Рабочая программа по родной русской литературе ( 11 класс)
Рабочая программа по родной русской литературе ( 11 класс)
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 11 класса разработана на основе требований ФГОС СОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература».
Количество учебных часов на предмет «Родная (русская) литература» в 11 классе составляет 34 часа в год (1 ч. в неделю).
Данная программа составлена по модульному принципу: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.
Программа курса родной русской литературы для 11 класса включает три содержательные линии:
«Человек в круговороте истории»;
«Загадочная русская душа»;
«Существует ли формула счастья?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе ( 11 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 11 класса разработана на основе требований ФГОС СОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература».
Количество учебных часов на предмет «Родная (русская) литература» в 11 классе составляет 34 часа в год (1 ч. в неделю).
Данная программа составлена по модульному принципу: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.
Программа курса родной русской литературы для 11 класса включает три содержательные линии:
«Человек в круговороте истории»;
«Загадочная русская душа»;
«Существует ли формула счастья?»
В тематические блоки программы включены литературные произведения с ярко выраженными национально-специфическими явлениями, образами и мотивами, отражёнными средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература».
Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса.
Цель учебного предмета «Родная (русская) литература»
- формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части русской культуры;
- включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;
- формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;
- расширение представлений о родной русской литературе как художественном отражении традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих взаимосвязанных учебных задач:
- расширение представлений о художественной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания, чувства патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);
- развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание произведений разных жанров;
-формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов и познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности;
- развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиапространстве;
-использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания: сформированность патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спор-те, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;
духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;
эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского фольклора; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской)литературе;
Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего общего образования по родной литературе (русской) отражают:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской) литературе; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на при- меры из литературных произведений; владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской); аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе (русской); выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
Предметные результаты рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» отражают:
уметь соотносить произведения родной (русской) литературы XX — начала XXI в. с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы как неотъемлемой части культуры в духовном и культурном развитии общества;
осознавать взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной литературы (русской) и собственного интеллектуально-нравственного роста;
знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) ХХ — начала XXI в. в аспекте проблемно-тематических блоков «Человек в круговороте истории», «Загадочная русская душа», «Существует ли формула счастья?»;
владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы родной литературы(русской);
выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; свободно владеть устной и письменной речью; участвовать в дискуссии на литературные темы;
владеть умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и со-держания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы;
владеть умением самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);
осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, язык художественной литературы в его эстетической функции, определять изобразительно-выразительные средства русского языка и комментировать их роль в художественных текстах;
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в уст-ной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, работая с разными информационными источниками, в том числе с использованием медиа пространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ ( 9 ч.)
На далёкой Гражданской
М. И. Цветаева «Юнкерам, убитым в Нижнем»;
Н. Н. Асеев «Марш Будённого»;
М. А. Волошин «Гражданская война»
Жить вне России
И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»),
Лагерь — отрицательная школа
В. Т. Шаламов. Рассказ «Посылка»
Я не участвую в войне — она участвует во мне
А. Платонов. Рассказ «Одухотворённые люди»
Ю. П. Кузнецов «Память»;
Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям»
Россия — это совесть
И. Грекова. «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)
Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША ( 14 ч.)
Любовь и милосердие
В. В. Вересаев «Мария Петровна»,
Б. А. Пильняк «Первый день весны»,
Н. А. Тэффи «Дэзи»,
К. М. Симонов «Малышка»
Бывает всё на свете хорошо
А. Г. Битов. «Солнце», «Большой шар», «Пятница, вечер» (из цикла «Аптекарский остров»).
Дорогие мои старики
Б. П. Екимов. Рассказы. «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да малый» «Родня», «Родительская суббота»
Бессмертно всё
А. А. Тарковский. Стихотворения. «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствия мне верю, и примет…»), «Первые свидания»
Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ? (11 ч.)
И надо спешить жить
М. А. Светлов Стихотворения «Гренада», «Каховка»
В. В. Маяковский «Домой!»
В чём заключается счастье?
М. М. Зощенко. Рассказы. «Счастье», «Семейное счастье»
Если б я мог вернуть рассвет!
В. О. Богомолов. Рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль»
«А счастье всюду»
В. М. Сотников «Совпадение»,
В. С. Токарева «Самый счастливый день»
Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол- во часов
Вид занятия
Дата проведения
План Факт
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ
1-2
На далёкой Гражданской
М. И. Цветаева «Юнкерам, убитым в Нижнем»;
Н. Н. Асеев «Марш Будённого»
2
Беседа
3
Жить вне России
И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»)
1
Урок чтения и изучения произведения
4
Лагерь — отрицательная школа
В. Т. Шаламов. Рассказ «Посылка»
1
Урок чтения и изучения произведения
5-7
Я не участвую в войне — она участвует во мне
А. Платонов. Рассказ «Одухотворённые люди»;
Ю. П. Кузнецов «Память»;
Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям»
3
Урок чтения и изучения произведения
8-9
Россия — это совесть
И. Грекова. «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)
2
Урок чтения и изучения произведения
Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
10-11
Любовь и милосердие
В. В. Вересаев «Мария Петровна»,
Б. А. Пильняк «Первый день весны»,
2
Урок чтения и изучения произведения
12-13
Н. А. Тэффи «Дэзи»,
К. М. Симонов «Малышка
2
Урок чтения и изучения произведения
14-15
Бывает всё на свете хорошо
А. Г. Битов. Рассказы «Солнце», «Большой шар», «Пятница, вечер» (из цикла «Аптекарский остров»).
2
Урок чтения и изучения произведения
16-17
Рр Сочинение-рассуждение «Загадочная русская душа»
2
Урок контроля
18-19
Дорогие мои старики
Б. П. Екимов. Рассказы. «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да малый» «Родня», «Родительская суббота»
2
Урок чтения и изучения произведения
20-21
Бессмертно всё
А. А. Тарковский. Стихотворения. «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствия мне верю, и примет…»), «Первые свидания»
2
Урок чтения и изучения произведения
22-23
Рр Сочинение-рассуждение «Бессмертно все…»
2
Урок контроля
Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?
24-25
И надо спешить жить
М. А. Светлов Стихотворения «Гренада», «Каховка»
В. В. Маяковский «Домой!»
2
Беседа
Урок чтения и изучения произведения
26-27
В чём заключается счастье?
М. М. Зощенко. Рассказы «Счастье», «Семейное счастье»
2
Урок чтения и изучения произведения
28-29
Если б я мог вернуть рассвет!
В. О. Богомолов. Рассказы«Первая любовь» , «Сердца моего боль»
2
Урок чтения и изучения произведения
30-32
«А счастье всюду»
В. М. Сотников «Совпадение»,
В. С. Токарева «Самый счастливый день»,
Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты»
3
Урок чтения и изучения произведения
33
Зачет «Основные проблемы и темы русской художественной литературы XX-XXI в.в.»