Тема: Роман в стихах «Евгений Онегин». Образ Онегина.
Цели урока:
- образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;
- развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.
- воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.
Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20 - е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?
I. Работа над новым материалом
1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)
Опорные вопросы
(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.
Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?
Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?
Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?
Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?
Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?
ІІ. Метод «пресс»
Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,
Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:
Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом, …».
3. Проблемная исследовательская беседа
«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»
ІІІ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)
А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение?
VІ. Домашнее задание. Выучить отрывок из романа