«___» августа 2018г.«__ » августа__ 2018г «_ _» августа _2018г.__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русской литературе для 6 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Жбанова Елизавета Ивановна
2018г.
Рабочая программа по русскому литературе для 6класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 5-е издание, М.: Просвещение,2012год, основной образовательной программы образовательного учреждения, базисного учебного плана филиала МБОУ «Сузгарьевская СОШ» МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского муниципального района, в котором на изучение предмета «Литература»» в 5 классе выделено 102 часа (из расчета 3 часа в неделю).
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами учащихся в 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел II. Содержание программы учебного курса.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
4
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы ХVIII века
3
Из русской литературы XIX века.
52
Из русской литературы XX века.
28
Зарубежная литература.
11
Повторение пройденного.
1
Всего часов
102
Введение. 1ч. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 3 ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 52 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».
единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 28ч.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 12ч.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
III. Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Количество часов
По плану
фактически
1
Художественное произведение. Содержание и форма.
1
2
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
1
3
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.
1
4
Загадки
1
5
Контрольная работа №1 по теме УНТ
1
6
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».
1
7
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
1
8
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
1
9
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
1
10
И. А. Крылов. «Осел и Соловей».
1
11
Контрольная работа №2 по теме «Басни»
1
12
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»
1
13
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».
1
14
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».
1
15
Лирика Пушкина
Двусложные (ямб, хорей).
1
16
А. С. Пушкин.
«Барышня-крестьянка»
1
17
Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».
1
18
Проект. Читательская конференцию по теме повести Белкина.
1
19
Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
1
20
Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
21
Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
22
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
1
23
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский
1
23
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
25
Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
26
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
1
27
Авторское отношение к героям повести «Дубровский»
1
28
Обобщение по теме «Дубровский».
1
29
Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
1
30
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».
1
31
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
1
32
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
1
33
Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
1
34
Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
1
35
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
36
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
37
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
1
38
Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).
1
39
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
1
40
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
1
41
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
1
42
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
1
43
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
1
44
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
1
45
Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
1
46
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
47
Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
48
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
49
Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.
1
50
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
1
51
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
1
52
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
1
53
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
1
54
Сказовая форма повествования.
1
55
Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
1
56
А.П. Чехов. Литературный портер писателя.
1
57
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
1
58
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
1
59
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
1
60
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
1
61
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
1
62
Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века
1
63
А.И.Куприн «Чудесный доктор».
1
64
Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»
1
65
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
1
66
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
1
67
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
68
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
69
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
1
70
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
1
71
Д.С. Самойлов. «Сороковые».
1
72
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
73
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
1
74
Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
1
75
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
1
76
Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
1
77
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
1
78
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1
79
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
80
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
1
81
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
1
82
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
1
83
Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.
1
84
Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».
1
85
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
1
86
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
87
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1
88
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1
89
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.
1
90
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
1
91
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
1
92
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».
1
93
Геродот. «Легенда об Арионе».
1
94
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
1
95
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
1
96
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
1
97
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
1
98
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
1
99
Превосходство естественной, жизни устоев над цивилизованной с ее порочными нравами.
1
100
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
1
101
Утверждение всечеловеческих истин. Понятие о притче
1
102
Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения