kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 6 го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 го класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 го класса»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Погарская средняя общеобразовательная школа №2

п.г.т. Погар, Брянской области



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Захарченко Е.В. /


Протокол №____ от

«___» _________ 2016г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ

Погарская СОШ№2

_____ /Свириденко М.В. /


«___» _________ 2016г.


«Утверждено»

Руководитель МБОУ Погарская СОШ№2

_____ /Прокопцев В.А. /


Приказ № ______ от

«___» _________ 2016г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по литературе

6 класс, базовый уровень, 70 часов

Уколовой Натальи Михайловны,

учителя русского языка и литературы, I квалификационной категории



2017 – 2018 учебный год






I. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 6в класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.;

3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. –М.: «Просвещение», 2014.

Данная программа ориентирована на использование учебника-хресто­матии В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Корови­на (М.: Просвещение, 2015 г.). Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) согласно учебному плану школы,но в связи с тем, что расписание уроков совпадает с праздничными датами 23 февраля, 9 марта, 2,9 мая, тематическое планирование сокращено до 66 часов.

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями ФГОС к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса», «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе» (6 класс).

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребно­стями имеет художественная литература. В основу кур­са школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей кур­са является осмысление историко-культурных сведе­ний, нравственно-эстетических представлений, усвое­ние основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать ху­дожественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, фор­мирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям оте­чественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия худо­жественного текста, образного и аналитиче­ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представле­ний о специфике литературы в ряду других ис­кусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведе­ний в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико­-литературных понятий;

  • овладение умениями: чтения и анализа худо­жественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исто­рического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литератур­ного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.


Данные цели обусловливают решение следующих задач

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образова­ния предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего.основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, дости­жение планируемых результатов освоения про­граммы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здо­ровья;

  • установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, к обеспечению индивидуального психоло­го-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образователь­ного базиса с учетом не только знаний, но и со­ответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, в:заимодействия всех его участ­ников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практи­ки, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии вну­тришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приоб­ретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, иннова­ционной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образова­ния.определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение основного результа­та образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждо­го обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классиче­скими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного обра­зования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой сло­весной культуры, обладающими высокими художест­венными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитываю­щими высокие нравственные чувства у человека чи­тающего.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


III. Содержание учебного предмета

Введение (1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (2 часа)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Из древнерусской литературы (1ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Из литературы XVIII века (1ч.)

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над леностью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Из русской литературы XIX века (29ч.)



И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе- баснописце. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.

Р.р. Выразительное чтение басни «Ларчик». Пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

А.С. Пушкин.«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Вн.чт. А.С.Пушкин.«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования. Эпилог повести.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров.

«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

«Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

М.Ю.Лермонтов. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворение «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

А. А.Фет. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.



Вн.чт. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Едкая насмешка над царскими чиновниками в сказе Н.С.Лескова «Левша». Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Р.р. Сочинение по сказу Н.С.Лескова « Левша».

Вн.чт. Н.С. Лесков. «Человек на часах». Образы героев.

А. П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов . Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град…»

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

Из русской литературы XX века (21ч.)

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Вн.чт. А.П. Платонов. «Корова». Смысл жизни в произведениях А.Платонова.

Вн.чт.А. Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

М. М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе.«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

«Кладовая солнца». Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.

Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Р.р. Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Вн.чт. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.

«Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

Р.р. Сочинение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.

Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века . А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Поэтизация родной природы.

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

Писатели улыбаются (1ч.)

В.М. Шукшин . Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России. (Обзор) (1ч.)

Вн.чт. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня»; «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Произведения зарубежных писателей (6ч.)

Вн. чт. Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса- романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

«Маленький принц». Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задание для летнего чтения.









IV.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на тему

Форма контроля

Дата по плану

Дата фактически

Домашнее задание

Примечание (корректировка даты и причина)

Введение (1ч.)

1.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

ФО

6.09


С. 3-5


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)

2.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

1

УО

8.09


С 6-10, задания 1-7 на с.10


3.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

1

ФО

13.09


С.11-15, задания 1-4 на с.14


Из древнерусской литературы (1ч.)

4.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

1

УО

15.09


С.16-24, пересказ сказания


Из литературы XVIII века (1ч.)

5.

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над леностью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

1

УО

20.09


С.26-29, выразит. чтение басни


Из русской литературы XIX века (29ч.)

6.

И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе- баснописце. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.

1

УО

22.09


С.30-34, выразит. чтение басни


7.

Р.р. Анализ басни «Ларчик». Пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

УО

27.09


С.40-41.Чтение наизусть


8.

И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

1

УО

29.09


С.34-37, выразит. чтение басни


9.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

1

УО

4.10


С.45-53. Выразит. чтение


10.

А.С. Пушкин.«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

1

УО

6.10


С.55-57, чтение наизусть


11.

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

1

УО

11.10


С.53-54, выучить стих. наизусть


12.

А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

1

УО

13.10


Чтение повести, выборочный пересказ


13.

Вн.чт. А.С.Пушкин.«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования. Эпилог повести.

1

УО

18.10


Характер-ка героев


14.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров.

1

УО

20.10


С.59-94


15.

«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

1

УО

25.10


С.94-122


16.

«Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

1

УО

27.10


С.122-146


17.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

ФО

8.11


Сочинение


18.

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

1

УО

10.11


С.153-159, чтение наизусть



2 четверть

19.

М.Ю.Лермонтов. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

1

УО

15.11


С.159-166, выразит. чтение


20.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

1

УО

17.11


С. 167-196


21.

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

1

УО

22.11


Задания 1-4 на с. 199


22.

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

1

УО

24.11


С.200-202, выразит чтение





С.202-206, чтение наизусть


23.

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»


1

УО

29.11


С.207-210, чтение наизусть




24

А. А.Фет. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.



1.12




25.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

1

УО

6.12


С.215-224


26.

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.


1

УО

8.12


Отрывок выучить наизусть


27.

Вн.чт. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

1

УО

13.12


С.225-241, выразит. чтение поэмы


28.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

1

УО

15.12


С.245-276


29.

Едкая насмешка над царскими чиновниками в сказе Н.С.Лескова «Левша». Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

1

ФО

20.12


С.276-292


30.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по сказу Н.С.Лескова « Левша».

1

ФО

22.12


Сочинение


31.

Р.р. Написание сочинения по сказу Н.С.Лескова « Левша».

1

СР

27.12


Н.С.Лесков. «Человек на часах».


32.

Вн.чт. Н.С. Лесков. «Человек на часах». Образы героев.

1

УО

29.12


Рассказ о героях


3 четверть

33.

А. П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

1

УО

17.01


С.296-302, инсценир-ое чтение рассказа



34.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов . Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град…»

1

УО

19.01


С.303-304, чтение наизусть


35.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

1

УО

24.01


С. 305-306, выразит.чтение

С. 307-308, чтение наизусть


Из русской литературы XX века (21ч.)

36.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

1

УО

26.01


С.29—37.


37.

Вн.чт. А.П. Платонов. «Корова». Смысл жизни в произведениях А.Платонова.

1

УО

31.01


Отзыв о рассказе


38.

Вн.чт.А. Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

1

УО

2.02


С. 3-27, рассказ о героях


39.

М. М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе.«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1

УО

7.02


С.38-62


40.

«Кладовая солнца». Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.

1

УО

9.02


С.63-74


41.

Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

1

ФО

14.02


Задания 8-10 на с.73


42.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

ФО

16.02


Сочинение


43.

Р.р. Написание сочинения по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

СР

21.02




44.

Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1

УО

28.02


С.75-78.,выучить наизусть


45.

Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


1

УО

2.03


С.79-81,выразит. чтение Б.Екимов «Ночь исцеления»


46.

Вн.чт. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1

УО

7.03


Отзыв о рассказе


47.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.

1

УО

9.03


С.84-105


48.

«Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

1

ФО

14.03


Характер-ка героев


49.

В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

1

УО

16.03


С.108-148


4 четверть

50.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по произведениям В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.

1

ФО

28.03


Сочинение


51.

Р.р. Написание сочинения по произведениям В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.

1

СР

30.03




52.

Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

1

УО

4.04


С.192-195, выразит.чтение


53.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1

УО

6.04


С.165-186


54.

Родная природа в русской поэзии XX века . А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

1

УО

11.04


С.186-189, выразит. чтение


55.

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Поэтизация родной природы.

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

1

УО

18.04


С.189-190, чтение наизусть



Писатели улыбаются (1ч.)

56

В.М. Шукшин . Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики».Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

1

УО

20.04


С.150-165


Из литературы народов России. (Обзор) (1ч.)

57.

Вн.чт. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня»; «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.


1

УО

25.04


С.195-202, выразит чтение


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3ч.)

58.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1

УО

27.04


С.202-212, пересказ мифа


59.

Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

УО

4.05


С.212-215


60.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

1

УО

11.05


С.215-248


Произведения зарубежных писателей (6ч.)

61.

Вн. чт. Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса- романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

1

УО

16.05


Отзыв о романе


62.

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

1

УО

18.05


С.252-258. Выразит . чтение


63.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

1

УО

23.05


С.258-278


64

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

1

УО

25.05


Пересказ фрагмента


65.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность.

1

УО

30.05


С.279-299


66.

Итоговая контрольная работа.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задание для летнего чтения

1

КР

26.05


Пересказ эпизодов

Задание для летнего чтения




15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе для 6 го класса

Автор: Уколова Наталья Михайловна

Дата: 19.03.2018

Номер свидетельства: 462591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа  "Литература  5 класс""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-litieratura-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "277922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021566"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223011"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437073084"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по литературе (11 класс) "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "218001"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433567237"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства