Рабочая программа по родной русской литературе ( 9 класс)
Рабочая программа по родной русской литературе ( 9 класс)
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 9 класса разработана на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе определена последовательность изучения тем по предмету «Родная (русская) литература » для обучающихся 9 класса.
Цель рабочей программы соотносится с главными задачамиреализации основной образовательной программы основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Количество учебных часов на предмет «Родная (русская) литература» в 9 классе составляет 17 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе ( 9 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 9 класса разработана на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе определена последовательность изучения тем по предмету «Родная (русская) литература » для обучающихся 9 класса.
Цель рабочей программы соотносится с главными задачамиреализации основной образовательной программы основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Количество учебных часов на предмет «Родная (русская) литература» в 9 классе составляет 17 часов в год.
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» делятся на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
- осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
-интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
- сознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные результаты :
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретённые имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
-выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных конспектов);
-заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Познавательные УУД
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» ( «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8 ч)
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я –русский! Спасибо, Господи!..»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол- во часов
Вид занятия
Дата проведения
План Факт
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч)
1
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении)
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент)
1
Комбинированный
Урок чтения и изучения произведения
2
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент)
1
Урок чтения и изучения произведения
3
Города земли русской
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)
1
Комбинированный
Урок чтения и изучения произведения
4
Петербург в русской литературе:
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-
сударики»)
1
Урок чтения и изучения произведения
5
Родные просторы
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
1
Комбинированный
Урок чтения и изучения произведения
6
Степь раздольная:
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
1
Урок чтения и изучения произведения
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)
7
Праздники русского мира
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
1
Беседа
Урок чтения и изучения произведения
8
Тепло родного дома
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)
1
Урок чтения и изучения произведения
9
Родительский дом:
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)
1
Урок чтения и изучения произведения
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8 ч)
10
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
1
Комбинированный
11
Великая Отечественная война:
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
1
Урок чтения и изучения произведения
12
Великая Отечественная война:
Е. И. Носов. «Переправа»
1
Урок чтения и изучения произведения
13
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
1
Урок чтения и изучения произведения
14
Судьбы русских эмигрантов:
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
1
Урок чтения и изучения произведения
15
О ваших ровесниках
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
1
Урок чтения и изучения произведения
16
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»