kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 8 класса, 2013-2014 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по литературе для 8 "А" класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2006 год.    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе для 8 класса, 2013-2014 учебный год »

Дата проведения

п/п

урока

Тема урока

К.р., РР

06.09

. 1. Введение (1ч.)

Урок 1.



1

Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.


2. Устное народное творчество. Народные песни. (2ч.+1ч.)

07.09

2

1

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).


09.09

3

2

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…». Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».


14.09

4

3

Вн. чт. Народные песни и современность (К.Г. Паустовский «Колотый сахар», В.С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б.Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».).

Вн.чт

3. Русская старина (3 ч. + 1ч.)

16.09.

5

1

А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».


21.09

6

2

Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского (фрагменты).

Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.


23.09.

7

3

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.


28.09.

8

4

Вн. чт. «Повесть о Петре и Февронии».



4.Литература 19 века(42ч.)

30.09.

9

1

А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.


05.10.

10

2

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.


07.10.

11

3

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере


12.10.

12

4

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести.


14.10.

13

5

Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.



19.10.

14

6

Р/р. Подготовка к написанию классного сочинения №1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

К.С.

21.10.

15

7

Р/р. Написание классного сочинения №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»



26.10.

16

8

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Метель».


04.11.

17

1

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Лирика: «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание».


09.11.

18

2

Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».



11.11

19

3

«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).


16.11.

20

4

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.


18.11.

21

5

«Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). Особенности построения поэмы.(язык и композиция)


23.11

22

6

Конкурс чтецов стихотворений М.Ю.Лермонтова


25.11.

23

1

Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

«Ревизор». Жизненная основа комедии


30.11.

24

2

Конфликт и сюжет. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.



20.21.

25

3

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

Хлестаков и хлестаковщина.


07.12.

26

4

Общечеловеческое значение характеров в комедии.


09.12.

27

5

Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

Драматические произведения, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.


14.12.

28

6

Р/р. Подготовка к написанию классного сочинения №2 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


16.12.

29

7

Р/р. Написание классного сочинения №2 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Кл.соч.

21.12.

30

8

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Женитьба».

Вн.чт

23.12.

31

1

И.С.Тургенев. Особенности прозы писателя. «Ася».


28.12.

32

2

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.


13.01.

33

3

Драма рассказчика, обреченного на одиночество


18.01.

34

4

Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.



35

5

Классное сочинение

Кл.соч.

20.01.

36

6

Вн. чт. «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Вн.чт

25.01.

37

1

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. «После бала».


27.01.

38

2

Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.


01.02.

39

3

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.



03.02.

40

4

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.



08.02.

41

5

Р/р. Подготовка к домашнему сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

Д.Соч

10.02.

42

6

Вн.чт. Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат»

Вн.чт

15.02.

43

1

В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.


17.02.

44

2

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.


22.02.

45

3

М. Горький убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. «Песня о Соколе».


24.02.

46

4

Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.


01.03.

47

5

«Челкаш».Дух свободолюбия и черты характера героя.


03.03.

48

6

Смысл конфликта между Челкашем и Гаврилой


08.03.

49

7

Классное сочинение по творчеству Горького

Кл.соч.

10.03.

50

8

Вн.Чт. Романтические,самоотверженные герои М.Горького.»Макар Чудра»

Вн.чт

Литература XX века(12ч.)

15.03.

51

1

Н.Н. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Лирика: «Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.


17.03.

52

1

К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).


05.04.

53

2

Композиция рассказа (роль

«ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).


07.04.

54

3

Подготовка к домашнему сочинению

Дом.соч.

12.04.

55

1

А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. «Василий Теркин» (главы из поэмы). История создания и композиция поэмы.


14.04.

56

2

Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины.


19.04.

57

3

Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.


21.04.

58

4

Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы ВОВ и в наше время. Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.


26.04.

59

1

В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.


28.04.

60

2

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?


03.05.

61

3

Сочный народный язык рассказов»Чудик»,»Вояки»

Вн.чт

05.05.

62

1

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Патриотический характер лирики поэта.

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога».



7. Из зарубежной литературы (6ч.)

10.05.

63

1

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. О театре времен Шекспира. Загадка великого драматурга.


12.05.

64

2

«Ромео и Джульетта».Герои трагедии как символ вечной и верной любви.


17.05.

65

1

М.Сервантес. Сведения о жизни писателя. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа.


19.05.

66

2

Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.


24.05.

67

1

П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенды. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь».


26.05.

68

2

Итоги года. Список литературы для 9 кл.




Содержание тем учебного курса:

Наименование разделов

Всего часов


Введение

1

1

Исторические песни

1


Лирические песни

2

2

Древнерусская литература



Житие Сергея Радонежского

2


«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

2

3

Русская литература 19 – начала 20 века



А.С. Пушкин

5+КС+ВН.ЧТ


М.Ю. Лермонтов

6


Н.В. Гоголь

5+КС+ВН.ЧТ


И.С. Тургенев

4+КС+ВН.ЧТ


Л.Н. Толстой

4+Д.С+ВН.ЧТ


В.Г. Короленко

2


М.Горький

4+КС+ВН.ЧТ

4

Литература 20 века



Н.Н .Заболоцкий

1


К.Г.Паустовский

4


А.Т.Твардовский

2+Д.С


В.М.Шукшин

2+ВН.ЧТ


Н.М.Рубцов

1

5

Из зарубежной литературы



В.Шекспир

2


М.Сервантес

2


П.Мериме

1


Итоги года

1








Итого:

68



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 8А класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Программа по литературе построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный

-проблемное изложение

-частично-поисковый

-исследовательский

Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты, диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям.

В 8А классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение литературы в 8 классе отводится 68 уроков из расчета 2 часа в неделю. В том числе: классных сочинений – 4, домашних сочинений – 1. Программа для 8А класса рассчитана на 2 часа в неделю.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы за курс 8 класса ученик должен знать/понимать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творческого пути классиков;

· изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· определять род и жанр литературного произведения;

· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать свое отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

· участия в диалоге и дискуссии

· самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их художественной значимости

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе в справочной литературе, периодике, на телевидении, в ЦОР.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс (68 часов)

Введение

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Знать. Отличие литературы художественной от научной. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства

Уметь пересказывать научный текст; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Использовать в практической деятельности для использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Устное народное творчество. Народные песни

Для чтения и изучения:

Исторические песни. Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца».

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).

Знать. Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

Русская старина. Древнерусская литература

Жития. Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе. .

Знать. Ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и древнерусской литературы, понимать роль русского слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

Русская литература XIX века

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере.

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Роль и характер эпиграфов.

Знать. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Теория литературы: образ-характер.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимать роль русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, написание изложений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения: А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.

Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.

Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

«Мцыри». «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

«Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). Чтение отрывка наизусть.

Для самостоятельного чтения: «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Знать/ понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, находить изобразительно-выразительные средства языка.

Использовать в практической деятельности для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения, для выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения изучения:

«Ревизор». Жизненная основа комедии.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

«Ревизор» в театре и кино

Знать. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь характеризовать героев пьесы, сопоставлять героев, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

Для самостоятельного чтения: «Женитьба».

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность.

Сложность характера Аси.

Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Поэтическая атмосфера повести.

Знать. Приемы психологической характеристики героев.

Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Использовать в практической деятельности умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Для самостоятельного чтения: «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Знать. Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. Уметь характеризовать героев художественного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.

Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения: «Мгновение».

Русская литература XIX – начала ХХ века

М.Горький. Вера писателя в человека.

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. Урок 49. «Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Знать. Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

Вн. чтение: «Маленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).

Литература ХХ века

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.

Знать. Юмор. Языковые средства выразительности.

Уметь выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения.

Использовать в практической деятельности для письменного анализа стихотворения.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Знать. Теория литературы: юмор; роль воображения в художественном творчестве. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.

Для самостоятельного чтения: «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» (по выбору).

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин» История создания и композиция поэмы.

Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь». Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины.

«Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора» Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.

Знать. Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе - понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Уметь характеризовать героев поэмы, сопоставлять героев нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

Для самостоятельного чтения: «Василий Теркин» (полный текст).

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.. «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы (по выбору учащихся

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Знать/ Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы. Использовать в практической деятельности - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Из зарубежной литературы Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Знать. Теория литературы: трагедия. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; вести диалог

Использовать в практической деятельности для формирования эстетического вкуса.

Устное сочинение дискуссионного характера. «Сила чувства юных героев, их преданность друг другу».

М.Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Повторение изученного. Рекомендация литературы на лето

П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенды. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь».



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. – М., «Просвещение», 2009

  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литера­туре. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.

  4. Волков С.В.. Я иду на урок. Книга для учителя. Литература 8 класс. – М., «Первое сентября», 2009

  5. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М., «ВАКО», 2008

  6. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература 5-8 классы. Тесты. – М., «Дрофа», 2006

  7. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: Рольф, 2008.

  8. Н.В. Егорова Поурочные разработки 8 класс. - М.: Вако, 2007.

  9. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

  10. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: «Русское слово», 2007




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
рабочая программа по литературе для 8 класса, 2013-2014 учебный год

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по литературе для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172408"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070290"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства