kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

            Рабочая программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко.

В соответствии с  Базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №56»,  данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1,5 часа в неделю.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.   Содержание курса направлено на обеспечение знаний о строение, жизнедеятельности растений, бактерий и грибов. их разнообразии в природе Земли в результате эволюции. На формирование научной картины мира. Способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности, экологического мышле­ния, роли человека в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с приемственностью образования на различных ступенях обучения, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Система уроков ориентирована на формирование личности мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску. отбору, анализу и использованию информации.  Для приобретения практических навыков               и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Цель:

Формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов  как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

– Овладение  учащимися  умениями  применять  знания  о  строении  и  жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Знать:

- особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;-основные группы прокариот, грибов, растений, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов, основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Уметь:

 -пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений;

 –давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

 -работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; -работать с учебной и научной литературой, составлять план, конспект, сообщение;

 -владеть языком предмета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  повседневной жизни для:

- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

лабораторные работы

Проверочные работы

1

Наука о растениях - ботаника.

4

2

Органы цветковых растений

10

4

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

9

1

1

4

Многообразие и развитие растительного мира

16

1

5

Царство Бактерий.

2

6

Царство Грибы. Лишайники.

2

1

Природные сообщества.

4

1

Повторение и обобщение курса 6 класса.

2

Итого :

51

7

2

Содержание  программы

Тема№1 Наука о растениях - ботаника (4ч.)

Царства бактерий, грибов, растений. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани. Органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Тема№2 Органы цветковых растений (14ч.)

Семя, его строение и значение. Типы семян. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Значение семян в природе. Корень, его строение и значение. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания,,проведения. Виды корней. Тип корневых систем. Побег,  его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Многообразие побегов. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.  

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Тема№3 Основные процессы жизнедеятельности растений. (10ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение растений. Оплодотворение растений. Вегетативное размножение  растений. Рост и  развитие растений. Приемы выращивания и размножения растений, уход за ними.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»

Тема№4 Многообразие и развитие растительного мира.(15 ч.)

Систематика растений. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Многообразие  водорослей в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика  мхов, их многообразие.  Значение мхов. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. Значение в природе. Отдел Голосеменные. Общая характеристика.   Многообразие и значение хвойных растений. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

 Тема№5 Царство Бактерии(2ч.)

 Общая характеристика бактерий.  Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

 Тема №6 Царство Грибы. Лишайники(2ч.)

 Общая характеристика грибов.

Плесневые грибы. Одноклеточные грибы-дрожжи. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторная работа№7

 Изучение строения плесневых грибов.

Тема№5 Природные сообщества. (4 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Экология как наука. Приспособленность растений  к различным экологическим факторам. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе.   Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Перечень литературы и средств обучения:

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н.    Пономарева, В.С. Кучменко.
  2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
  4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Список литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
  2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;
    1. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное  издание). 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (6 класс)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко.

В соответствии с Базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №56», данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1,5 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Содержание курса направлено на обеспечение знаний о строение, жизнедеятельности растений, бактерий и грибов. их разнообразии в природе Земли в результате эволюции. На формирование научной картины мира. Способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности, экологического мышле­ния, роли человека в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с приемственностью образования на различных ступенях обучения, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Система уроков ориентирована на формирование личности мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску. отбору, анализу и использованию информации. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Цель:

Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.













Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;-основные группы прокариот, грибов, растений, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов, основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Уметь:

-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений;

–давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; -работать с учебной и научной литературой, составлять план, конспект, сообщение;

-владеть языком предмета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.







































Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, тема урока

Количество часов


лабораторные работы

Проверочные работы

1

Наука о растениях - ботаника.

4



2

Органы цветковых растений

10

4


3

Основные процессы жизнедеятельности растений

9

1

1

4

Многообразие и развитие растительного мира

16

1


5

Царство Бактерий.

2



6

Царство Грибы. Лишайники.

2

1



Природные сообщества.

4


1


Повторение и обобщение курса 6 класса.

2




Итого :

51

7

2































Содержание программы


Тема№1 Наука о растениях - ботаника (4ч.)

Царства бактерий, грибов, растений. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани. Органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».


Тема№2 Органы цветковых растений (14ч.)

Семя, его строение и значение. Типы семян. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Значение семян в природе. Корень, его строение и значение. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, ,проведения. Виды корней. Тип корневых систем. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Многообразие побегов. Цветок, его строение и значение.. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».


Тема№3 Основные процессы жизнедеятельности растений. (10ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение растений. Оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Приемы выращивания и размножения растений, уход за ними.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»


Тема№4 Многообразие и развитие растительного мира.(15 ч.)

Систематика растений. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Многообразие водорослей в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов, их многообразие. Значение мхов. Отдел Папоротниковидные.. Общая характеристика папоротников. Значение в природе. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Многообразие и значение хвойных растений. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».


Тема№5 Царство Бактерии(2ч.)

Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.


Тема №6 Царство Грибы. Лишайники(2ч.)

Общая характеристика грибов.

Плесневые грибы. Одноклеточные грибы-дрожжи. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторная работа№7

Изучение строения плесневых грибов.


Тема№5 Природные сообщества. (4 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Экология как наука. Приспособленность растений к различным экологическим факторам. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

























































Перечень литературы и средств обучения:

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.

  2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

  3. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

  4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Список литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;

  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.

  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.

  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.

  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.

  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;

  2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;

  3. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии (6 класс)

Автор: Стрижёва Татьяна Михайловна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства