Рабочая программа для девятого класса необходимый инструмент для работы учителя. Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства , познаёт её.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»
Рабочая программа по литературе
по учебнику под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
9 класс
Составитель:
учитель русского языка
и литературы Л.Б.Ланских
г.Владивосток
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
-используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах- и авторов, чтобы возможность выбора не была беспочвенной декларацией.
Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и культурой программы.
В средних (5-8 классах) литературное произведение предстаёт и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В старших (9-11 классах) учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса в старших классах дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Некоторые сведения о литературе античности и средневековья, а также эпохи Возрождения сопутствуют знакомству с русской литературой от древности до наших дней. Перед учениками - яркие страницы романтизма, богатство форм реализма. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной критики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьёзным изучением шедевров русской классики. Краткое знакомство с литературой 2-ой половины 19 века дает возможность представить литературу всего века.
Программа последовательно обращает внимание учителя на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для ее изучения. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.
Основные теоретические знания, которые усваиваются учащимися, подчинены ведущей проблеме учебного года.
В 9 классе даётся представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, а следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, даётся первое теоретическое представление об историко-литературном процессе. Знакомство с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом.
Рабочая программа по литературе по учебнику под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
9 класс (102 часа)
Литература как искусство слова
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Теория. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы. Летописи как исторические повествования. Жанр жития.
«Слово о полку Игореве».Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова…».Образы русских князей. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Роль памятника в судьбах русской культуры. Поэтические переводы «Слова…».
Литература 18 века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.
Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе.
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния». Ломоносов- ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины и просвещения в произведениях поэта.
Теория. Жанр оды.
Г.Р.Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Державин –крупнейший поэт 18 века. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.
Теория. Классицизм и классика. Силабо-тоническое стихосложение.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Классицизм в драматическом произведении.
Теория. Классицизм в драматическом произведении.
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение просветительских взглядов автора. Черты классицизма и сентиментализма в произведении.
Теория. Традиции жанра путешествия.
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Как произведение русского сентиментализма. Лирика и проза Карамзина.
Теория. Сентиментализм.
Литература 19 века
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С.Грибоедова и проза А.С.Пушкина. Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Теория. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта.
Теория. Романтизм.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Система образов. Черты романтизма и классицизма, жанровое своеобразие, язык. Пьеса в восприятии критики. Сценическая жизнь комедии.
А.С.Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талисман…», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Творческий путь А.С.Пушкина. Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Красота чувств лирического героя. Философские размышления о жизни. Сущность творчества, тема поэта и поэзии.
Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора. «Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа. Единство лирического и эпического начал. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герой. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как милый идеал Пушкина. Картины русской природы. Реализм романа. Пушкин в русской критике.
Теория. Реализм. Роман в стихах.
М.Ю.Лермонтов. «Ангел», «Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Монолог», «Дума». Биография поэта. Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства. Поиск своего места в поэзии. Мотив трагедии поколения. Одиночество и мечты о счастье. Развитие пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин в галерее «лишних людей». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Черты романтизма и реализма в романе.
Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Жизнь и творчество. Замысел, жанр, композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. « Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме. Своеобразие гоголевского реализма.
«Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.
Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Биография писателя. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
А.А.Фет. «Чудная картина…», «Я вдаль иду…», «Нет, я не изменил…», «На заре ты ее не буди…». Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика.
Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.
Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
Теория. Трехсложные стихотворные размеры.
Л.Н.Толстой.«Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герои трилогии. «Диалектика души» героев в повести. Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
Теория. Автобиографические произведения.
А.П.Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы. Цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Теория. Юмор и сатира в их соотношении.
Русская литература 20 века
Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и судьбы.
И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы). Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. Автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
М.Горький. «Мои университеты» (главы). Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Герой повести и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Теория. Публицистика.
А.А.Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…». Слово о поэте. Лирика Блока. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности . Любовь в России, вера в ее будущее. Художественное своеобразие поэзии Блока.
С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Слово о поэте и его судьбе. Тема родины в лирике Есенина. Поэтизация крестьянской руси в творчестве. Человек и природа в художественном мире. Поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В.В.Маяковский. «Послушайте!» «Прозаседавшиеся». Слово о поэте. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви.
А.А.Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король». Слово об Ахматовой. Тема родной земли. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике. Стихи о любви.
Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений.
М.А.Булгаков. «Мертвые души» (комедия по поэме Н.В.Гоголя). «Собачье сердце». Творческий путь писателя. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Образ простого и стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Гуманизм рассказа.
А.Т.Твардовский. «Василий Теркин» (главы). Военная тема в лирике поэта. Главный герой поэмы, его эволюция. Связь лирики Твардовского с фольклором.
Теория. Создание народного характера.
Русская литература 2-ой половины 20 века
Произведения различных жанров, видов, направлений писателей конца 20 века. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Проблема выбора как проблема творчества писателя.
В.П.Астафьев. «Царь-рыба» (главы). Рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В.Г.Распутин. «Деньги для Марии». Писатель-публицист, патриот российской земли. Гуманистический смысл повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи в повести. Смысл открытого финала произведения.
А.В.Вампилов. «Старший сын».Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Необычность содержания и сюжета пьесы. Гуманистический смысл пьесы. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
А.И.Солженицын. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.
В.М.Шукшин. «Верую!» «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры писателя.
Теория. Суровый гуманизм прозы 2-ой половины 20 века.
Лирика последних десятилетий 20 века.
Стихотворения и поэмы Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Е.Евтушенко (по выбору учащихся).
Итоговый урок.
Пути развития литературы в 19-20 веках. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.
Тематическое планирование уроков литературы
в 9 классе
Учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
34 недели – 3 часа в неделю
Количество часов- 102 часа
Развитие речи- 8 часов
Контрольные работы-4 часа
Использованная литература:
1.Т.Ф.Курдюмова «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)».
2.Б.И.Турьянская, Л.Н.Гороховская «Литература в 9 классе. Урок за уроком»
Тема
Количество часов
Вводный урок. Основные этапы развития русской литературы
1
Древнерусская литература. (3 часа)
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Русская история в «Слове…»
1
Поэтический мир и герои «Слова…». Идейный смысл произведения
1
Связь «Слова…» с фольклором. Жизнь «Слова…» в других произведениях искусства.
1
Литература 18 века. (16 часов)
Общая характеристика. Классицизм. Особенности русского классицизма.
1
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ода как жанр лирической поэзии.
1
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.Ломоносова.
2
Г.Р.Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.
1
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»
1
Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе «Недоросль».
2
Образы положительных героев пьесы «Недоросль»
2
Контрольная работа по пьесе «Недоросль».
1
Понятие о сентиментализме.
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
2
Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Обличительный пафос произведения.
1
Романтизм как литературное направление. Творчество В.А.Жуковского. Баллада «Светлана». Художественные средства.
2
Литература 19 века.( 48 часов)
Реализм. А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
1
Комедия «Горе от ума». Фамусовская Москва глазами автора. Чтение и анализ 1 действия.
1
«Век нынешний и век минувший» в комедии. Чтение анализ 2 действия.
1
Обучение анализу эпизода. Анализ 3 действия.
1
Загадка Софьи Фамусовой. Характеристика героини.
1
Чацкий в системе образов. Критики о комедии (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
1
Сочинение по комедии «Горе от ума».
1
А.С.Пушкин. Жизнь и судьба.
1
Свободолюбивая лирика А.Пушкина .
1
Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина.
1
Тема любви и дружбы в лирике А.Пушкина.
1
Философская лирика А.Пушкина.
1
Роман «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа.
1
Замысел и композиция романа. Знакомство с Онегиным.
1
Татьяна Ларина – нравственный идеал. Татьяна и Ольга.
2
Судьба Ленского. Судьба Онегина.
2
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Критики о романе.
1
А.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
1
Итоговый урок по творчеству А.Пушкина. Тестовый контроль
1
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
1
Мотивы вольности и одиночества в лирике.
1
Тема России и ее своеобразие.
1
Любовная лирика М.Лермонтова.
1
Контрольная работа по лирике М.Лермонтова.
1
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
1
Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений».
1
Печорин и водяное общество.
1
Печорин в системе образов романа.
2
«Герой нашего времени» в критике В.Белинского.
1
Сочинение по роману «Герой нашего времени».
1
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
1
Образ «маленького человека» в произведениях А.Пушкина и Н.Гоголя.
1
«Мёртвые души». Замысел. История создания. Особенности жанра и композиции.
1
Образы помещиков. Способы и приёмы типизации.
2
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция образа в замысле поэмы.
1
Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора.
1
Сочинение по поэме «Мертвые души».
2
И.С.Тургенев. Повести о любви. «Первая любовь».
2
Н.А.Некрасов. Поэмы. Представление о поэте и поэзии.
1
А.П.Чехов. «Маленькая трилогия».Тема «маленького человека» в рассказах.
2
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности юного героя повести.
2
Русская литература 1-ой половины 20 века. (20 часов)
И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи». История любви людей из разных социальных слоев.
1
А.А.Блок. Слово о поэте. Основные темы творчества. Трагедия поэта в «страшном мире».
2
С.А.Есенин. Тема Родины в лирике поэта.
2
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
2
В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэта. Своеобразие стиха, ритма.
2
М.И.Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле.
1
Сочинение по поэзии серебряного века.
2
М.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.
2
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Тёркин» - поэма про бойца.
2
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и человека.
2
А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе. Нравственный смысл рассказа-притчи.
2
Русская литература 2-ой половины 20 века.( 8 часов)