Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________/Г.Л.Телешева_/
ФИО
Протокол № _______
от «__»______201___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с. Демьяс»
___________/А.В.Тасмухамбетова /
ФИО
«___»____________201___г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ «СОШ с. Демьяс»
_______/ С.Т. Кочубей / ФИО
Приказ №
от «__»____201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 класс
МОУ «СОШ с. Демьяс»
2020 – 2021 учебный
Саратовская обл.
Дергачёвский р-н
с. Демьяс
Принято на заседании
педагогического
совета школы
Протокол №____
от __________ 20__
Планируемые результаты освоения курса
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание тем учебного курса
№
Содержание
Кол-во часов
1
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
2
Из древнерусской литературы.
2
3
Из литературы XVIII века.
10
4
Из литературы XIX века.
24
5
Из литературы XX века.
27
6
Из зарубежной литературы.
5
7
ИТОГО
68
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе в
9 классе
№ урока
Тема урока
дата
план
факт
1
Литература как искусство слова
2
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве»
3
"Слово о полку Игореве"
4
Сочинение по «Слову о полку Игореве»
5
Классицизм в русском и мировом искусстве.
6
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»
7
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
8
Г. Р. Державина «Властителям и судиям».
9
«Памятник».
10
А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
11
"Путешествие из Петербурга в Москву"
12
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".
13
«Бедная Лиза»
14
Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
15
Понятие о романтизме. (Лекция)
16
В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».
17
В.А.Жуковский «Светлана».
18
Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.
19
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
20
"Горе от ума".
21
"Горе от ума".
22
"Горе от ума".
23
"Горе от ума".
24
Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".
25
Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума".
26
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
27
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
28
Свободолюбивая лирика
29
Любовная лирика
30
Тема поэта и поэзии
31
«Цыганы»
32
«Евгений Онегин» История создания романа.
33
Трагические итоги жизненного пути.
34
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
35
Анализ двух писем.
36
Автор в романе.
37
Пушкинская эпоха в романе.
38
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев
Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.
39
Вн. чт. «Моцарт и Сальери».
40
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.
41
Образ поэта-пророка
42
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
43
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
44
«Герой нашего времени» Композиция.
45
«Бэла»
46
«Максим Максимыч».
47
«Тамань»
48
«Княжна Мери»
49
«Фаталист».
50
Тестирование по творчеству Лермонтова.
51
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
52
Система образов поэмы «Мертвые души».
53
Р. Р. Обучение анализу эпизода.
54
Образ города в поэме «Мертвые души».
55
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
56
«Мертвые души» - поэма о величии России.
57
Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
58
А.Н.Островский. «Бедность не порок».
59
Особенности сюжета.
60
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
61
Тип «петербургского мечтателя»
62
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
63
Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)
64
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».
65
А.П.Чехов «Тоска».
66
Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»