г. Ивантеевка
___________ Шершнёва С.В.
М.П.
Киселева Н.С., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
поэтапное, последовательное формирование умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые предметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
|
-
| Введение | 1ч | Читатель и герой прочитанных книг. | Правильно работать с читательским дневником и материалом летнего чтения. | Обобщать и анализировать прочитанное, кратко излагать в читательский дневник, находить главное в тексте, подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг. |
-
| Устное народное творчество. | 4 ч | Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ. Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | Понимать эстетическую и художественную ценность обрядовых песен, различать песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии, соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря. Анализировать их тематику, понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога, объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи. | В собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них. |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 ч. | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Давать определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси. Анализировать содержание статьи учебника. | Понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества. |
4. | Из русской литературы XVIII века. | 1 ч. | И. И. Дмитриев. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. | Понимать, что такое басня. Определять жанрово-композиционные особенности басни. | Самостоятельно определять мораль басни, находить жанрово-композиционные особенности басни. |
5. | Из русской литературы XIX века. |
| И.А.Крылов | 4ч. | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».Мораль басен и связь характера героя и сюжета басни. . Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Роль власти и народа в достижении общественного блага. | Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. | Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения. |
| А.С.Пушкин | 15ч | «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла.. Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика. «Дубровский». Образы крестьян, анализ образов судьи, присяжных. Образ Владимира Дубровского. Образ повествователя и автора. | Видеть особенности поэзии А.С.Пушкина. Элементам поэтического анализа. Определять размеры. Находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя. Понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. | Определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения. Понимать позицию Пушкина-гуманиста. Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа. |
| М.Ю.Лермонтов | 5ч. | «Тучи». Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» . Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | Связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения. Понимать идейный смысл стихотворения. Определять трёхсложные размеры стиха. | Сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты. Самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, устанавливать ассоциативные связи с произведениями музыки; Видеть особенности художественного описания М.Ю.Лермонтова. |
| И.С.Тургенев | 5ч. | «Бежин луг». Мальчики в ночном. Место диалога в рассказе. Мир природы и крестьянское детство. | Определять смысл названия произведения. Видеть авторское отношение к героям. | Сопоставительному анализу двух героев. Сопоставлять словесное и художественное повествование. |
| Ф. И. Тютчев. | 2ч. | Стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья», «С поляны коршун поднялся...». Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении. Природа как воплощение прекрасного. | Понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Тютчева остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Тютчева, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении. | Устанавливать ассоциативные связи с произведениям музыки. Оперировать при анализе стихотворения средствами выразительности. |
| А.А.Фет. | 3ч. | Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. | Понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении.
| Устанавливать ассоциативные связи с произведениями музыки. Оперировать при анализе стихотворения средствами выразительности. |
| Н. А. Некрасов. | 4ч. | Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет и композиция стихотворения. Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении | Понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; определять идею произведения. | Давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении. |
| Н.С. Лесков. | 4ч. | Сказ «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Лексическая работа с текстом. Сказовая форма повествования. | Понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью; воссоздавать портрет главного героя. Понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе, уметь осознавать и видеть комическое в произведении. | Видеть сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении. |
| А.П. Чехов. | 2ч. | Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Роль художественной детали. | Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Использовать речевую характеристику героев для анализа текста. |
| Родная природа в лирике поэтов 19 века. | 2ч. | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольется…». Особенности пейзажной лирики. А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | Понимать, что в стихотворении отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы. | Уметь анализировать лирическое произведение. |
6 | Литература XX века |
| А.И. Куприн. | 2ч. | Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. | Объяснять смысл понятия «святочный рассказ»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи. | Использовать данные о жанрах, эпизодах, идее, пейзаже для анализа прозаического произведения. |
| А.А.Грин. | 3ч. | Феерия «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. | Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. |
| А.П. Платонов. | 1ч. | Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | Определять жанрово-композиционные и языковые особенности литературной сказки. Понимать, что такое повесть, эпизод, фрагмент, идея, план, пейзаж. | Уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное. |
| М.М.Пришвин. | 5ч. | Философская притча «Кладовая солнца». | понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их. | Более детальному анализу прозаического произведения по творческим схемам.
|
| Произведения о Великой Отечественной войне | 2ч. | К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». | Определять размеры стиха, женскую и мужскую рифму, количество стоп. | Использовать данные навыки для анализа лирического произведения. |
| В.П. Астафьев. | 3ч. | «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. Речевая характеристика героя. | Знать определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы. | Более детальному анализу прозаического произведения по творческим схемам. |
| В.Г. Распутин. | 4ч. | «Уроки французского». Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). | Знать понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя. Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия. | Использовать данные о жанрах, эпизодах, идее, пейзаже для анализа прозаического произведения. Сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства. |
| Писатели улыбаются. «Чудики» В.М. Шукшина. | 2ч. | Рассказ «Критики» | Понимать смысл его названия, уметь анализировать характер главных героев, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа. Отличать тему от идеи и проблемы, определять их в тексте. | Формулировать собственное отношение к персонажам, уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей. |
| Ф.А.Искандер | 2ч. | Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, формулировать собственное отношение к персонажам. | Использовать данные о проблеме, теме и идее для анализа произведения. |
| Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. | 2ч. | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты | Определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя. | Соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. |
| Литература нардов России. | 1ч. | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. | Использовать данные навыки для анализа лирического произведения. |
7 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
| Мифы Древней Греции. | 3ч. | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Научиться определять жанрово-композиционные особенности мифа, давать характеристику мифологическому герою. Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки. | Научиться инсценированию мифов. Владеть: изученной терминологией по теме, навыками монологической речи. |
| Геродот | 1ч. | «Легенда об Арионе». | Научиться определять особенности повествования в легенде. Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое. | Составлять художественный рассказ о герое. Владеть: изученной терминологией по теме, навыками монологической речи. |
| Гомер. | 1ч. | Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея» | Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;.понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха. | Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса. Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками монологической речи. |
| В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. | 2ч. | Роман «Дон Кихот» | Понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; выражать авторское отношение к героям и свое собственное | Соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч». |
| И.Ф.Шиллер. | 1ч. | Баллада «Перчатка» | Знать определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения. | Соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого. |
| П.Мериме. | 1ч. | Новелла «Маттео Фальконе» | Знать определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение. | Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. |
| А. де Сент-Экзюпери. | 3ч. | «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки. | Определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. |
7 | Итоги | 4 ч. | Герои любимых книг. О летнем чтении. | Знать произведения для чтения летом. | |
|
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения (неделя) | Скорректированные сроки прохождения (дата по факту) |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ - 1 ч |
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 | 1 неделя | |
Раздел 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 ч |
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | 1 неделя | |
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | 1 неделя | |
4 | Загадки. Афористичность загадок. | 1 | 2 неделя | |
5 | Р/Р Контрольное сочинение по теме УНТ. "В чём красота и мудрость русских обрядов?" | 1 | 2 неделя | |
Раздел 3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч |
6 | Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). | 1 | 2 неделя | |
7 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 3 неделя | |
Раздел 4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА - 1 ч |
8 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | 1 | 3 неделя | |
Раздел 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА - 49 ч |
9 | И. А Крылов. Слово о баснописце. "Листы и корни". Роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | 3 неделя | |
10 | И. А Крылов. "Ларчик". Критика мнимого "механики мудреца" и неумелого хвастуна. | 1 | 4 неделя | |
11 | И. А Крылов. "Осёл и соловей". Комическое изображение "знатока", не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. | 1 | 4 неделя | |
12 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?" | 1 | 4 неделя | |
13 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | 1 | 5 неделя | |
14 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы | 1 | 5 неделя | |
15 | А.С. Пушкин. Стихотворение « И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении | 1 | 5 неделя | |
16 | Двусложные размеры стиха. | 1 | 6 неделя | |
17 | А.С. Пушкин. "Дубровский". Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 | 6 неделя | |
18 | А.С.Пушкин. "Дубровский". Протест Владимира против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | 6 неделя | |
19 | Р/Р Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. | 1 | 7 неделя | |
20 | Романтическая история любви В.Дубровского и М. Троекуровой. | 1 | 7 неделя | |
21 | Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | 7 неделя | |
22 | Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | 1 | 8 неделя | |
23 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению "Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина "Дубровский". | 1 | 8 неделя | |
24 | Вн.чт. Цикл "Повести Белкина"."Барышня - крестьянка". Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. | 1 | 8 неделя | |
25 | Вн.чт. « Станционный смотритель», «Метель». | 1 | 9 неделя | |
26 | Проект. Читательская конференцию по повестям Белкина. | 1 | 9 неделя | |
27 | Тестирование по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | 9 неделя | |
28 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 | 10 неделя | |
29 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | 10 неделя | |
30 | Р/Р Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова. | 1 | 10 неделя | |
31 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | 1 | 11 неделя | |
32 | Р/Р Классное сочинение "Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова. | 1 | 11 неделя | |
33 | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Цикл рассказов "Записки охотника" и их гуманистический пафос. | 1 | 11 неделя | |
34 | И.С. Тургенев. "Бежин луг". Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | 1 | 12 неделя | |
35 | И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг". | 1 | 12 неделя | |
36 | Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1 | 12 неделя | |
37 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | 1 | 13 неделя | |
38 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | 13 неделя | |
39 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | 13 неделя | |
40 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | 14 неделя | |
41 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | 1 | 14 неделя | |
42 | Р/Р Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов. | 1 | 14 неделя | |
43 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие языка и композиции. | 1 | 15 неделя | |
44 | Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении. | 1 | 15 неделя | |
45 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | 15 неделя | |
46 | Трехсложные размеры стиха. Тест. | 1 | 16 неделя | |
47 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. "Левша". Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | 1 | 16 неделя | |
48 | Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова "Левша". Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | 1 | 16 неделя | |
49 | Особенности языка повести Н.С. Лескова "Левша". | 1 | 17 неделя | |
50 | Р/Р Подготовка к сочинению "Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша". | 1 | 17 неделя | |
51 | Р/Р Сочинение "Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша". | 1 | 17 неделя | |
52 | Вн/чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | 1 | 18 неделя | |
53 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | 18 неделя | |
54 | Вн.чт. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» | 1 | 18 неделя | |
55 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский. А.К. Толстой .Стихотворения | 1 | 19 неделя | |
56 | Р/Р Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.Урок-концерт. | 1 | 19 неделя | |
57 | Контрольная работа по русской литературе 19 века | 1 | 19 неделя | |
Раздел 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА - 29 ч |
58 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 1 | 20 неделя | |
59 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | 20 неделя | |
60 | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». | 1 | 20 неделя | |
61 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | 21 неделя | |
62 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | 21 неделя | |
63 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. "Неизвестный цветок". Прекрасное - вокруг нас. "Ни на кого не похожие" герои А.П. Платонова. | 1 | 21 неделя | |
64 | М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 | 22 неделя | |
65 | Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". | 1 | 22 неделя | |
66 | Р/Р М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Анализ эпизода "Рассказ о ели и сосне, растущих вместе". | 1 | 22 неделя | |
67 | Особенности композиции и смысл названия сказки - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Подготовка к сочинению. | 1 | 23 неделя | |
68 | Р/Р Классное сочинение "Человек и природа в сказке М.М. Пришвина "Кладовая солнца". | 1 | 23 неделя | |
69 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Н.И. Рыленков. "Бой шёл всю ночь..." Д.С.Самойлов. "Сороковые". | 1 | 23 неделя | |
70 | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | 1 | 24 неделя | |
71 72 | Вн.чт. Троепольский «Белый Бим, Черное ухо». Тема милосердия в повести. | 2 | 24 неделя 24 неделя | |
73 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | 25 неделя | |
74 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | 25 неделя | |
75 | Р/Р Письменный ответ на вопрос. "Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева"Конь с розовой гривой". | 1 | 25 неделя | |
76 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | 26 неделя | |
77 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | 26 неделя | |
78 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | 26 неделя | |
79 | Р/Р Классное сочинение "Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. | 1 | 27 неделя | |
80 | «Чудики» В. М. Шукшина. Рассказ «Критики» | 1 | 27 неделя | |
81 | Вн.чт. Рассказы В.Шукшина «Сельские жители», «Срезал» | 1 | 27 неделя | |
82 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 28 неделя | |
83 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 28 неделя | |
84 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок, С. А. Есенин, А.А.Ахматова, Н.М. Рубцов. | 1 | 28 неделя | |
85 | Р/Р Выразительное чтение наизусть | 1 | 29 неделя | |
86 | Литература нардов России. Г. Тукай, К. Кулиев | 1 | 29 неделя | |
Раздел 7. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- 12 часов |
87 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | 29 неделя | |
88 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | 30 неделя | |
89 | Геродот. «Легенда об Арионе». А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | 30 неделя | |
90 | Вн.чт. Мифы Друвней Греции | 1 | 30 неделя | |
91 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | 31 неделя | |
92 | М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. "Дон Кихот". Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | 31 неделя | |
93 | "Дон Кихот" как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | 1 | 31 неделя | |
94 | Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | 32 неделя | |
95 | П.Мериме. Новелла "Маттео Фальконе". Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | 32 неделя | |
96 | Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. "Маленький принц"как философская сказка-притча. | 1 | 32 неделя | |
97 | А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче. | 1 | 33 неделя | |
98 | Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. | 1 | 33 неделя | |
99 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | 33 неделя | |
100 | Литературная викторина | 1 | 34 неделя | |
101 | Итоговый урок по курсу 6 класса | 1 | 34 неделя | |
102 | Задания для летнего чтения | 1 | 34 неделя | |
| ИТОГО | 102 часа | | |