kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Коровиной В.Я.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная  записка

 

  Цель изучения  учебного предмета «Литература»:  приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся  с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.  

 Общая характеристика учебного предмета.

 

Краткая характеристика:

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 

   Рабочая   программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и  Программы   по   литературе  для 5-11  классов  (авторы: В.Я. Коровина,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина -  М.: Просвещение, 2009)  к УМК для 8 класса  под   редакцией  В.Я.  Коровиной . — М.: Просвещение, 2013).

 

Изменения, внесённые в рабочую программу:
    В программу включен национально - региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов Мордовского  края. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями региональной литературы. Главное средство знакомства – это чтение произведений, беседа по ним, рассказ об авторах. Занятия должны быть построены на интересе учащихся – на интересе к своему родному краю, стремлении познакомиться с ним.

       Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный в инвариативной части школьного учебного плана -  2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

 Место учебного предмета в базисном учебном плане.

 Школьный учебный план в инвариативной части отводит 68 часов в год для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного  общего образования (8класс).

  Результаты освоения курса литературы. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Коровиной В.Я. »

Пояснительная  записка

Цель изучения учебного предмета «Литература»: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Общая характеристика учебного предмета.


Краткая характеристика:

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 Рабочая   программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и  Программы   по   литературе  для 5-11  классов  (авторы: В.Я. Коровина,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина - М.: Просвещение, 2009) к УМК для 8 класса  под   редакцией  В.Я.  Коровиной . — М.: Просвещение, 2013).


Изменения, внесённые в рабочую программу:
В программу включен национально - региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов Мордовского края. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями региональной литературы. Главное средство знакомства – это чтение произведений, беседа по ним, рассказ об авторах. Занятия должны быть построены на интересе учащихся – на интересе к своему родному краю, стремлении познакомиться с ним.

Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный в инвариативной части школьного учебного плана - 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Место учебного предмета в базисном учебном плане.

Школьный учебный план в инвариативной части отводит 68 часов в год для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования (8класс).

Результаты освоения курса литературы. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Предметные результаты:

В результате изучения курса литературы ученик должен:

знать \ понимать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

· определять род и жанр художественного произведения;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать свое отношение к прочитанному;

· строить письменные и устные высказывания в связи с изученным произведением;

· выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдать нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· писать отзывы о прочитанных произведениях, сочинения.


Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– потребность в самовыражении через слово;

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметные результаты

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– строить рассуждения.

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- задавать вопросы.

Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.


Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

































Тематическое планирование по дисциплине «литература 8 класс»

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Развитие речи, ч.

Контрольная работа, ч.

(тесты)

Экскурсии, ч.

Внеклассное чтение, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Введение.

1

1

-

-

-

-

2.

Устное народное творчество.

2

1.5

-

-

-

0.5

3.

Из древнерусской литературы.

2

1

-

-

1


 4.

Из литературы 18 века.

3

1.5

1

-

-

0.5

5.

Из литературы 19 века.

31

11

4

2

2

12

6.

Поэзия родной природы.

2

1

-

-

1


7.

Из русской литературы 20 века.

8

2

3

1

1

1

8.

Писатели улыбаются.

7

2

-

1

2

2

9.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

3

1

2

-

-

-

10.

Русские поэты о Родине, родной природе.

2

0.5

-

-

1

0.5

11.

Из зарубежной литературы.

7

1

-

1

2

3

 

Итого

68

23.5

10

5

10

19.5































Содержание тем учебного курса.


Введение (1ч)

Знать о связи литературы и истории.

Уметь работать с учебником, вступать в диалог.

Русская литература и истории. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество (2ч.)

Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Уметь слушать, работать с художественным текстом.

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Вдоль по улице метелица метёт», «Пугачев в темнице».

Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Знать особенности содержания и художественной формы преданий.

Уметь определять жанр произведения.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».


Из древнерусской литературы (2ч.)

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры, черты средневековой литературы, ее литературное новаторство.

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно этические темы.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Сатира на судебные порядки.


Из литературы 18 века (3ч.)

Знать содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев.

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века».


Из литературы 19 века (31ч.)

Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык.

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы.

И.А. Крылов. Поэт и мудрец.

«Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басни. Аллегория.

К.Ф. Рылеев.

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы

Уметь выразительно читать, самостоятельно делать выводы.

Автор дум и сатир.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель.

А.С. Пушкин.

Знать основные факты жизни и творчества поэта, творческую историю написания повести, содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести.

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сообщение, выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

«Туча», «К***», «19 октября».

«История Пугачева». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Роман «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина.

М.Ю. Лермонтов.

Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы, структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя, давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь дискутировать, аргументировано высказывая свое мнение.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Н.В. Гоголь.

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии, особенности драматического произведения.

Уметь составлять цитатный план.

«Ревизор». История создания и история постановки комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Роль фантастики в произведении.

Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении».

М.Е. Салтыков – Щедрин.

Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу.

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

«История одного города» (отрывок). Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Н.С. Лесков.

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа.

Л.Н. Толстой.

Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста», владеть различными видами пересказа.

Уметь самостоятельно делать выводы, выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

«После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Домашнее сочинение по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина.


Поэзия родной природы (2ч.)

Знать порядок анализа лирического произведения.

Уметь выразительно читать стихотворения, воспринимать и анализировать поэтический текст.

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю, Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…».

А.П. Чехов.

Знать личность автора, философский смысл рассказа.

Уметь анализировать эпическое произведение.

«О любви». История о любви и упущенном счастье.


Из русской литературы 20 века (8ч.)

И.А. Бунин.

Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности.

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.

А.И. Куприн.

Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа.

Уметь составлять конспект статьи учебника, владеть различными видами пересказа.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

А.А. Блок.

Знать об исторической теме в творчестве поэта.

Уметь анализировать художественное произведение.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

С.А. Есенин.

Знать историю создания поэмы, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь самостоятельно делать выводы.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Домашнее сочинение «Образ Пугачева в творчестве Пушкина и Есенина».

И.С. Шмелёв.

Знать биографию писателя, владеть различными видами пересказа.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.


Писатели улыбаются (7ч.)

Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

М.А. Осоргин.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

А.Т. Твардовский.

Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы.

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении поэта. Тема служения Родине. Связь фольклора и литературы. Оценка поэмы в литературной критике.

А.П. Платонов.

Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения владеть различными видами пересказа.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

«Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.



Стихи и песни о Великой Отечественной войне (3ч.)

В.П. Астафьев

Знать героические страницы русской поэзии, жизнь и творчество писателя.

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства.

М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин.

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

Русские поэты о Родине, родной природе (2ч.)

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное.

И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий

«Не надо звуков»; Н. Рубцов «По вечерам», «Привет, Россия».

Н. Оцуп «Мне трудно без России…»; Дон - Аминадо «Бабье лето»; З. Гиппиус «Знайте!».

Из зарубежной литературы (7ч.)

Знать эпоху Возрождения, представление о писателях того времени, содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев, читать выразительно, самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью»

Ж. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

В. Скотт «Айвенго»













Календарно – тематическое планирование по литературе 8 класс.

П./п.

Наименование разделов и тем

Вид

занятий

Количество

часов

Вид самостоятельной

работы

Дата проведения

занятия

планируемая

фактическая

1 четверть

1.

Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

Беседа

1




2.

Устное народное творчество.


2




2.1

Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр.

Беседа

1

Сбор материала



2.2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Беседа

1




3.

Из древнерусской литературы.


2




3.1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Рассказ учителя.

Практикум

1

Письменный анализ по предложенному алгоритму



3.2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Внеклассное чтение

1

Чтение произведения



4.

Из литературы 18 века.


3




4.1

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).

Т.л. Понятие о классицизме.

Рассказ учителя.

1

Сообщения учеников




4.2



Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Т.л. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


Практикум


1

Анализ эпизода по предложенному алгоритму




4.3



Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века».

Урок развития речи




1

Творческая работа




5.

Из литературы 19 века.


31




5.1


И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» их историческая основа.

Т.л. Мораль. Аллегория.



Беседа.


1



Сообщения учеников




5.2



И.А. Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, философа.

Урок внеклассного чтения


1

Домашнее чтение




5.3


К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Т.л. Понятие о думе.

Рассказ учителя. Практикум.


1

Составление цитатного плана




5.4




А.С. Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К», «19 октября». Особенности поэтической формы.


Беседа.



1




Анализ стихотворения





5.5

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

Семинар.

1

Работа в малых группах



5.6

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Рассказ учителя.

1

Анализ эпизода



5.7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы.

Рассказ учителя.

1

Анализ эпизода



5.8

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Беседа. Обучение устному рассказу.

1

Анализ эпизода



5.9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Беседа.

1

Анализ эпизода



5.10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С. Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Беседа. Практикум.

1

Анализ эпизода



5.11

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Т.л.Понятие о романе.

Беседа. Практикум.

1

Творческая работа



5.12

Р.Р.Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Рассказ учителя.

1

Творческая работа



5.13

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

Урок развития речи.

1

тест



2 четверть

5.14

М.Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Рассказ учителя. Семинар.

1

Работа в группах



5.15

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

Беседа.

1

Анализ эпизода



5.16

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Т.л. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Практикум.

1

Работа в группах



5.17

Р.р.Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Мцыри как романтический герой».

Урок развития речи

1

Творческая работа



5.18

Н.В. Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Рассказ учителя. Семинар.

1

Индивидуальные сообщения



5.19

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии. «Ревизор» в оценке современников.

Рассказ учителя.

1




5.20

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Т.л. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе.

Беседа. Практикум.

1

Анализ эпизода



5.21

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Практикум.

1

Творческая работа



5.22

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Урок развития речи.

1

Творческая работа



5.23

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Рассказ учителя.

1

Работа в группах



5.24

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум.

1

Творческая работа



5.25

М.Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Образы градоначальников. Т.л. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Рассказ учителя.

1




5.26

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

1

Творческая работа



5.27

Тестовая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля.

1

тест



3 четверть

5.28

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Т.л. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь (развитие представлений).

Беседа.

1

Сообщения учащихся



5.29

Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Рассказ учителя.

1

Работа в группах



5.30

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Т.л. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния.

Практикум.

1

Анализ эпизода



5.31

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение



6.

Поэзия родной природы.


2




6.1

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Урок внеклассного чтения.

1

Анализ стихотворений



6.2

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Т.л. Психологизм рассказа.

Рассказ учителя

1

Работа в группах



7.

Из русской литературы 20 века.


8




7.1

И.А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина – прозаика.

Беседа.

1

Сообщения учащихся



7.2

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Т.л. Понятие о сюжете и фабуле.

Рассказ учителя.

1

Анализ эпизода



7.3

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Урок развития речи.

1

Защита рефератов



7.4

А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.

Беседа.

1

Выразительное чтение



7.5

С.А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя. Т.л. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя.

1

Составление характеристики главного героя



7.6

7.7

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Уроки развития речи.

2

Защита творческих работ



7.8

И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя.

1




8.

Писатели улыбаются.


7




8.1

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Теффи. «Жизнь и воротник»;

М.М. Зощенко. «История болезни».

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение



8.2

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Беседа.

1

Работа в группах



8.3

Тестовая работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Урок контроля.

1

тест



4 четверть

8.4

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Рассказ учителя.

1

Сообщения учащихся



8.5

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне Твардовского.

Обучение устному рассказу.

1

Составление характеристики главного героя



8.6

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Т.л. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Практикум.

1

Тест



8.7

А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение



9.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.


3




9.1

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги».

Урок развития речи

1

Творческая работа



9.2

В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Т.л. Представление о герое-повествователе.

Рассказ учителя.

1

Анализ эпизода



9.3

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору уча щегося)

Урок развития речи.

1

Творческая работа



10.

Русские поэты о Родине, родной природе.


2




10.1

10.2

И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», Н.Рубцов «По вечерам».

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России…», З.Гиппиус «Знайте!», И.Бунин «У птицы есть гнездо…».

Уроки внеклассного чтения.

2

Анализ стихотворения



11.

Из зарубежной литературы.


7




11.1

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». Т.л. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Рассказ учителя.

Практикум.

1

Анализ эпизода



11.2

Сонеты У. Шекспира.»Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Т.л. Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум.

1

Составление словарной статьи



11.3

11.4

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Т.л. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.

Рассказ учителя.

2

Анализ эпизода



11.5

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение



11.6

В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение



11.7

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Урок – зачет.

1

тест




Итого


68





Содержание практической деятельности.

Тематика сочинений.

  1. Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века».

  2. Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

  3. Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении».

  4. Домашнее сочинение по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина.

  5. Домашнее сочинение «Образ Пугачева в творчестве Пушкина и Есенина».

  6. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

Варианты контрольных и тестовых заданий.

  1. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

  2. Тестовая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  3. Тестовая работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

  4. Итоговый тест по литературе по повести "Капитанская дочка".

  5. Тест по произведениям "Капитанская дочка", "Мцыри", "Ревизор", "Ася".

  6. Тест по трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта". 8 класс.

Критерии оценки тестовых заданий:


80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60 – 80 % - оценка «4»;

40 – 60 % - оценка «3»;

0 – 40 % - оценка «2».






Тест по произведениям "Капитанская дочка", "Мцыри", "Ревизор", "Ася" (8 класс).

1 ВАРИАНТ

1) Произведение «Капитанская дочка» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) повесть

2) Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»

3) Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

4) В какой семье был рожден Петр Гринев («Капитанская дочка»)?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

5) Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) «Служи верно, кому присягнешь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолду»

6) Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

7) Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

8) Действие поэмы «Мцыри» происходит

а) в Грузии

б) в Москве

в) в Германии

г) в Турции

9) Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя

б) исповедь героя

в) рассказ автора о Мцыри

г) рассказ монаха о Мцыри

10) Зачем в поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой?

а) чтобы показать, что Мцыри чужд любви

б) для создания любовного сюжета

в) чтобы показать, что три дня на воле равнозначны всей жизни героя

г) чтобы показать, что свобода для героя важнее любви

11) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

12) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) ремарка

б) пояснение

в) сопровождение

г) ссылка

14) Как звали дочь городничего

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

15) Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы

а) 23 года

б) 32 года

в) 36 лет

г) 39 лет

16) Действие повести «Ася» происходит

а) в Москве

б) в Нижнем Новгороде

в) в Германии

г) в Дании

17) Главный герой Н. Н. из повести «Ася» был

а) практикующим врачом

б) бедным студентом

в) богатым аристократом

г) купцом

18) О каком персонаже из повести «Ася» идет речь?

«…Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. Это было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается…»

а) Гагин

б) Н.Н.

в) отец Гагина

г) мальчик, который принес записку

19) О каком персонаже из повести «Ася» идет речь?

«Она вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая. Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»

а) фрау Луизе

б) Ася

в) Анна Андреевна

г) Марья Антоновна

20) Какой персонаж повести «Ася» сказал:

- Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

а) Гагин

б) Н.Н.

в) фрау Луизе

г) Ася

2 ВАРИАНТ

1) Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

2) Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

а) Петр I

б) Петр III

в) Иван IV

г) Павел I

3) Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

4) По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя

5) Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?

а) Маша Миронова

б) Татьяна Ларина

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева

6) Произведение «Мцыри»

а) повесть

б) роман

в) трагедия

г) поэма

7) Как Мцыри попал в монастырь?

а) пленного больного ребенка оставил в монастыре русский генерал

б) убежал из родного аула

в) попал в монастырь за проступок

г) отец с рождения готовил сына к этой доле

8) Определите кульминацию в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) встреча с грузинской девушкой

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

9) Определить стихотворный размер «Мцыри» («Однажды русский генерал»…)

а) хорей

б) дактиль

в) ямб

г) анапест

10) С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?

а) с солнечным днем как символом счастливой жизни

б) с горами как символом твердости, устойчивости к жизненным невзгодам

в) с ночью как выражением умиротворения

г) с грозой как символом порыва, буйства

11) Произведение «Ревизор»

а) комедия

б) роман

в) трагедия

г) драма

12) Кто подсказал Гоголю сюжет для пьесы Ревизор?

а) А.С. Пушкин

б) В.А. Жуковский

в) М.Ю. Лермонтов

г) И.С. Тургенев

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка

14) Хлестаковщина - это

а) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

15) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

16) Произведение «Ася»

а) рассказ

б) повесть

в) драма

г) трагедия

17) Определите завязку в «Асе»

а) встреча Н. Н. с Гагиным и Асей

б) свидание Н.Н. и Аси у фрау Луизе

в) рассказ Гагина о прошлом Аси

г) получение Н.Н записки от Аси

18) О каком персонаже повести «Ася» идет речь?

«Девушка … с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого,круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата»

а) фрау Луизе

б) Ася

в) Анна Андреевна

г) Марья Антоновна

19) О каком персонаже повести «Ася» идет речь?

«Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоянного труда не бывает художников...»

а) Гагин

б) Н.Н.

в) отец Гагина

г) мальчик, который принес записку

20) Какой персонаж повести «Ася» сказал:

- У ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить. Впрочем, ее нельзя винить, и если б вы знали ее историю...

а) Ася

б) Н.Н.

в) Гагин

г) отец Гагина



ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г, 6-а, 7-б, 8-а, 9-б, 10-в, 11-а, 12-в, 13-а, 14-а, 15-а, 16-в, 17-в, 18-а, 19-б, 20-а
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-а, 6-г, 7-а, 8-в, 9-в, 10-г, 11-а, 12-а, 13-б, 14-а, 15-в, 16-б, 17-а, 18-б, 19-а, 20-в






Тест по творчеству Н.В. Гоголя. Пьеса "Ревизор", повесть "Нос"

(8 класс).

1 ВАРИАНТ

1) Гоголя звали

а) Василий Николаевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Васильевич

г) Николай Алексеевич

2) Гоголь родился

а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) на Украине

3) Гоголь учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

4) Произведение «Ревизор» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма

5) Какое произведение не принадлежит Гоголю:

а) «Тарас Бульба»

б) «Невский проспект»

в) «Мцыри»

г) «Мертвые души»

6) Премьера «Ревизора» в Петербурге состоялась

а) в марте 1836

б) в апреле1836

в) в мае 1836

г) в июне 1836

7) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

8) Как звали дочь Городничего

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

9) Определите завязку в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча Городничего и Хлестакова

10) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

11) О ком говорится:

«…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;
оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»

а) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о Городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском

12) Хлестаковщина - это

а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) ремарка

б) пояснение

в) сопровождение

г) ссылка

14) Кто из героев пьесы сказал:

«Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра
Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и
что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От
этого убыток казне»

а) Хлестаков

б) учитель истории

в) учитель словесности

г) Городничий

15) Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы

а) 23 года

б) 32 года

в) 36 лет

г) 39 лет

16) Как звали Хлестакова

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

17) Кто сказал:

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из
Парижа; откроют крышку-пар,которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»

а) Ляпкин-Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

18) О каком персонаже идет речь?

«…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень
солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его
каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего

службу с низших чинов»

а) Городничий

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

19) Майор Ковалев повести «Нос» был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

20) Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. Гоголь во фразе:

«Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный»

а) алогизм

б) метафора

в) эпитет

г) гротеск

2 ВАРИАНТ

1) Годы жизни Н. Гоголя:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1818 - 1883

г) 1799 - 1837

2) В жизни Гоголя

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) было путешествие на остров Сахалин

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Гоголь окончил

а) Петербургский университет

б) Царскосельский лицей

в) Нежинскую гимназию

г) Симбирский университет

4) Премьера «Ревизора» состоялась

а) в марте 1836

б) в апреле1836

в) в мае 1836

г) в июне 1836

5) Какое произведение не принадлежит Гоголю:

а) «Портрет»

б) «Невский проспект»

в) «Муму»

г) «Мертвые души»

6) Произведение «Ревизор»

а) комедия

б) роман

в) трагедия

г) драма

7) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «Стрелялись мы».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

8) Определите экспозицию в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча городничего и Хлестакова

9) К какому литературному направлению следует отнести пьесу «Ревизор»

а) реализм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) романтизм

10) Как звали жену городничего

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

11) Как звали городничего

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

12) Как звали судью?

а) Иван Кузьмич Шпекин

б) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

в) Артемий Филиппович Земляника

г) Христиан Иванович Гибнер

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка

14) Хлестаковщина - это

а) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

15) О ком из героев пьесы сказал Городничий:

«Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра
Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что
есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого
убыток казне.»

а) о Хлестакове

б) об учителе по истории

в) об учителе словесности

г) о судье

16) Хлестаков был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

17) Кто сказал:

«Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована
сумма,то не позабыть сказать, что начала

строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй,

кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась»?

а) Антон Антонович

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

18) О каком персонаже идет речь?

«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя
в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»

а) Ляпкин-Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

19) Нос майора Ковалева повести «Нос» был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

20) Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. Гоголь во фразе:

«Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный»

а) метафора

б) алогизм

в) эпитет

г) гротеск

ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-в, 2-г, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-а, 8-а, 9-в, 10-в, 11-г, 12-г, 13-а, 14-г, 15-а, 16-а, 17-в, 18-а, 19-в, 20-а
2 вариант
1-б, 2-г, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-в, 11-г, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-а, 17-а, 18-в, 19-г, 20-б



Тест по трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта". 8 класс.

1. Где происходит действие пьесы?

А) Мантуя;

Б) Верона;

В) Рим;

Г) Неаполь.

2. О каком чувстве говорит Ромео:

«… Игра огнем, ведущая к пожару.

Воспламенившееся море слез,

Раздумье необдуманности ради,

Смешенье яда и противоядья»

А) Ненависть;

Б) Дружба;

В) Ревность;

Г) Любовь;

3. Какое художественное средство (троп) используется?

«Пустая тягость, тяжкая забава,

Нестройное собрание стройных форм,

Холодный жар, смертельное здоровье,

Бессонный сон, который глубже сна»

А) Метафора;

Б) Сравнение;

В) Гипербола;

Г) Оксюморон.

4. Найдите, где есть сравнения?

А) «Вы попадете на богатый съезд,

Как звезды ночи, блещущих невест»

Б) «Ей в праведности жить,

А мне конец:

Я не жилец на свете,

Я мертвец»

В) «Я потерял себя, и я не тут.

Ромео нет, Ромео не найдут»

Г) «Огонь огнем встречают,

Беду - бедой,

и хворью лечат хворь»

5. Кто она? О ком говорит Меркуцио?

«Она пересекает по ночам

Мозг любящих, которым снится нежность,

Горбы вельмож, которым снится двор,

Усы судей, которым снятся взятки,

И губы дев, которым снится страсть»

А) Совесть;

Б) Любовь;

В) Королева Маб, богиня снов;

Г) Богоматерь.

6.  Чей портрет?

«Ее сиянье факелы затмило.

Она, подобна яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия зла…»

А) Розалия;

Б) Леди Капулетти;

В) Джульетта;

Г) Кормилица;

7. «Лишь это имя мне желает зла…»

О чьем имени говорит Джульетта?

А) Меркуцио;

Б) Тибальд;

В) Парис;

Г) Ромео.

8. Почему Джульетта уговаривает Ромео не клясться луной?

А) Она меняется раз в месяц;

Б) Она (луна) красивей солнца;

В) Она светит ночью, когда правят силы зла;

Г) Потому что ею уже поклялась Джульетта;

9. К кому отправился Ромео, уверившись, что Джульетта его любит?

А) К родителям Джульетты;

Б) К друзьям, отмечать свою радость;

В) Домой, спать;

Г) к монаху Лоренцо;

10. «Вчера я ранен был, придя на бал,

И на удар ударом отвечал.

Перевяжи нас поскорей обоих,

Вот я зачем в твоих святых покоях»

Кто обращается и к кому?

А) Ромео к Меркуцио;

Б) Ромео к Лоренцо;

В) Ромео к Джульетте;

Г) Ромео к врачу;

11. «Тибальд, природа чувств моих к тебе

Велит простить твою слепую злобу.

Я вовсе не мерзавец…»

Почему Ромео отказывается от поединка с Тибальдом?

А) Они близкие друзья;

Б) Он сильнее Тибальда;

В) Он женат на его сестре;

Г) Тибальд не раз выручал Ромео;

12. Кто это говорит?

«Он - мой друг и родич князя,

и ранен тяжело из-за меня»

А) Тибальд;

Б) Ромео;

В) Меркуцио;

Г) Бенволио;

13. Какое наказание за дуэль получил Ромео?

А) Пожизненное заключение;

Б) Денежный штраф;

В) Его казнили;

Г) Он выслан из города;

14. «Вот это слово.

Этот звук страшнее смерти тысячи Тибальдов»

О каком слове говорит Джульетта?

А) Изгнан;

Б) Убийца;

В) Свадьба;

Г) Смерть;

15. С какой целью Лоренцо женит Ромео и Джульетту?

А) Чтобы позлить их родных;

Б) Чтобы померить их семьи;

В) За деньги;

Г) Чтобы Джульетта не стала женой Париса, врага Лоренцо;

16. Почему Джульетта должна быть рада браку с Парисом?

А) Он знатнее, чем ее родня;

Б) Он любит ее;

В) Он красивее Ромео;

Г) Парис – друг Тибальда;

17. В какой строчке перечислены все, кто умер в пьесе?

А) Ромео, Меркуцио, мать Ромео;

Б) Тибальд, Парис, Лоренцо;

В) Кормилица, отец Ромео, Джульетта;

Г) Ромео, аптекарь, Тибальд;

18. Определите размер стиха:

«О, господи! Чьей это крови след?

На плитах пред решеткою? А это?»

А) Ямб;

Б) Хорей;

В) Дактиль;

Г) Амфибрахий;

Итоговый тест по литературе по повести "Капитанская дочка".

1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
1) 1801-1825 2) 1799-1838 3) 1799-1837 4) 1789-1837

2. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»:
1) роман 2) историческая хроника 3) повесть

3. Главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка» - проблема 
1) любви 2) дружбы 3) чести 4) взаимопонимания

4. Повествование в произведении ведётся от лица:
1) автора 2) Гринёва 3) нескольких персонажей

5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:
1) «Назвался груздем, полезай в кузов»
2) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива
3) «Береги честь смолоду»
4) «Береги честь смолоду, а платье снову»

6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?
1) Николай I и Емельян Пугачёв 2) Степан Разин и Александр I
3) Екатерина II и Степан Разин 4) Екатерина II и Емельян Пугачёв

7. В какой губернии находилось имение Гринёва?
1) Саратовской 2) Симбирской 3) Казанской 4) Орловской

8. Петр Гринёв был записан на военную службу:
1) по достижении совершеннолетия 2) сразу после рождения 3) до рождения

9. Савельича, «дядьку» Гринёва, звали:
1) Осип 2) Архип 3) Тарас 4) Иван

10. Петра Гринёва решили отправить на военную службу по достижении им:
1) 16 лет 2) 18 лет 3) 20 лет 4) 22 лет

11. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:
1) «Береги честь смолоду»
2) «Держать в ежовых рукавицах»
3) «Работать спустя рукава»
4) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»

12. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за:
1) дуэль 2) мошенничество 3) воровство 4) пьянство

13. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:
1) карточный долг 2) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой
3) нечестная игра в бильярд 4) стихи, написанные Петром Гринёвым

14. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:
1) Савельича 2) Швабрина 3) Маши Мироновой 4) капитана Миронова

15. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:
1) оборонительно 2) наступательно 3) путём подкупа

16. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?
1) осталась в крепости 2) в Москву 3) в Петербург 4) в Оренбург

17. От пугачёвцев Машу Миронову прятала:
1) её мать 2) попадья 3) служанка

18. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?
1) «Господь не выдаст – свинья не съест»
2) «Долг платежом красен»
3) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»
4) «С лихой собаки хоть шерсти клок»

19. Укажите название любимой песни Пугачёва:
1) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»
2) «Дубинушка»
3) «Вниз по матушке по Волге…»
4) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»

20. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
1) противопоставления 2) сопоставления 3) взаимодополнения


ОТВЕТЫ:
1. 3
2. 3
3. 3
4. 1
5. 3
6. 4
7.
8.
9. 1
10.
11. 2
12. 1
13. 4
14. 2
15. 1
16. 1
17. 2
18. 2
19. 1
20. 1



Материально-техническое обеспечение учебного материала.

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Портреты писателей.

  4. Фонохрестоматия.



Учебно-методическое обеспечение предмета.



1.  Коровина  В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.  Литература :  8   класс : Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2009.
2.  Коровина  В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...:  8   класс : дидактические материалы  по   литературе . — М.: Просвещение, 2006.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки  по   литературе .  8   класс . — М.: ВАКО, 2010.
4.  Коровина  В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.  Литература :  8   класс : Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
5. Кутейникова Н.Е. Уроки  литературы  в  8   классе : Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Макарова Б.А. Дидактические материалы  по   литературе   8   класс : к учебнику В.Я.  Коровиной , - Экзамен.- М., 2009



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Коровиной В.Я.

Автор: Кунаева Татьяна Вячеславовна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по литературе 8 класс"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_po_literature_8_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "525996"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573107603"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа уроков литературы в 6 классе на 2013-2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-urokov-litieratury-v-6-klassie-na-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "222431"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436281500"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа по литературе"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_po_literature_4"
    ["file_id"] => string(6) "513761"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1559888786"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (учебник под редакцией В.Я.Коровиной) "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-6-klass-fgos-uchiebnik-pod-riedaktsiiei-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "148708"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419829246"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства