Протокол №1 «28» августа 2017г. ________/Шакурова А.Р.
от «25» августа 2017г. Приказ № 01.76-об.
от «28» августа 2017г.
Рабочая программа
по литературе 5 а класса
Зариповой Румии Анваровны
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «_28_» августа2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Паспорт рабочей программы
Учебный предмет литература
Количество часов в неделю по учебному плану 2часа
Всего количество часов в году по плану 70 часов
Класс 5а
Учитель Зарипова Румия Анваровна
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Программа по курсу «Литература»
утверждена на Педагогическом совете (протокол № 1 от « 28 » августа 2017г.)
Количество уроков по внеклассному чтению 12ч.
Количество обязательных уроков по развитию речи 12ч.
Учебное пособие для учащихся
(№ФПУ ) Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. /авт.- сост.Г.С.Меркин. – 2-е изд. М.: ООО «Русское слово –учебник», 2013. (ФГОС, Инновационная школа).
Методическое пособие для учителя
Литература : Поурочное планирование . ФГОС. 5 класс. Волгоград. «Учитель»,2014
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для основных школ и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин). Учебного плана МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ на 2015-16 учебный год. На основе фундаментального ядра содержания образования. Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г.
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: титульный лист, паспорт рабочей программы, пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, КИМы, список литературы, контроль за выполнением программы.
Преподавание курса строится по хронологическому принципу. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
На этапе обучения в 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В Vклассе выделяется 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю согласно Федеральному и региональному компоненту Базисного учебного плана для 5-9 классов МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ. Из них 12уроков развития речи (4 аудиторных сочинения), 12уроков внеклассного чтения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; выборочная проверка; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; сочинения.
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи. Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе
Учащиеся в начале года должны знать/понимать: - содержание основных литературных произведений, изученных в начальной школе, их авторов и на звания; - основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам. Учащиеся в начале года должны уметь: - читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; - определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; - пересказывать текст; - различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских; - характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; - читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них; - находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; - обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; - ориентироваться в книге по ее элементам. К концу 5 класса учащиеся должны знать:
-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-основные теоретико-литературные понятия.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
-работать с книгой;
-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений; в 2 частях/ Автор-составитель Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013
Мультимедийное приложение к учебнику Г.С.Меркина
Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов / Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 1998.
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2т.\гл. ред. С.А.Токарев. –М.,1994.
Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1998
Антология мировой детской литературы./М.:Аванта , 2001
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин до летописей до классики XIX века/гл.ред. М.Д.Аксёнова. –М.: Аванта+, 2002
Для учителя:
Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А Чалмаев. -4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО ТИД «Русское слово –РС», 2013
Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература. 6класс»/авт.-сост. Ф.Е.Соловьёва. –М.: ООО «Русское слово –учебник», 2012.
Тематическое планирование к учебнику Г.С.Меркина «Литература 5класс»/ Ф.Е,Соловьёва; под ред. Г.С.Мерикна.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С. Меркин): Методическое пособие. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
Словари
Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. — М.: Просвещение, 1996.
Русские писатели XIX — начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1995.
Русские писатели XIX века: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1996.
Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. — М.: Просвещение, 1996.
5. Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1998
6. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999.
Печатные пособия
Портреты писателей (русских и зарубежных)
Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы; банк презентаций
Интернет
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
Вавилон (Современная русская литература) http://www.vavilon.ru/
История литературы Древней Руси http://ppf.asf.ru/drl/
Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/
Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/
Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/
Словесность http://www.litera.ru/slova/
Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/
Русский переплет http://www.pereplet.ru/
Классика.Ru http://www.klassika.ru/
Русская поэзия 60-х годов http://www.ruthenia.ru/60s/
Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/
Русский фольклор http://rusfolk.chat.ru/
Роль портрета в художественном произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm
Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rubricon.com
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru
Мифологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mifolog.ru
Основное содержание тем учебного курса
по предмету литература
для 5а класса на 2017-2018 учебный год
Введение (1ч.)
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии (2ч.)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.(1ч.)
Гомер (1ч.)
Поэма «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Из устного народного творчества (5ч.)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка»(1ч). Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица»(1ч.)
Теория литературы: загадки(1ч.), пословицы, поговорки (развитие представлений)(2ч.); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Древнерусская литература (2ч.)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Баснинародов мира и русские басни (5ч.)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Русская литератураXIXвека (первая половина) (13ч.)
А.С. Пушкин (6ч.)
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. (1ч.)А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне»(1ч.). Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога»(1ч). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок)(1ч.). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. Лермонтов (3ч.)
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. Гоголь (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Русская литератураXIXвека (вторая половина) (16ч.)
И.С. Тургенев (6ч.)
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму»(5ч.) и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык»(1ч.).
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети»(2ч.). Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка»(1ч.).
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Л.Н. Толстой.(4ч.)
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. Чехов (3ч.)
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник», тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Русская литератураXXвека (18ч.)
И.А. Бунин (2ч.)
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. Куприн (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. Блок (2ч.)
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
С.А. Есенин (2ч.)
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
А.П. Платонов(2ч.)
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. Бажов (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Н.Н. Носов (1ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П.Астафьев. (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Е.И. Носов(1ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Роднаяприродав произведениях писателейXX века (1ч.)
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Зарубежная литература (8ч.)
Д. Дефо(1ч.)
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. Андерсен (1ч.)
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.Твен (1ч.)
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Э.Т.А.Гофман (1ч.)
Краткие сведения о писателе. Сказка «Щелкунчик и мышиный король»: сила добра и любви.
Теория литературы: авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов.
Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Ж. Ронни-старший (1ч.)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. Лондон (1ч.)
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. Лингрен (1ч.)
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О.Уайльд. (1ч.) Краткие сведения о писателе. Сказка «Мальчик-звезда»: нравственная проблематика произведения. Жертвенная сущность материнской любви.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Итоговыйурок (1ч.)
Литературная игра по изученным произведениям русской и зарубежной литературы.
Учебно-тематический план
№ п/п
Кол-во часов
В том числе на
Кол-во часов
Развитие речи
Внеклассное чтение
УУД
Тема
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
1
1
Введение
1
Уважительное отношение
к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры
Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)
Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников
Извлечение необходимой информации из различных источников
2
5
Из устного народного творчества
5
1
Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова
Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала
Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля
Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов
3
2
Из древнерусской литературы
2
Осознание роли литературы Древней Руси в жизни общества и государства
Овладение техникой планирования учебной деятельности
Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу
Установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси
4.
7
Басня
7
Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать
Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала
Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен
Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников
5.
17
Литература XIX века (первая половина)
17
2
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута
Овладение различными типами пересказа
Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать речь
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме
6.
20
Литература XIX века (вторая половина)
20
4
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута
Овладение различными типами пересказа
Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме
7
29
Литература XX века
29
2
Стремление совершенствовать свою речь
Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности
Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста
Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей
8
1
Литература народов России
1
Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей
Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия
Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
9
8
Зарубежная
литература
8
1
2
Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей
Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия
Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 5а класса. (70 часов, 2 часа в неделю).
№
Тема урока
Планируемые результаты
Деятельность
обучающихся
Дата
прове
дения
Примечание
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Беседа о прочитанных книгах, викторина по знакомым произведениям. Чтение и осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное комментированное чтение статей учебника. Словарно-лексическая работа . Составление рассказа на основе вопросов учебника.
02.09
Из мифологии - 2ч.
2
Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп»
Формирование эстетического вкуса
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Воспитание чувства любви к античной литературе, к культурам других народов
Выразительное чтение мифа Различные виды пересказа Словесное рисование (портрет Полифема). Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося эпизода Составление плана легенды. Подбор книг для выставки: Гомер «Одиссея»; А.И. Немеровский «Мифы и легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древнего Египта». Предания и мифы средневековой Ирландии
07.09
3
Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания
Уметь, подбирать материал, формулировать выводы.
Воспитание чувства любви к античной литературе
составление плана, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи» Гомера, слайдовая презентация, составление таблицы в ходе прослушивания сообщений
09.09
Из устного народного творчества – 5ч.
4
Загадки
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать.
Воспитание чувства любви к произведениям устного народного творчества
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
Уметь формулировать выводы;
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Воспитание чувства любви к произведениям устного народного творчества
Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа
21.09
6
Литературная игра
Формирование эстетического вкуса
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
использовать в самостоятельной деятельности
Воспитание чувства любви к литературе
Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций
23.09
7
Сказка «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
Формирование эстетического вкуса
Умение понимать проблему,
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Воспитание чувства любви к произведениям устного народного творчества
Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения, художественный пересказ, работа с иллюстрациями
28.09
8
Добрая и злая сила в сказке «Падчерица»
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь формулировать выводы.
Воспитание чувства любви к произведениям устного народного творчества
Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям
30.09
Из древнерусской литературы – 2ч.
9
Из «Повести временных лет» «Расселение славян»
Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть
5.10
10
«Кий, Щек, Хорив», «Хазары»
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Художественный пересказ, сообщения, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи
07.10
Басни народов мира -1ч.
11
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград». Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».
Уметь анализировать басню, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Воспитание чувства любви к литературе
Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщения
12.10
Русская басня – 4ч.
12
Русские баснописцы XVIII века.
М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Уметь анализировать басню, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения
14.10
13
Р.р. Сравнение басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса», А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса», И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Уметь анализировать басню, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Воспитание чувства любви к литературе
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование
19.10
14
И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягнёнок»
Уметь анализировать басню
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Выразительное чтение, сообщения, исследовательская работа с текстом, беседа
19.10
15
Русская басня в ХХ веке
Уметь анализировать басню, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике
28.10
2 четверть
18
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Сообщения, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа
Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ
11.11
20
Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
Формирование эстетического вкуса.
Уметь понимать проблему стихотворения
Воспитание чувства любви к литературе
Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса
А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником
23.11
21
Р.р. «В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).
Формирование эстетического вкуса.
Уметь формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Выразительное чтение, сообщения, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений
25.11
22
Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове
Понимание связи литературного произведения с эпохой написания
Сообщения, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы
30.11
23
История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.
Понимать и формулировать тему, идею стихотворения
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, заполнение таблицы, подводящей итоги работы на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа
2.12
24
Р.р. Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Формирование эстетического вкуса
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Лексическая работа, работа с учебником, с терминами, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
7.12
25
Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести
9.12
26
Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести.
Формирование эстетического вкуса
Уметь подбирать аргументы для подтверждения своей позиции
Воспитание чувства любви к литературе
Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрациями, лексическая работа
14.12
27
Р.р. Классное сочинение «Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»».
Владение критериями сочинения
Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Воспитание чувства любви к литературе
Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова
16.12
28
Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское –Лутовиново в представлениях и творческой биографии.
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа
21.12
29
История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу
Воспитание чувства любви к литературе
Художественный пересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа
23.12
3 четверть
30
Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
Уметь характеризовать его героев рассказа, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Составление письменного рассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями
11.01
31
Герасим и Муму
Владение терминологией при анализе произведения
Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, выразительное чтение,
работа с иллюстрациями, лексическая работа
13.01
32
Р.р. Обучающее сочинение по рассказу Тургенева «Муму»
Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа с текстом, беседа
27.01
36
«Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»).
Уметь анализировать литературное произведение
Уметь формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Выразительное чтение, работа с репродукцией картины И. Глазунова, сообщения, прослушивание романса «Тройка», работа с учебником, беседа
01.02
37
Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».
Понимание связи литературного произведения с эпохой написания
Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.
03.02
38
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Воспитание чувства любви к литературе
Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
08.02
39
Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
Понимание связи литературного произведения с эпохой написания Владение терминологией при анализе произведения
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями
10.02
40
Р. р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».
Уметь анализировать литературное произведение Владение терминологией при анализе произведения
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа, сообщения
15.02
41
Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова
Уметь формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Сообщения, выразительное чтение, работа с изобразительным матери алом, слайдовая презентация
17.02
42
А.П.Чехов. «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа
22.02
43
Р.р. Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил»
Уметь анализировать литературное произведение
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Воспитание чувства любви к литературе
Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа
24.02
Из литературы ХХ века -18ч.
44
Детские и юношеские годы И. А. Бунина.
Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».
Владение терминологией при анализе стихотворения
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщение, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос
29.02
45
Р.р. Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине
В. Г. Перова «Охотники на привале», беседа, составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения
25.04
58
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение
27.04
59
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Формирование эстетического вкуса
Воспитание чувства любви к литературе
Лексическая работа, составление плана сочинения, беседа, сообщения
02.05
60
Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».
Уметь анализировать литературное произведение
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос
04.05
61
Р. р. Поэзия и проза XX века о родной природе.
Формирование эстетического вкуса
Уметь формулировать выводы
Воспитание чувства любви к поэзии
Выразительное чтение, сообщения, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы
09.05
Из зарубежной литературы – 8ч.+1ч.
62
Путешествия и приключения в литературе.
Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке
11.05
63
Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».
Уметь анализировать литературное произведение
Уметь формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом, беседа
16.05
64
Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Сообщения, работа с иллюстрациями учебника, оформление результатов работы во второй части рефлексивной таблицы, сообщение о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно
18.05
65
Вн.чтение. Сила добра в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Сообщения, художественный пересказ, беседа, подготовка выставки книг «Сказки Гофмана», прослушивание музыкальных композиций
23.05
66
Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, выразительное чтение по ролям, беседа, работа со статьей учебника, выявление сходства и различия между сатирой, юмором и иронией
25.05
67
Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров
Уметь формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Сообщения, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос
26.05
68
А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».
Понимание связи литературного произведения с эпохой написания
Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, беседа, художественный пересказ, викторина
28.05
69
Внекл чт. О. Уайльд "Мальчик-звезда". Возмездие за бессердечность как урок свыше
Понимание связи литературного произведения с эпохой написания
Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Сообщения, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение, прослушивание музыкальных композиций
30.05
70
Подведение итогов года. Литературная игра по изученным произведениям русской и зарубежной литературы
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Формирование эстетического вкуса
Уметь формулировать выводы
Воспитание чувства любви к литературе
Презентация, сообщения, подготовка выставки книг, беседа,
31.05
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце.
Нарцисс.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».