературное произведение невозможно без умения фантазировать, мечтать, рассуждать. Литература – это искусство, помимо изучения, её нужно просто чувствовать, уметь наслаждаться как полотном художника, как творением композитора. Поэтому, чтобы изучать литература, нужно постараться впустить её в своё сердце. Вот такой сложный и интересный предмет мы будет изучать на занятиях литературой. Уверена, что осилит это каждый.
Тема нашего урока: Возникновение русской литературы. Русская литература конца XVIII – начала XIX вв.
Вспомним, что известно нам о возникновении и развитии литературы. Когда она возникла, что лежит у её истоков?
(Литература как таковая возникла из устного народного творчества. Эпос – устная форма литературных произведений про героев, это сказки, былины, народные песни…)
Литера – дословно переводится как «буква», поэтому собственно литературой можно назвать только произведения, в буквальном смысле записанные буквами. Когда же это произошло?
(Возникновение литературы на Руси обязано появлению христианства в 988 г., т.к. вместе с религией возникает и письменность. Сначала она обслуживала сугубо религиозные и государственные нужды, но постепенно стали создаваться оригинальные литературные произведения: жития, поучения, летописи.)
Далее литература развивается и появляются различные стили, направления. Назовите их в хронологическом порядке, расскажите о них.
(Классицизм – переводится как образец, это эстетическое направление в европейском искусстве эпохи Возрождения XVII-XIX вв., опирается на строгие каноны и подражание античному искусству. В России классицизм зародился в XVIII в., после преобразований Петра 1. Наибольший вклад в развитие русского литературного классицизма внес М.В.Ломоносов. Им была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей». Герои классицизма – это либо сильные мира, и их обожествляют, воспевают заслуги, либо злодеи и подлецы. Это не конкретные люди, а сборные образы, наделенные одним конкретным качеством (положительным или отрицательным). Основные жанры классицизма: комедия, сатира, басня, ода, элегия. Наиболее известные русские писатели-классицисты: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин)
(Сентиментализм – от французского «чувства, чувственный», это напрвление в западно-европейской и русской культуре XVIII-XIX вв., противопоставленное строгому классицизму. Сентиментализм уделяет внимание душевному миру человека, его чувствам. Герои сентиментальных произведений из низших слоев, но они нравтственно чисты и идеальны, что проиявляется через их мысли и переживания. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. В России сентиментализм появился благодаря переводам французских романов. Наиболее видным русским сентименталистом является Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Основные жанры: роман, повесть.)
(Романтизм – это напрвление в искусстве Европы, Америки и России этохи Просвещения, XVIII-XIX вв., в период научно-технического прогресса и революций. Зародился романтизм в Германии и Франции. Романтизм воспевает культ разума во благо общества, сильной идеальной личности с бунтарским характером. Герои романтизма – это герои-одиночки, предпочитающие высокие идеи личным переживаниям. Жанры романтизма: баллада, поэма, стихотворение, роман. В России романтизм появляется в творчестве В.А.Жуковского. Расцвет русского романтизма связан с именем М.Ю.Лермонтова. Последним русским поэтом-романтиком принято считать Ф.И.Тютчева. Раннее творчество А.С.Пушкина также относится к романтизму.)
(Реализм — направление, стремящееся к правдивому изображению реальной действительности. Возникает в 18 веке в культуре западных стран. В литературе наиболее ярко видны черты реализма произведениях Д.Дефо, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, поздних произведениях А.С.Пшкина и М.Ю.Лермонтова. Герои реалистических произведений – люди среднего достатка (горожане, солдаты, путешественники). Описывается их судьба, повседневная жизнь. Но особенностью реализма является изображение сложного характера героя, совмещение в одном человеке добродетеля и порочности, создание типажей, вявление социальных конфликтов. Жанры реализма – роман, повесть.)
По ходу беседы идет краткое знакомство с биографиями авторов, чтение и разбор произведений.