Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
2012г
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО с получением среднего (полного) общего образования
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
22
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 319 часов, в том числе:
Проанализировать стихотворение (на выбор обуч-ся).
1
24
28
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
Выучить наизусть отрывок из поэмы.
1
25
29-30
«Кому в России жить хорошо»
Подготовить материал и написать сочинение-миниатюру
2
Раздел 14.
Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»
Содержание учебного материала
2
60
Н. С. Лесков.Жизнь и творчество писателя
1
61
Тема трагической судьбы талантливого человека в повести «Очарованный странник»
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
Кол-во часов
26
31
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».
Чтение повести «Очарованный странник»
1
27
32
Внутренний мир героев Н.С.Лескова
Раскрыть образ Ивана Флягина.
1
Раздел 15.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Содержание учебного материала
2
2
62
М. Е. Салтыков-Щедрин.Жизнь и творчество писателя
1
63
«История одного города» - сатирическая летопись Российского государства
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
Кол-во часов
28
33
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
Прочитать самостоятельно сказку (по выбору).
1
29
34
Своеобразие типизации и писательской манеры Салтыкова-Щедрина.
Написать сочинение-миниатюру на заданную тему.
1
Раздел 16.
Ф. М. Достоевский.
Роман «Преступление и наказание»
Содержание учебного материала
13
2
64
Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского.
1
65
Новаторство писателя в изображении «маленького» человека (романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные») (обзор)
1
66
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе.
1
67
Петербург Достоевского как символ равнодушного отношения к человеку
1
68
Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
1
69
Смысл теории, ее античеловечный характер
1
70
Крушение идеи Раскольникова. Позиция автора
1
71
Нравственные проблемы в романе. Художественное своеобразие романа. Оценка современников
1
72
Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Комментированное чтение и анализ глав из романа «Преступление и наказание».
1
73
Родион Раскольников в системе образов.
1
74
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.).
1
75-76
Контрольная работа:Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского
2
Самостоятельная работа обучающихся
3
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
Кол-во часов
30
35
Ф.М. Достоевский. Биография писателя
Законспектировать материал учебника
1
31
36
Женские образы романа «Преступление и наказание».
Раскрыть образ героя по выбору.
1
32
37
Смысл названия романа.
Написать сообщение на заданную тему
1
Раздел 17.
Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир».
Содержание учебного материала
22
2
77
Толстой - это целый мир» (М. Горький). Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
1
78
Детство, отрочество, юность Толстого. Духовные искания в годы юности.
1
79
Начало творческой деятельности. «Детство».
1
80
«Отрочество», «Юность».
1
81
Участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы»- суровая правда войны, изображение героизма и патриотизма русских солдат и офицеров.
1
82
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.
1
83-84
Практическая работа: Салон А. П. Шерер
2
85
Изображение судеб отдельных героев в тесной связи с историческими событиями.
1
86
Поиски смысла жизни А.Болконским.
1
87
Путь исканий Пьера Безухова.
1
88
Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности.
1
89
Дуэль Пьера и Долохова.
1
90
Любовь и красота, место женщины в семье и обществе в понимании Л.Н. Толстого.
1
91
Женские образы в творчестве Л. Н. Толстого
1
92
Картины войны 1812 года. Партизанское движение в романе.
1
93
Противопоставление Кутузова и Наполеона. Осуждение войны и бесчеловечной идеи господства одной личности над массами.
1
94
Обличение карьеризма, лжепатриотизма, бездуховности верхушки светского общества.
1
95
Картины природы в романе. Мастерство Толстого-художника.
1
96
Мировое значение творчества Л. Толстого. Интерес к Толстому в современном мире.
1
97-98
Контрольная работа: Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
Кол-во часов
33
38
Л.Н. Толстой. Биография писателя
Написать сообщение на заданную тему
1
34
39
«Севастопольские рассказы».
Проанализировать произведение (на выбор) по предложенной схеме
1
35
40-41
Духовные искания Пьера Безухова, Андрея Болконского
Подготовить материал и написать сочинение.
2
36
42
Женские образы в творчестве Л.Н. Толстого (Элен Курагина, Наташа Ростова, Марья Болконская, Анна Каренина).
Составить характеристику литературному герою.
1
37
43
Женские образы в творчестве Л.Н. Толстого (Элен Курагина, Наташа Ростова, Марья Болконская, Анна Каренина).
Написать сообщение на заданную тему
1
38
44
Кутузов и Наполеон в изображении и оценке Л.Н.Толстого.
Дать сравнительную характеристику по схеме.
1
39
45-46
Позднее творчество Л. Н. Толстого: роман «Анна Каренина»
Прочитать выборочные главы
2
40
47
Теория литературы: понятие о романе-эпопее
Выучить термины и понятия
1
Раздел 18.
А. П. Чехов. Рассказы. «Вишневый сад».
Содержание учебного материала
7
2
99
Жизнь и творчество А.П.Чехова. Чехов и МХАТ. Пьесы А.П.Чехова в театрах России и мира.
1
100
«Ионыч». Нравственный выбор героя в рассказе. Отношение Чехова к своим героям.
Жизнь и творчество И.Бунина в период эмиграции. Тема «отодвинутой» России в рассказах «Подснежник», «Косцы», «Далекое».
1
6
111
Размышления И.А.Бунина о национальной гордости, присущей русскому человеку в романе «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи».И.А.Бунин - лауреат нобелевской премии.
1
7
112
Практическая работа: И. Бунин «Темные аллеи»
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
Кол-во часов
46
53
И.А. Бунин. «Чистый понедельник».
Охарактеризовать главных героев рассказа.
1
47
54
И.А. Бунин. «Чистый понедельник».
Проанализировать финал произведения (письменно).
1
Раздел 21
А.И. Куприн.Рассказы.
Содержание учебного материала
2
2
8
113
«Поединок»: нравственные и социальные проблемы, поставленные автором; смысл названия повести.
1
9
114
«Гранатовый браслет». Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.Куприна
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
Кол-во часов
48
55
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет».
Рассказать о фактах жизни, интересах, особенностях натуры Желткова.
1
Раздел 22
М. Горький. «Старуха Изергиль», «На дне».
Содержание учебного материала
8
2
10
115
Жизнь и творчество М.Горького. Роль М.Горького в судьбе русской культуры.
1
11
116
Раннее творчество. Суровая правда жизни в рассказах «Челкаш», «Коновалов» и др.
1
12
117
Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль». Автор и герои рассказа
1
13
118
Горький - драматург. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.
1
14
119
«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение (Бубнов, лука, Сатин). Жертвы грязного мира (Настя, Наташа). Авторская позиция и способы ее выражения в драме.
1
15
120
Новаторство Горького - драматурга. Горький и художественный театр.
1
16-17
121-122
Контрольная работа: Сочинение по творчеству М.Горького.
2
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
2
49
56
М. Горький. «Старуха Изергиль».
Объяснить смысл названия рассказа.
1
50
57
М. Горький. «Старуха Изергиль».
Выписать эпитеты, которыми М.Горький наделяет Данко.
1
51
58-59
М.Горький. «На дне».
Самостоятельно прочитать пьесу.
2
Раздел 23
Поэзия начала 20 века. «Серебряный век» русской поэзии. Обзор с изучением одной из монографических тем
Содержание учебного материала
10
2
18
123
Общая характеристика направлений в поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
1
19
124
К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб.
1
20
125
В. Ходасевич, О. Мандельштам.
1
21
126
И. Анненский.
1
22
127
Н. Гумилев.
1
23
128
А. Ахматова (обзор).
1
24
129
М. Цветаева (обзор).
1
25
130
М. Кузмин, И. Северянин и другие поэты
1
26-27
131-132
Практическая работа: Поэзия серебряного века
2
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
1
52
60
К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб.
Выучить наизусть стихотворение на выбор обучающегося.
53
61
В. Ходасевич, О. Мандельштам.
Выучить наизусть стихотворение на выбор обучающегося.
1
54
62
И. Анненский.
Проанализировать стихотворение (на выбор обуч-ся).
1
55
63
Н. Гумилев.
Проанализировать стихотворение (на выбор обуч-ся).
1
56
64
Поэтическая мастерская: Техника выразительного чтения. Стихотворение на выбор.
Прочесть стихотворение в соответствии с партитурой
1
57
65-66
«Серебряный век русской поэзии».
Подготовить материал и написать сочинение.
2
Раздел 24
А. А. Блок.Лирика. Поэма «Двенадцать».
Содержание учебного материала
5
28
133
Краткий биографический очерк А.А.Блока. Символизм и Блок.
1
29
134
Тема Родины в лирике Блока. Боль и тревога за судьбу России.
1
30
135
Своеобразие художественной формы стихов. «Скифы», цикл стихов «На поле Куликовом».
1
31
136
Поэма «Двенадцать». Противоречие представлений Блока о социальном характере революции. Сюжет поэмы и ее герои.
1
32
137
Борьба миров. Сатирические образы старого мира. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.
Выучить наизусть стихотворение на выбор обучающегося.
1
67
78-79
Автобиографическое и вечное в поэме А.Ахматовой «Реквием».
Подготовить материал и написать сочинение.
2
Раздел 31
А. П. Платонов. Повесть «Котлован»
Содержание учебного материала
2
2
56
161
А. П. Платонов. Повесть «Котлован»
1
57
162
Анализ повести.
1
Раздел 32
И. Е. Бабель. Книга рассказов «Конармия»
Содержание учебного материала
2
2
58
163
И. Е. Бабель. Книга рассказов «Конармия»
1
59
164
Анализ рассказа (по выбору).
1
Раздел 33
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Содержание учебного материала
8
2
60
165
Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова. Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова.
1
61
166
«Мастер и Маргарита». Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения.
1
62
167
Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие). Библейские мотивы.
1
63
168
Любовь как единственная возможность сохранить свободу и достоинство.
1
64
169
Проблема свободы творчества. Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики.
1
65
170
Общечеловеческая ценность творчества М.А.Булгакова.
1
66-67
171-172
Контрольная работа: Сочинение по творчеству Булгакова.
2
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
68
80
Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Подготовить сообщение
1
69
81
М. Булгаков. «Собачье сердце».
Самостоятельно прочитать произведение
1
70
82
М. Булгаков. «Собачье сердце» Шарик - Шариков.
Заполнить таблицу: «Сопоставительный анализ героев»
1
Раздел 34
М. А. Шолохов. Рассказы. «Тихий Дон».
Содержание учебного материала
8
2
68
173
Очерк жизни и творчества писателя. Судьба человека на крутых исторических переломах – основная тема творчества М.А.Шолохова.
1
69
174
Общественное значение творчества Шолохова. Шолохов - лауреат Нобелевской премии.
1
70
175
Концепция гражданской войны в «Донских рассказах»..
«Тихий Дон» - эпическое самопознание истории народа.
1
73
178
Трагедия Мелехова, ее смысл и значение.
1
74
179
Женские судьбы.
1
75
180
Проблема гуманизма в романе. Полемика вокруг романа.
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
71
83
М. Шолохов. Сведения из биографии.
Законспектировать материал учебника
1
72
84
Творчество М. Шолохова.
Подготовить сообщение.
1
73
85-86
Раскрытие темы любви в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Подготовить материал и написать сочинение.
2
Раздел 35
Литература русского зарубежья
В. В. Набоков
Содержание учебного материала
2
2
76
181
В. В. Набоков. Жизнь и творчество.
1
77
182
Роман «Машенька».
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
74
87
Проблематика и система образов в романе «Машенька»
Охарактеризовать действующие лица в тетради.
1
Раздел 36
Литература периода Великой Отечественной войны
Содержание учебного материала
2
2
78
183
Развитие литературных жанров в годы войны. Патриотические мотивы в лирике советских поэтов. Тема любви и дружбы, чувства долга перед Родиной и ненависти к фашистам в поэзии К.Симонова, Н.Тихонова, О.Бергольц, М.Алигер, А.Суркова, М.Исаковского, П.Антокольского, А.Ахматовой, М.Джалиля и др.
1
79
184
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева.
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
75
88
Литература периода Великой Отечественной войны. (К.Симонов, Н.Тихонов, А.Сурков, М.Исаковский)
Самостоятельно прочитать произведение (по выбору обуч-ся) и выучить наизусть.
1
Раздел 37
Б. Пастернак. Лирика.
Содержание учебного материала
3
2
80
185
Жизнь и творчество писателя
1
81
186
Лирика: «Февраль…», «Определение поэзии».
1
82
187
«Гамлет», «Зимняя ночь».
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
76
89-90
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Самостоятельно прочитать произведение
2
77
91
Б. Пастернак. Стихи Юрия Живаго. «Зимняя ночь»
Выучить наизусть стихотворение на выбор обучающегося.
1
Раздел 38
А. Т. Твардовский. Лирика. Поэмы.
Содержание учебного материала
4
2
83
188
Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. Тема войны и памяти в лирике Твардовского.
1
84
189
Поэма «По праву памяти» . Лирический герой поэмы, его жизненная позиция.
1
85
190
Пафос и художественное своеобразие творчества Твардовского.
1
86
191
Практическая работа: Литература 40-50-х г.г. и русского зарубежья.
Выучить наизусть стихотворение на выбор учащегося.
1
79
93
Тема войны в творчестве А.Твардовского.
Подготовить сообщение.
1
Раздел 39
Литература 50-80 годов.
Содержание учебного материала
1
2
87
192
Смерть Сталина. Новые тенденции в литературе.
1
Раздел 40
А.И. Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича»
Содержание учебного материала
4
2
88
193
Проблема ответственности поколений, причины зарождения тоталитарной системы, размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести «Один день Ивана Денисовича».
1
89
194
Проблема ответственности поколений, причины зарождения тоталитарной системы в фундаментальном художественном исследовании «Архипелаг ГУЛАГ».
Историко-философское обобщение в творчестве писателя.
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
80
94
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Самостоятельно прочитать произведение
1
81
95
Судьба человека в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Написать сочинение-миниатюру.
1
82
96
«Лагерная» проза. «Архипелаг ГУЛАГ».
Самостоятельно прочитать произведение.
1
Раздел 41
В. Шаламов. «Колымские рассказы»
Содержание учебного материала
2
2
92
197
В. Шаламов. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору)
1
93
198
Анализ рассказа по выбору.
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
83
97
В. Шаламов. «Колымские рассказы (рассказ по выбору)
Самостоятельно прочитать произведение
1
84
98
В. Шаламов. «Колымские рассказы (рассказ по выбору)
Проанализировать произведение (на выбор) по предложенной схеме.
1
Раздел 42
В.М. Шукшин. Рассказы
Содержание учебного материала
2
2
94
199
В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Срезал».
1
95
200
«Микроскоп»
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
85
99-100
В.М. Шукшин. Рассказы.
Самостоятельно прочитать и проанализировать рассказ (по выбору обуч-ся).
2
Раздел 43
А. Вампилов. Пьесы
Содержание учебного материала
1
2
96
201
А. Вампилов. Пьесы: «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты»
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
86
101
А. Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота»
Самостоятельно прочитать произведение (по выбору обуч-ся)
1
Раздел 44
Поэзия 60-90-х годов.
Содержание учебного материала
6
2
97
202
Б. Ахмадулина.
1
98
203
Е. Винокурова.
1
99
204
Поиски нового поэтического языка.
1
100
205
Поэзия 60-90-х годов. Основные темы и образы лирики.
1
101
206
Р. Рождественский.
1
102
207
Б. Окуджава.
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
87
102
Б. Ахмадулина.
Выучить наизусть стихотворение на выбор обучающегося.
1
88
103
Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.
Проанализировать стихотворение (на выбор) по предложенной схеме.
1
89
104
Р. Рождественский, Б. Окуджава.
Проанализировать стихотворение (на выбор) по предложенной схеме.
1
Раздел 45
Русская литература последних лет.
Содержание учебного материала
2
2
103
208
Русская литература последних лет.(обзор)
1
104
209
Позиция современных журналов.
1
Раздел 46
Зарубежная литература
Содержание учебного материала
2
2
105
210
Зарубежная литература (обзор): Гете, Маркес, Коэльо.
1
106
211
Контрольная работа: Зарубежная литература.
1
Самостоятельная работа обучающихся
№ п\п
№ задания
Наименование темы
Форма проведения
90
105-106
Зарубежная литература: Гете, Маркес, Коэльо.
Самостоятельно прочитать произведение (по выбору обуч-ся)
2
Раздел 47
Обобщение.
Содержание учебного материала
2
2
107
212
Произведения современной литературы.
1
108
213
Обобщающий урок.
1
Итого 108ч. 2 курс
Всего 213ч. + Самостоятельная работа 106 ч.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
комплект учебных пособий, плакатов
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Обернихина Г.А.Литература.-М.:Академия,2010
Дополнительная литература:
Агеносов В.В. Русская литература ХХ в. Ч.1. учебник НСО. – Академия, 2010
Агеносов В.В. Русская литература ХХ в. Ч.2. учебник НСО. – Академия, 2010
Обернихина Г.А. Литература. Практикум.-М.:Академия,2009
Интернет – ресурсы
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
УМЕНИЯ:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Практические и контрольные работы, сочинения, тестирование, сообщения, зачеты, устные ответы, доклады, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины.
ЗНАНИЯ:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Практические и контрольные работы, сочинения, тестирование, сообщения, зачеты, устные ответы, доклады, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины.