рабочая программа по литературе для 8 класса, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 8 класса, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 8 "А" класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе для 8 класса, 2013-2014 учебный год »
Дата проведения
№ п/п
№ урока
Тема урока
К.р., РР
06.09
. 1. Введение (1ч.)
Урок 1.
1
Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
2. Устное народное творчество. Народные песни. (2ч.+1ч.)
07.09
2
1
Исторические песни
Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
09.09
3
2
Лирические песни
«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…». Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».
14.09
4
3
Вн. чт. Народные песни и современность (К.Г. Паустовский «Колотый сахар», В.С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б.Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».).
Вн.чт
3. Русская старина (3 ч. + 1ч.)
16.09.
5
1
А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».
21.09
6
2
Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского (фрагменты).
Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
23.09.
7
3
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.
28.09.
8
4
Вн. чт. «Повесть о Петре и Февронии».
4.Литература 19 века(42ч.)
30.09.
9
1
А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.
05.10.
10
2
Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.
07.10.
11
3
Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере
12.10.
12
4
Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести.
14.10.
13
5
Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
19.10.
14
6
Р/р. Подготовка к написанию классного сочинения №1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
К.С.
21.10.
15
7
Р/р. Написание классного сочинения №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
26.10.
16
8
Вн. чт. А.С. Пушкин. «Метель».
04.11.
17
1
М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.
Лирика: «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание».
09.11.
18
2
Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.
17.03.
52
1
К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).
05.04.
53
2
Композиция рассказа (роль
«ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).
07.04.
54
3
Подготовка к домашнему сочинению
Дом.соч.
12.04.
55
1
А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. «Василий Теркин» (главы из поэмы). История создания и композиция поэмы.
14.04.
56
2
Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины.
19.04.
57
3
Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.
21.04.
58
4
Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы ВОВ и в наше время. Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.
26.04.
59
1
В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.
«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.
28.04.
60
2
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
03.05.
61
3
Сочный народный язык рассказов»Чудик»,»Вояки»
Вн.чт
05.05.
62
1
Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.
Патриотический характер лирики поэта.
«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога».
7. Из зарубежной литературы (6ч.)
10.05.
63
1
У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. О театре времен Шекспира. Загадка великого драматурга.
12.05.
64
2
«Ромео и Джульетта».Герои трагедии как символ вечной и верной любви.
17.05.
65
1
М.Сервантес. Сведения о жизни писателя. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа.
19.05.
66
2
Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
24.05.
67
1
П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенды. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь».
26.05.
68
2
Итоги года. Список литературы для 9 кл.
Содержание тем учебного курса:
№
Наименование разделов
Всего часов
Введение
1
1
Исторические песни
1
Лирические песни
2
2
Древнерусская литература
Житие Сергея Радонежского
2
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
2
3
Русская литература 19 – начала 20 века
А.С. Пушкин
5+КС+ВН.ЧТ
М.Ю. Лермонтов
6
Н.В. Гоголь
5+КС+ВН.ЧТ
И.С. Тургенев
4+КС+ВН.ЧТ
Л.Н. Толстой
4+Д.С+ВН.ЧТ
В.Г. Короленко
2
М.Горький
4+КС+ВН.ЧТ
4
Литература 20 века
Н.Н .Заболоцкий
1
К.Г.Паустовский
4
А.Т.Твардовский
2+Д.С
В.М.Шукшин
2+ВН.ЧТ
Н.М.Рубцов
1
5
Из зарубежной литературы
В.Шекспир
2
М.Сервантес
2
П.Мериме
1
Итоги года
1
Итого:
68
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8А класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
Программа по литературе построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.
Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный
-проблемное изложение
-частично-поисковый
-исследовательский
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты, диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям.
В 8А классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение литературы в 8 классе отводится 68 уроков из расчета 2 часа в неделю. В том числе: классных сочинений – 4, домашних сочинений – 1. Программа для 8А класса рассчитана на 2 часа в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы за курс 8 класса ученик должен знать/понимать:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творческого пути классиков;
· изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
· воспринимать и анализировать художественный текст;
· определять род и жанр литературного произведения;
· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать свое отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
· участия в диалоге и дискуссии
· самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их художественной значимости
· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе в справочной литературе, периодике, на телевидении, в ЦОР.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс (68 часов)
Введение
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.
Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
Знать. Отличие литературы художественной от научной. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства
Уметьпересказывать научный текст; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Использовать в практической деятельности дляиспользование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
Устное народное творчество. Народные песни
Для чтения и изучения:
Исторические песни. Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца».
Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).
Знать. Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Использовать в практической деятельности длясовершенствования духовно-нравственных качеств личности.
Русская старина. Древнерусская литература
Жития. Житие Сергия Радонежского(фрагменты). Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»(фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.
. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе. .
Знать. Ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и древнерусской литературы, понимать роль русского слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности.
Русская литература XIX века
А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка».Историческая основа повести. Особенности композиции.
Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.
Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере.
Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.
Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Роль и характер эпиграфов.
Знать. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Теория литературы:образ-характер.
Уметьанализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимать роль русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Использовать в практической деятельности длявладения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, написание изложений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.
«Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). Чтение отрывка наизусть.
Для самостоятельного чтения: «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».
Знать/ понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.
Уметьанализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, находить изобразительно-выразительные средства языка.
Использовать в практической деятельности для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения, для выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.
Для чтения изучения:
«Ревизор». Жизненная основа комедии.
Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.
Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.
«Ревизор» в театре и кино
Знать. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.Пониматьавторскую позицию и свое отношение к ней.
Уметь характеризовать героев пьесы, сопоставлять героев, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.
Для самостоятельного чтения: «Женитьба».
И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность.
Сложность характера Аси.
Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
Поэтическая атмосфера повести.
Знать. Приемы психологической характеристики героев.
Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.Использовать в практическойдеятельности умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Для самостоятельного чтения: «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».
Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.
«После бала».Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.
Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Знать. Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.Пониматьавторскую позицию и свое отношение к ней.Уметь характеризовать героев художественного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка.Использовать в практической деятельности длясовершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.
Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».
В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.
Для чтения и изучения:
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.
«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
Для самостоятельного чтения: «Мгновение».
Русская литература XIX – начала ХХ века
М.Горький. Вера писателя в человека.
«Песня о Соколе».Символико-аллегорический смысл «Песни».
Знать. Теория литературы: конфликт в художественном произведении.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Использовать в практической деятельности длявладения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, совершенствования духовно-нравственных качеств личности.
Вн. чтение: «Маленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).
Литература ХХ века
Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.
Знать.Юмор. Языковые средства выразительности.
Уметьвыразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения.
Использовать в практической деятельности для письменного анализа стихотворения.
К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).
Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).
Знать. Теория литературы: юмор; роль воображения в художественном творчестве. Пониматьавторскую позицию и свое отношение к ней.
Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы.
Использовать в практической деятельности длявладения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.
Для самостоятельного чтения: «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» (по выбору).
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин»История создания и композиция поэмы.
Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь». Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины.
«Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора» Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.
Знать. Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе - понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Уметь характеризовать героев поэмы, сопоставлять героев нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка.
Использовать в практической деятельности длясовершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.
Для самостоятельного чтения: «Василий Теркин» (полный текст).
В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.. «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы (по выбору учащихся
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
Знать/ Пониматьавторскую позицию и свое отношение к ней.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы.Использовать в практической деятельности - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.
Из зарубежной литературы Литература эпохи Возрождения
В.Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви.
Знать. Теория литературы: трагедия. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; вести диалог
Использовать в практической деятельности для формирования эстетического вкуса.
Устное сочинение дискуссионного характера. «Сила чувства юных героев, их преданность друг другу».
М.Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
Повторение изученного. Рекомендация литературы на лето
П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенды. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь».
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. – М., «Просвещение», 2009
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.
Волков С.В.. Я иду на урок. Книга для учителя. Литература 8 класс. – М., «Первое сентября», 2009
Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М., «ВАКО», 2008
Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература 5-8 классы. Тесты. – М., «Дрофа», 2006
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: Рольф, 2008.
Н.В. Егорова Поурочные разработки 8 класс. - М.: Вако, 2007.
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: «Русское слово», 2007