Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература"
Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература"
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" »
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Алатырский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.05
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Алатырь 2014
Разработана на основе Примерной УТВЕРЖДЕНО
Программы учебной дисциплины «29» августа 2014 г
Литература приказом №60
для специальности 21.02.05
Земельно-имущественные отношения
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом ОУ
«27» августа 2014 г. протокол №1
Председатель
Экспертного совета_________/ В.Н.Пичугин/
СОГЛАСОВАНО
Матвеева Н.А., преподаватель
АТЖТ- филиал ФГБОУ ВПО
«СамГУПС»
«26» августа 2014 г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК
общеобразовательных дисциплин
«26» августа 2014 г. протокол № 1
Председатель ПЦК________/А.Я.Михайлова/
Разработчик:
Королёва Н.Н., преподаватель
русского языка и литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум», реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» литература в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки (учебно-познавательная компетенция);
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры (учебно-познавательная компетенция);
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира (ценностно-смысловая компетенция);
восприятие информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы (информационная компетенция);
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации (компетенция личностного самосовершенствования);
воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни (компетенция личностного самосовершенствования и социально-трудовая компетенция);
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды ( социально- трудовая компетенция);
дальнейшее развитие коммуникативной компетенции:
- совершенствование всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)
- информационная переработка текста
- развитие письменной речи в процессе написания письменных работ различных видов (сочинение, эссе, рецензия и т. п.)
- совершенствование культуры устной и письменной форм речи.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровнеознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.).
Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);
– составление тестов для самоконтроля;
– составление библиографических карточек по творчеству писателя;
– подготовка рефератов;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.
Принцип регионализации образования в данной программе реализуется путём включения в содержание дисциплины тем и разделов, посвящённых изучению творческого наследия писателей и поэтов Чувашской республики. Резервные часы, отражённыё в тематическом плане примерной программы дисциплины, используются на изучение регионального компонента.
Программа по дисциплине «Литература» рассчитана на 177 часов для студентов специальности: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
Промежуточная аттестация осуществляется: дифференцированный зачёт по окончанию II семестра.
В основу изучения каждой темы положены ключевые понятия с последующим созданием аксиологического семантического поля.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество часов
Макс.
Всего
Сам.из
Раздел I.Русская литература первой половины XIX века.
14
8
6
Тема 1. 1. Введение. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.
6
2
4
Тема 1. 2. Творчество А.С. Пушкина.
4
2
2
Тема 1. 3. Творчество М. Ю. Лермонтова.
2
2
Тема 1. 4. Творчество Н. В. Гоголя.
2
2
Раздел II.Русская литература второй половины XIX века.
48
36
12
Тема 2. 1. Возникновение и развитие русского реализма.
4
2
2
Тема 2. 2. Творчество А.Н. Островского.
6
4
2
Тема 2. 3. Творчество И. А. Гончарова.
2
2
Тема 2. 4. Творчество И. С. Тургенева.
6
4
2
Тема 2. 5. Поэты «чистого искусства» Ф. И. Тютчев и А. А. Фет.
2
2
Тема 2. 6. Творчество Н. А. Некрасова.
6
4
2
Тема 2. 7. Творчество Н. С. Лескова.
4
4
Тема 2. 8. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.
2
2
Тема 2. 9. Творчество Ф. М. Достоевского.
6
4
2
Тема 2. 10. Творчество Л. Н. Толстого.
8
6
2
Тема 2. 11. Творчество А. П. Чехова.
2
2
Раздел III.Русская литература первой половины XX века
43
30
13
Тема 3. 1. Русская литература начала XX века (обзор).
5
2
3
Тема 3. 2.ТворчествоИ.А. Бунина.
4
2
2
Тема 3. 3. Творчество А. И. Куприна.
4
2
2
Тема 3. 4. Поэзия начала XX века (обзор)
2
2
Тема 3. 5. Творчество А. А. Блока.
4
2
2
Тема 3. 6. Творчество М. Горького.
6
4
2
Тема 3. 7.Литература 20-х годов (обзор).
2
2
Тема 3. 8. Творчество В. В. Маяковского.
2
2
Тема 3. 9. Творчество С. А. Есенина.
4
2
2
Тема 3. 10. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).
2
2
Тема 3. 11. Творчество М. И. Цветаевой.
2
2
Тема 3. 12. Творчество А. П. Платонова.
2
2
Тема 3. 13. Творчество М. А. Булгакова.
4
4
Тема 3. 14. Творчество М. А. Шолохова.
2
2
Раздел IV.Русская литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
14
8
6
Тема 4. 1. Обзорная.
4
2
2
Тема 4. 2. Творчество А. А. Ахматовой.
2
2
Тема 4. 3. Творчество Б. Л. Пастернака.
4
2
2
Тема 4. 4.Творчество А. Т. Твардовского.
4
2
2
Раздел V. Русская литература второй половины XX века.
36
24
12
Тема 5. 1. Литература 50–80-х годов (обзор).
4
2
2
Тема 5. 2.Новое осмысление темы человека на войне.
4
2
2
Тема 5. 3. Поэзия 60-х годов.
4
2
2
Тема 5. 4. Проза 50-80-х годов.
4
2
2
Тема 5. 5. Драматургия и публицистика50-80-х годов.
4
2
2
Тема 5. 6. Авторская песня.
2
2
Тема 5. 7. Творчество А. И. Солженицына.
4
2
2
Тема 5. 8. Творчество В. М. Шукшина.
2
2
Тема 5. 9. Творчество Н. М. Рубцова.
2
2
Тема 5. 10. Творчество Расула Гамзатова.
2
2
Тема 5. 11. Творчество А. В. Вампилова.
2
2
Тема 5. 12. Русская литература последних лет (обзор).
2
2
Раздел VI. Зарубежная литература
9
4
5
Тема 6. 1. Европейская литература XIX века (обзор)
4
2
2
Тема 6. 2. Зарубежная литература XX века
(обзор)
5
2
3
Раздел VII. Чувашская литература
13
7
6
Тема 7. 1 Чувашская литература конца ХIX в – начала XX века
4
2
2
Тема 7. 2 Чувашская поэзия
4
2
2
Тема 7. 3 Тема Великой Отечественной войны в творчестве чувашских писателей
4
2
2
Тема 7. 4. Современная чувашская литература.
1
1
ИТОГО:
177
117
60
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I.Русская литература первой половины XIX века.
Тема 1. 1. Введение. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.
Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк» «Поэту». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.
Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.
Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.
Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.
Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.
Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.
Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.
Теория литературы: Элегия.
Ключевые понятия: романтизм, реализм, универсализм, новаторство, литературный язык, элегия, поэма, роман в стихах, рифма, ритм.
Тема 1. 3. Творчество М. Ю. Лермонтова.
Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.
Основные мотивы лирики.
Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк».Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.
Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
Раздел II.Русская литература второй половины XIX века.
Тема 2. 1. Возникновение и развитие русского реализма.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о драме «Гроза».
Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
Теория литературы: социально-психологический роман.
Ключевые понятия: социальный роман, психологизм, «обломовщина», психологизм, характеристика.
Тема 2. 4. Творчество И. С. Тургенева.
Сведения из биографии.
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.
Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.
Тема 2. 5. Поэты «чистого искусства» Ф. И. Тютчев и А. А. Фет.
Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
А.А. Фет. Сведения из биографии.
Стихотворения:««Шепот, робкое дыханье…»,«,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Ключевые понятия: хроника, очерк, документализм, русский национальный характер, сюжет, православно-христианский идеал.
Тема 2. 8. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сведения из биографии.
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.
Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
Идейные искания Толстого.
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.
«Студент»,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.
Раздел III.Русская литература первой половины XX века.
Тема 3. 1. Русская литература начала XX века (обзор).
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.
Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.
Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», А. Блок «Интеллигенция и революция».
Рассказы: «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин и др.; общая характеристика творчества(стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге» и др. «. Поэма «Двенадцать».
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.
Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.
Для самостоятельного чтения: поэма «Соловьиный сад, стихи.
Ранние рассказы: «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).
Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).
Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).
Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).
Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).
Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).
Ключевые понятия: эмиграция, патриотизм, тема революции, тема России, тема гражданской войны, идейно-художественная позиция, сатира, публицистика, роман-антиутопия.
Тема 3. 8. Творчество В. В. Маяковского.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Прозаседавшиеся»,«Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это» и др.
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
Ключевые понятия: футуризм, сатира, политическая поэма, урбанистические мотивы, «самоценное» слово, олицетворение, гипербола, составная рифма, ассонанс, мировоззренческий кризис.
Тема 3. 9. С.А. Есенина. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.
Тема 3. 10. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.
Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).
Ключевые понятия: патриотизм, съезд писателей, социалистический реализм, художественный метод, коллективизация, индустриализация, исторический роман, роман-антиутопия.
Тема 3. 11. Творчество М. И. Цветаевой.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Ключевые понятия: положительный герой, человек труда, характеристика, фантастика, реализм, метафоричность образов, художественный стиль.
Тема 3. 13. Творчество М.А. Булгакова.
Сведения из биографии.
Роман «Мастер и Маргарита».
«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.
Для самостоятельного чтения: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».
Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Ключевые понятия: народный язык, историзм, психологический анализ, коллективизация, художественный образ, патриотизм, гуманизм, роман-эпопея.
Раздел IV.Русская литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема 4. 1. Русская литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (обзор).
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Ключевые понятия: поэты-фронтовики, тема героизма, публицистика, проблематика, система образов.
Тема 4. 2. Творчество А. А. Ахматовой.
Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя. Поэма «Реквием».
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.
Тема 4. 3. Творчество Б.Л. Пастернака. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет»,«Быть знаменитым некрасиво»,«Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
Для самостоятельного чтения. Роман «Доктор Живаго».
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины»,«В тот день, когда кончилась война…».Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей
Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.
Раздел V. Русская литература второй половины XX века.
Тема 5. 1. Литература 50–80-х годов (обзор)
Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.
Ключевые понятия: «оттепель», новаторство, «новая волна», лирические переживания, конфликты истории.
Тема 5.2. Новое осмысление проблемы человека на войне.
Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.
Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.
«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.
Тема 5. 5.Драматургия и публицистика 50–80-х годов. Новая проблематика прозы.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.
Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.
Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,
В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.
Автобиографическая литература. К. Паустовский,
И. Эренбург.
Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.
Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.
Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
«Один день Ивана Денисовича».Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.
Тема 5. 8. Творчество В.М. Шукшина.Сведения из биографии.
Рассказы: «Чудик»,«Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.
Ключевые понятия: деревенская проза, русский национальный характер, психологизм, авторская позиция, формальные особенности.
Тема 5. 9. Творчество Н.М. Рубцова.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» и др.
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Ключевые понятия: тема родины, изображение природы, «тихая лирика», традиция, лиризм.
Тема 5. 10. Творчество Расула Гамзатова.
Сведения из биографии.
Стихотворения:«Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...»Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
Тема 6. 1. Европейская литература XIX века (обзор).
Обзор основных тенденций развития классической европейской литературы. Трагедия И.-В.Гёте «Фауст». Проблематика, сюжет. Становление романтизма, выработка теории романтизма. «Благородный разбойник» романтической литературы Дж. Г. Байрон. Тема «бунта» романтического героя.
Становление реализма, теоретические основы реализма в работах Стендаля. Основные направления зарубежной литературы XX века: символизм, экзистенциализм, неоромантизм, натурализм. Основные тенденции развития американской литературы. Творчество Э. Хемингуэя.
Тема 7.1. Чувашская литература конца ХIX в – начала XX века (обзор).
Эстетическое и философское богатство чувашской литературы. Основные направления развития. Жанры. Фольклор. И. Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу».М. Фёдоров «Леший».
Ключевые понятия: национальная литература, национальный язык, фольклор, легенда, баллада, духовное развитие.
Тема 7.2. Чувашская поэзия (обзор).
П. Хузангай. Литературно-критические статьи. Гражданская и философская лирика. «Песни Тилли», «Я живу в России», «Побратимство», «Были мы, и есть, и будем!». Я. Ухсай. Краткий очерк творчества. Поэма «Дед Кельбук». Лирика ( по выбору).
Ключевые понятия: поэма, повесть в стихах, гражданская лирика, философская лирика.
Тема 7.3. Тема Великой Отечественной войны в творчестве чувашских писателей (обзор).
А. Талвир: война глазами военного корреспондента. Повесть «На дорогах фронтовых». А. Агаков. Мастерство раскрытия внутреннего мира героев. А. Алендей «Кукушка». Изображение жизни сельских тружеников в годы войны. Повесть «Юркка».
Ключевые понятия: национальный герой, труженики тыла, внутренний мир, речевая характеристика.
Тема 7.4. Современная чувашская литература.
Разнообразие жанров. Чувашская литературная традиция и новаторство. Межкультурный диалог. Проза: А. Тарасов (рассказы). Драматургия: Б. Чиндыков, Н. Сидоров. Поэзия: Г. Айги, Р. Сарби, П.Эйзин.
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» студент должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ БЕСЕД ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
А. Арбузов «Годы странствий».
В. Розов «В поисках радости».
В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы».
В. Ерофеев «Москва – Петушки»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».
Д. Андреев. «Роза мира».
В. Астафьев. «Пастух и пастушка».
А. Бек. «Новое назначение».
В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».
А. Битов. «Грузинский альбом».
В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».
А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».
К. Воробьев. «Убиты под Москвой».
В. Высоцкий. Песни.
Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».
Б. Можаев. «Мужики и бабы».
В. Набоков. «Защита Лужина».
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».
Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».
Б. Окуджава. Поэзия и проза.
Б. Пастернак. Поэзия.
В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
В. Шаламов. «Колымские рассказы.
Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).
П. Хузангай «Таня».
Лирика чувашских писателей ( по выбору обучающихся).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ХIХ век
Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.
Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.
Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.
В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.
Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.
Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).
Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.
Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.
Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.
«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.
А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.
Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.
Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.
«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».
Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».
И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.
Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).
Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).
«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.
Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).
«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.
Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).
Новаторство чеховской драматургии.
Конец ХIХ – начало ХХ века
Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.
Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.
Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.
Судьба и творчество М.И. Цветаевой.
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.
Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.
Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.
Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.
Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».
Военная тема в творчестве М. Шолохова.
Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).
Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.
Ранняя лирика Б. Пастернака.
А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».
Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.
«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».
Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».
Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.
Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.
Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.
Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.
Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».
Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.
Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
Поэзия 60-х г.г. ХХ века.
Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».
Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФЗАЧЁТУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
И. А. Гончаров как представитель русской реалистической прозы 1-й половины XIX века.
Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (Праведники и грешники в произведениях Н. С. Лескова).
Конфликт в драме А. Н. Островского «Гроза».
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Традиции русской поэзии и новаторство в творчестве Н. А. Некрасова.
Поэма Н. А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэты «чистого искусства» Ф. И. Тютчев, А.А.Фет.
Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Мотивы преступления Р. Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Наказание преступника в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Война и мир» как роман-эпопея». Композиция романа.
Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Традиции и новаторство драматургии А. П. Чехова.
Жизнь и творчество И. А. Бунина.
Тема любви в прозе А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет»).
Серебряный век русской поэзии (чтение наизусть одного стихотворения).
Эволюция творчества А. А. Блока.
«Старый» и «новый» мир в поэме А. Блока «Двенадцать».
Сатира В.В. Маяковского.
Герои ранних рассказов М. Горького.
Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Основные тенденции развития русской литературы 20 – 30 г.г. XX века.
Жизнь и творческий путь С. А. Есенина. Тема Родины в творчестве А. Блока и С.Есенина.
Жизнь и творчество А. А. Ахматовой.
Роман М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Неповторимость изображения русского характера в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака.
Жизнь и творчество А.И. Солженицына.
Тема человека на войне в послевоенной литературе и литературе 50-80х годов.
Драматургия и публицистика50-80-х годов.
Основные тенденции развития зарубежной литературы XX века.
Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов и писателей Чувашии.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Учебники и учебные пособия.
- Словарь ключевых понятий
- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
- Раздаточный материал
- Карточки с заданиями по соответствующим темам.
- Компьютерные тесты для проверки знаний.
- Творческие работы студентов
- Мультимедиа проектор
- Компьютер
- Электронные учебники и электронные презентации
Конспекты лекций
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа является продолжением аудиторных занятий по дисциплине «Литература».
Тема
Вид внеаудиторной самостоятельной работы
Цель: первичное овладение знаниями
- Самобытность русского романтизма.
- А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка.
- Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.
- Серебряный век русской поэзии.
- А. Блок «Интеллигенция и революция»
- Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
- Творчество О.де Бальзака
- чтение первоисточника и дополнительной литературы;
- составление плана текста;
- конспектирование прочитанного;
- графическое изображение структуры текста;
- выписка из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- работа с электронными каталогами и Интернет-информация;
- составление библиографии по заданной теме.
Цель: закрепление и систематизация знаний
- Конфликт в драме А. Н. Островского «Гроза»
- Тема любви в прозе И.А. Бунина и А. И. Куприна
- Роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака.
- Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.
- А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера.
- Рассказы Э. Хэмингуэя.
- Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов и писателей Чувашии.
- Ранние рассказы А.И. Солженицына
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа над материалом учебника, дополнительной литературы;
- составление плана ответа на специально подготовленные вопросы;
- аннотирование текста;
- пересказ текста;
- выразительное чтение стихотворений и прозаических отрывков;
- заучивание стихотворений наизусть;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка к выступлению на семинаре, рефератов, докладов.
Цель: применение знаний, формирование умений
- Характер Базарова.
- Лирика Н. А. Некрасова
-Мотивы преступления Р. Раскольникова.
- Женские образы в романе «Война и мир».
- Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
- Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина
- Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.
- Тема «Человек и природа» в прозе 50-80-х годов
- Чувашская поэзия 50-80-х годов.
- устный и письменный анализ лирического произведения;
- устный и письменный анализ прозаического произведения;
- написание сочинения;
- создание эссе;
- составление тестовых заданий;
- создание компьютерной презентации;
- подготовка рефератов, докладов,
творческих работ;
- создание главы электронного учебного пособия;
- исследовательская работа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
ЛИТЕРАТУРА ХIХ в.
В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.
А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.
М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.
Н.Г. Чернышевский. Что делать?
И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).
А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи…Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень!
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ в.
Л.Н. Андреев. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.
А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Клятва. Мужество. Реквием.
К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи......
А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.
А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.
В.Я. Брюсов.Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно.
И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать.
З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.
В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.
Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог.
Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.
М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.
И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.
ЛИТЕРАТУРА ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Толстой. Петр Первый.
И. Шмелев. Лето Господне.
А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
О. Мандельштам. Воронежские стихи.
В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).
П. Антокольский. Сын.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.