Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс (Коровин)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1 БРЯНСКОГО РАЙОНА»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
образовательной области
«Филология. Русский язык и литература»
(протокол от______________№__________)
Руководитель МО
________________ А. А. Дунина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Лицей №1
Брянского района»
_______________ О.С.Морозова
«___»___________2018 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Лицей №1
Брянского района»
от_____________№____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
8 класс
Год реализации: 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы:
Литература. Рабочие программы.
5-9 классы/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др.
– М.: Просвещение, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-примерной программы Министерства образования и науки РФ с учетом авторских рекомендаций по тематическому планированию материала В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева (Литература. Рабочие программы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016 г.).
Рабочая программа опирается на УМК:
Учебник «Литература. 8 класс» в 2 частях Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. -М.: Просвещение, 2019.
Место учебной дисциплины в базисном учебном плане образовательного учреждения
Рабочая программа по литературе 8 класса составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей 1 Брянского района» и рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Планируемые результаты освоения учащимися 6 класса учебного предмета «Литература» (Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживаниячувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Содержание курса «Литература»
В связи с тем, что для 8 класса программа рассчитана на 2 часа в неделю (35 недель), а также в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в содержание курса внесены изменения.
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представлс ния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
Тематическое планирование
№ п\п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
в том числе контрольных работ
в том числе поразвитию речи
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
2
3
Из древнерусской литературы
2
4
Из литературы XVIII века
3
1
5
Из литературы XIX века
35
4
6
Из русской литературы XX века
15
1
7
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
3
8
Русские поэты о Родине, родной природе
2
9
Из зарубежной литературы
7
1
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8-м классе (70 часов)
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Примечание
План
Факт
1.
Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
1
Устное народное творчество (2ч.)
2.
Отражение жизни народа в народной песне. «В темном лесе», «Вдоль по улице метелица метет…». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.
1
3.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
1
Из древнерусской литературы (2 ч.)
4.
Из « Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А. Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
1
5.
Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 18 века.
1
Из литературы 18 века(3ч.)
6.
Д. И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
1
7.
Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии
1
8
Контрольная работа №1 по древнерусской литературе, литературе 17 века и комедии Д. И. Фонвизина.
1
Из литературы 19 века (34 ч.)
9.
И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басен. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
1
10.
Вн.чт .И.А.Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова.
1
11.
К.Ф.Рылеев. Краткий рассказ о поэте. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.
1
12.
А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме. «Туча» - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновение…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
1
13.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
1
14
«История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.
1
15.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера.
1
16.
Маша Миронова – нравственная красота героини.
1
17.
Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.
1
18.
Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.
1
19.
Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.
1
20-21
Р\р Подготовка к сочинению. Сочинение по роману «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
2
22.
Вн. чт. А.С.Пушкин « Пиковая дама». Проблема «человек и судьба». Смысл названия повести. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.
1
23.
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Мцыри» как романтическая поэма . Романтический герой.
1
24.
Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет .Исповедь героя как композиционный центр поэмы.
1
25
Образ монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Романтически-условный историзм поэмы.
1
26
Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
1
27.
Р\р Подготовка к домашнему сочинению по поэме.
1
28.
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Отношение современной писателю критики к комедии.
1
29
Разоблачение пороков чиновничества. Цель – высмеять « все дурное в России».
1
30
Хлестаков и « миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.
1
31.
Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.
1
32
Р\ р Сочинение по комедии Н.В.Гоголь «Ревизор»
1
33.
Н.В. Гоголь « Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.
1
34.
Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостояшего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
1
35.
М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя, бичующего основанный на бесправии строй.
1
36.
Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
1
37.
Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
1
38.
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий.
1
39.
Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя.
1
40.
Р\р Сочинение по рассказу «После бала» Л. Н.Толстого.
1
41.
Поэзия родной природы
1
42
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.
1
43
Вн. чт. А.П.Чехов «Душечка». Истинное и ложное в человеческих отношениях.
1
Из литературы 20 века (15ч)
44.
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных проявлениях. Психологизм прозы писателя.
1
45
А.И.Куприн «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
1
46.
А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание.
1
47.
Вн.чт .Образ Родины в лирическом цикле А .А .Блока «На поле Куликовом»
1
48-
49
С.А.Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев» Поэма на историческую тему. Характер Пугачева.
2
50
И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическим
1
51
Вн.чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник». М.Зощенко «История болезни».
1
52
М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
1
53.
А.Т. Твардовский . Краткий рассказ о поэте. «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.
1
54.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина.
1
55.
Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.
1
56.
Юмор. Язык поэмы. Композиция поэмы. Восприятие читателями – фронтовиками.
1
57.
Р/р Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
1
58.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания гуманизма в душах солдат , вернувшихся с войны.
1
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (3ч.)
59-60
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», В.Высоцкий «Песня о земле»).
2
61.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.
1
Русские поэты о Родине, родной природе (2 ч)
62.
Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное», Н.Рубцов «По вечерам».
1
63.
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Общее и индивидуальное в произведениях русских писателей.
1
Из зарубежной литературы (7ч.)
64.
У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульета – символ любви и жертвенности.
1
65.
У. Шекспир. «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Сонеты. В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.
1
66.
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (обзор). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.
1
67.
Д.Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
1
68.
В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман.Средневековая Англия В романе.
1
69
Тестирование по теме:»Повторение изученного в 8 классе».
1
70
Анализ контрольной работы. Рекомендательный список литературы для летнего чтения.