Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко.
В соответствии с Базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №56», данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1,5 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Содержание курса направлено на обеспечение знаний о строение, жизнедеятельности растений, бактерий и грибов. их разнообразии в природе Земли в результате эволюции. На формирование научной картины мира. Способности использовать приобретенные знания в практической деятельности, экологического мышления, роли человека в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с приемственностью образования на различных ступенях обучения, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Система уроков ориентирована на формирование личности мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску. отбору, анализу и использованию информации. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Цель:
Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
Задачи:
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- особенности жизни как формы существования материи;
-фундаментальные понятия биологии;-основные группы прокариот, грибов, растений, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов, основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека
Уметь:
-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений;
–давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; -работать с учебной и научной литературой, составлять план, конспект, сообщение;
-владеть языком предмета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно-тематический план
№ п\п
Раздел, тема урока
Количество часов
лабораторные работы
Проверочные работы
1
Наука о растениях - ботаника.
4
2
Органы цветковых растений
10
4
3
Основные процессы жизнедеятельности растений
9
1
1
4
Многообразие и развитие растительного мира
16
1
5
Царство Бактерий.
2
6
Царство Грибы. Лишайники.
2
1
Природные сообщества.
4
1
Повторение и обобщение курса 6 класса.
2
Итого :
51
7
2
Содержание программы
Тема№1 Наука о растениях - ботаника (4ч.)
Царства бактерий, грибов, растений. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани. Органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Тема№2 Органы цветковых растений (14ч.)
Семя, его строение и значение. Типы семян. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Значение семян в природе. Корень, его строение и значение. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания,,проведения. Виды корней. Тип корневых систем. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Многообразие побегов. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Тема№3 Основные процессы жизнедеятельности растений. (10ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение растений. Оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Приемы выращивания и размножения растений, уход за ними.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»
Тема№4 Многообразие и развитие растительного мира.(15 ч.)
Систематика растений. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Многообразие водорослей в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов, их многообразие. Значение мхов. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. Значение в природе. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Многообразие и значение хвойных растений. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Тема№5 Царство Бактерии(2ч.)
Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Тема №6 Царство Грибы. Лишайники(2ч.)
Общая характеристика грибов.
Плесневые грибы. Одноклеточные грибы-дрожжи. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторная работа№7
Изучение строения плесневых грибов.
Тема№5 Природные сообщества. (4 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Экология как наука. Приспособленность растений к различным экологическим факторам. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Перечень литературы и средств обучения:
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
- Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
- И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.
Список литературы для учителя:
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
Список литературы для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
- Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
- Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
- Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).