kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа 10 класс. Работа с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Работа с текстом по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс. Работа с текстом.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №50»




Рабочая программа

Наименование учебного предмета Работа с текстом

Класс 10А

Уровень общего образования Средняя школа

Учитель Снитко Е.И.

Срок реализации программы, учебный год 2017– 2018 учебный год

Количество часов по учебному плану

всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программы: О. А. Артемьева. Обучение приёмам понимания текста. 9-11 классы- г.Ульяновск: ФГБОУ «УлГПУ им.И.Н.Ульянова,2012 г.


Ученое пособие:

ФИПИ ЕГЭ 2018 Русский язык. Сборник заданий./Под редакцией И.П.Цибулько.-М.: Национальное образование,2017.

Методическое пособие: О. А. Артемьева. Обучение приёмам понимания текста. 9-11 классы.- г. Ульяновск : ФГБОУ «УлГПУ им.И.Н.Ульянова,2012 г.



Рабочую программу составила _______________________

Снитко Е.И., учитель русского языка и литературы











Пояснительная записка

Социальный заказ современного общества –компетентная личность, владеющая умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников и свободно ориентирующаяся в информационном потоке.

Одно из ключевых положений Концепции федеральных образовательных стандартов второго поколения –формирование универсальных учебных действий: в области чтения: ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), применять различные виды чтения, извлекать информацию из различных источников.

Задача учителя в условиях возросшего потока информации – создать условия для формирования и развития индивидуальности каждого ученика, учить ориентироваться в информационном потоке, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет.

Данный спецкурс посвящён актуальным вопросам обучения школьников приёмам и тактикам понимания текста. Рабочая программа разработана на основе программы О.А. Артемьевой «Приёмы понимания текста (О. А. Артемьева. Обучение приёмам понимания текста. – Ульяновск; ФГБОУ «УлГПУ им. И.Н.Ульянова,2012). Спецкурс рассчитан на 68 часов: 34 занятия по 2 часа


Цель спецкурса:

-познакомить учащихся с приёмами изучающего чтения, предполагающего полное и глубокое понимание содержание текста;

-формировать умение осмысливать текст, сознательно используя приёмы информационной переработки прочитанного;

-способствовать формированию у школьников индивидуальных тактик изучающего чтения.

Задачи курса:

-вооружить школьников широким набором приёмов осмысленного прочтения текста;

- научить осмысленно прочитывать текст;

-способствовать успешному обучению в школе на других предметах;

-способствовать успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку при работе с текстами;

-подготовить к взрослой жизни в информационном потоке.

Содержание обучения - приёмы и тактики понимания текста.


Средства обучения- дидактический материал (тексты) и задания, направленные на осмысление прочитанного. Для обучения школьников подобраны тексты, обладающие высоким воспитательным потенциалом, поднимающие нравственные (вечные проблемы добра и зла, нравственности и порядочности, Родины и семьи, отношения человека к природе) и социальные проблемы (изменения, происходящие в современном мире, обществе, в русском языке; проблемы чтения и др.). Использованы тексты культуроведческого характера: об известных людях России, в том числе и о людях прославивших родной край (Симбирск – Ульяновск) , а также тексты, посвящённые культурно- историческим ценностям родного края (памятникам, музеям). Подобный дидактический материал, включённый в занятия, позволяет воспитать духовно-богатую личность, подлинного гражданина, знающего и любящего свою малую и большую родину.

Предполагаемый результат обучения

Овладев приёмами текста, ученик:

-овладеет способами достижения максимально полного и глубокого понимания информации, воспринятой в процессе чтения;

-научится сознательно отбирать индивидуально значимые для себя приёмы понимания и включать такие приёмы в тактики чтения;

-овладеет всеми видами речевой деятельности: от умения читать и осмыслять прочитанное к умению воспринимать устную речь (слушать), строить устное и письменное высказывание (говорить и писать);

-работая с текстами, воспитает в себе духовно-богатую личность, подлинного гражданина, знающего и любящего свою малую и большую родину.

Этапы обучения школьников пониманию текста

На вводном этапе создаётся мотивация к обучению. Проводится диагностика читательской компетенции, повторяются и систематизируются известные учащимся сведения по тексту ( текст и его признаки, определение понятий «тема» и «идея» текста, виды текста по типу, стилю речи, жанру) изучается теоретический материал, являющийся базовым в обучении осмысления прочитанного: чтение и стратегии чтения (изучающая, ознакомительная, просмотровая и поисковая), виды текстовой информации (фактуальная, концептуальная, подтекстовая информация).

На втором этапе проводится обучение приёмам и тактикам понимания текста, изучение необходимого

теоретического материала, формирование умения использовать изученные приёмы и тактики понимания прочитанного в процессе работы с текстом.

