kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Литература 5 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5 - 11 классов под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5 - 11 классов под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане для изучения предмета «Литература» в 5 классе предусмотрено 68 часов

(2 часа в неделю). Программа рассчитана на 34 учебных недели.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком­понента государственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. В рабочую программу включены произведения, обеспечивающие региональный компонент образования (в соответствии с ФБУП 2004), – 7 уроков в течение года (в программе помета РК)


Общая характеристика учебного предмета


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

5-6 классы- 1 этап

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологиче­ского и проблемно-тематического принципов. Содер­жание курса включает произведения русской и зару­бежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Главная идея программы по литературе в 5 классе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В програм­ме соблюдена системная направленность - курс 5 клас­са представлен разделами:

1.Устное народное творчество.

2.Древнерусская литература.

3.Русская литература XVIII.

4.Русская литература XIX века.

5.Русская литература ХХ века.

6.Зарубежная литература.

7.Сведения по теории и истории литературы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

В 5 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке;

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели и задачи изучения предмета «Литература» в 5 классе

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Главная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Задачи курса литературы 5 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

В состав УМК курса литературы в 5 классе входят:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:

5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

4.Н.В. Егорова, Б.А. Макарова. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011 г.

5.Портреты писателей и репродукции картин русских художников.

6.Использование технических средств, СМИ и Интернета ( на уроках предполагается использовать компьютерные презентации при изучении биографии писателей, при изучении и анализе произведений, выполнении тестов, написании сочинений, а также просмотр видеосюжетов из экранизаций произведений для сравнения интерпретаций писателя и режиссёра).


Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Технологии, используемые в образовательном процессе

- Технологии реализации метапредметных связей.

- Технологии дифференцированного обучения.

- Технология проблемно-диалогического обучения.

- Технология индивидуализации обучения.

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Обучение в сотрудничестве.

- Исследовательские технологии обучения.

- Здоровьесберегающие технологии.



Типы уроков

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.


Виды контроля

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным крите­риям, викторины, игры, конкурсы;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащего­ся, теоретико-литературные знания.




Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Региональный компонент

Введение

1

-

1

-

Устное народное творчество

6

-

2

2

Из древнерусской литературы

1

-

-

-

Из русской литературы

ХVIII века

1

-

-

1

Из русской литературы

XIX века

30

2

1

1

Из русской литературы

XX века

22

2

2

3

Зарубежная литература

5

-


2

-

Резервные уроки

2

-

-

-

Всего часов

68

4

8

7




СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА



Введение (1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество (6ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.


Из древнерусской литературы (1ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).


Из литературы XVIII века (1ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века (30ч)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.


Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).


Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).


Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Из литературы XX века (22ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).


Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Есенин на Севере.


Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).


Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).


Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.


Писатели улыбаются.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Из зарубежной литературы (5ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.


Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.


Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА


В результате изучения литературы в 5 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

  • создавать сочинения-миниатюры по картине.












Словари и справочная литература:

  • Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1994.

  • Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.:Русский язык, 1994.

  • М.А. Надель- Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г. Ростов -на-Дону, «Феникс», 1995г. .

  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995.

  • Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994.

  • Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю. Шведова


Список литературы для учащихся:

  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.

  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  • Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

  • Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б .Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.


Список литературы для учителя:

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  • Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебни­ку-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экза­мен», 2006.

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

  • Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  • Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  • Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.





Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата проведения


ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1

В. Ч.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1

Введение понятий форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, литература

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги;

Уметь находить в учебнике-хрестоматии информацию

План статьи учебника, ответы на вопросы, тести­рование, выяс­няющее уровень восприятия книг, прочитанных летом

Пересказ учебной статьи по плану; выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ЧАСОВ)

В. Ч. Р.К.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Русский Север – сокровищница фольклора.

1

Введение понятий фольклор, малые жанры фольклора. Знакомство с фольклором русского Севера.

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки;

Уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Выразительное чтение

С.8 - вопросы 1,2


Сказка как вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1

Введение понятий волшебная, бытовая сказка и сказка о животных

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»;

Уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки

Чтение сказки, выписывание постоянных эпитетов

С.8-25 - задание 7, проект.


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка

героического содержания.

1

Элементы волшебной сказки, герои и чудеса, сравнение, гипербола

Знать, к какому виду сказок относится сказка

Уметь определять особенности волшебной сказки


С.28-36, прочитать, пересказ


Народное представление о справедливости в сказке о животных «Журавль и цапля».

1

Особенности сказки о животных

Знать, к какому виду сказок относится сказка

Уметь определять особенности сказки о животных


С.38-39, задание 2


Народное представление о добре и зле в бытовой сказке «Солдатская шинель».

1

Бытовая сказка и ее особенности

Знать, к какому виду сказок относится сказка

Уметь определять особенности бытовой сказки


С.40-41, подготовить сказку для устного сказывания


В. Ч. Р. К.

Сказки С.Г. Писахова «Северное сияние», «Морожены песни» и др.

1

Знакомство с северным сказителем С.Г. Писаховым и его творчеством. Близость сказок Писахова к народным сказкам, их язык и художественное своеобразие.

Знать выразительные средства языка

Уметь анализировать произведение

Связный

рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план

Творческая работа.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ЧАС)

1

Герои летописного сказания в повести «Подвиг отрока — киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Введение понятий летопись, древнерусская литература

Знать особенности летописи

Уметь отличать летопись от произведений других жанров

прослушивание текста сказания по

фонохрестоматии, ответы на вопросы

С.50, задания 2-5


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ЧАС)

1

Р.К.

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились

вместе два Астронома в пиру».

1

Введение понятий роды и жанры литературы

Знать роды и жанры литературы

Уметь приводить примеры жанров

Выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание

Записать примеры произведений различных жанров.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 ЧАСОВ)

Иван Андреевич Крылов (3 часа)

Русские басни. Басня как литературный жанр.

1

Введение понятий басня, мораль, аллегория

Знать элементы басни

Уметь отличать басню от произведений других жанров

Чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

Электронный проект.


Аллегорическое отражение исторических событий в басне

"Волк на псарне".

1

Введение понятия эзопов язык

Знать элементы басни

Уметь отличать басню от произведений других жанров

Анализ басни

Наизусть


И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

1

Закрепление понятий басня, мораль, аллегория, эзопов язык

Знать элементы басни

Уметь отличать басню от произведений других жанров

Чтение по ролям басни, ответы на вопросы

Инсценирование басни по выбору


Василий Андреевич Жуковский (2 часа)

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

Введение понятия литературная сказка

Знать признаки литературной сказки

Уметь отличать сказку литературную от народной

Выразительное чтение, устное словесное описание

С.69-79, иллюстрация


Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

1

Введение понятия баллада

Знать признаки баллады

Уметь отличать балладу от произведений других жанров

Характеристика героев

С.81-85, вопрос 7


Александр Сергеевич Пушкин (4 часа)

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

1

Введение понятия стихотворная и прозаическая речь

Знать основные факты биографии поэта

Уметь рассказывать историю жизни

Анализ стихотворения

Проект «Сказки Пушкина»


А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1

Развитие понятия стихотворная и прозаическая речь, литературная сказка

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки;

Уметь отбирать материал для характеристики героев

Сопоставление, сравнительная характеристика мачехи и падчерицы, царицы-матери, выборочный пересказ эпизодов

С.92-109, выразительное чтение


Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Введение понятий ритм, рифма, строфа

Знать определение понятий ритм, рифма строфа; Уметь находить разницу между прозаической и стихотворной речью

Анализ лирического произведения

С.111-113, выучить определения, составить мини-викторину по сказкам


«У лукоморья…» - вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

1

Представление героев Пушкиным и режиссером фильма

Знать сюжет поэмы

Уметь сравнивать литературное произведение и киноленту

Сравнительная характеристика

Отрывок наизусть


Михаил Юрьевич Лермонтов (2 часа)

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

Введение понятий метафора, звукопись, аллитерация

Знать основные факты биографии поэта, историческую основу стихотворения

Уметь уметь определять средства художественной выразительности и их роль

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

Отрывок наизусть


Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Развитие понятий метафора, звукопись, аллитерация, сравнение, гипербола, эпитет

Знать особенности выразительных средств

Уметь находить выразительные средства в стихотворении

Выразительное чтение наизусть

С.170, устный отзыв о произведении


Николай Васильевич Гоголь (2 часа)

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

Развитие представлений о юморе, фантастике, введение понятия повесть

Знать особенности повести

Уметь отличать реальное и фантастическое в повести


Чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, анализ текста

С.174-184, подробный пересказ


Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место».

1

Развитие понятия повесть, роды и жанры литературы

Знать сюжет произведения, героев

Уметь находить

реальное и фантастическое

Выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, событий, характеров главных героев

Составить викторину по повести


Николай Алексеевич Некрасов (2 часа)

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

1

Развитие понятий метафора, звукопись, аллитерация, сравнение, гипербола, эпитет

Знать особенности выразительных средств

Уметь находить выразительные средства в стихотворении, определять их роль

Чтение и восприятие стихотворения, ответы на вопросы, устное рисование

С.187-191, вопросы 1-4


Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей.

1

Развитие понятий метафора, звукопись, аллитерация, сравнение, гипербола, эпитет

Знать особенности выразительных средств

Уметь находить выразительные средства в стихотворении, определять их роль

Анализ лирического произведения

Отрывок наизусть


Иван Сергеевич Тургенев (6 часов)

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1

Развитие понятия повесть, роды и жанры литературы

Знать основные факты биографии писателя, историческую основу произведения

Уметь уметь составлять план в соответствии с рассказом

Составление плана статьи, ответы на вопросы

С.208-221, вопрос 4


История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

Развитие понятия повесть, литературный герой, портрет, пейзаж

Знать историю отношений Герасима и Татьяны

Уметь сравнивать героев

Сравнительная характеристика главных героев

С.221-235, вопрос 3


Герасим и Муму. Счастливый год.

1

Развитие понятия повесть, литературный герой, портрет, пейзаж

Знать историю отношений Герасима и Муму

Уметь составлять характеристику героя

Характеристика героя, обсуждение плана основных событий

С.235-241, вопросы 1, 5


Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1

Развитие понятия повесть, литературный герой, портрет, пейзаж

Знать сюжет повести

Уметь аргументированно отвечать на вопросы

Выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, поиск ответа на проблемный вопрос

Составить кроссворд


Духовные и нравственные качества Герасима.

1

Сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие героя

Знать историю отношений Герасима и Муму

Уметь составлять характеристику героя

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

Подготовка к сочинению


Р. Р.

Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

1

Структура сочинения – повествования с элементами описания

Знать структуру написания сочинения, содержание рассказа

Уметь красиво и грамотно излагать свои мысли

Написание со­чинения

Сообщение об А. Фете


Афанасий Афанасьевич Фет (1 час)

1

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Развитие понятий метафора, звукопись, аллитерация, сравнение, гипербола, эпитет

Знать особенности выразительных средств

Уметь находить выразительные средства в стихотворении

Выразительное чтение стихотворения

Наизусть


Лев Николаевич Толстой (4 часа)

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Введение понятия сюжет, развитие понятий рассказ, быль

Знать основные факты биографии писателя, историческую основу произведения

Уметь составлять план в соответствии с рассказом

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, составление плана

С.249-258, прочитать, охарактеризовать героев


Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

1

Развитие понятия повесть, литературный герой, портрет, пейзаж

Знать историю взаимоотношений Жилина и Костылина

Уметь сравнивать образы главных героев

Сравнительная характеристика главных героев

С.258-269, проект


Странная дружба Жилина и Дины.

1

Развитие понятия повесть, литературный герой, портрет, пейзаж

Знать историю взаимоотношений Жилина и Дины

Уметь сопоставлять героев, формулировать выводы

Поиск ответа на проблемный вопрос: Почему Дина помогала Жилину?

С.269-274, чтение по ролям


Р. Р.

