kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе (ФГОС) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 классов разработана на основе  правовых  и   нормативных  документов. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую  стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в  соответствии с целью:  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим   мировоззрением, национальным самосознанием и  общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (ФГОС) 5 класс»


Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании МО на педагогическом совете приказом

протокол № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» МБОУ

«Сусловская СОШ»

«___» _______ 2015г. протокол № __ № ____ __________ « ___» ___________ 2015г. «_____»___________2015г.








Рабочая программа

по литературе

5 класс







Составители:

Ефременко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы.













Суслово

2015




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 5 классов разработана на основе правовых и нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897, с изменениями от 29.12.2014 №1644;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 40;

  • Положений о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ « Сусловская СОШ», утвержденных приказом « Сусловская СОШ» от 12.02.2015 №39

  • И на основе программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы» под редакцией Коровиной В. Я. , допущенной Министерством образования и науки Российской федерации. Москва. «Просвещение» 2015 год


В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом

внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственной техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное

изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую

стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в

соответствии с целью:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим

мировоззрением, национальным самосознанием и

общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;


Задачи:


• формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим

мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским

сознанием, чувством патриотизма;

• развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для

успешной социализации и самореализации личности;

• направлять на постижение вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапно, последовательно формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом

высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,

планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая

Интернет и др.);

• использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


II. Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически

окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими

важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,

ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала

многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Содержание каждого курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость, человеколюбие, сострадание, великодушие и тд.)

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. В пятом классе ученикам прививает внимание и любовь к книге.

В программе предмет представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература 18 века.

  4. Русская литература 19 века.

  5. Русская литература 20 века.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература.

  8. Обзоры.

  9. Сведения по теории и истории литературы.

В 1-8 для каждого класса даются : перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.



III.Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Сусловская СОШ» основного общего образования литература изучается с 5-11 классы, общий объём времени, отводимый на изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе из предметной области «Филология», составляет 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). Из них: на изучение теории - 86 часа, на развитие речи - 9 часов, на контрольные работы – 7часов.


.


IV. Личностные, метапредметные, предметные

результаты усвоения предмета «Литература»



Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлого и настоящего многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей нашего общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Россией;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;

•формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, религии, традициям, языкам, особенностям народом России и народов мира;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенций с учетом региональных, этнокультурных и возрастных особенностей;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение в членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умении самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее приемлемые пути принятия решения учебных и познавательных задач;

• умении соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе постижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований;

• умении оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее рещения ;

•владении основами самоконтроля самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умении создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловом чтении;

•умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов4 формулировать, аргументировать свое мнение;

• умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировании и регуляции своей деятельности;

• формировании и развитии компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного

или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести

диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние

творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Формы контроля уровня достижений учащихся

5 класса


Система оценки достижений планируемых результатов освоения учебной программы учащимися

Контроль уровня достижений учащихся является важнейшим этапом образовательной

деятельности и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В учебном предмете литература предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы на усвоение программного материала по каждой крупной теме.

Итоговая контрольная работа проверяет базовые умения по всем темам. Формы итогового контроля – тесты, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, итоговая контрольная работа, выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).

Способы контроля: устный опрос, контрольный ответ, комбинированный опрос, проверка самостоятельной работы, тестовый опрос, проверка домашнего задания.

Программой предусмотрено 8 контрольных работ




V. Содержание учебного предмета

5 класс (68 часов)

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги

(обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с

ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа

фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

(колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель

житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки.

Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной

земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке

автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых

сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление).

Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с

Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора

в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Страница 10 из 70

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков

– грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция

автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок,

мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая

царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.

Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,

нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность

пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в

литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы

рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение

исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных

интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.


Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное

представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание

светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои

повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного

чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства

– короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание

к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина

весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные

судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как

средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С.

Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений

(по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли,

душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.)

Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ

серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.

Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» -

поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие

языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к

совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных

сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как

борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение

героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания,

преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез

мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо

«Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в

лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Н.А.Тэффи. "Валя" (для внеклассного чтения), Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты

литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное

сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление

красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома,

раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных

жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.

Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных

обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.




VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Всего

Теоретические

Практические

(развитие речи)

Внеклассное чтение


1


Введение


1


1



Уметь вести аналитическую работу с параграфом учебника. Выполнять его пересказ; работать с теоретическими материалом. Выразительно читать ,выражать личное отношение к прочитанному, работать в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой), проектировать дифференцированное домашнее задание.

2

Устное народное творчество


12


10


1


1

Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы. Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы(постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать, отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты сказки, давать устные ответы на вопросы. Характеризовать героев сказки, оценивать их поступки.

Готовить развёрнутый письменный ответ; собирать целенаправленно материал, необходимый для  написания сочинения








3

Из древнерусской литературы


3


3



Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале.Характеризовать героя древнерусской литературы

4

Из литертуры 18 века


2


2



Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику  изучаемого произведения. Читать осознанно художественное произведение,эмоционально откликаться на прочитанное,выражать личное читательское отношение к прочитанному

5

Из литературы 19 века


41


35


4


2

 Определять к какому роду литературы относится произведения, находить жанровые особенности басни, рассказа, повести. Объяснять их отличия. Составлять план к произведению, фрагменту, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл. Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы в речи. Формулировать вопросы по тексту произведения. Готовить развёрнутый письменный ответ, составлять план ответа. Уметь характеризовать  идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается , а что отрицается писателем.Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Собирать материал , необходимый для написания сочинения

Участвовать в инсценировании лит-го произведеня, чтении по ролям. Характеризовать ритмико-метрические особенности произведения, Находить основные признаки стихотворной речи.














6

Из литературы 20 века


29


25


2


2

Воспринимать текст литературного произведения. Подбирать материал о биографии писателя, истории создании произведения. Уметь выделять этапы развития сюжета, пересказывать сюжет. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Определять тему и идею произведения, читать выразительно текст.

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников,

передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Анализировать различные формы выражения авторской позиции, характеризовать персонаж. Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. Пересказывать сюжет, определять основные этапы развития сюжета, передавать личное отношение к персонажу. Соотносить персонаж и прототип, образ автора. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.














7

Из зарубежной литературы


14


10


2


2

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

Выявлять характерные для произведений зарубежной лит-ры темы, образы и приёмы изображения человека.

Развёрнутый устный ответ, подбирать цитаты, убедительные аргументы




Итого:


102

из них:



86



9



7







VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Технические средства:

- персональный компьютер с выходом в Интернет;

- мультимедийный проектор.


Интернет-ресурсы :


  1. Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua

  2. Питерская школа» (http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79

  3. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm

  4. Учебный филологический ресурс, обучающий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задачhttp://www.philologia.ru/

  5. «Школа юного филолога»http://www.filobraz.ru

  6. Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)





Компакт – диск к учебнику «Литература»/ Учебник – хрестоматия для 5

класса.

Компакт – диск к учебнику «Литература»/ Учебник – хрестоматия для 6

класса.

Компакт – диск «Литературные викторины для 5 – 9 классов»

Мультимедиа-энциклопедия




Литература для учителя


1.Агафонова М.И. Литература. [Текст]: Тесты 5 – 8 классы/ М.И. Агафонова. М.:

Дрофа, 2000.

  1.  Бельская Л.Л. Литература. [Текст]: Литературные викторины/Л.Л. Бельская. М.: Просвещение, 2005.

  2. Еськова Л.М., Максимович Т.И. Литература. [Текст]: Тесты по русскому языку и литературе, составленные на основе произведений школьной программы. В двух частях/ Л.М.Еськова М.: Поматур, 1999 – 144с.

  3.  Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. [Текст]: Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы / Е.М. Мордес.Волгоград: Учитель, 2002.


Литература для учащихся


  1. Ерёменко Н.И. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс [Текст]: книга для учащихся/ Н.И. Ерёменко. Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 96 с.

  2. Ланин, Б.А., Устинова, Л.Ю., Шамчикова, В.М. Литература, 5 класс [Текст]:учебник для учащихся общеобразовательных школ: Литература 5 класс /под ред. Ланина Б.А.. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2012 г.

  3. Ланин, Б.А., Устинова, Л.Ю., Шамчикова, В.М. Литература, 6 класс [Текст]:учебник для учащихся общеобразовательных школ: Литература 6 класс /под ред. Ланина Б.А.. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2012 г.

  4. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. [Текст]: рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2012 г.

  5. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. [Текст]: рабочая тетрадь. В двух частях. 6 класс. Москва «Вентана-Граф», 2012 г.


Электронные образовательные ресурсы


Авторские презентации.


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим

доступа:  http://school-collection.edu.ru/ свободный.



Материально-техническое обеспечение:

Выполнение практической части рабочей программы обеспечено учебным оборудованием в соответствии с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986).

Список оборудования, имеющегося в кабинете литературы:



п/п

Наименование оборудования

Количество

1.

Таблицы 5 класс

Стихотворные размеры

1



Способы рифмовки

1



Рифма

1



Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

1



Сюжет литературного произведения

1



Роды литературы

1



Как строится сказка

1



Сказки

1



Фольклор и литература – два вида словесного искусства

1



Устное народное творчество

1



Литература среди других искусств

1



Хронологическая лента

1

2.

Таблицы 6 класс


Герой литературного произведения

1



Роль пейзажа в литературном произведении

1



Юмор в литературном произведении

1



Басня как жанр литературы

1



Баллада как жанр литературы

1



Особенности древнерусской литературы 10-12 вв.

1



Как подготовиться к пересказу текста

1



Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения

1



Требования к устному развёрнутому ответу

1



Былина как произведение устного народного творчества

1



Способы раскрытия характера героя литературного произведения

1



Жанры древнерусской литературы 10-17 вв.

1

3.

Компьютер



1

4.

Интерактивная доска


1

5.

Проектор


1

6.

Принтер


1


VIII.Планируемые результаты освоения предмета «Литература»

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.

































Личностные:

  1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

  5. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;

  7. Формирование основ экологической культуры и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать интересы своей познавательной деятельности;

  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

  4. Умение определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  5. Смысловое чтение;

  6. Умение работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  7. Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  8. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные:

  1. Понимание непреходящих нравственных ценностей литературных произведений и их современного звучания;

  2. Умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  3. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией;

  4. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

  5. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  6. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  7. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка;

  8. Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического


Задачи:



















Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская

литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически

окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки

(литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими

важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,

ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне

развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих

способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и

вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными

художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими

современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту

русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю

мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью

и любовь к русскому языку.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе (ФГОС) 5 класс

Автор: Ефременко Марина Владимировна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
    ["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
    ["file_id"] => string(6) "284432"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453981110"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства