Учитель Баранова Г. А.
Планирование составлено на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т. Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2012;
Учебник: Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2012. Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе
Предмет литература входит в образовательную область - филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, а также определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.
Обучающиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.
Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.
Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).
Используется учебник – хрестоматия «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-9 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
– основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;
должны уметь:
– назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;
– написать отзыв о литературном произведении и реферат небольшой критической статьи;
Дата | № урока | тема урока | Кол-во часов | тип урока | характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | виды контроля измерители | планируемые результаты освоения темы | домашнее задание |
| 1. | Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе | беседа, викторина | ответы на вопросы кроссворда | кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника. | составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры литературы», «Жанры фольклора» |
| 2. | Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость» и ее анализ | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста | составление плана былины | актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость» | вспомнить былины об Илье Муромце, подготовиться к викторине |
| 3. | Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | 1 | усвоение новых знаний | викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам, игра-импровизация, комментарии учителя | ответы на вопросы викторины | показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников | подумать, какие события школьной жизни могли бы стать предметом сатирической драмы |
| 4. | В/чтение. Детский фольклор | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания | устный ответ по теме урока | углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи | толкование одной пословицы (мини-сочинение), индивидуальное сообщение |
| 5. | Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста | ---- | дать определение жанра басни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста | по группам – инсценирование неизученных басен; всем – перечитать сборник басен Крылова |
| 6. | Р/речи. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова) | 1 | выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний | инсценирование, рецензия на выступление, комментарии учителя, викторина-игра | ответы на вопросы викторины | Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова | ответить на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь? |
| 7. | Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | сопоставление-анализ двух переводов | углубить представление о балладе как литературном жанре; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов | прочитать балладу «Перчатка» в переводе Лермонтова, сопоставить два перевода |
| 8. | Дж. Г.Байрон. Жизнь поэта- властителя дум и его творчество. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам | выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону | знакомство с личностью Байрона; введение русской поэзии в контекст мировой (Пушкин, Лермонтов) | найти стихотворения Пушкина и Лермонтова, посвященные Байрону |
| 9. | Романтический герой в лирике Байрона | 1 | усвоение новых знаний | заполнение таблицы примерами из стихотворений Байрона, беседа по вопросам, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос | знакомство с понятием «романтический герой» на примере стихотворений Байрона | выучить одно из стихотворений Байрона |
| 10 | Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение | блиц-опрос по биографии Пушкина | углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина |
| 11 | Р/речи. Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть. | 1 | выработка навыков и умений | Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение | чтение наизусть | Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении | прочитать повесть «Барышня-крестьянка» |
| 12 | Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение | развернутый ответ на вопрос | выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка» | вспомнить прочитанные летом «Повести Белкина» |
| 13 | В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения | 1 | закрепление новых понятий | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся | написание отзыва | показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», оценку критики и литературоведения | написать отзыв на одну из повестей Пушкина |
| 14 | История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста | письменная работа по плану характеристики героя | познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев | подготовить характеристику Владимира Дубровского |
| 15 | Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | усвоение новых знаний | составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке» | анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение к героям | пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова |
| 16 | Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа. Рубежная работа | 1 | усвоение новых знаний | пересказ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, анализ эпизода с кольцом, характеристика героев, выводы | Тест 15 мин. | углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа | подготовиться к сочинению в классе |
| 17-18 | Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | 2 | проверка и оценка знаний | темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» «Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?» | написание сочинения | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | выполнить итоговые задания на стр.98 |
| 19 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | анализ одного стихотворения | показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Смерть поэта» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста | выучить наизусть одно из стихотворений Лермонтова, определить его жанровую принадлежность |
| 20 | Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста | составление плана поэмы | показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова | пересказ эпизода «Бой с барсом» (можно выучить), подобрать материалы для характеристики Мцыри |
| 21 | Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа | развернутый ответ на вопрос | показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста | ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.140) |
| 22 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа | выразительное чтение сцен по ролям | углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения | по группам – характеристики действующих лиц, подготовить выразительное чтение сцен по ролям |
| 23-24 | Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 2 | усвоение новых знаний | комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа | характеристика персонажей | совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников | стр. 231, №№7-10 ответить на вопросы |
| 25 | Анализ отдельных сцен | 1 | выработка навыков и умений | элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов | письменная работа | совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения | индивидуальные сообщения: «Двойники в комедии», «Роль авторских ремарок в комедии» и др. |
| 26 | Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | выработка навыков и умений | сообщения учащихся, инсценирование и чтение по ролям, викторина | выразительное чтение по ролям | развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников | прочитать статью учебника «Тургенев и его «стихотворения в прозе» |
| 27-28 | И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра | 2 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, чтение и анализ тексов | анализ одного стихотворения | показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения | срт.234-237 (ответы на вопросы и выполнение заданий) |
| 29-30 | Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения Рубежная работа | 2 | усвоение новых знаний | составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения, чтение и анализ текста | чтение наизусть, ответы на вопросы тест 15 мин. | расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя | выучить фрагмент стихотворения |
| 31 | Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа | блиц-опрос по содержанию сказа | кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования | подготовить характеристики героев сказа |
| 32 | Характеристика героев сказа «Левша» | 1 | усвоение новых знаний | выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя | устный ответ – характеристика Левши | совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения | прочитать «Человека на часах» |
| 33 | В/чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах» | 1 | закрепление новых понятий, знаний | рассказ учителя, чтение и анализ текста | сочинение-размышление | заинтересовать учащихся творчеством Лескова | сочинение-размышление |
| 34-35 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 2 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, чтение и анализ текста, словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола | составление цитатного плана | кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов | составить цитатный план повести, вопросы №№6,8 стр.273; к изученным терминам подобрать примеры из сказки «Дикий помещик» |
| 36 | М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 | усвоение новых знаний | сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста | терминологический диктант | заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена | выразительное чтение диалогов (по ролям) и монологов рассказа |
| 37 | А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы. | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | беседа по вопросам, чтение и анализ текста | сочинение-миниатюра «Мой Чехов» | углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия» | сочинение-миниатюра «Мой Чехов» |
| 38 | Э. По – родоначальник детективного жанра. | 1 | усвоение новых знаний | слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия. | развернутый ответ на вопрос«Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком». | познакомить ребят с основными фактами биографии и творчества Эдгара Аллана По; научить ребят элементам анализа произведения | Прочитайте любую новеллу Э. По. Попытайтесь ответить на вопрос: «Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком». |
| 39 | А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе | 1 | усвоение новых знаний | путешествие по местам литературного героя, сообщения, «исследование» дела о бриллиантовом полумесяце, слово учителя, работа по группам | защита мультимедийной презентации, посвященной одному рассказу К.Дойла | познакомить ребят с известными фактами биографии писателя; пройтись по местам литературного героя – Шерлока Холмса; попробовать разобраться в вопросе, кто же был прототипом героя произведений писателя. | подготовить м/м презентацию рассказа о Шерлоке Холмсе |
| 40 | Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки» | 1 | усвоение новых знаний | работа с терминами «портрет», «образ» сообщение «холмсоведа» | беседа на понимание | заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла | Изучить дело о «бриллиантовом полумесяце» и подготовиться к написанию своего детектива. |
| 41 | Р/речи. Написание детективного рассказа | 1 | выработка навыков и умений | обсуждение черновых работ, редактирование, письменная работа | написание детективного рассказа | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей и умение мыслить логически | дописать рассказ |
| 42 | Жанры эроса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | выразительное чтение стихотворения | показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века | наизусть понравившееся стихотворение (1 ряд) |
| 43 | Жанры лирики Бальмонта | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | выразительное чтение стихотворения | продолжить знакомство с лирикой Серебряного века (творчество К.Бальмонта), совершенствовать навыки анализа поэтического текста | наизусть понравившееся стихотворение (2 ряд) |
| 44 | Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина | 1 | усвоение новых знаний | сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | выразительное чтение стихотворения | показать богатство творческих поисков Серебряного века (лирика И.Северянина), совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста | наизусть понравившееся стихотворение (3 ряд) |
| 45 | Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…» | 1 | усвоение новых знаний выработка навыков и умений | выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного | сопоставление переводов (письменная работа) | показать особенности разных переводов одного стихотворения, выявить идею стихотворения Киплинга | индивидуальные задания по теме «Сонет» |
| 46 | Р/речи. Из истории сонета | 1 | усвоение новых знаний | лекция, сообщения учащихся | конспект, устные сообщения | дать понятие об особенностях жанра сонета, познакомить с развитием жанра, показать взаимодействие западноевропейской и русской литератур | выучить понравившийся сонет |
| 47 | М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями | написание эссе | познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями | эссе «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца?» |
| 48 | М.Горький. «Старый год» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение по ролям. Беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста | стр. 351, № 8 (письменно) |
| 49 | В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями | выразительное чтение наизусть | начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме | стр. 356, №№1,3 |
| 50 | М.Булгаков «Ревизор с вышибанием» | 1 | усвоение новых знаний | чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя | ------- | познакомить с ранним произведением Булгакова; определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя | прочитать статью «К.Паустовский» |
| 51 | К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа» Рубежная работа | 1 | усвоение новых знаний | комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам | Тест 15 мин. | показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству | стр. 371-372, прочитать, ответить на вопросы |
| 52 | Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений | 1 | выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний | работа со схемой рецензии, пояснения учителя, беседа, самостоятельная письменная работа | написание рецензии | закрепить понятие о жанрах и их подвижности; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии | закончить рецензию |
| 53-54 | М.Шолохов «Они сражались за Родину» | 2 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение кинофильма | презентация произведения о Великой Отечественной войне | познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны | на основе собранных воспоминаний фронтовиков написать рассказ (отрывок) |
| 55-56 | Жанры лирики А.Т.Твардовского | 2 | усвоение новых знаний проверка и оценка знаний | выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста | анализ одного стихотворения Твардовского | знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского | разбор одного из стихотворений Твардовского |
| 57-58 | «Уроки французского» В.Г.Распутина | 2 | усвоение новых знаний проверка и оценка знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | познакомить с главными темами творчества Распутина, раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память» | прочитать эссе Паустовского, ответить на вопрос «Что такое эссе?» |
| 59 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа, работа с планом, словарная работа | размышление «Зачем нам нужны животные?» | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем | написать размышление «Зачем нам нужны животные?» |
| 60 | А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарий учителя | ----- | познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей, продолжить работу над анализом текста | прочитать статью о Шекли и его «Запах мысли» |
| 61 | Р.Шекли «Запах мысли» | 1 | усвоение новых знаний | беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение, просмотр отрывка | ответы на вопросы учителя | углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли | стр.463, ответить на вопросы |
| 62-63 | В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери | 2 | усвоение новых знаний | вступительное слово учителя, сообщение ученика, работа в группах, сочинение-миниатюра, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, работа с терминами. | защита м/м презентации, посвященной творчеству Р.Бредбери | познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему – как фантастика о будущем помогает жить в настоящем. | подготовить мультимедийную презентацию по творчеству Р.Бредбери |
| 64 | В/чтение. Г.Уэллс «Война миров» | 1 | выработка навыков и умений, | беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение | ответы на вопросы учителя | углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику произведений Г.Уэллса | _______ |
| 65 | Из истории пародии. Годовая контрольная работа | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, выразительное чтение, сопоставительный анализ оригинала и его пародии | сопоставление оригинала и пародии тест 25 мин. | дать представление о жанре пародии и его истории, развивать навыки анализа текста, творческие способности учеников | попробовать свои силы в жанре пародии |
| 66-67 | Японские трехстишия (хокку) | 2 | усвоение новых знаний выработка навыков и умений, | рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с ИЗО, словарная работа, элементы анализа текста | написание хокку о природе | познакомить учеников с образцами японской лирической поэзии, показать ее особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения | попытаться написать свои хокку |
| 68 | Подведем итоги | 1 | повторение и обобщение изученного в 7 классе | беседа, запись книг для летнего чтения | защита читательских дневников | систематизировать знания, полученные в течение года | список для летнего чтения |