Подготовка к написанию сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Структура сочинения – повествования с элементам описания

Знать структуру написания сочинения

Уметь грамотно и связно излагать свои мысли

Составление плана работы, подбор цитат

Написать сочинение


Антон Павлович Чехов (2 часа)

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

Развитие понятия рассказ, литературный герой, юмор

Знать основные факты биографии писателя, историческую основу произведения

Уметь аргументированно отвечать на вопросы

Чтение и анализ рассказа

С.279-283, чтение по ролям


Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

1

Развитие понятия рассказ, литературный герой, юмор

Знать сюжет рассказа

Уметь анализировать произведение, выразительно читать

Выразительное чтение по ролям, анализ произведения

С.287-298, выразительное чтение


Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (2 часа)

Образы природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З.Суриков

1

Закрепление понятий выразительные средства языка, ритм, рифма, строфа

Знать выразительные средства языка

Уметь анализировать произведение, выразительно читать

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

Наизусть


В. Ч. Р. К.

Поэзия Севера. Творчество Ольги Фокиной.

1

Знакомство с биографией и творчеством северной поэтессы О.Фокиной. Закрепление понятий выразительные средства языка, ритм, рифма, строфа

Знать выразительные средства языка

Уметь анализировать произведение

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

Сообщение о Бунине


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ЧАСА)

Иван Алексеевич Бунин (1 час)

1

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

1

Развитие понятия рассказ, роды и жанры литературы

Знать историю создания рассказа

Уметь слышать интонацию актера, читающего текст

Прослушивание актерского чтения, работа по вопросам с.10

С.4-9, подробный пересказ


Владимир Галактионович Короленко (5 часов)

В.Г.Короленко. Слово о писателе. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Введение понятия композиция, развитие понятий сюжет, повесть

Знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; Уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

Выборочное чтение эпизодов романа, осмысление сюжета, составление плана

С.12-25, вопрос 3


Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1

Последова­тельность рас­крытия темы. Художествен­ные средства, с помощью кото­рых автор рас­сказывает о своих героях

Знать сюжет произведения

Уметь составлять характеристику героя

Выборочное чтение эпизодов, составление характеристики главных героев

С.25-36, составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе


Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1

Введение понятия кульминация

Знать сюжет произведения

Уметь анализировать эпизод

Чтение по ролям, анализ эпизодов

С.36 – ответить на вопросы


Путь Васи к правде и добру.

1

Структура сочинения – повествования с элементам описания, выразительные средства языка

Знать сюжет произведения

Уметь составлять характеристику героя

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

Подготовка к сочинению


Р. Р.

Сочинение по повести «В дурном обществе».

1

Структура сочинения – повествования с элементам описания

Знать структуру написания сочинения

Уметь грамотно и связно излагать свои мысли

Написание сочинения

Сообщение о С. Есенине


Сергей Александрович Есенин (1 час)

1


С.А.Есенин. Слово о поэте. Есенин на Севере. Образ родного дома в стихах Есенина.

1

Развитие понятий метафора, звукопись, аллитерация, сравнение, гипербола, эпитет

Знать особенности выразительных средств

Уметь находить выразительные средства в стихотворении

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

Наизусть


Павел Петрович Бажов (2 часа)

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. Сказ «Медной горы Хозяйка».

1

Введение понятия сказ как жанра литературы

Знать особенности сказа, отличие его от сказки

Уметь анализировать прозаическое произведение

Выразительное чтение

С.53-62, задания 2,3,7


В.Ч.

Северные сказители.

Б.В.Шергин «Сказ об Авдотье - рязаночке».

1

Развитие понятий метафора, эпитет, сказ. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

Знать особенности сказа, отличие его от сказки

Уметь видеть реальное и фантастическое в сказе, анализировать текст

Анализ текста, ответы на вопросы

С.63, задания 8,9


Константин Георгиевич Паустовский (2 часа)

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке Паустовского «Теплый хлеб».

1

Закрепление понятия литературная сказка,

реальное и фантастическое

Знать особенности сказки, отличие ее от произведений других жанров

Уметь видеть реальное и фантастическое в сказке, анализировать текст

Чтение и анализ сказки

С.67-75, подробный пересказ, задание 2


Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

1

Развитие понятий метафора, звукопись, эпитет, сравнение, гипербола, сказка

Знать особенности сказки, отличие ее от произведений других жанров

Уметь анализировать текст

Чтение и анализ сказки

С.76-81, выразительное чтение


Самуил Яковлевич Маршак (2 часа)

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка.

1

Введение понятия драма, пьеса - сказка

Знать особенности драматического произведения

Уметь читать пьесу

Чтение по ролям

С.84-98, ролевое чтение


Художественные особенности пьесы-сказки.


1

Представление героев Маршаком и режиссером мультфильма

Знать сюжет пьесы - сказки

Уметь сравнивать литературное произведение и киноленту

Сравнительная характеристика

Составить кроссворд, тест (по выбору)


Андрей Платонович Платонов (2 часа)

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика.

1

Развитие понятия рассказ, роды и жанры литературы

Знать основные факты биографии писателя

Уметь уметь связно рас­сказывать о героях

Характеристика героя

С.104-111, выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом


Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

Развитие понятия рассказ, роды и жанры литературы

Знать историю создания рассказа

Уметь слышать интонацию актера, читающего текст

Прослушивание актерского чтения, работа по вопросам с.112

Сообщение об Астафьеве


Виктор Петрович Астафьев (4 часа)

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро».

1

Введение понятия автобио-

графичность литературного произведения

Знать основные факты биографии писателя

Уметь рассказывать историю жизни Астафьева, историю создания рассказа

Чтение рассказа, анализ текста

С.114-125, что помогло Васютке выжить?


Поведение Васютки в лесу, основные черты характера героя.

1

Развитие понятия автобио-

графичность литературного произведения

Знать сюжет рассказа

Уметь составлять характеристику героя

Характеристика героя

С.125-140, что оказалось во время странствий самым тяжелым, почему?


«Открытие» Васюткой нового озера.

1

Развитие понятия рассказ, роды и жанры литературы

Знать сюжет рассказа

Уметь рассказывать историю Васютки

Пересказ эпизода, выразительное чтение

С.141, задания 1-5


Р. Р.

Подготовка к сочинению по рассказу «Васюткино озеро».

1

Структура сочинения – повествования с элементам описания, выразительные средства языка

Знать сюжет произведения

Уметь составлять характеристику героя

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

Сочинение


Поэты о Великой Отечественной войне (1 час)

1


Война и дети в стихотворениях К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

1

Развитие понятий метафора, звукопись, эпитет, сравнение, гипербола

Знать историю создания произведений о войне

Уметь декламировать стихи

Выразительное чтение стихотворений

Наизусть


Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (1 час)

1

Р.К.

Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России в стихотворениях И.Бунина, А.Прокофьева, Д. Кедрина, Н.Рубцова, Дон Аминадо.

1

Закрепление понятий выразительные средства языка, ритм, рифма, строфа

Знать выразительные средства языка

Уметь анализировать произведение, выразительно читать

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

Анализ стихотворения, проект


Писатели улыбаются (1 час)

1

В. Ч.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

Развитие понятия рассказ, литературный герой, юмор

Знать сюжет рассказа

Уметь логично излагать свои мысли

Анализ рассказа, ответы на вопросы

С.159-172, краткий пересказ


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ЧАСОВ)

Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

1

Закрепление знаний о балладе как жанре литературы

Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе;

Уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы

С.178-181, выразительное чтение баллады


В.Ч.

Д. Дефо

«Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

Закрепление понятия робинзон, робинзонада

Знать сюжет произведения

Уметь составлять характеристику героя

Выборочное чтение эпизодов романа, составление характеристики главного героя

С.194, задание 5


Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

1

Элементы волшебной сказки, герои и чудеса, сравнение, гипербола

Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена –сказочника

Уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями

Характеристика персонажей, чтение по ролям

Ответы на вопросы учебника (с.225)


В.Ч.

М. Твен

«Приключения Тома Сойера».

1

Представление героев М. Твеном и режиссером фильма

Знать сюжет произведения

Уметь сравнивать литературное произведение и киноленту

Сравнительная характеристика

С.257, задание 5


Д.Лондон «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка.

1

Развитие понятия рассказ, роды и жанры литературы

Знать сюжет произведения

Уметь анализировать произведение, выразительно читать

Чтение по ролям

С.259-268, объяснить смысл последней фразы рассказа



Резервный урок

1







Резервный урок.

1









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа "Литература 5 класс"

Автор: Кучумова Елена Васильевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства