Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 го класса»
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погарская средняя общеобразовательная школа №2
п.г.т. Погар, Брянской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /Захарченко Е.В. /
Протокол №____ от
«___» _________ 2016г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МБОУ
Погарская СОШ№2
_____ /Свириденко М.В. /
«___» _________ 2016г.
«Утверждено»
Руководитель МБОУ Погарская СОШ№2
_____ /Прокопцев В.А. /
Приказ № ______ от
«___» _________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
6 класс, базовый уровень, 70 часов
Уколовой Натальи Михайловны,
учителя русского языка и литературы, I квалификационной категории
2017 – 2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6в класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.;
3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. –М.: «Просвещение», 2014.
Данная программа ориентирована на использование учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2015 г.). Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) согласно учебному плану школы,но в связи с тем, что расписание уроков совпадает с праздничными датами 23 февраля, 9 марта, 2,9 мая, тематическое планирование сокращено до 66 часов.
Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями ФГОС к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса», «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе» (6 класс).
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего.основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования.определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
III. Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество (2 часа)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Из древнерусской литературы (1ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Из литературы XVIII века (1ч.)
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над леностью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Из русской литературы XIX века (29ч.)
И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе- баснописце. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
Р.р. Выразительное чтение басни «Ларчик». Пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
А.С. Пушкин.«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
Вн.чт. А.С.Пушкин.«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования. Эпилог повести.
А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров.
«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
«Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
М.Ю.Лермонтов. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворение «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.
Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
А. А.Фет. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Вн.чт. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Едкая насмешка над царскими чиновниками в сказе Н.С.Лескова «Левша». Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Р.р. Сочинение по сказу Н.С.Лескова « Левша».
Вн.чт. Н.С. Лесков. «Человек на часах». Образы героев.
А. П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов . Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град…»
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе
Из русской литературы XX века (21ч.)
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Вн.чт. А.П. Платонов. «Корова». Смысл жизни в произведениях А.Платонова.
Вн.чт.А. Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
М. М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе.«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
«Кладовая солнца». Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.
Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Р.р. Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Вн.чт. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.
«Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.
Р.р. Сочинение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.
Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века . А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Поэтизация родной природы.
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.
Писатели улыбаются (1ч.)
В.М. Шукшин . Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России. (Обзор) (1ч.)
Вн.чт. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня»; «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3ч.)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Произведения зарубежных писателей (6ч.)
Вн. чт. Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса- романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
«Маленький принц». Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность.
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задание для летнего чтения.
IV.Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов на тему
Форма контроля
Дата по плану
Дата фактически
Домашнее задание
Примечание (корректировка даты и причина)
Введение (1ч.)
1.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
1
ФО
6.09
С. 3-5
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)
2.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
1
УО
8.09
С 6-10, задания 1-7 на с.10
3.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
1
ФО
13.09
С.11-15, задания 1-4 на с.14
Из древнерусской литературы (1ч.)
4.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
1
УО
15.09
С.16-24, пересказ сказания
Из литературы XVIII века (1ч.)
5.
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над леностью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
1
УО
20.09
С.26-29, выразит. чтение басни
Из русской литературы XIX века (29ч.)
6.
И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе- баснописце. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
1
УО
22.09
С.30-34, выразит. чтение басни
7.
Р.р. Анализ басни «Ларчик». Пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
1
УО
27.09
С.40-41.Чтение наизусть
8.
И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
1
УО
29.09
С.34-37, выразит. чтение басни
9.
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
1
УО
4.10
С.45-53. Выразит. чтение
10.
А.С. Пушкин.«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
1
УО
13.10
Чтение повести, выборочный пересказ
13.
Вн.чт. А.С.Пушкин.«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования. Эпилог повести.
1
УО
18.10
Характер-ка героев
14.
А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров.
1
УО
20.10
С.59-94
15.
«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
1
УО
25.10
С.94-122
16.
«Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
1
УО
27.10
С.122-146
17.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
1
ФО
8.11
Сочинение
18.
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
1
УО
10.11
С.153-159, чтение наизусть
2 четверть
19.
М.Ю.Лермонтов. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
1
УО
15.11
С.159-166, выразит. чтение
20.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
1
УО
17.11
С. 167-196
21.
И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
1
УО
22.11
Задания 1-4 на с. 199
22.
Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
1
УО
24.11
С.200-202, выразит чтение
С.202-206, чтение наизусть
23.
А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
1
УО
29.11
С.207-210, чтение наизусть
24
А. А.Фет. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.
1.12
25.
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
1
УО
6.12
С.215-224
26.
Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
1
УО
8.12
Отрывок выучить наизусть
27.
Вн.чт. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
1
УО
13.12
С.225-241, выразит. чтение поэмы
28.
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
1
УО
15.12
С.245-276
29.
Едкая насмешка над царскими чиновниками в сказе Н.С.Лескова «Левша». Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
1
ФО
20.12
С.276-292
30.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по сказу Н.С.Лескова « Левша».
1
ФО
22.12
Сочинение
31.
Р.р. Написание сочинения по сказу Н.С.Лескова « Левша».
1
СР
27.12
Н.С.Лесков. «Человек на часах».
32.
Вн.чт. Н.С. Лесков. «Человек на часах». Образы героев.
1
УО
29.12
Рассказ о героях
3 четверть
33.
А. П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
1
УО
17.01
С.296-302, инсценир-ое чтение рассказа
34.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов .Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град…»
1
УО
19.01
С.303-304, чтение наизусть
35.
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе
1
УО
24.01
С. 305-306, выразит.чтение
С. 307-308, чтение наизусть
Из русской литературы XX века (21ч.)
36.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
1
УО
26.01
С.29—37.
37.
Вн.чт. А.П. Платонов. «Корова». Смысл жизни в произведениях А.Платонова.
1
УО
31.01
Отзыв о рассказе
38.
Вн.чт.А. Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
1
УО
2.02
С. 3-27, рассказ о героях
39.
М. М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе.«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
1
УО
7.02
С.38-62
40.
«Кладовая солнца». Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.
1
УО
9.02
С.63-74
41.
Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
1
ФО
14.02
Задания 8-10 на с.73
42.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
1
ФО
16.02
Сочинение
43.
Р.р. Написание сочинения по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
1
СР
21.02
44.
Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
1
УО
28.02
С.75-78.,выучить наизусть
45.
Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
1
УО
2.03
С.79-81,выразит. чтение Б.Екимов «Ночь исцеления»
46.
Вн.чт. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
1
УО
7.03
Отзыв о рассказе
47.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.
1
УО
9.03
С.84-105
48.
«Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
1
ФО
14.03
Характер-ка героев
49.
В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.
1
УО
16.03
С.108-148
4 четверть
50.
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по произведениям В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.
1
ФО
28.03
Сочинение
51.
Р.р. Написание сочинения по произведениям В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.
1
СР
30.03
52.
Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
1
УО
4.04
С.192-195, выразит.чтение
53.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
1
УО
6.04
С.165-186
54.
Родная природа в русской поэзии XX века . А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
1
УО
11.04
С.186-189, выразит. чтение
55.
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Поэтизация родной природы.
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.
1
УО
18.04
С.189-190, чтение наизусть
Писатели улыбаются (1ч.)
56
В.М. Шукшин . Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики».Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
1
УО
20.04
С.150-165
Из литературы народов России. (Обзор) (1ч.)
57.
Вн.чт. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня»; «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.
1
УО
25.04
С.195-202, выразит чтение
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3ч.)
58.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
1
УО
27.04
С.202-212, пересказ мифа
59.
Геродот.«Легенда обАрионе». Отличие мифа от сказки.
1
УО
4.05
С.212-215
60.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
1
УО
11.05
С.215-248
Произведения зарубежных писателей (6ч.)
61.
Вн. чт. Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса- романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
1
УО
16.05
Отзыв о романе
62.
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
1
УО
18.05
С.252-258. Выразит . чтение
63.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
1
УО
23.05
С.258-278
64
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
1
УО
25.05
Пересказ фрагмента
65.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность.
1
УО
30.05
С.279-299
66.
Итоговая контрольная работа.
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задание для летнего чтения