Количество часов: 102 ч. Уровень: Базовый
Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2014 г.)
2014\2015 г.
Данная рабочая программа представляет собой целостный документ и включает в себя следующие разделы:
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
Богатство жанров литературы Древней руси. Летописи как источник повествования. «Слово о полку Игореве».
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. « Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны». «1747 года. Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния». Г.Р. Державин. « Ода к Фелице», Властителям и судиям, памятник. Д.И. Фонвизин. Недоросль. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.В Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. Светлана. А.С.Грибоедов. Горе от ума. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. К морю. Храни меня мой талисман. Сожжённое письмо. Поэт. Осень. Я памятник воздвиг себе нерукотворный. Евгений Онегин. М.Ю. Лермонтов. Ангел. Ужасная судьба отца и сына. Поэт. Нет, я не Байрон, я другой. Монолог. Дума. Нищий. Герой нашего времени. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. И.С. Тургенев. Первая любовь. Ф.И. Тютчев. Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный. День и ночь. Ещё томлюсь тоской. Она сидела на полу. А.А. Фет. Чудная картина. Я вдаль иду. Я был опять в саду твоём. Деревня. Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом. Л.Н. Толстой. Юность. А.П. Чехов. Человек в футляре.
Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева. М. Горький. Мои университеты. А.А. Блок. Россия. Девушка пела в церковном хоре. С. Есенин. Отговорила роща золотая. Я покинул родимый дом. В.В. Маяковский. Послушайте. Прозаседавшиеся. А.А. Ахматова. Сероглазый король. Песня последнеё встречи. М.А. Булгаков. Мёртвые души. Собачье сердце. В.В. Набоков. Рождество. Сказка. М.А. Шолохов. Судьба человека. А.Т. Твардовский. Василий Тёркин.
Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. Царь-рыба. В.Г. Распутин. Деньги для Марии. А.В. Вампилов. Старший сын. А.И. Солженицын. Матрёнин двор. В.М. Шукшин. Ванька Тепляшин.
А.Д. Хатков. Поэма «В сакле свет» И.С. Цей. Кочас М.С.Паранук. Ранней осенью М.С. Паранук. Говорят,любовь ко всем приходит
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока Форма проведения,виды деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата |
П | Ф |
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи. Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. | Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» - Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? | Ответить на вопросы | 2.09 | |
Древнерусская литература ( 4 часа) |
2 | «Слово о полку Игореве» -величайший памятник литературы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | Заполнить таблицу в тетради | 4.09 | |
3. | «Слово..» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образы русских князей. Характер князя Игоря | Знать нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | | Выучить отрывок из «Слова..» наизусть | 5.09 | |
4. | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Нравственно-патриотическая идея «Слова». | Знать понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции | Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. | Ответить на вопросы в тетеради | 9.09 | |
5. | Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. | | Написать сочине- ние | 11. 09 | |
Русская литература ХVIII века (11 часов) |
6. | Классицизм как литературное направление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные черты классицизма как литературного направления. | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок | Выучить конспект в тетради | 12. 09 | |
7. | «Пётр Великий русской литературы» (В.Белинский) М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | «Теорию трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. | Прочитать «Оду на день восшест-вия…» | 16. 09 | |
8. | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» типичное произведение в духе классицизма | 1 | Урок усвоения новых знаний | Средства создания образа идеального монарха. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде. | Ответ на проблемный вопрос: «Можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?» Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | Индиви-дуальное сообще-ние о личности Г.Р.Дер-жавина | 18. 09 | |
9. | Творчество Г.Р.Державина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жанры поэзии Державина | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. | Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: «Почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?» | Ответить на вопрос: « В чём ода Держа-вина соответствует, а в чём отходит от строгих канонов жанра класси-цизма?» | 19. 09 | |
10. | Стихотворения Г.Р.Державина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | Выучить наизусть стихотво-рение Держа-вина (на выбор) | 23. 09 | |
11. 12. 13. | Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин…». Комедия «Недоросль» | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Комедия как драматический жанр. Особенности творчества Д.И.Фонвизина | Знать содержание комедии. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | Письменный ответ на вопрос: « Каким я увидел Митрофана?» | Ответы на вопросы с. 79 Выписать афоризмы из комедии. Охаракте-ризовать Митрофа-нушку | 25. 09 26. 09 30. 09 | |
14. | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с особенностями творчества писателя. Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Кратко сообщают черты классицизма и сентимента-лизма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева, пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. | Ответить на вопрос: «Почему А.С.Пуш-кин назвал Радищева «врагом рабства»? | 2.10 | |
15. | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с особенностями творчества писателя. Сентиментализм как литературное направление | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем | Опрос | Прочитать повесть Карам-зина «Бедная Лиза» | 3.10 | |
16. | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выявление основных признаков сентиментализма в произведении | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? | Подгото-виться к проверо-чной работе по теме «Сенти-мента-лизм» | 7.10 | |
Литература XIX века (49 часа) |
17. | «Золотой век русской литературы». Романтизм как литературное направление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопрос: «Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?» | Выучит лекцию о роман-тизме в тетради | 9.10 | |
18 19. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | 2 | Урок усвоения новых знаний | Особенности баллады как лироэпического жанра | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение | Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | Вопросы с.153 | 10. 10 14. 10 | |
20. | А.С.Грибоедов: личность и судьба | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума» | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | Прочитать 1 действие комедии | 16. 10 | |
21. | Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности комедии как драматического жанра | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт.
| Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. | Прочитать 2 действие | 17. 10 | |
22. | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Ответить на вопросы: «Какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?» | Чтение 3 действия | 21. 10 | |
23. | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирова-ние. | Разверну-тый ответ на вопрос: «Кто из москов-ских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу, крепост-ное право, воспита-ние и образо-вание, подража-ние иностран-ному?» Чтение 4 действия | 23. 10 | |
24. | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей, выявление идеи комедии | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. | Выучит наизусть отрывок из комедии | 24. 10 | |
25. | И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 1 | Урок усвоения новых знаний | Критическая литература | Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект) | Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», написать сочинение по предло-женным темам | 4.11 | |
26. | Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Содержание комедии | Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сочинение | Написать сочине-ние по предло-женным темам | 6.11 | |
27. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие творчества поэта | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления | Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | Стихотворения Пушкина о дружбе и друзьях | 7.11 | |
28. | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Адресаты пушкинской дружеской лирики, история создания стихотворений. | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: «Какие идеалы утверждает дружеская лирика?» | Вольнолюбивая лирика Пушкина | 11. 11 | |
29. | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал | Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» | Любовная лирика Пушкина | 13. 11 | |
30. | Любовная лирика А.С.Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Адресаты любовной лирики поэта | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: «Почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» | Стихотворения о поэте и поэзии | 14. 11 | |
31. | Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Ответы на вопросы | Выбрать для анализа любое стихотво-рение Пушкина А.С. | 18. 11 | |
32. | Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | Урок- практикум | Анализ лирического произведения | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать | Анализ стихотворения по предложенному плану | | 20. 11 | |
33. | Роман в стихах «Евгений Онегин» История создания. Замысел и композиция романа | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие жанра и композиции романа в стихах | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | Работа в группах: характеристика Онегина, Ленского | 21. 11 | |
34. | Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Ответы на вопросы | Характе-ристика Татьяны и Ольги Лариных | 25. 11 | |
35. | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тема любви и долга в романе | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием | Выучить наизусть отрывок из романа | 27. 11 | |
36. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 1 | Урок усвоения новых знаний | Идея произведения, авторская позиция | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Ответить на вопрос: «Почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение?» | Подгото-виться к сочине-нию | 28. 11 | |
37. | Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Сочинение | Написать сочине-ние | 2.12 | |
38. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проблематику произведения, идейное содержание, внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд, вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблемам. | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | Индиви-дуальное сообще-ние о М.Ю.Лермонтове | 4.12 | |
39. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. | Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка | Опрос | | 5.12 | |
40. | Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образ поэта в лермонтовской лирике | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Анализ стихотворений | Поэт и поэзия в творчест-ве М.Ю.Лермонтова | 9.12 | |
41. | Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Анализ стихотворений | Тема Родины в произведениях Лермонтова | 11. 12 | |
42. | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Эпоха безвременья | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | Анализ стихотворений | «Дума», «Бороди-но» | 12. 12 | |
43. | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения | 1 | Урок контроля | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ стихотворения | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | | Анализ стихотворения | 16. 12 | |
44. | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Психологический роман | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): «Какова основная проблема романа?» | Глава «Бэла» | 18. 12 | |
45. | Печорин как представитель «портрета поколения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Эпизод романа, характеристика персонажей | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречии-вость его характера. Устное словесное рисование. | «Журнал Печори-на» | 19. 12 | |
46. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Содержание «Журнала Печорина». | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Ответы на проблемные вопросы | Группо-вое задание | 23. 12 | |
47. | Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). | 1 | Урок усвоения новых знаний | Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). | Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Ответы на проблемные вопросы | | 25. 12 | |
48. | Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Ответы на проблемные вопросы | Подгото-виться к сочине-нию | 26. 12 | |
49. | Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова | 1 | Урок контроля | Нравственно-философская проблематика произведения. | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. | Сочинение | Написать сочине-ние | 30. 12 | |
50. | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | Опрос | 1-6 глава читать | 13. 01 | |
51 52. | Образы помещиков и чиновников и средства их создания | 2 | Урок усвоения новых знаний | Образы помещиков и чиновников и средства их создания. | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, | Ответы на проблемные вопросы | Прочитать “Повести о капитане Копейки-не” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче | 15. 01 16. 01 | |
53. | Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче | Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Ответы на проблемные вопросы | Найти лиричес-кие отступл-ения в поэме | 20. 01 | |
54. | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | Ответы на проблемные вопросы | Подгото-виться к сочине-нию | 22. 01 | |
55. | Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Урок контроля | Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Сочинение | Написать сочине-ние | 23. 01 | |
56 57. | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Своеобразие лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | Выучить наизусть стихотворение | 27. 01 29. 01 | |
58 59. | И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Нравственная проблематика произведения | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Сюжет, композиция, основная идея произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Ответы на проблемные вопросы | Ф.М.Дос-тоевский. «Белые ночи». | 30. 01 3.02 | |
60 61. | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Сюжет, композиция, основная идея произведения | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | Ответы на проблемные вопросы | Л.Н.Тол-стой «Юность» | 5.02 6.02 | |
62 63. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Автобиографическая трилогия. Сюжет, композиция, основная идея произведения | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | А.П.Чехов «Мале-нькая трилогия» | 10. 02 12. 02 | |
64. | А.П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». | 1 | Урок усвоения новых знаний | Комическое и трагическое в прозе Чехова. | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Ответы на проблемные вопросы | | 13. 02 | |
65 66. | Маленькая трилогия А.П.Чехова | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности авторской позиции в рассказах. | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Ответы на проблемные вопросы | Эссе на тему «Футляр-ность» существо-вания и духовная свобода в наши дни» | 17. 02 19. 02 | |
Русская литература ХХ века ( 26 часов) |
67. | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жанровые особенности литературы ХХ века | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века: жанры, литературные направления. | Индиви-дуальное сообще-ние о Бунине. | 20. 02 | |
68. | И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Автобиографический роман | Знать о жизни и творчестве писателя, роман «Жизнь Арсеньева» Уметь анализировать произведение | Анализ фрагментов романа, монологические ответы | Горький «Мои универси-теты» | 3.03 | |
69 70. | М.Горький «Мои университеты» | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Автобиографическая трилогия | Знать о жизни и творчестве писателя, Уметь анализировать произведение | Анализ фрагментов произведения, монологические ответы | М.А.Булгаков «Мертвые души» | 5.03 6.03 | |
71 72. | Комедия М.А.Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В.Гоголя. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Драматургическое произведение | Знать о жизни и творчестве писателя, Уметь анализировать произведение | Анализ фрагментов произведения, монологические ответы | | 10. 03 12. 03 | |
73. | Подготовка к домашнему сочинению по комедии М.А.Булгакова «Мёртвые души» | 1 | Урок контроля | Подготовка к домашнему сочинению | Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений | Сочинение | Написать сочине-ние | 13. 03 | |
74. | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Серебряный век | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию | Ответы на проблемные вопросы | Стихотворения А.А.Блока | 17. 03 | |
75 76. | А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика А.А.Блока. Тема России в творчестве поэта | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Своеобразие лирики А.А.Блока Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. | Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | Выучить наизусть стихотво-рение А.А.Блока (на выбор) | 20. 03 31. 03 | |
77 78. | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Выучить наизусть стихотво-рение С.А.Есенина (на выбор) | 2.04 3.04 | |
79 80. | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Новаторство поэзии В.В.Маяковского | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Выучить наизусть стихотво-рение С.А.Есенина (на выбор) | 7.04 9.04 | |
81 82. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности поэзии А.А.Ахматовой | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэтессе. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой (на выбор) | 10. 04 14. 04 | |
83 84. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности поэмы | Знать факты биографии поэта. Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Опрос | Вопросы с. 190 | 16. 04 17. 04 | |
85 86. | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Ответы на проблемные вопросы | Вопросы с.187 | 21. 04 23. 04 | |
87. | Просмотр кинофильма режиссёра С.Бондарчука «Судьба человека» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Уметь сравнивать художественное произведение и одноимённую постановка кинофильма | | А.И.Сол-женицын «Как жаль» | 24. 04 | |
88. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Как жаль» | 1 | Урок усвоения новых знаний | | Знать и уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | В.М.Шукшин «Ванька Тепля-шин» | 28. 04 | |
89. | Русская литература 60-90 годов XX века В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные темы русской литература 60-90 годов XX века Особенности прозы В.М.Шукшина | Знать особенности композиции рассказа «Ванька Тепляшин». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. | В.П.Астафьев «Царь-рыба" | 30. 04 | |
90. | Нравственные проблемы повествования в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба" | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности рассказов В.П.Астафьева. Нравственная проблематика произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Анализ рассказа: монологические ответы. | В.Г.Распутин «Деньги для Марии» | 1.05 | |
91. | Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности рассказов В.Г.Распутина. Нравственная проблематика произведения | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Анализ рассказа: монологические ответы | А.В.Вам-пилов «Старший сын» | 5.05 | |
92. | Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности драматических произведений А.В.Вампилова | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ рассказа: монологические ответы | Стихотворения Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского | 6.05 | |
93. | Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского | 2 | Урок усвоения новых знаний | Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского | Знать факты биографии поэтов. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Анализ лирического произведения | Вопросы с. 278 | 7.05 | |
Из зарубежной литературы (2 часа) |
94 95. | Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Особенности творчества Ж.Б.Мольера, комедия как драматический жанр | Уметь находить черты классицизма в комедии, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | Ответы на вопросы | Подготовиться к итоговому уроку | 8.05 12. 05 | |
Адыгейская литература (6 часов) | | |
96 | Т.М. Керашев. Отрывки из романа»Дорога к счастью» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности романа | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ романа | Т.М. Керашев. Отрывки из романа»Дорога к счастью»,читать | 14. 05 | |
97 | Т.М. Керашев. Отрывок из повести «Дочь шапсугов» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности повести | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ повести | А.Д. Хатков. Поэма «В сакле свет», пересказ | 15. 05 | |
98 | А.Д. Хатков. Поэма «В сакле свет» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности поэмы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ поэмы | И.С. Цей. Кочас, пересказ | 19. 05 | |
99 | И.С. Цей. Кочас | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности драмы | Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Анализ драмы | М.С.Паранук. Ранней осенью выразительное чтение | 20. 05 | |
100 | М.С.Паранук. Ранней осенью | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие лирики М.С.Паранук | Знать факты биографии поэта. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворения и их анализ. | М.С. Паранук. Говорят,любовь ко всем приходит выучить наизусть | 21. 05 | |
101 | М.С. Паранук. Говорят,любовь ко всем приходит | 1 | Урок усвоения новых знаний | Своеобразие лирики М.С.Паранук Лирический герой стихотворения. | Знать факты биографии поэта. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | Выразительное чтение стихотворения и их анализ. | Подготовитья к итоговому занятию | 22. 05 | |
102 | Итоговые занятия по курсу 9 класса. | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | | Ответы на вопросы. | | 25. 05 | |
1. Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2013
2.Журнал « Литература в школе».
3. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2012.
5. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2012.
7. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
1. Литература.Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014 г.
2. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 2012.
3. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2012.
4. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 2011.
5.Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 2013.
6.Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
7.Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 2010.