kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета "Родная литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа учебног предмета "Родная литература" для 5-9 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Родная литература"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей гуманитарного цикла протокол № _ от_____

руководитель МО

_________ Успенская Л.В.

ПРИНЯТО

на заседании ПС

протокол № _ от____

председатель ПС

_________ Грибовская И.В.

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ «Шумаковская СОШ»

№ __от _____

_________ Шошина Л.М.






Рабочая программа

учебного предмета

«Родная литература (русская)»



на уровень основного общего образования

Срок реализации программы: 5 лет



Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».






Составители:

Успенская Л.В., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории,

Неделяева Л.А, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Лемещенко В.С., учитель русского языка и литературы без категории










д. Большое Шумаково

2019 год

РАЗДЕЛ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметными результатами изучения курса "Русская родная литература" является сформированность следующих умений:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные

произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Личностными результатами изучения предмета «Русская родная литература» являются следующие умения и навыки:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




РАЗДЕЛ 2. Содержание курса


5 класс

Родная литература как национально-культурная ценность народа

Устное народное творчество (фольклор)

Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.


Планируемые результаты

Знать типы сказок (о животных, волшебные, бытовые), особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.), сказочных персонажей, типы сказочных персонажей, образы животных.


Древнерусская литература

Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».

Планируемые результаты

Знать жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение). Уметь пересказывать тексты древнерусской литературы.

Русская литература XVIII в.

Русские басни. И.И.Дмитриев. Басня "Петух, Кот и Мышонок".

Планируемые результаты

Знать басенный сюжет, основные темы басен; Уметь выявить мораль, найти аллегорию, сравнение, гиперболу. Чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.

Русская литература XIX в.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть "Майская ночь или утопленница".

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.

Теория литературы. Автор в поэме. Пейзаж. Интерьер. Сравнение. Олицетворение.

К.р. Контрольная работа (тест) за 1 полугодие.

Л.Н. Толстой. Основные темы басен. Басня «Два товарища».

Басня «Лгун». Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

Нравственная проблематика басни "Отец и сыновья". Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность.

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

Планируемые результаты

Знать повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт, краткий пересказ, словесное рисование. Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

Русская литература XX века

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

К. Г. Паустовский «Рождение сказки». Тема, особенности создания образов.

Родная природа в произведениях поэтов XX века. В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя.

Берестов В. «Почему-то в детстве…» Выразительные средства создания образов.

К.р. Итоговая контрольная работа (тест) за год.


Планируемые результаты

Знать рассказ как жанр литературы. Рассказывать о герое по плану. Уметь выполнять краткий выборочный пересказ, характеристику персонажей, письменный отзыв об эпизоде, Владеть различными видами чтения. Выразительные средства создания образов.



6 класс


Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни

Устное народное творчество (фольклор)

Героические былины. «Добрыня и змей».


Древнерусская литература

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.


Планируемые результаты

Знать понятие «героическая былина», жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать тексты.

Русская литература XIX в.

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

Образы и сюжет сказки "Детство Тёмы". Социально-нравственная проблематика произведения.

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

Поэтический образ Родины. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

К.р. Контрольная работа (тест) за 1 полугодие.





Планируемые результаты

Знать образы и сюжет сказки, теорию литературы, двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворные размеры. Строфа. Пейзаж. Сюжет художественного произведения.


Русская литература XX в.

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

Великая Отечественная война в литературе. К.М. Симонов «Сын артиллериста».

К.р. Итоговая контрольная работа (тест) за год.

.

Планируемые результаты

Знать понятие рассказ как жанр литературы. Уметь выполнять речевую характеристику персонажа, различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.



7 класс


Устное народное творчество (фольклор). Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе


Планируемые результаты

Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

Пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.


Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.


Планируемые результаты

Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы. Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений. Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.




Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.


Планируемые результаты

Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;


Литература XIX века


Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

Афанасий Афанасьевич Фет и Курский край. Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин. Исторические факты об усадьбе Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Николай Семёнович Лесков. Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.


Планируемые результаты

Характеризовать нравственную позицию героев. Формулировать художественную идею произведения. Формулировать вопросы для размышления. Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию. Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.


Литература XX века


А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

Автобиографический рассказ « У кого поселяются аисты», Единство всего живого на земле, Человек и природа. Доброта и отзывчивость. Истоки доброты. Образ автора в рассказе.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.




Планируемые результаты

Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


8 класс


Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа.

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.


Планируемые результаты

Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения.


Русский фольклор

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.


Планируемые результаты

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с

помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных

произведений.


Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы (Традиции и особенности духовной литературы Образное отражение жизни в древнерусской литературе.) «Русская земля»


Планируемые результаты

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с

помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской

литературы.


Литература XVIII века

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)


Планируемые результаты

Выразительное чтение произведения .Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном

диалоге.


Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Родная природа в стихах поэтов XIX века.

Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

Творчество поэтов и писателей XIX века.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».


Планируемые результаты

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение басен. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Создание собственных иллюстраций и их защита.


Литература XX века

Традиции литературы XX века.

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Шергина (по выбору учителя). Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель». Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка».


Планируемые результаты

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения,

прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.



9 класс



Введение

«Любите читать!» (Д.С. Лихачёв)

Чтение – способ интеллектуального развития. Литература – колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

Планируемые результаты

Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов. Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей.

Древнерусская литература

«Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

Планируемые результаты

Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы. Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений. Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Литература XVIII века

И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из  повести  «Душенька».

Литература XIX века

И.С.Тургенев.  Слово о писателе.  Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания на склоне жизни.  Характеры героев повести. А.А.Фет. Рассказ «Кактус». Сюжет. Герои.

Планируемые результаты

Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Русская  проза XX века

М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…»

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.

В.П.Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.

А.С.Грин. Слово о писателе.  Рассказ «Зелёная лампа».  Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.

Ю. К. Олеша. «Друзья». Кого можно назвать настоящим другом.

Ю.П. Казаков. «Запах хлеба».  Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.

В.А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.

Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности.

А.Г.Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.

Русская поэзия

Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама»   и др.). Великая Отечественная война.

Русская литература

Н. Н. Сидоренко. Стихи. «Память», «Костры не гаснут», «Открой глаза на белый свет», «Белым-бело».

Стихи поэтов-фронтовиков. Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине   в стихотворениях о войне.

А. Сурков «Утро победы». Н. Ушаков «Накануне». А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». Ю. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…».

А. Межиров «Человек живёт на белом свете»  и др. К. М. Симонов.«Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание, гуманистическая  идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности. «Третий адъютант». Смелость и трусость, уверенность в победе, героизм. А.Н. Толстой. «Русский характер». Черты характера русского человека.  Скромность, сдержанность главного героя. Образ рассказчика.

К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образы-символы.

Литература Курского края

Ю.Асмолов. Стихотворения «Русский лес», «Встреча с детством», «Март», «Выйду я во поле к ветру бездомнику…» и др.  Природа. Детство. Родной край. В.Еськов. «Куряния моя». Курск и курский край. В. Шеховцов. «О Родине с любовью и тревогой». Стихотворения по выбору учителя и учащихся.

Современная русская литература XXI века

А.Костюнин. «Поводырь». Рассказ о слепом учителе.

Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.

О.Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие. Волонтерство.

Планируемые результаты

Характеризовать нравственную позицию героев. Формулировать художественную идею произведения. Формулировать вопросы для размышления. Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию. Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их. Выразительно читать произведения лирики. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результат.


Раздел 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 класс

0,5 часа в неделю, 17ч

п/п


Наименование

раздела

Количество часов

1.

Введение

2.

Устное народное творчество (фольклор)

3.

Древнерусская литература

4.

Русская литература XVIII в.

5.

Русская литература XIX в.

6.

Русская литература XX в



6 класс

0,5 часа в неделю, 17ч


п/п


Наименование

раздела

Количество часов

1.

Введение

2.

Устное народное творчество (фольклор)

3.

Древнерусская литература

4.

Русская литература XIX в.

5.

Русская литература XX в.

7 класс

0,5 часа в неделю, 17 ч

№ № п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение

2.

Устное народное творчество (фольклор)

3.

Древнерусская литература

4.

Литература XVIII века

5.

Литература XIX века

6.

Литература XX века




8 класс

0,5 часа в неделю, 17ч

п/п

Наименование раздела


Количество часов

1.

Введение

2.

Русский фольклор

3.

Древнерусская литература

4.

Литература XVIII века

5.

Литература XIX века

6.

Русская литература XX века




9 класс

2 часа в неделю, 68 ч

№ № п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение

2.

Древнерусская литература

3.

Литература XVIII века

4.

Литература XIX века

5.

Русская  проза XX века

25ч

6.

Русская поэзия

7.

Русская литература

14ч

8.

Литература Курского края

9.

Современная русская литература XXI века



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература"

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 09.03.2020

Номер свидетельства: 542165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_rodnoi_iazyk_russkii_dlia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "646891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710013056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа учебного предмета «Литература» для специальности  19.01.17 Повар, кондитер. "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-litieratura-dlia-spietsial-nosti-19-01-17-povar-konditier"
    ["file_id"] => string(6) "158932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421832761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Рабочая программа учебного предмета «Литература» для специальности  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) "
    ["seo_title"] => string(142) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-litieratura-dlia-spietsial-nosti-15-01-05-svarshchik-eliektrosvarochnyie-i-ghazosvarochnyie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "158977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421836147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «История» для 6 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-istoriia-dlia-6-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132791"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416409406"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по родной литературе для 8 – 9 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_osnovnogo_obshchego_obrazovaniia_fgos_ooo_po_rodnoi_litera_1"
    ["file_id"] => string(6) "563794"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1605781379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства