kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 7, 8, 9 классов (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ; Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М., Мнемозина, 2011 г. /.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7, 8, 9 классов (базовый уровень)»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ТЮМЕНИ




Рассмотрено

на заседании МО

протокол № ___

от «___» ____________ 201___г.

руководитель МО

_______________

Согласовано

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

_____________

«___» ____________ 201___г.


Утверждено

Директор МАВ(С)ОУ В(С)ОШ № 16 г.Тюмени

______________________


«___» ____________ 201___г.


Приказ №___ от «___» ____________ 201___г.









Рабочая программа

по литературе для 7, 8, 9 классов (базовый уровень)

вечерней (сменной) общеобразовательной школы


Срок реализации 3 года

Составлена на основе

программы по литературе для 5-11 классов

общеобразовательных учреждений(4 издание) под ред .Беленького Г.И., Лыссого Ю.И.-М.:Мнемозина 2009 г.







Программу составила

Киселева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Тюмень- 201___г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ; Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М., Мнемозина, 2011 г. /.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.


2.Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Программа обучения в 5-9 классах направлены на достижение следующих целей:

- создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе;

- воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отражённые в них явления жизни, и на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской, идейно-нравственной позиции школьников.

Основные задачи обучения в 5-8 классах:

- выявление интересов, склонностей и способностей школьников. Формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности, ориентированной на выбор профиля обучении в старшей школе;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, через составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- овладение умением вдумчиво читать и анализировать художественные произведения с точки зрения их содержания и формы (изобразительные средства и приёмы);

- освоение теоретических понятий, содержащихся в соответствующем курсе литературы;

- формирование умения выявлять и оценивать нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы; обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

- совершенствовать речевую деятельность: умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Основные задачи обучения в 9 классе:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, изучаемых в 9 классе и повторение ранее изученных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

- подготовка к итоговой аттестации.

Подготовка к итоговой аттестации по литературе в 9 классе отражена в тематическом планировании: в разделе «Теория литературы» указан изучаемый и повторяемый теоретический материал, необходимый для подготовки к ОГЭ, в разделе «Примечание» отмечены виды практических работ (анализ лирического произведения, анализ эпизода и др.), способствующих подготовке к творческой части ОГЭ.

Кроме того, в целях подготовки к итоговой аттестации по литературе в Рабочую программу включены уроки-практикумы по обучению письменному анализу стихотворений.

Одной из главных задач в обучении литературе является духовно-нравственное воспитание школьников, поэтому необходимо на уроках литературы акцентировать внимание на вопросах, затрагивающих общечеловеческие ценности, и проводить параллели с современной жизнью для формирования правильной системы ценностей подростков. Для реализации программы здоровьясбережения школьников на уроках литературы предлагается использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Формы организации учебного процесса: различные формы беседы, аналитическая работа с художественными текстами, уроки-лекции, практикумы, комбинированные уроки.

Виды контроля (промежуточный и итоговый):

  • пересказ (для обучающихся 5-6 классов);

  • выразительное чтение (для обучающихся 5-6 классов);

  • устный опрос;

  • устные сообщения обучающихся;

  • промежуточные письменные проверочные работы, выявляющие знания учащихся теоретического материала и содержания изучаемого произведения; показывающие умение девятиклассников анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять авторскую позицию и формулировать свою (для обучающихся 8-9 классов)

  • письменный ответ на проблемный вопрос (для обучающихся 7-9 классов);

  • тестовые задания, проверяющие знание теоретических понятий и художественных произведений;

  • -сочинение на основе литературного произведения;

Для осуществления поставленных целей и задач в обучении предмету в 5-9 классах используются элементы коммуникативно-деятельностной, проблемной технологий, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.





Требования к уровню подготовки обучающихся

7 класса


Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: художественное время и художественное пространство в литературе; роды и виды (жанры) литературы; литературный характер; портрет как средство характеристики; речь как средство характеристики; авторская характеристика и авторская оценка героя; тема и идея произведения (развитие понятия), изобразительные средства языка (расширение и углубление знаний, в том числе «гротеск»); сатирическая форма повествования; юмор и сатира как средство выражения авторской позиции; автобиографическое художественное произведение.


