Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Час чтение»»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Пятисотенная средняя школа
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
_________________________
протоколот «__»_______20__
№______
Руководитель ШМО
___ /___________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
__________ Е.Ф.Смирнова
«____»___________20__ г
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ Пятисотенной СШ
___________С.Н.Фрилинг
Приказот «___»_________20__ г
№______
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Час чтение»
Направление общекультурное
для 5-6 класса
учителя Русиной Натальи Ивановны
Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Час чтения» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа курса «Час чтения» составлена на основе авторской программы Сторожевой Т.Ю. (учителя высшей категории МБОУ «СОШ №8 г. Петровска МСаратовской области», старшего методиста ГАОУ ДПО «СарИПКИПРО»), Горох Н.Г. (учителя высшей категории МБОУ «СОШ с. Ключи» Лысогорского района Саратовской области) с учётом «Регионального списка 100 книг» Ульяновской области (опубликован 07.02.2013 г. на сайте Министерства образования Ульяновской области (http://www.minobr.ulgov.ru/news/4813/)).
«Региональный список 100 книг» рекомендован для использования при организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися. Реализация и позиционирование данного проекта представляется важным для возрождения читательского интереса и традиций чтения в Ульяновской области.
Ценность программы«Час чтения» заключается в том, что учащиеся получают возможность познакомиться с русской и зарубежной литературой XIX-XI веков, что сегодня является насущной необходимостью.
Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая сегодня должна «читать» детям.
Научные исследования подтверждают, что чтение детям вслух:
помогает установить контакт между детьми и взрослыми,
обеспечиваетнеобходимоеэмоциональноеразвитие,
обогащает словарный запас, развивает память и воображение,
учитдумать, концентрироватьвнимание,
способствуетразвитиюсамоуважения,
расширяетзнания,
облегчает процесс учёбы, улучшает успеваемость в школе,
помогаетвоспитаниюморальныхценностей,
отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером,
нейтрализует негативное влияние массовой культуры,
нацеливает на получение новых знаний.
Кроме того, чтение вслух
стимулирует умственное развитие детей,
способствует познанию мира и себя самих,
совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода,
любовь к чтению не является врожденной. Нужно приобщать ребёнка к этой любви, читая ему каждый день,
для ребёнка чтение всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением1.
При этом учащиеся учатся слушать, воспринимать текст на слух, принимать участие в дискуссии, выражать свою точку зрения, но главная ценность – это ценность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Актуальность программыосновывается на реализации требований ФГОС, где даётся понятие «смысловое, успешное чтение», представляющее собой особую форму организации деятельности обучающихся. Аналогичные программы есть во многих библиотеках, но, к сожалению, нужно признать, что библиотека не может решить эти проблемы. Это должна быть программа, охватывающая всех школьников, а значит реализовываться она должна в школе. Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально неразвитыми, малограмотными. Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.
Все существующие вопросы сводятся к одной главной проблеме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе. По словам В.А. Сухомлинского, «школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».
К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд.
Однако чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.
Цель программы «Час чтения» – научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.
Главная задача – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Общая характеристика программы
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Кроме того, в ФГОС школы чётко определено: «В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)».
Программа «Час чтения»даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален).
Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Основные принципы реализации программы:
научность,
доступность,
добровольность,
субъектность,
деятельностный и личностный подходы,
преемственность,
результативность,
партнерство,
творчество и успех.
Для громкого чтения могут быть отобраны и книги научно-популярные. Здесь критерием отбора служат достоверность сведений, доступность изложения и высокий художественный уровень повествования.
Чтобы определить художественную ценность произведения, сам учитель должен быть эстетически развит. Известному исследователю литературы Михаилу Бахтину принадлежит высказывание, что эстетически развитым человеком следует признать того, кто способен к сотворческим отношениям с писателем. В результате такого сотворчества и тот, и другой создают художественный образ. Но чтобы писательский и авторский образы совпали в главном (конечно, полностью они совпасть никогда не могут: читатель – другой человек), необходим особый диалог между автором и читателем. Как любое общение, он чреват непониманием, невозможен без обмена точками зрения. То есть писатель пишет для того, чтобы быть понятым, и расставляет в тексте особые «вехи», по которым читатель сможет творить художественный образ и сопереживать автору. А развитый читатель должен быть в состоянии замечать эти «вехи» и по ним создавать художественный образ. Он также должен воспринимать те авторские мысли и чувства, которые этот образ выражают. Читатель – собеседник писателя может принять авторскую позицию, если она ему близка, а может отвергнуть как неприемлемые и такой образ мира, и его оценки, остро осознав своё отличие от автора.
Методы проведения занятий
По структуре «час чтения» состоит из трех основных блоков:
1. Вступительная беседа.
2. Собственно чтение.
3. Беседа после чтения и творческие задания.
Последовательность блоков может варьироваться. Продолжительность чтения зависит от возраста детей.
Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.
Описание места курса
Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Я читаю…», где он предлагает произведение, найденное им в течение года, и сам читает его вслух.
Универсальность программы заключается в том, что работать по ней можно, начиная с любого класса, можно менять произведения, учитывая специфику класса.
Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю.
После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
•искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
• учиться обнаруживать и формулировать проблему;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работать по составленному плану,
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
• предполагать, какая информация нужна;
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Планируемые результаты изучения.
Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированностьнавыкоф коммуникативной. Учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного или др.
Предлагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся должны научиться
- видеть проблемы
- ставить вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определение понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперименты
- делать умозаключения и выводы
- структурировать материал
- готовить тексты собственных докладов
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и родина
Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки). Поэтичные этюды о людях и природе современной деревни русской земли
Иван Шмелёв «Русская песня». Что такое Родина. С чего начинается Родина?
Человек и школа
Москвина Марина «Моя собака любит джаз». Рассказы смешные, фантастические, остросюжетные. Герой их, Андрюха Антонов, — удивительный человек. Достаточно взглянуть на мир его глазами, и мир переворачивается с ног на голову. А может быть, наоборот, благодаря Андрюхе и его сногсшибательным приключениям все встает на свои места, и наступает вселенская гармония.
Т. Крюкова «Веселая перемена». В книгу вошли весёлые рассказы о современной школе. Времена меняются, но в серьёзной школьной жизни с её вечными проблемами: конфликтами с учителями, невыученными уроками, двойками по поведению – всегда есть место для смеха.
М. Дружинина «Дело чести». Истории школьной жизни.
Л. Каминский «Урок смеха». Интересные и поучительные истории о школьниках, о дружбе.
Ирина Антонова «Эксперимент». Интересные и поучительные истории о школьниках.
Человек и семья
М. Самарский «Сирота». Семья. Родители, бабушка, потери.
Э. Шим «Ребята с нашего двора». Повесть в новеллах о современных мальчишках и девчонках, людях беспокойной совести и активного добра. Стремление помочь человеку, папавшего в беду, будь то больной сосед или забравшиеся на крышу ребятишки наполняет их жизнь приключениями и романтикой.
Любовь Воронкова «Девочка из города» (отрывок). Повествование о девочке, которая потеряла в годы войны всю семью, и о том, как приняла её новая семья.
Человек и его выбор
Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). Эта книга – о судьбе девочки-пионерки Зины Стрешневой. У неё умерла мать. Потерять так рано мать – само по себе тяжёлое горе. Но Зине, старшей сестре, пришлось принять на себя заботу о хозяйстве, о младших братишке и сестрёнке, постараться сохранить тот же уклад жизни, что был и при матери. Для этого нужно большое мужество, и этого мужества у девочки не всегда хватало. Эта книга – о дружбе настоящей и ненастоящей, о мужестве и долге.
Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Обманутый на рынке, деревенский парень Вася Куролесов решает найти и проучить своего обидчика, но в результате опять обманут и оказывается в милиции. Он узнаёт, что столкнулся с серьёзными бандитами и присоединяется к милиционерам для их поимки.
Рождественские рассказы
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.
Человек и природа
Ю. Казаков. «Арктур – гончий пёс». История слепого гончего пса Арктура. Ему пришлось пройти через море трудностей и не потерять при этом уверенности в себе. Наоборот, Арктур сумел проявить лучшие качества и таланты, заложенные в нём природой, и доказать любящим его людям, что потеря зрения – не является потерей самого главного в жизни!
Житков Борис Степанович «Мангуста». Правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангуст на большом корабле.
Михаил Самарский «Формула добра». Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.
Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»). Милосердие, внимание к окружающему нас миру.
Полина Уханова «Ночной переполох». Братья наши меньшие рядом с нами.
Евгений Пермяк «Некрасивая елка». Волшебный мир природы
Защитники Отечества
С.Т. Романовский «Александр Невский». Книга повествует о жизни русского полководца Александра Невского (1220–1263), который возглавил русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами.
С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)»(на выбор учителя). Рассказы о том, как 900 дней и ночей находился Ленинград во вражеской блокаде, как выстоял и победил фашистов.
С. Алексеев «Московская битва (1941–1942)»(на выбор учителя). Рассказы о том, как советские войска остановили наступление фашистов на Москву и нанесли им первый сокрушительный удар.
Мама, бабушка
Валентина Осеева «Бабка». Отношение к бабушке.
А. Дорофеев «А Германа всё нет». Взаимоотношения матери и сына. Проблема взаимопонимания в семье.
Человек и искусство
Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера». Лирическая повесть о музыке и музыкантах — в старину и в наши дни.
«И помнит мир спасенный»
Сергей Алексеев «Папка». Тема памяти.
Юрий Яковлев «Салют». Тема памяти.
С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)». Рассказы о последней битве Великой Отечественной войны и полном разгроме фашистов нашими войсками.
Илья Миксон «Жила, была». Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе.
Проект «Я читаю….»
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и родина
И.С. Шмелёв «Пасха» (глава из повести «Лето Господне»). Восприятие реальной жизни глазами ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев. Язык Шмелёва – это живая народная речь, отражение души России.
И.С. Шмелёв «Весенний плеск». Понятие антитезы. Противопоставление чужого мира и родного. Образ России в красках, звуках, запахах. Картины Кустодиева как выражение духа России.
Человек и школа
Ю. Бондарев «Простите нас». Тема памяти. Что значит для человека учитель? Проблема совести, долга, благодарности. Чувство стыда, вины перед учительницей. Раскаяние, возвращение героя к себе, понимание, что в своих успехах он обязан не только себе, своему таланту, но и учителям.
В. Солоухин «Мститель». Тема взаимоотношений школьников. Сложная ситуация выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Чувства обиженного человека.
В.Железняков «Чучело». Грустный, лирический и в то же время жестокий рассказ о доброй, искренней девочке, прозванной одноклассниками «чучелом». Впервые в жизни ей пришлось столкнуться с подлостью и предательством. Но…
Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Петроград времён 20-х годов прошлого века. Гражданская война породила огромное количество беспризорников в стране. Некоторые из них попадают в ШКИД – Школу социально-трудового воспитания имени Достоевского. Группа озлобленных подростков не видит в этом заведении ничего особенного, многие из них прошли через десятки таких учреждений и вконце всегда сбегали. Не сразу они осознали и почувствовали, что с этой школой у них всё сложится по-другому. Это повесть правдивая и временами жёсткая, это также повесть весёлая, забавная, смешная и временами очень грустная. И наконец это повесть молодых людей призванная помочь таким же как они сами ребятам.
В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей». Уникальное собрание биографий самых известных людей планеты.
Человек и семья
Владимир Солоухин «Подворотня». «Подворотня» – это и счастливый мир детства, и хрупкость детского счастья. Лиричность повествования. Повествование от первого лица как способ ярче, точнее передать внутренний мир ребёнка, его переживания. Психологизм рассказа. Мастерство писателя, его умение увидеть и передать красоту в простом и обыденном.
Людмила Улицкая «Бумажная победа». Тема взаимоотношения детей. «Чепуховый» талант и добро матери как победа над жестокосердием, несправедливостью, закоренелой неприязнью. Проблема толерантности.
К. Воробьёв «Первое письмо». Два мира: взрослые и дети. Всегда ли взрослые правы? Хозяйственность маленького Трофимыча, нежелание жить за чужой счёт. Красота души маленького героя. Адам Егорович и Трофимыч как антиподы. Позиция автора рассказа.
Человек и его выбор
Л.П. Анисимова «Птица Радость». Проблема нравственного выбора человека. В чем радость жизни? Что есть счастье?
М. Самарский «Притворщик». Тема ответственности маленького человека за мир, в котором он живет. Умение оценивать свои поступки и их последствия.
Рождественские рассказы2
А.И. Куприн «Тапёр». Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений. Талант, терпение, скромность, трудолюбие маленького тапёра и, как вознаграждение, – встреча с великим музыкантом. Музыка Ф. Листа, А. Рубинштейна как часть рождественской истории.
Человек и природа
Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Тема взаимоотношения человека и животного. Материнская верность собаки. Собачья самоотверженность.
Виктор Астафьев «Деревья растут для всех». Природа как живое существо. Описание маленькой лиственницы. Пословицы, поговорки бабушки как кладезь русской речи. Потайной уголок главного героя.
Виктор Астафьев «Белогрудка». Тема бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим. Неоправданное вторжение человека в мир природы приносит беду и зверю, и человеку.
К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты». Дружба мальчика и птицы, родство всего живущего на земле, доброта человеческого сердца.
Ю. Казаков «Оленьи рога». Тема внутреннего преображения человека под влиянием природы. Меняющееся состояние героини. Одиночество и свобода как возможность обретения себя, своего «я». Мир сказок и чуда как противопоставление реальному миру.
Е. Носов «Тридцать зёрен». Тема взаимоотношений человека и природы. Проблема ответственности человека за мир, в котором он живёт. Умение оценить последствия своих поступков. Изменение отношения Синички к Человеку.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки. Раскаяние. Потребность исправить свои ошибки.
Защитники отечества
Ю. Хижняков «Партизанский фонарик». Война и дети. Тема подвига простых людей в годы Великой Отечественной войны. Верность мальчика данному матери слову. Взрослое осмысление своего положения в чужой семье. Умение принять нужное решение. Выдержка, терпение как верный путь к обретению семьи.
Мама, бабушка
Е. Носов «Лоскутное одеяло». Тема памяти. Трудная судьба русского человека. Искусство рукоделия, мастерство бабушки. Лоскутное одеяло как своеобразная родословная семьи. Речь бабушки – самоцветы русского народного сказа. Позиция автора в произведении.
В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе». Темаответственности по отношению к младшим, сила материнской любви.
Человек и искусство
А. Грин «Победитель». Тема искусства. Надежды, связанные с победой в конкурсе. Восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Проблема выбора: оставить скульптуру или уничтожить. Ответственность за принятое решение.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Тема искусства и влияния его на душу человека. Открытость Дагни, щедрость души и красота природы, отражённая в её глазах. Григ и его музыка. Звуки, живущие в доме Грига. Жизнь как возможность дарить любовь, добро, свет.
Р. Брэдбери «Улыбка». Связь литературы с живописью. Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)». Картины Б. Кустодиева, Ф. Гойи, А. Корзухина, Я. Йорданса, на которых запечатлены праздники. Государственная власть как поощрение разрушения, злобы, ненависти. Город в изображении писателя как груда развалин. Люди будущего, грубые, озлобленные, уничтожающие следы красоты и культуры. Потеря духовных ценностей – путь к катастрофе.
«И помнит мир спасенный»
Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Тема трагедии и великого подвига человеческого Духа, присущего не только взрослым, но и детям в годы Великой Отечественной войны. Связь между Таней Савичевой, девочкой военных лет, и Валей Зайцевой, живущей много лет спустя.
К. Воробьёв «Уха без соли». Проблема всепрощения в рассказе. Трогательные, трепетные взаимоотношения бывших военнопленных. Доброта, помогающая пережить унижение, страх, боль, смерть близких людей. Единение человека и природы. Умение «славянской души» прощать и сострадать.
Ф. Абрамов «Потомок Джима». Тема войны, блокады. Верность и преданность, жертвенность во имя близких. Проблема благодарности.
Проект «Я читаю….»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
Брозо Уильям Дж. «Это – первая книга, которую я прочёл от начала до конца»: как помочь детям найти путь к грамотности/ Уильям Дж. Брозо // Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 30–31.
Вдовина М. Часы чтения и игр/ М. Вдовина // Библиотека в школе. – 2002. – № 16.
Ветрова Тамара Викторовна. Читать интересно/ Ветрова Т.В.// Литература (ПС). - 2011. - № 13. - С. 8-9.
Выразительное чтение. О его роли в развитии речи /Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 101-105.// http://mei--blog.blogspot.ru/2011/04/blog-post_05.html
Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению: сборник / под ред. О. Громовой. – М.: Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе».Вып. 6 (18)).
Дивина Н.А У нас всё получится!/ Дивина Н.А.// Библиотека в школе. - 2011. - № 6.
Книги, помогающие жить: рекомендательный указатель литературы/ сост. Н.Е. Колоскова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серии «Библиотека в школе», «Здоровье детей», «Литература».Вып. 23).
Мяэотс О. Вся Польша читает детям./ О. Мяэотс// Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 13–14.
Обрезкова Е. Слишком быстро читается/ Е. Обрезкова// Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 16–17.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя).
Пантюхова Т.В. Летнее чтение – семейное чтение/ Н. Шаломова, Т.В. Пантюхова// Летнее чтение в детской и школьной библиотеке: из опыта работы. – М.: Чистые пруды,2007. - С. 24-27.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – «Стандарты второго поколения)
Школа как территория чтения [Текст]: Сборник статей/ Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного или др.