Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (учебник под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (учебник под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). (Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Составитель — Е. С. Савинов) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
основная образовательная программа основного общего образования (приказ ОУ от 31.08. 2012 г. №481-од);
учебный план МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский на 2014/2015 учебный год;
Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский (Приказ от 06.06.2012г. №406-од).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2013.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… : дидакт. материалы по лит. : 6 кл. / В.П.Полухина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (учебник под редакцией В.Я.Коровиной) »
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). (Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Составитель — Е. С. Савинов) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
основная образовательная программа основного общего образования (приказ ОУ от 31.08. 2012 г. №481-од);
учебный план МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский на 2014/2015 учебный год;
Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский (Приказ от 06.06.2012г. №406-од).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2013.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… : дидакт. материалы по лит. : 6 кл. / В.П.Полухина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Изучение литературы в 6 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий;
овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоение программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований: к воспитании и социализации обучающихся как част образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знания, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и вне урочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности , том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Ключевая идея курса заключается в системно-деятельностном подходе, который предполагает:
воспитание и развитие личности, отвечающей требованием современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоение универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических способностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием мировой и отечественной литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словестной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание деятельности по предмету. В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает текст, но недостаточно владеет собственной техникой чтения, именно по этому на уроках важно уделять внимание чтению в слух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры письменной и устной речи.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данная программа составлена для реализации курса «Литература 6 класс», который является частью программы основного общего образования по литературе и разработан в логике с возрастными особенностями учащихся. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё - к литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирование их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведенья), которая изучает это искусство. Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включат произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).
Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIIIвека.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведенья по теории и истории литературы.
В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблему и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки вне классного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведения для самостоятельного чтения.
Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Новизна данной программы определяется тем, что направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
При планировании уроков учитываются особенности характеристики класса (6 б класс средних возможностей, поэтому считаю возможным производить замену сложных заданиями среднего уровня).
Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Линии, общие с курсом «Русский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский предусмотрено обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 733 ч. В том числе:
в 5 классе — 105 ч. (3 часа в неделю).
в 6 классе — 105 ч. (3 часа в неделю).
в 7 классе — 70 ч. (2 часа в неделю).
в 8 классе — 70 ч. (2 часа в неделю).
в 9 классе — 105 ч. (3 часа в неделю).
Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 11;
внеклассного учения -11;
проектная деятельность – 12;
элементы развития речи предусмотрены в ходе уроков.
Так как новый федеральный стандарт требует иных результатов изучения учебного предмета, я считаю необходимым представить контрольные работы в различных формах: письменный ответ на проблемный вопрос и тест. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме тестов и контрольных работ. Это является важнейшей отличительной особенностью данного курса.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с окружающим миром.
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере науки.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о мире; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования, формированием интеллектуальных умений.
Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к миру.
Обучение литературе дает возможность развивать у учащихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
объяснять российскую государственность;
иметь представление о народах и этнических группах России;
уважать культуру коренных народов ЯНАО, их традиции;
аргументировано оценивать свои поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (учебных и жизненных), опираясь на нормы морали, правила поведения;
делать прогностическую оценку на основании чётких понятий о красоте, и гармонии. Проявлять интерес к новым течениям в литературе, искусстве.
осознанно планировать свой актуальный кругчтения,
владеть навыком осмысленного чтения;
структуриро-вать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
развивать мысль в логике поставленного вопроса;
аргументировать свою позицию;
уметь строить доказательство и опровержение;
применять приемы индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;
владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при написании проектных и исследовательских работ;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
анализировать истинность утверждений.
ответственно относиться к выполнению всего объёма дел.
охотно принимать помощь, проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценки его собственных способностей как организатора;
находить и представлять дополнительную информацию по теме;
давать отчёт о своих действиях;
планировать учебные действия, вносить изменения в план учебных действий в связи с изменением условий;
фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы, обосновывать свои действия по исправлению ошибок;
оценивать свои действия, испытывать потребность во внешней оценке своих действий;
уметь самостоятельно определять проблему, ставить учебные и жизненно - практические цели (в том числе в проектах), проверять достижимость целей, самостоятельно определять порядок действий;
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлятьплан и последователь-ность действий;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
принимать решение в проблемной ситуации.
аргументировать свою точку зрения, подтверждать фактами, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
проявлять готовность к групповой форме работы, воспринимать вопросы к собеседнику.
Предметные результаты
Шестиклассник научится
Шестиклассник сможет научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
• различать произведения жанров фольклора;
• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• проектировать маршрут исполнения проблемных зон в изученных темах.
• выбирать произведения устного народного творчестваразных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики,образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература XX века
Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства;
• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
• характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
• обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки оценивать их;
• выявлять авторское отношение к героям произведения;
• аргументировать свою точку зрения.
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета, курса
Тема 1: Введение (1 час)
Содержание учебного материала
Художественное произведение. Содержание и форма. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Тема 2: «Устное народное творчество» (4 часа)
Содержание учебного материала
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы: Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Контрольная работа
Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». Письменный ответ на проблемный вопрос.
Развитие речи
Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
Тема 3: Из древнерусской литературы (2 часа)
Содержание учебного материала
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы: летопись (развитие представлений).
Развитие речи
Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
Тема 4: Из литературы XVIII века (1 час)
Содержание учебного материала
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев.
Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы: мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Развитие речи
Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Тема 5: Из русской литературы XIX века (54 часа)
Содержание учебного материала
Иван Андреевич Крылов (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.
«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.
Теория литературы: басня, аллегория, мораль (развитие представлений).
Контрольная работа
Контрольная работа №2 по теме «Басня».
Развитие речи
Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Александр Сергеевич Пушкин (18 часов)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения).
«Дубровский». История создания произведения. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Нравственная проблематика в романе. Образы крепостных. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.
Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Развитие речи
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворения. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы: антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Поэтическая интонация (начальные представления).
Контрольная работа
Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.
Развитие речи
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев (5часов)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.
Теория литературы: пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Развитие речи
Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Развитие речи
Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет (2 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А.Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы: пейзажная лирика (развитие понятия); звукопись в поэзии (развитие представлений).
Контрольная работа
Контрольная работа №6 по произведениям поэтов. Письменный ответ на вопрос проблемного характера.
Развитие речи
Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов (6 часов)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы: стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Развитие речи
Устный и письменный анализ стихотворения.
Николай Семенович Лесков (6 часов)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.
Теория литературы: сказ как форма повествования (начальные представления), ирония (начальные представления).
Контрольная работа
Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
Развитие речи
Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Антон Павлович Чехов (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы: комическое, юмор, комическая ситуация (развитие понятий).
Развитие речи
Составление викторины на знание текстов рассказов.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века (4 часа)
Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы: лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Контрольная работа
Контрольная работа №8по стихотворениям русских поэтов 19 века.
Развитие речи
Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
Тема 6: Из русской литературы XX века (28 часов)
Александр Иванович Куприн (3 часа)
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.
Теория литературы: рождественский рассказ (начальные представления).
Развитие речи
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Андрей Платонович Платонов (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.
Теория литературы: символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
«Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Мечта и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы: романтическое содержание повести, черты романтического героя (развитие представлений)
Смысл финала повести. Особенности повествования, авторская позиция. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.
Развитие речи
Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Произведения о Великой Отечественной войне (8 часов)
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые» (2 часа)
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы: средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представления).
Развитие речи
Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи
Теория литературы: речевая характеристика героев (развитие представлений), герой-повествователь (начальные представления).
Контрольная работа
Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Развитие речи
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.
Теория литературы: рассказ, сюжет (развитие понятий), герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи
Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Родная природа в русской поэзии XX века (6 часов)
А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С.А.Есенин «Мелколесье. Степь да дали…», «Пороша»; А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (3 часа) Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы: лирический герой (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов (1 час)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Теория литературы: изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Контрольная работа
Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.
Развитие речи
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Писатели улыбаются (5 часов)
Василий Макарович Шукшин (2 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер (3 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно ценных качеств человека.
Теория литературы: рассказ, сюжет (развитие понятий), герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи
Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России (2 часа)
Габдулла Тукай (1 час)
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев (1 час)
Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.
«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бесстрашия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Тема 7: Из зарубежной литературы (13 часов)
Мифы Древней Греции (2 часа)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н.Куна).
Геродот (2 часа)
«Легенда об Арионе».
Теория литературы: миф, отличие мифа от сказки.
Гомер (2 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.
«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде», Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы: понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (2 часа)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).
Теория литературы: «вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (1 час)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы: рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (2 час)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери (2 час)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Теория литературы: притча (начальные представления).
Тема 8: Подведение итогов за год (2часа)
Итоговый тест
Развитие речи (проектная деятельность)
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6класса» (1 час)
Учебно-тематический план
№
План
Кол- во
часов
В том числе
уроков внеклассного чтения
проекты
контрольных
работ
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
4
1
2
1
3
Из древнерусской литературы
2
4
Из русской литературы XVIII века
5
1
1
5
Из русской литературы Х1Х века
46
4
4
6
6
Из русской литературы XX века
31
2
3
2
7
Из зарубежной литературы
14
4
1
8
Итоговые уроки
2
1
1
Итого
105
11
12
11
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (КТП. Приложение).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя
Обязательная:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Концепция модернизации Российского образования
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2011
Программа развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа.
Программы общеобразовательных учреждений/ Литература 5-9 классы/ Под ред. В. Я. Ксровиной. - Москва, Просвещение, 2011
Информационное письмо о завершённой предметной линии учебников по литературе для 5-9 классов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. и др.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература:5 кл.: Метод. советы/ Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2013.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… : дидакт. материалы по лит. : 6 кл. / В.П.Полухина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки пособие для учителей общеобразоват.учреждений/Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2013.
Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2010.
Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Анашина Н.Ю. День словесности в школе: интеллектуальные игры и развлечения на уроках русского языка и литературы. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1996.
Архипова Н.П., Байдакова Т.Б. и др.Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы./ Методическое пособие с электронным приложением. – М: Глобус, 2009.
Баранская Н. В., Овчинникова С. Т., Эткин И. К. Альбом «А. С. Пушкин». Учебно-наглядное пособие для 1 – 10 классов. Москва, «Просвещение».
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Е. Н. Кольцов. «М. Ю. Лермонтов». Учебно-наглядное пособие для средней школы. Москва, «Просвещение».
Иллюстрации к произведениям писателей.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Плакаты по литературе
Портреты писателей.
Раздаточный материал.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Тесты для текущего и обобщающего контроля. 5-11 классы/Автор-сост. Ромашина Н.Ф. – Волгоград: Учитель, 2007.
Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Урок за уроком. Литература в 6 классе. Кн. для учителя.- М., Русское слово, 2011.
В. Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по литературе. 6 класс / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Р. Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2013.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». ОАО «Издательство «Просвещение», 2013.
Справочные пособия
Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М., 1993.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.
Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка. - М, 1984.
Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка. СПб., 2001
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Ковалёв В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. Луганск, 2002.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М., 1987.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Русское литературное произношение и ударение / Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1992.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь. М., 1978.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка.- М.: Прозерпина: Школа, 1994.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Материально-техническое обеспечение
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор, интерактивная доска.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
5.http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
6.http://viki.rdf.ru/ Презентации
Отечественная и зарубежная литература
1. Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы"
http://lit.1september.ru
2. Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского
общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
3. BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://www.bibliogid.ru
4. Kidsbook: библиотека детской литературы
http://kidsbook.narod.ru
5. Виртуальный музей литературных героев
http://www.likt590.ru/project/museum/
6. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы
Л.О. Красовской
http://skolakras.narod.ru
7. Древнерусская литература
http://pisatel.org/old/
8. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
9. Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru
10. Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru
11. Слова: поэзия Серебряного века
http://slova.org.ru
12. Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://litera.ru/stixiya/
13. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"
http://www.feb_web.ru
Писатели и литературные произведения
1. Гоголь Николай Васильевич
http://www.nikolaygogol.org.ru
2. Жуковский Василий Андреевич
http://www.zhukovskiy.net.ru
3. Лев Толстой и "Ясная Поляна"
http://www.tolstoy.ru
http://www.levtolstoy.org.ru
4. Крылов Иван Андреевич
http://www.krylov.net.ru
5.Лермонтов Михаил Юрьевич
http://www.lermontow.org.ru
6. Некрасов Николай Алексеевич
http://www.nekrasow.org.ru
7. Пушкин Александр Сергеевич
http://www.aleksandrpushkin.net.ru
8. Тургенев Иван Сергеевич
http://www.turgenev.org.ru
9. Тютчев Федор Иванович
http://www.tutchev.net.ru
10. Чехов Антон Павлович
http://www.antonchehov.org.ru
Мультимедийные средства:
Аудио- и видеозаписи из сети Интернет
Библиотека русской классики. Выпуск первый. 2005 г.
Библиотека русской классики. Выпуск второй. 2005 г.
Библиотека русской классики. Выпуск третий. 2005 г.
Литература. Рефераты и сочинения. 2006 г.
Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия, 2008 г.
Русская литература от Нестора до Маяковского, 2006 г.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 класс, 2004 г.
Русская поэзия 17-20 веков, 2004 г.
Презентации
Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-6 класс, 2005 г.
Хрестоматия по русской литературе, 2004 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами шестиклассников, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в шестом классе проявляются в:
умении структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты шестиклассников состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.