Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной. 5—9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е издание, переработанное. — М. : Просвещение, 2014.),учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ-Лопатенской СОШ.
Учебники: Коровина В,Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной. 5—9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е издание, переработанное. — М. : Просвещение, 2014.),учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ-Лопатенской СОШ.
Учебники: Коровина В,Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основныхзадач:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы;
воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся;
сформирование первоначальных умений анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
формирование общеучебных умений и навыков, литературной компетентности учащихся.
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватной оценке трудностей;
- адекватной оценке своих возможностей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- работать в группе;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
8 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (3 ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века (33 ч.)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (21 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно – тематическое планирование
Количество часов: всего – 70; в неделю – 2 часа.
Уроков внеклассного чтения – 9, уроков развития речи – 12.
№ п/п
№ урока в теме
Тема раздела, тема урока
Кол-во часов по теме
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Примечания
по плану
фактически
Введение
1
1
1
Введение. Литература и история.
1
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному, составление плана (тезисов) статьи учебника, участие в коллективном диалоге, выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом.
Устное народное творчество
2
2
1
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушки как малый песенный жанр.
1
Групповая работа с учебником, работа в парах сильный – слабый (устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров (фонохрестоматия)); составление тезисного плана устного сообщения по теме «Частушки», составление конспекта статьи учебника в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой
3
2
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания
1
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров (фонохрестоматия), работа с учебником
Из древнерусской литературы
1+1
4
1
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.
1
Выразительное чтение жития с последующим его рецензированием; коллективная практическая работа (составление лексических и историко-литературных комментариев к житию по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой); групповая практическая работа (выявление характерных для жития тем, образов и приемов изображения человека)
5
2
Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Сатирический пафос произведения.
1
Выразительное чтение фрагментов сатирических произведений XVII века, устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, формулирование вопросов по тексту произведений, характеристика героев литературы XVII века и их нравственная оценка.
Из литературы 18 века
2+0+0
6
1
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
1
Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Комедия. Классицизм» с последующей взаимопроверкой; групповая практическая работа по алгоритму выполнения задачи по теме урока (выявление в комедии характерных для русской литературы XVIII в. тем, образов и приемов изображения человека); выразительное чтение отрывков произведения с его последующим устным или письменным рецензированием (фонохрестоматия); составление тезисного плана эпизода с последующей взаимопроверкой; групповое проведение анализа эпизода по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; проект в паре сильный – слабый (постановка сцен из комедии); самостоятельная работа (поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы
7
2
Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении
1
Групповое проведение анализа эпизода по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; проект в паре сильный – слабый (постановка сцен из комедии); самостоятельная работа (поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы
Из литературы 19 века
26+3+4
И.А.Крылов
1+1
8
1
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их сатирическая основа. Сатирическое изображение пороков
1
Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Басни И.А. Крылова»; работа в парах сильный – слабый (составление тезисного плана статьи с последующим пересказом текста); выразительное чтение басни «Обоз» с последующим его рецензированием; коллективная практическая работа (составление лексических и историко-литературных комментариев, групповая практическая работа (выявление характерных для басен тем, образов и приемов изображения человека);
К.Ф.Рылеев
1
9
1
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича.
1
Работа в парах сильный – слабый (выразительное чтение думы с последующим устным и письменным его рецензированием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя); групповая практическая работа (подбор примеров, иллюстрирующих особенности поэзии русского романтизма: на уровне содержания, языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя); самостоятельная работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие дума)
А.С.Пушкин
9+1+2
10
1
А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные мотивы и темы.
1
Самостоятельная работа (сообщение о жизни и творчестве поэта); работа в парах сильный - слабый (устное рецензирование выразительного чтения стихотворений с последующим его рецензированием (фонохрестоматия)); практическая групповая работа (определение жанрово-композиционных особенностей текста при консультативной определение функции образных средств по памятке выполнения задания с последующей самопроверкой
11
2
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного)
1
Составление лексических и историко-культурных комментариев
12
3
А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора
1
Выразительное чтение отрывков с последующим его письменным рецензированием по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа по тексту (составление лексических и историко-культурных комментариев); практическая работа в парах сильный – слабый: («Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю»); определение роли выразительных средств языка; выявление жанровых особенностей «Истории Пугачева»,
13
4
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы
1
Работа с учебником, составление таблицы (работа в группах)
14
5
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
1
Практическая работа по теме «Береги честь смолоду…» при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, групповая практическая работа (анализ ключевых эпизодов романа «Первая встреча Гринева с Пугачевым»); самостоятельная работа (устный и письменный ответы на проблемный вопрос); участие в коллективном диалоге; подбор примеров, иллюстрирующих признаки эпического рода в повести;
15
6
Семья капитана Миронова. Маша – нравственный идеал Пушкина
1
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; сопоставление фрагментов романа с традициями фольклора; работа в парах сильный -слабый по теме «Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?»; подбор цитат из текста повести на заданную тему; письменный анализ
16
7
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке
1
Самостоятельное составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос; определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести;
17
8
Р.Р. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.
1
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки; индивидуальная работа над сочинением
18
9
Р.Р. Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки; индивидуальная работа над сочинением
19
10
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
1
Коллективная практическая работа (составление сравнительной характеристики героев с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи ученика-эксперта); работа в парах сильный – слабый (различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении); лабораторная работа (анализ эпизодов по заданной теме урока по алгоритму выполнения задания); участие в коллективном диалоге; самостоятельное составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос; определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести;
20
11
Вн. чт. «Вся жизнь – один чудесный миг». Образ А.С.Пушкина в литературе и живописи
Коллективная практическая работа
21
12
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
1
Индивидуальная работа
М.Ю.Лермонтов
3+0+1
22
1
М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова ( с обобщение изученного)
1
Составление тезисного плана для пересказа статьи учебника; выразительное чтение фрагментов поэмы с последующим его устным и письменным рецензированием
23
2
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный романтизм
1
Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление плана характеристики героя по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя); групповая работа (анализ ключевых эпизодов поэмы: «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой»)
24
3
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.
1
Лабораторная работа в парах сильный – слабый (выразительное чтение фрагментов поэмы); рецензирование выразительного чтения по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос,
25
4
Р.Р. Сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
1
Выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания: 1. Какова роль эпизода «Бой с барсом»? 2. Какие черты образа Мцыри сближают его с романтическими героями? 3. Какую композиционную роль в поэме играет изображение кавказской природы?
Н.В.Гоголь
6+0+1
26
1
Н.В.Гоголь. Исторические произведения в творчестве Н.В.Гоголя
1
Работа с учебником, составление тезисного плана для рассуждения); выразительное чтение и его рецензирование при консультативной помощи учителя; участие в коллективном диалоге
27
2
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и его первой постановки.
1
Анализ эпизодов комедии при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный - слабый по алгоритму выполнения задачи (характеристика героев комедии); конкурс пересказа эпизода по теме урока
28
3
Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе
1
Групповая работа (анализ ключевых эпизодов комедии «Первая встреча Хлестакова и городничего» и др. по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, ученика-эксперта); самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление письменного ответа на проблемный вопрос); работа в парах сильный – слабый (поиск в комедии реалистических принципов изображения жизни и человека (по алгоритму выполнения задачи), составление тезисного плана для рассуждения); выразительное чтение и его рецензирование при консультативной помощи учителя; участие в коллективном диалоге
29
4
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
1
Работа в парах сильный – слабый (поиск в комедии реалистических принципов изображения жизни и человека (по алгоритму выполнения задачи), составление тезисного плана для рассуждения); выразительное чтение и его рецензирование при консультативной помощи учителя; участие в коллективном диалоге;
30
5
Р.Р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»
1
Выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания.
31
6
Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
1
Выразительное чтение эпизодов и его рецензирование при консультативной помощи учителя; составление плана характеристики героя; устный и письменный рассказ о герое; участие в коллективном диалоге
32
7
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
1
индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира, юмор, фантастический реализм); самостоятельная работа (написание отзыва (рецензии) на театральные или кинематографические версии повести); выразительное чтение отрывков с последующим его письменным рецензированием
М.Е.Салтыков-Щедрин
2+0+1
33
1
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
1
Работа с учебником (составление тезисного плана), групповая лабораторная работа по тексту Салтыкова-Щедрина (составление портретной характеристики героев) по алгоритму выполнения задачи; самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков; выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием; лабораторная работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции
34
2
Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».
1
Письменный ответ на проблемный вопрос: Каковы средства сатирического изображения действительности в отрывке из «Истории одного города»? с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения при консультативной помощи учителя)
35
3
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина
1
Индивидуальная работа
Н.С.Лесков
1
36
1
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.
1
Работа в парах сильный – слабый по теме урока с последующей взаимопроверкой материала (подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции); самостоятельная работа (составление лексических и историко-культурных комментариев)
Л.Н.Толстой
2+1+0
37
1
Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделения двух Россий
1
Элементы проектной работы (подбор цитатных примеров на тему «Психологизм рассказа Толстого» при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задачи); работа в парах сильный – слабый (устное рецензирование выразительного чтения рассказа); участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов; групповая работа (характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа);
38
2
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
1
Работа в парах сильный – слабый (составление литературного портрета героя по алгоритму выполнения задания); составление тезисного плана с последующим пересказом; устный или письменный ответ на проблемный вопрос
39
3
Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
1
Поэзия родной природы
0+1
40
1
Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
1
Лабораторная работа (анализ по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой); работа в парах сильный – слабый (конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворений); групповая работа (составление викторины на знание текстов стихотворений); участие в коллективном диалоге;
А.П.Чехов
1
41
1
А.П.ЧеховРассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
1
Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, работа в парах сильный – слабый (составление литературного портрета героя по алгоритму выполнения задания); составление тезисного плана с последующим пересказом; устный или письменный ответ на проблемный вопрос
Работа с учебником, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом
43
2
А.И.Куприн.. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
1
Лабораторная работа по тексту рассказа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя (устное рецензирование выразительного чтения
44
3
А.И.Куприн. «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.
1
Составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал рассказа);
45
4
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
1
Самостоятельная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал рассказа), диалог
46
5
А.А.Блок. Историческая тема в его творчестве. «Россия».
1
Самостоятельная работа с литературоведческим порфолио (составление таблицы «Пафос стихотворения «Россия»); групповая работа (выразительное чтение стихотворения с последующим его рецензированием (фонохрестоматия))
47
6
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.
1
Составление письменного ответа на проблемный вопрос «В чем заключается историзм поэмы «Пугачев»?»;
48
7
Р.Р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
1
Индивидуальная работа, обсуждение сообщений на проблемную тему
49
8
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
1
Выразительное чтение рассказа с последующим его рецензированием , участие в коллективном диалоге
Писатели улыбаются
1
50
9
Вн.чт. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Теффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко. «История болезни»
1
Изучение содержания параграфа учебника; конспектирование статьи с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания; групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Подбор цитат, иллюстрирующих приемы создания иронического повествования и способы создания комического»
51
10
М.А.Осоргин.. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
1
Групповая работа (повторение изученного ранее (тест)); самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (заполнение таблицы «Сочетание фантастики и реальности в рассказе М.А. Осоргина»)
А.Т. Твардовский
3
52
11
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.
1
Практическая работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия композиция, юмор, фольклоризм, авторские отступления; подбор аргументов при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос о характеристике сюжета и героя поэмы
53
12
Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина
1
Практическая работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия композиция, юмор, фольклоризм, авторские отступления; подбор аргументов при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос о характеристике сюжета и героя поэмы
54
13
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления
1
Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания: 1. Особенности композиции поэмы «Василий Теркин». 2. Поэма»Василий Теркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. 3. Поэма «Василий Теркин» и фольклор. 4. Способы создания комического в поэме «Василий Теркин»
А.П.Платонов
1
55
14
Вн.чт. А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
1
Работа с учебником (составление тезисного плана), выразительное чтение, работа в парах (пересказ эпизодов), подбор аргументов при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос
Песни и стихи о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов
1
56
15
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина
1
Групповая работа (составление анализа текстов песен); самостоятельная работа (составление письменного сообщения о поэте при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой)
В.П.Астафьев
1
57
16
В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
1
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; выразительное чтение , работа в парах сильный – слабый (письменный ответ на вопрос с последующей взаимопроверкой); коллективная работа (различные виды пересказов); участие в коллективном диалоге; составление плана ответа на проблемный вопрос
58
17
Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
1
Групповая работа по составлению плана сочинения, индивидуальная работа
59
18
Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
1
Индивидуальная работа
Русские поэты о Родине, родной природе
2
60
19
Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе.
2
Групповая работа (выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика, синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении); работа в парах сильный – слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности стихотворений), выразительное чтение
61
20
Вн.чт. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине.
Групповая работа (выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика, синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении); работа в парах сильный – слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности стихотворений), выразительное чтение
Из зарубежной литературы
5+2
62
1
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви
1
Изучение содержания параграфа учебника , работа в парах сильный – слабый с теоретическим литературоведческим материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания трагедии»; составление тезисного плана для пересказа эпизодов трагедии; групповая работа (устный и письменный ответ на вопрос при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой по памятке проведения самопроверки); выразительное чтение сонетов
63
2
«Вечные проблемы» трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения
1
Работа в парах сильный – слабый (анализ отрывков из трагедии с последующей взаимопроверкой материала, участие в коллективном диалоге
64
3
Сонеты У.Шекспира.. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии
1
Групповая работа (структура сонета), выразительное чтение
65
4
Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
1
Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (заполнение таблицы «Жанрово-стилистические признаки пьесы» выразительное чтение с последующим его рецензированием; групповая работа (анализ различных форм выражения авторской позиции);
66
5
Черты классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии
1
Заполнение таблицы «Признаки классицистической комедии»; выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием; участие в коллективном диалоге; устный и письменный ответ на проблемный вопрос
67
6
Вн.чт. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
1
Работа с учебником (устный рассказ о писателе, выразительное чтение), различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, характеристика героев, нравственная оценка героев произведений.
68
7
Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман
1
Работа с учебником (устный рассказ о писателе, выразительное чтение), различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, характеристика героев, нравственная оценка героев произведений.