Учащиеся должны уметь:

-осуществлять пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица);

- выразительно читать прозаический и поэтический текст;

- давать устный или письменный развёрнутый ответ на вопрос;

- анализировать эпизоды произведений;

- составлять простой и сложный план по произведению, в том числе цитатный;

-давать характеристику главных героев;

- составлять сравнительную характеристику по заданным критериям;

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть в авторском тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению.


8 класса


Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: роль воображения в художественном творчестве; художественный образ; роды и виды (жанры) литературы; художественная правда и вымысел в литературе; соотношение понятий композиции и сюжета произведения; образ-характер; символические образы; портрет как средство характеристики; речь как средство характеристики; авторская характеристика и авторская оценка героя; приёмы психологической характеристики героя; тема и идея произведения (развитие понятия), изобразительные средства языка (расширение и углубление знаний), сатирическая форма повествования; юмор и сатира как средство выражения авторской позиции; житийный жанр в древнерусской литературе; драматические произведения, комедия и трагедия как жанры драматургии; сатира и юмор в драматическом произведении; образ автора в художественном произведении; традиции устного народного творчества в литературе


Учащиеся должны уметь:

-осуществлять пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица);

- выразительно читать прозаический и поэтический текст;

- давать устный или письменный развёрнутый ответ на вопрос;

- анализировать эпизоды произведений;

- анализировать поэтические тексты в плане содержания и выражения;

- составлять простой и сложный план по произведению, в том числе цитатный;

-давать характеристику главных героев;

- составлять сравнительную характеристику по заданным критериям;

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть в авторском тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению.


9 класса (выпускников основной школы)


Осваивая художественные произведения выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:

- понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;

- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев – портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

- выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

- давать устный или письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;

- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на: 7-72 часа (из расчёта 2 часа в неделю), 8 класс-72часа (из расчёта 2 часа в неделю), 9 класс-108 часов (из расчёта 3часа в неделю).


7 класс

№ раздела (темы)

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

«Минувшее проходит предо мною…» (писатели о прошлом нашей Родины)

20

2.

«Художник – голос своей эпохи» (Писатели-классики о своём времени)

13

3.

Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике)

6

4.

Человек в движении времени (Тема становления личности)

18

5.

Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

1

6.

Перекличка эпох

4

7.

Фантастика. Тема будущего

9

Итого: 72 часа


8 класс



№ раздела (темы)

Раздел

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Устное народное творчество. Народные песни

2

3.

Русская старина

3

4.

Литература ХIХ века

33

5.

Литература конца ХIХ - начала ХХ века.

8

6.

Литература ХХ века

16

7.

Из зарубежной литературы

6+2

Итого: 72 часа






9 класс


№ раздела (темы)

Раздел

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Литература Древней Руси

3

3.

Литература XVIII века

14

4.

Литература XIX века

62

5.

Литература XX века

24

6.

Зарубежная литература

3+1

Итого: 108 часов



7 класс (72 часа)

Введение (1ч)

Художественное время и художественное пространство в литературе

Роды и виды (жанры) литературы.

I. Минувшее проходит предо мною (писатели о прошлом нашей Родины) (20 часов)

М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (Честь против бесчестия. Человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ. Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы героев поэмы (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской ночи, природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.

Для самостоятельного чтения.

А.С. Пушкин «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак».

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать; совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И.С. Никитин. «Русь». К.М. Симонов «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения.

Н.В. Гоголь «Миргород»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник; Д.Б. Кедрин «Зодчие»; А.К. Толстой «Князь Серебряный»


II.Художник- голос своей эпохи (писатели-классики о своем времени) (13часов)

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Сложность и противоречивость натуры Бирюка; обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.

Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.В. Вревской»

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольно труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная» привычка к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог – спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа

Для чтения и бесед

«На мельнице». «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения.

И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка; Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

III. Запечатлённые мгновения (6ч)

Для чтения и бесед

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

IV. Человек в движении времени (18 часов)

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева – основная тема повествования. Мысль Толстого о громадных духовных возможностях человека как основе его самосовершенствования и самовоспитания. Особенности построения повести.

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (глава из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка, Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

М. Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Дед Каширин. Яков и Михаил. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения.

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки». А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А.М. Володин «Старшая сестра», И.А. Ефремов «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин «Два капитана; Л. Пантелеев, Г.Г. Белых. «Республика Шкид»; Е.Н. Носов «Потрава».

V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) (1ч)

Для чтения и бесед

С.П. Шевырев. «Звуки». К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть», К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и трава, и волны…».

VI. Перекличка эпох (4ч)

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен)

И.А. Крылов – драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен) Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего (9ч)

Для чтения и бесед

В.А. Рождественский. «Над книгой».

Антуан де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы) Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты в ответе за всех, кого приручил».

Для чтения и бесед

Р. Бредбери. «Каникулы», «Земляничное окошко».


8 класс (72 часа)


Введение (2 часа)

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. МХК. Другие виды искусства.


I. Устное народное творчество. Народные песни (2 часа)

Исторические песни

Для чтения и бесед

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачёве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

А.Н. Толстой

Для чтения и бесед

«Земля оттич и дедич».


Лирические песни

«Породила меня да матушка», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору учителя). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море- священный Байкал» Д.П. Давыдова, «Среди долины ровныя» А.Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И.И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек…» А.А. Дельвига).

Для чтения и бесед

К.Г. Паустовский «Колотый сахар», В.С. Высоцкий «Песня о Волге», Б.Ш. Окуджава «Песенка», «По Смоленской дороге».


II. Русская старина (3 часа)

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Для чтения и бесед

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин»

«Повесть о Петре и Февронии».


III. Литература XIX (33 часа)

А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов главного героя. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед

«Метель».

Для самостоятельного чтения

А.С. Пушкин «Повести Белкина», стихотворения; М.И. Цветаева «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Драматические произведения, комедия, сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения

«Женитьба».

И.С. Тургенев. Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

«Хаджи-Мурат», «За что?», «Люцерн».


IV. Литература конца XIX – начала XX века (8часов)

В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение».

И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр…», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Родине», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Её композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца».

Для самостоятельного чтения

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Лёнька», «Страсти-мордасти».


V. Литература XX века (16 часов)

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…». Одухотворённость природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Ёмкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Тёркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и её героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (полный текст поэмы), «Я убит под Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай»

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонёк», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся а «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребёнок» и другие стихотворения.


VI. Из зарубежной литературы (6+2 часа)

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия как жанр драматургии.

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

П. Мериме. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы П» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь».


9 КЛАСС

Содержание программы по литературе

(108 часа)

Введение (1 ч)

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении. Литература как искусство слова. МХК. Художественная культура первобытного и древнего мира.

I. Литература Древней Руси (3 ч)

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?


II. Литература XVIII века (14 ч)

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. Ломо­носов. Сведения о жизни учёного и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского слу­жения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. Ради­щев. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).


Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах эле­ментов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Ill. Литература XIX века (63 ч)

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX в.

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»).

Романтизм поэта. Жуковский –переводчик.

Для чтения и бесед

В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения

«Я Музу юную, бывало…»


А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Об­щественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», ««К морю», Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лер­монтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в рас­крытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» и «В альбом» (из Д. Г. Байрона), и другие стихотворения.


Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чи­новничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Един­ство сатирического и лирического начал, обусловленное гумани­стическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики | в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».

А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди - сочтёмся». Тишка – Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.

А.Н.Островский – мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения»

«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долго­терпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии лю­бовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф. М. Достоевский как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения

«Бедные люди».

Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственного совер­шенствования человека.

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века (24ч)

Литература великих и трагических лет.

А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

Лирика: «Россия»,»), «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна…».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всём мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Сусаль­ный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихо­творения.

В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

«Разговор на одесском рейде…» - широта диапазона любовной лирики поэта.

Новаторство Маяковского в стихотворении.

Для самостоятельного чтения

«Гимн обеду», «Подлиза» и дру­гие стихотворения.

С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

Лирика: «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живопис­ность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихо­творения.

М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки «шариковщины».

Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» геро­изм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности компози­ции рассказа.

Роль пейзажей и портретных зарисовок

.А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа.Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).


***

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

Зарубежная литература (3ч)

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»; А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты); У. Шекспир. «Гамлет»; И. Ф. Шил­лер. «Вильгельм Телль»; Д. Г. Байрон. «Шильонский узник», И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты).


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

-основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;

Уметь

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

-соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

-определять род и жанр литературного произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

-при подготовке и сдаче ЕГЭ.

-также при развитии логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


-знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

-умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

-понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

-знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

-умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

-уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:


Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.


Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.


Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Примечание


По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


2.Оценка сочинений


Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.


С помощью сочинений проверяются:


а) умение раскрыть тему;


б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;


в) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.


Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:


-соответствие работы ученика теме и основной мысли;

-полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

-последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:


-разнообразие словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.



Отметка


Основные критерии отметки


Содержание и речь


Грамотность


«5»


1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.


3. Содержание излагается последовательно.


4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.


5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.


В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.


Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»


1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.


3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.


4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.


5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.


В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»


1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.


3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.


4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.


5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»


1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.


3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.


4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.


5. Нарушено стилевое единство текста.


В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.


2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.


3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.



3. Оценка тестовых работ


При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:


«5» — 90 – 100 %;


«4» — 78 – 89 %;


«3» — 60 – 77 %;


«2» - менее 59 %.



4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ


Оценка “5” ставится, если ученик:


1. выполнил работу без ошибок и недочетов;


2. допустил не более одного недочета.


Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:


-не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.


Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:


-не более двух грубых ошибок;

-или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

-или не более двух-трех негрубых ошибок;

-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка “2” ставится, если ученик:


-допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

-или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.


1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.


2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


5. Оценка обучающих работ


Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.


При оценке обучающих работ учитывается:


Доля самостоятельности учащихся;


Этапы выполнения работы;


Объем работы;


Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.


Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.


Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


6. Выведение итоговых оценок


За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.


Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2».










Перечень учебно-методических средств обучения

5-9 классы





п/п

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое кол-во

Примечания

книгопечатная продукция// иллюстрации// плакаты

1.

Стандарт основного общего образования по литературе

1


2.

Авторская программа по литературе

сб. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 кл. – 4-е изд. – М.: 2009. Сост.: Г.И.Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова»

1


3.

Учебники по литературе.

1) Литература. 5 класс учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: 2 ч. авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац ; под ред. Г.И. Беленького. – 13-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011.

2) Литература. Начальный курс. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. – 5-е изд. М.: Мнемозина, 2007.

3) Литература. Начальный курс. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2005.

4) Литература. Начальный курс. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авт.-сост. Г.И.Беленький – М.: Мнемозина, 2007.

5) Литература: Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 части / Под ред. Г.И.Беленького. – 13-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.


На всех учеников




На всех учеников




На всех учеников


На всех учеников



На всех учеников



4.

Репродукции картин, иллюстративный материал

Для всего курса с 5 по 9 класс

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

5.

Портреты русских и зарубежных писателей

2 набора

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала.

6.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2010.


1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

7.

Егорова Н.В. , Макарова Б.А.Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2009


1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

8.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. –3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010


1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

9.

Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы. 7 класс/ Ж.Н. Критарова. –2-е изд.., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзмен», 2012.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

10.

Егорова Н.В.Универсальные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2007.

1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

11.

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

12.

Егорова Н.В.Универсальные разработки по литературе. 9 класс. – М.: Вако, 2007.

1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

13.

Мещерякова М.И.. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2009.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

14.

Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В.Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

15.

Чурзина О.В. и др. В мире художественного слова: литературные вечера, заочные экскурсии, вечера поэзии. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель,2009

1

Оказывает помощь в учебном процессе

16.

Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы –М.: Экзамен, 2008.

1

Служит учителю для обеспечения учебного процесса

17.

Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

18.

Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9 – 11 классы. Методическое пособие. – ССб.: Паритет, 2006.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

19.

Курганова Л.А. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины. – Волгоград: Учитель, 2009.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

20.

Шапошникова В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов. – М.: Московский лицей, 2008.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

21.

Миронова Н.А.. Литература в таблицах: 5-11-й кл.; справ. материалы/ Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

22.

Макарова С.А. Методические рекомендации к курсу «Русская литература XIX века» в школах и классах гуманитарного профиля. 9-10классы. – М.: Московский Лицей, 2011.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

23.

Соколова А.В. Система уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9 классе. – Волгоград: Учитель, 2012.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

24.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2010.

1

Оказывает помощь в учебном процессе

25.

Алиева Л.Ю,, Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

1

Используется для осуществления контроля

26.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

1

Используется для осуществления контроля

27.

Государственная итоговая аттестация. 9 класс: литература: контрольные измерительные материалы: 2013 – М.: Просвещение, 2012г.

1

Используется для подготовки к ОГЭ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Универсальный портативный компьютер

1

Используется учителем

Проектор

1

Используется учителем и учащимися

Экран

1

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://school-collection.edu.ru/



http://www.public-library.narod.ru/



http://rifma.com.ru/



http://rus.1sentember.ru/urok/



http://www.litera.ru/stixiya/



http://pedilb.ru.



http://stixi.ru/



http://www.klassika.ru/



http://metlit.nm.ru



10.

http://som.fio.ru/



11.

http://www.9151394.ru/



12.

http://www.ug.ru/



13.

http://www.aleksandrpushkin.net.ru ˗ Пушкин Александр Сергеевич

http://www.lermontow.org.ru ˗ Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.levtolstoy.org.ru ˗ Толстой Лев Николаевич

http://www.nekrasow.org.ru ˗ Некрасов Николай Алексеевич

http://www.nikolaygogol.org.ru ˗ Гоголь Николай Васильевич

http://www.tolstoy.ru ˗ Лев Толстой и «Ясная Поляна»

http://www.turgenev.org.ru ˗ Тургенев Иван Сергеевич

http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев

http://likhachev.lfond.spb.ru ˗ Академик Дмитрий Сереевич Лихачев

http://www.antonchehov.org.ru ˗ Чехов Антон Павлович

http://www.belinskiy.net.ru ˗ Белинский Виссарион Григорьевич

http://www.dobrolyubov.net.ru ˗ Добролюбов Николай Александрович

http://www.dostoevskiy.net.ru ˗ Достоевский Федор Михайлович

http://www.fonvisin.net.ru ˗ Фонвизин Денис Иванович

http://www.griboedow.net.ru ˗ Грибоедов Александр Сергеевич

http://www.karamzin.net.ru ˗ Карамзин Николай Михайлович

http://www.ostrovskiy.org.ru ˗ Островский Александр Николаевич

http://www.zhukovskiy.net.ru ˗ Жуковский Василий Андреевич




14.

Компьютерные презентации


Служат для обеспечения наглядности и дополнительной информации






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по литературе для 7, 8, 9 классов (базовый уровень)

Автор: Киселева Лариса Николаевна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по истории 10 класс ( базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "219002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433994798"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
    ["file_id"] => string(6) "352142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477404525"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литература» для основной школы на основе программы по литературе УМК В.Я. Коровиной 7 класс Базовый уровень"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_litieratura_dlia_osnovnoi_shkoly_na_osnovie_proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "428575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505677276"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по литературе.11 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "122914"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414353306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства