Тема: Роман в стихах «Евгений Онегин». Образ Онегина.
Цели урока:
образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;
развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.
воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.
Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20 - е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?
I. Работа над новым материалом
1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)
Опорные вопросы
(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.
Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?
Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?
Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?
Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?
Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?
ІІ. Метод «пресс»
Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,
Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:
Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом, …».
3. Проблемная исследовательская беседа
«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»
ІІІ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)
А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение?
VІ. Домашнее задание. Выучить отрывок из романа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
б) Кластер «Типы придаточных» /устный ответ с демонстрацией работы/
в) Практическая работа – определение типа придаточных. (В тетради составляются только схемы предложений)
Нам известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.
Мне бы хотелось встретиться с вами, если вы не возражаете.
Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из проявлений жизни.
Дополнительный вопрос:
Это высказывание принадлежит В.Г. Белинскому. Согласны ли вы с его утверждением?
Какие еще проявления жизни вы знаете?
Обоснуйте свой ответ.
Стадия «Осмысление содержания». (Вдумчивая работа с новыми знаниями)
а) Работа с таблицей по теме урока»Придаточные цели»
Проанализируйте данные предложения и заполните таблицу.
Знаю
Хочу знать
Узнал
/ Работа с карточкой/
Я жить хочу, что(б) мыслить и страдать. /А.С. Пушкин/
И пришлось ей стать осторожней, что(б) свободу свою спасти.
Для того что(бы) выучит.ся говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/
Что(бы) добиться проч?ности дымковскую глиня.ую игрушку обж.гают в печи.
Медведица напала на охотника (не) со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат. Дабы не привлеч. к себе пристального внимания, (не)знакомец пр.строился на скамье около двери.
Вывод: - Что обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Чем присоединяются?
- Какое место занимают?
б) Обсуждают в парах, заполняют 3 графу таблицы.
в) Читают вслух содержание 3 колонки.
Дополнителный вопрос: - Что можете сказать о союзе дабы?
Стадия «Размышление»
а) Работа с учебником – упр. 163 (1-5)
(употребление союза чтобы с разными придаточными)
б) Конструирование синонимичных СПП с придаточными цели.
Для усиления звука на сцене поставили микрофон.
Мы двинулись через лес для сокращения пути.
Для газификации деревни требовались трубы нужного диаметра.
в) Составьте и запишите свои примеры СПП с придаточными цели
Подведение итогов работы – СИНКВЕЙН
Предложение
Сложное, распространенное
Обозначать, понимать, достигать
Изученные предложения обозначают цель
Ясность
Домашнее задание: Словарная работа стр.72-73Упражнение 163 (6-10) 3 графа таблицы.