Тема урока: Роман «Евгений Онегин»
Цели урока:
Раскрыть основную проблему романа;
Проследить характер, поступки, взгляды героев романа;
Умение анализировать роман с точки зрения молодых людей ХХІ века.
Наглядность: иллюстрации к роману из альбома «А.С.Пушкин», учебники.
Ход урока
І. Оргмомент.
ІІ. Опрос домашнего задания.
- «Повести Белкина»- сколько в них повестей и как они называются?
- Темы и идеи каждой повести «Повести Белкина».
- Пересказ любой повести.
- Вывод.
ІІІ. Новая тема
Чтение глав романа «Евгений Онегин»
- Какие идеи составляют основу романа? О чем этот роман?
Пушкин вводит читателей в жизнь своего героя, а потом знакомит с ним, дружески, как своего приятеля, представляет его нам.
Номер группы
Новизна, оригинальность
Обстоятельность, четкость, логичность обоснований
Эффективность презентации
Соблюдение регламента
Суммарная количество баллов
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
1 этап
Сформируем группы, каждая из которых будет работать над одним из образов героев сказки.
1 группа работает над образом Евгения Онегина
2 группа- образ Татьяны
3 группа – образ Ленского
4 группа – образ Ольги
ІІ этап
1-группа: В ІІІ главе Романа мы знакомимся с Онегиным, и узнали о его воспитании, образовании. Круг общения и интересы Онегина, типичного представителя молодого человека того времени. Евгений умен, довольно образован, но жить так в светском обществе нельзя, ил ему надоело. Во всех его поступках Пушкин обвиняет общество, а не героя. Любовь Онегина к Татьяне возрождает в нем человека.
2-группа: В романе Татьяна – «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты- прямая противоположность Онегину. Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы в сфере чувств.
Естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства. Она раньше жила в мечтах. Судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой.
3- группа: С приездом Онегина в деревню, мы знакомимся Ленским. Сопоставляя Онегина и Ленского, узнаем, что оба молодые люди были воспитаны гувернерами- иностранцами. Ленский - идеалист. Взаимоотношение Владимира Ленского с Ольгой Лариной параллельно лежит в основе сюжета. И центральное событие – это дуэль Онегина с Ленского. Поединок меняет судьбы всех герое. Ленский погибает, Ольга быстро забывает его. Пушкин сделал образ Ленского проще, рядовым представителем дворянской молодежи.
4-группа: Оля полная противоположность Татьяне. С первых глав мы узнали, что она всегда весела, и как жизнь поэта простодушно. Ленский ревнует Олю, и вызывает на дуэль Онегина. Недолго плакала она (8,9,10 глава стр. 178).
ІІІ этап
Каждая группа выбирает другого героя романа и находит альтернативное, лучше противоположное объяснение его поведению.
- группа- образ Татьяны
- группа- Евгения Онегина
- группа- Ольги
- группа- Ленского
IV этап
1-группа: Пушкин создал первый идеальный образ женщины. Она выходит замуж за генерала, и верна ему. Сначала Татьяна и вместе с ней и мы стремимся понять Онегина, а потом он начинает открывать для себя Татьяну. В романе нет портретной характеристики Татьяны, а дается внутренний мир героини. Истинная душа Онегина познается Татьяной после посещения деревенской усадьбы.
2-группа: Евгений Онегин - неответственный молодой человек, типичный представитель того времени. Он не находит своего места в жизни, не знает чем заняться. Онегин не вызывает ни жалости, ни презрения.
3-группа: Ольга не полностью осознает жизнь. Она легкомысленно, Оля ведет себя как младенец по словам Онегина: «В чертах у Ольги жизни нет,… кругла, красна лицом она, как это глупая луна, на этом глупом небосклоне.» Она скромна, всегда послушна, всегда как утро весела. В романе дается ее портретная характеристика, как красавицы.
4-группа: С приездом Онегина в деревню, Владимир Ленский знакомится с Евгением Онегиным. Они противоположность друг другу. В 13 главе мы увидим:
«Они сошлись. Волна и камень
Стихи и проза, лед и пламени
Не столь различны меж собой…
Они друг другу были скучны
От делать нечего друзья».
V этап. Каждая подгруппа заполняет таблицу оценки эффективности работы других групп.
VI этап. Итогом работы всей группы явились следующие варианты.
Действующие лица
Первый вариант
Альтернативный вариант
Евгений Онегин
эгоист, неспособность к сильным поступкам
лишний человек, воспитанный, влюбленный
Ленский
Идеалист, богат
Полная противоположность Онегину
Татьяна
Чиста, наивна, несчастливая
Доверчивая, мечтательница
Ольга
Как маленькая дитя, красивая
красавица
VIІ этап. Итог - выставление оценок.