На третьем этапе проводится систематизация изученных приёмов и тактик изучающего чтения, увеличивается доля самостоятельности учащихся по реализации приёмов и тактик осмысления прочитанного.

На четвёртом этапе осуществляется диагностика и оценивание результатов чтения.

Последовательность обучения должна быть следующей:

- знакомство «с базовыми приёмами» понимания текста – постановкой вопросов к тексту, антиципацией и реципацией;

-осмысление текста через анализ языковых (формальных) средств актуализации содержания текста;

-приём выделения тематических групп слов;

- анализ объёмно-смыслового (приём объяснения и деления текста на абзацы, приём выделения тематических и концептуальных предложений абзаца) и структурно – смыслового членения текста (приём деления текста на смысловые части);

- осмысление прочитанного путём компрессии текста (приём сжатия текста, тактика составления плана текста);

- знакомство с тактикой диалог с автором текста, требующей от читателя « умственной напряжённости», обучение приёму анализа языковых средств выразительности, который требует от читателя специальной лингвистической подготовки и является составной частью работы по построению смысловой схемы текста как одной из тактик изучающего чтения;

-обучение тактикам определения проблем текста и авторских позиций по этим проблемам ( от микротем

К проблемам текста; от авторской позиции к проблеме текста; от идеи к авторской позиции и главной проблеме текста). Позиция этих тактик определяется особенностями построения школьного курса русского языка – вопросу определения проблем и авторских позиций текста уделяется внимание, как правило, в старших классах.

Предполагаемый результат обучения

Овладев приёмами понимания текста, ученик:

-овладеет способами достижения максимально полного и глубокого понимания информации, воспринятой в процессе чтения;

- научится сознательно отбирать индивидуально значимые для себя приёмы понимания и включать такие приёмы в тактики чтения;

-овладеет всеми видами речевой деятельности: от умения читать и осмыслять прочитанное к умению воспринимать устную речь (слушать), строить устное и письменное высказывание (говорить и писать);

-работая с текстами, воспитает в себе духовно богатую личность, подлинного гражданина, знающего и любящего свою малую и большую родину.

Учебно-методические пособия

1. Артемьева О.Н. Обучение школьников приёмам понимания текста на уроках русского языка: методическое пособие для учителей – словесников и студентов филологического факультета. Ульяновск: УлГПУ, 2012.

2. 3. Артемьева О.Н. Методика обучения приёмам понимания текста: учебно- методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ,2011.

4. Артемьева О.Н. Сжатое изложение как этап подготовки к сочинению (Текст)/ О.Н. Артемьева// Русский язык в школе. 2010. №11.

Дата

Кор.

Тема занятия

Цели

Содержание

Самостоятельная деятельность

1



Вводное занятие. Контрольный срез.

Проверить знания и умения по теме «Текст».

Контрольный срез «Текст». Мотивация к дальнейшему обучению.

Контрольный срез «Текст».

2



Постановка вопросов к тексту и прогнозирование его содержания.

Научить приёму постановки вопросов к тексту и поисков ответов на него.

Работа по тексту М. Гордеевой.

Написание продолжения текста.

3



Составление тематической группы слов как приём определения темы текста.

Научить приёму выделения в тексте тематических групп слов.

Работа с текстом Н.М. Языкова. Составление памятки « Как понять текст с помощью тематической группы слов».

Практическая работа «Выделение в тексте тематических групп слов» (Языковский парк).

4



Выделение в тексте ключевых слов как приём определения его темы и идеи.

Формировать умение определять тему и идею текста через выделение ключевых слов.

Ключевые слова, признаки и классификация. Работа с текстами И.Бунина, В.Пескова.

С/р. Работа по тексту К.Селиванова «Языковский парк».

5



Осмысление текста через выделение тематических и концептуальных предложений.

Познакомить с приёмом выделения тематических и концептуальных предложений.

Упражнения по выделению в абзацах тематических и концептуальных предложений.

С/р. Выделение в тексте тематических и концептуальных предложений.

6



Осмысление текста через выделение тематических и концептуальных предложений.

Совершенствовать умение выделять в тексте тематические предложения и определять с их помощью тему текста.

Работа с текстом. Составление плана текста.

Письменный вывод. Формулировка вывода о теме данного текста.

7



Содержательные и языковые приёмы сжатия текста.

Познакомить с приёмами компрессии первоисточника для выделения главной информации текста.

Работа по карточкам «Содержательные и языковые приёмы сжатия текста». Упражнения для обучения сжатию текстов.

Устный вывод «Что значит приём сжатия текста?»

8



Содержательные и языковые приёмы сжатия текста.

Совершенствовать умение сокращать текст.

Работа по тексту. Обучение сжатию.

С/р. Сократить текст. Указать приём сжатия.

9



Сжатие текста как приём определения идеи текста.

Научиться определять идею текста, используя приём сокращения первоисточника.

Работа по тексту. Выделение главной информации для осмысления идеи.

Письменная формулировка идеи текста.

10



Обучающее сжатое изложение.

Научиться выделять и передавать главную информацию текста.

Сжатое изложение по тексту М.А.Кронгауза.

Р/Р. Сжатое мзложение.

11



Сжатое изложение с элементами сочинения.

Продолжить работу, связанную с пониманием содержания прочитанного.

Сжатое изложение с элементами сочинение, посвящённое памятнику Д.Разумовскому в Ульяновске.

Р/Р. Сжатое изложение с элементами сочинения.

12



Подготовка к сочинению по прочитанному тексту.

Продолжить работу, связанную с пониманием содержания.

Работа по тексту В.Пескова.

Р/Р. Написание сочинения по прочитанному тексту.

13



План текста как способ понимания прочитанного. Виды плана текста.

Познакомить с приёмом составления плана для понимания прочитанного.

Виды плана и требования к нему. Работа по составлению планов текста.

Редактирование плана к данному тексту.

14



План текста как способ понимания прочитанного. Простой и сложный план текста.

Совершенствовать умение составлять сложный план текста, осмыслять текст посредством составления плана.

Оставление сложного плана текста. Работа с памятками «Как определить тему текста с помощью сложного плана», «Как понять основную мысль текста с помощью плана».

С/р. Работа с текстом: план, тема, идея.

15



План текста, приближающийся к сжатому пересказу первоисточника, как способ осмысления прочитанного.

Научить определять идею текста через составление плана, приближающегося к сжатому пересказу.

Работа по тексту. Осмысление текста через составление плана, приближающегося к сжатому пересказу.

Устный вывод. Сформулировать идею текста по созданному плану. Краткий сжатый пересказ текста.

16



Диалог с автором текста.

Учиться проводить диалог с автором текста.

Работа по тексту: скрытые вопросы, прогнозируемые ответы, выбор варианта прогноза, самоконтроль по тексту.

Диалог с автором по тексту

Д.Лихачёва.

17



Анализ языковых средств выразительности как приём понимания текста.

Познакомить с приёмом анализа языковых средств выразительности как приёмом понимания текста.

Работа с ИВС языка по тексту об А.Пластове.

Устный вывод. Сформулировать концептуальную информацию (идею) текста.

18



Смысловая схема текста.

Научиться понимать текст через составление смысловой схемы.

Работа по тексту В.Астафьева. Составление смысловой схемы.

Рефлексия. Какие приёмы понимания текста использовали для построения его смысловой схемы?

19



Самостоятельная работа. Приёмы определения темы и идеи текста.

Проверить умение пользоваться приёмами понимания текста для определения его темы и идеи.


Работа по тексту В.Шукшина.

20



Непрерывно -фабульные и прерывно-фабульные тексты.

Научиться отличать непрерывно- фабульные и прерывно-фабульные тексты.

Признаки отличия. Определения вида текста.


21



Тема, идея, проблема текста и авторская позиция. От микротемы к проблеме текста.

Познакомить с приёмом понимания текста от микротемы к проблеме текста.

Знакомство с понятиями: проблема текста, авторская позиция, связь с темой, идеей текста.

Составление алгоритма « От микротем к проблеме текста».

22



От идеи к главной проблеме текста.

Познакомиться со способом определения главной проблемы текста.

Работа по тексту Д. Лихачёва. Знакомство с алгоритмом «От идеи к авторской позиции и главной проблеме текста»

С/р. Составление плана. Определение проблемы текста.

23



От авторской позиции к проблеме текста.

Познакомиться с алгоритмом осмысления прочитанного «От авторской позиции к проблеме текста».

Работа по тексту и составление алгоритма.

Запоминание алгоритма.

24



От авторской позиции к проблеме текста.

Учиться определять проблему текста и авторскую позицию по этой проблеме.

Работа по непрерывно-фабульному тексту.

Формулирование проблемы текста.

25



Определение проблемы текста и авторской позиции по этой проблеме.

Совершенствовать умение определять проблему текста и авторскую позицию по этой проблеме.

Индивидуальная работа по тексту.

Индивидуальная работа по тексту.

26



Проверочная работа. Тема, идея, проблема, авторская позиция текста.

Проверить умения понимать и осмысливать текст.

Работа по текстам В.Пескова, Д.Лихачёва.


27



Анализ проверочной работы.

Откорректировать умения понимать и осмысливать текст.


Рефлексия «Мои проблемы в понимании и осмыслении текста».

28 -31



Резервные уроки








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа 10 класс. Работа с текстом.

Автор: Снитко Елена Ивановна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по информатике в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "145022"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418832301"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070290"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Вахрушев (школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-vakhrushiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710293"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по русскому языку 2 класс Бунеев (Школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-2-klass-bunieiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710556"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по литературе для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172408"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства