№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока Форма проведения,виды деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата |
П | Ф |
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи. Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. | Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» - Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? | Ответить на вопросы | 2.09 | |
Древнерусская литература ( 4 часа) |
2 | «Слово о полку Игореве» -величайший памятник литературы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | Заполнить таблицу в тетради | 4.09 | |
3. | «Слово..» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образы русских князей. Характер князя Игоря | Знать нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | | Выучить отрывок из «Слова..» наизусть | 5.09 | |
4. | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Нравственно-патриотическая идея «Слова». | Знать понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции | Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. | Ответить на вопросы в тетеради | 9.09 | |
5. | Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. | | Написать сочине- ние | 11. 09 | |
Русская литература ХVIII века (11 часов) |
6. | Классицизм как литературное направление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные черты классицизма как литературного направления. | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок | Выучить конспект в тетради | 12. 09 | |
7. | «Пётр Великий русской литературы» (В.Белинский) М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | «Теорию трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. | Прочитать «Оду на день восшест-вия…» | 16. 09 | |
8. | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» типичное произведение в духе классицизма | 1 | Урок усвоения новых знаний | Средства создания образа идеального монарха. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде. | Ответ на проблемный вопрос: «Можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?» Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | Индиви-дуальное сообще-ние о личности Г.Р.Дер-жавина | 18. 09 | |
9. | Творчество Г.Р.Державина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жанры поэзии Державина | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. | Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: «Почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?» | Ответить на вопрос: « В чём ода Держа-вина соответствует, а в чём отходит от строгих канонов жанра класси-цизма?» | 19. 09 | |
10. | Стихотворения Г.Р.Державина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | Выучить наизусть стихотво-рение Держа-вина (на выбор) | 23. 09 | |
11. 12. 13. | Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин…». Комедия «Недоросль» | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Комедия как драматический жанр. Особенности творчества Д.И.Фонвизина | Знать содержание комедии. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | Письменный ответ на вопрос: « Каким я увидел Митрофана?» | Ответы на вопросы с. 79 Выписать афоризмы из комедии. Охаракте-ризовать Митрофа-нушку | 25. 09 26. 09 30. 09 | |
14. | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с особенностями творчества писателя. Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Кратко сообщают черты классицизма и сентимента-лизма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева, пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. | Ответить на вопрос: «Почему А.С.Пуш-кин назвал Радищева «врагом рабства»? | 2.10 | |
15. | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с особенностями творчества писателя. Сентиментализм как литературное направление | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем | Опрос | Прочитать повесть Карам-зина «Бедная Лиза» | 3.10 | |
16. | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выявление основных признаков сентиментализма в произведении | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? | Подгото-виться к проверо-чной работе по теме «Сенти-мента-лизм» | 7.10 | |
Литература XIX века (49 часа) |
17. | «Золотой век русской литературы». Романтизм как литературное направление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопрос: «Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?» | Выучит лекцию о роман-тизме в тетради | 9.10 | |
18 19. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | 2 | Урок усвоения новых знаний | Особенности баллады как лироэпического жанра | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение | Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | Вопросы с.153 | 10. 10 14. 10 | |
20. | А.С.Грибоедов: личность и судьба | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума» | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | Прочитать 1 действие комедии | 16. 10 | |
21. | Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности комедии как драматического жанра | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт.
| Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. | Прочитать 2 действие | 17. 10 | |
22. | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Ответить на вопросы: «Какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?» | Чтение 3 действия | 21. 10 | |
23. | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирова-ние. | Разверну-тый ответ на вопрос: «Кто из москов-ских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу, крепост-ное право, воспита-ние и образо-вание, подража-ние иностран-ному?» Чтение 4 действия | 23. 10 | |
24. | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей, выявление идеи комедии | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. | Выучит наизусть отрывок из комедии | 24. 10 | |
25. | И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 1 | Урок усвоения новых знаний | Критическая литература | Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект) | Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», написать сочинение по предло-женным темам | 4.11 | |
26. | Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Содержание комедии | Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сочинение | Написать сочине-ние по предло-женным темам | 6.11 | |
27. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие творчества поэта | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления | Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | Стихотворения Пушкина о дружбе и друзьях | 7.11 | |
28. | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Адресаты пушкинской дружеской лирики, история создания стихотворений. | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: «Какие идеалы утверждает дружеская лирика?» | Вольнолюбивая лирика Пушкина | 11. 11 | |
29. | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал | Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» | Любовная лирика Пушкина | 13. 11 | |
30. | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Адресаты любовной лирики поэта | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: «Почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» | Стихотворения о поэте и поэзии | 14. 11 | |
31. | Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Ответы на вопросы | Выбрать для анализа любое стихотво-рение Пушкина А.С. | 18. 11 | |
32. | Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | Урок- практикум | Анализ лирического произведения | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать | Анализ стихотворения по предложенному плану | | 20. 11 | |
33. | Роман в стихах «Евгений Онегин» История создания. Замысел и композиция романа | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие жанра и композиции романа в стихах | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | Работа в группах: характеристика Онегина, Ленского | 21. 11 | |
34. | Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Ответы на вопросы | Характе-ристика Татьяны и Ольги Лариных | 25. 11 | |
35. | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тема любви и долга в романе | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием | Выучить наизусть отрывок из романа | 27. 11 | |
36. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 1 | Урок усвоения новых знаний | Идея произведения, авторская позиция | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Ответить на вопрос: «Почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение?» | Подгото-виться к сочине-нию | 28. 11 | |
37. | Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Сочинение | Написать сочине-ние | 2.12 | |
38. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику произведения, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд, вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблемам. | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | Индиви-дуальное сообще-ние о М.Ю.Лермонтове | 4.12 | |
39. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Опрос | | 5.12 | |
40. | Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образ поэта в лермонтовской лирике | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Анализ стихотворений | Поэт и поэзия в творчест-ве М.Ю.Лермонтова | 9.12 | |
41. | Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Анализ стихотворений | Тема Родины в произведениях Лермонтова | 11. 12 | |
42. | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Эпоха безвременья | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | Анализ стихотворений | «Дума», «Бороди-но» | 12. 12 | |
43. | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения | 1 | Урок контроля | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | | Анализ стихотворения | 16. 12 | |
44. | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Психологический роман | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): «Какова основная проблема романа?» | Глава «Бэла» | 18. 12 | |
45. | Печорин как представитель «портрета поколения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Эпизод романа, характеристика персонажей | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречии-вость его характера. Устное словесное рисование. | «Журнал Печори-на» | 19. 12 | |
46. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Содержание «Журнала Печорина». | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Ответы на проблемные вопросы | Группо-вое задание | 23. 12 | |
47. | Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). | 1 | Урок усвоения новых знаний | Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). | Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Ответы на проблемные вопросы | | 25. 12 | |
48. | Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Ответы на проблемные вопросы | Подгото-виться к сочине-нию | 26. 12 | |
49. | Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова | 1 | Урок контроля | Нравственно-философская проблематика произведения. | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. | Сочинение | Написать сочине-ние | 30. 12 | |
50. | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | Опрос | 1-6 глава читать | 13. 01 | |
51 52. | Образы помещиков и чиновников и средства их создания | 2 | Урок усвоения новых знаний | Образы помещиков и чиновников и средства их создания. | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, | Ответы на проблемные вопросы | Прочитать “Повести о капитане Копейки-не” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче | 15. 01 16. 01 | |
53. | Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче | Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Ответы на проблемные вопросы | Найти лиричес-кие отступл-ения в поэме | 20. 01 | |
54. | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Ответы на проблемные вопросы | Подгото-виться к сочине-нию | 22. 01 | |
55. | Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Урок контроля | Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Сочинение | Написать сочине-ние | 23. 01 | |
56 57. | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Своеобразие лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | Выучить наизусть стихотворение | 27. 01 29. 01 | |
58 59. | И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Нравственная проблематика произведения | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Сюжет, композиция, основная идея произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Ответы на проблемные вопросы | Ф.М.Дос-тоевский. «Белые ночи». | 30. 01 3.02 | |
60 61. | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Сюжет, композиция, основная идея произведения | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | Ответы на проблемные вопросы | Л.Н.Тол-стой «Юность» | 5.02 6.02 | |
62 63. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Автобиографическая трилогия. Сюжет, композиция, основная идея произведения | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | А.П.Чехов «Мале-нькая трилогия» | 10. 02 12. 02 | |
64. | А.П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». | 1 | Урок усвоения новых знаний | Комическое и трагическое в прозе Чехова. | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Ответы на проблемные вопросы | | 13. 02 | |
65 66. | Маленькая трилогия А.П.Чехова | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности авторской позиции в рассказах. | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Ответы на проблемные вопросы | Эссе на тему «Футляр-ность» существо-вания и духовная свобода в наши дни» | 17. 02 19. 02 | |
Русская литература ХХ века ( 26 часов) |
67. | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жанровые особенности литературы ХХ века | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века: жанры, литературные направления. | Индиви-дуальное сообще-ние о Бунине. | 20. 02 | |
68. | И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Автобиографический роман | Знать о жизни и творчестве писателя, роман «Жизнь Арсеньева» Уметь анализировать произведение | Анализ фрагментов романа, монологические ответы | Горький «Мои универси-теты» | 3.03 | |
69 70. | М.Горький «Мои университеты» | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Автобиографическая трилогия | Знать о жизни и творчестве писателя, Уметь анализировать произведение | Анализ фрагментов произведения, монологические ответы | М.А.Булгаков «Мертвые души» | 5.03 6.03 | |
71 72. | Комедия М.А.Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В.Гоголя. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Драматургическое произведение | Знать о жизни и творчестве писателя, Уметь анализировать произведение | Анализ фрагментов произведения, монологические ответы | | 10. 03 12. 03 | |
73. | Подготовка к домашнему сочинению по комедии М.А.Булгакова «Мёртвые души» | 1 | Урок контроля | Подготовка к домашнему сочинению | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Сочинение | Написать сочине-ние | 13. 03 | |
74. | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Серебряный век | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию | Ответы на проблемные вопросы | Стихотворения А.А.Блока | 17. 03 | |
75 76. | А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика А.А.Блока. Тема России в творчестве поэта | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Своеобразие лирики А.А.Блока Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. | Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | Выучить наизусть стихотво-рение А.А.Блока (на выбор) | 20. 03 31. 03 | |
77 78. | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Выучить наизусть стихотво-рение С.А.Есенина (на выбор) | 2.04 3.04 | |
79 80. | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Новаторство поэзии В.В.Маяковского | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Выучить наизусть стихотво-рение С.А.Есенина (на выбор) | 7.04 9.04 | |
81 82. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности поэзии А.А.Ахматовой | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэтессе. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой (на выбор) | 10. 04 14. 04 | |
83 84. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности поэмы | Знать факты биографии поэта. Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Опрос | Вопросы с. 190 | 16. 04 17. 04 | |
85 86. | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Ответы на проблемные вопросы | Вопросы с.187 | 21. 04 23. 04 | |
87. | Просмотр кинофильма режиссёра С.Бондарчука «Судьба человека» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Уметь сравнивать художественное произведение и одноимённую постановка кинофильма | | А.И.Сол-женицын «Как жаль» | 24. 04 | |
88. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Как жаль» | 1 | Урок усвоения новых знаний | | Знать и уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | В.М.Шукшин «Ванька Тепля-шин» | 28. 04 | |
89. | Русская литература 60-90 годов XX века В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные темы русской литература 60-90 годов XX века Особенности прозы В.М.Шукшина | Знать особенности композиции рассказа «Ванька Тепляшин». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. | В.П.Астафьев «Царь-рыба" | 30. 04 | |
90. | Нравственные проблемы повествования в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба" | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности рассказов В.П.Астафьева. Нравственная проблематика произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Анализ рассказа: монологические ответы. | В.Г.Распутин «Деньги для Марии» | 1.05 | |
91. | Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности рассказов В.Г.Распутина. Нравственная проблематика произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Анализ рассказа: монологические ответы | А.В.Вам-пилов «Старший сын» | 5.05 | |
92. | Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности драматических произведений А.В.Вампилова | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ рассказа: монологические ответы | Стихотворения Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского | 6.05 | |
93. | Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского | 2 | Урок усвоения новых знаний | Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского | Знать факты биографии поэтов. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Анализ лирического произведения | Вопросы с. 278 | 7.05 | |
Из зарубежной литературы (2 часа) |
94 95. | Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности творчества Ж.Б.Мольера, комедия как драматический жанр | Уметь находить черты классицизма в комедии, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | Подготовиться к итоговому уроку | 8.05 12. 05 | |
Адыгейская литература (6 часов) | | |
96 | Т.М. Керашев. Отрывки из романа»Дорога к счастью» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности романа | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ романа | Т.М. Керашев. Отрывки из романа»Дорога к счастью»,читать | 14. 05 | |
97 | Т.М. Керашев. Отрывок из повести «Дочь шапсугов» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности повести | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ повести | А.Д. Хатков. Поэма «В сакле свет», пересказ | 15. 05 | |
98 | А.Д. Хатков. Поэма «В сакле свет» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности поэмы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ поэмы | И.С. Цей. Кочас, пересказ | 19. 05 | |
99 | И.С. Цей. Кочас | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности драмы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ драмы | М.С.Паранук. Ранней осенью выразительное чтение | 20. 05 | |
100 | М.С.Паранук. Ранней осенью | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие лирики М.С.Паранук | Знать факты биографии поэта. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворения и их анализ. | М.С. Паранук. Говорят,любовь ко всем приходит выучить наизусть | 21. 05 | |
101 | М.С. Паранук. Говорят,любовь ко всем приходит | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие лирики М.С.Паранук Лирический герой стихотворения. | Знать факты биографии поэта. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Выразительное чтение стихотворения и их анализ. | Подготовитья к итоговому занятию | 22. 05 | |
102 | Итоговые занятия по курсу 9 класса. | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | | Ответы на вопросы. | | 25. 05 | |