В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.
О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.
«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».
«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).
Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).
Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.
«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».
«Мститель». Рассказ как жанр литературы.
№ п/п | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
| Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Введение (1ч.+1ч.) | |
1 | Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. | Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека. | Литература, художественные приемы. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета. | Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. |
2 | Вн. чт. В мире книг. | Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека. | Литература, художественные приемы. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Фонды книг и правила библиотеки; вспомнить любимые произведения. | Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, пересказывать. |
| I. Мифы (8ч. +1) |
3 | Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. | Познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды | Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Понятия мифа и мифологии, влияние мифов на культуру человека. Сборники по мифологии. | Находить отличительные черты мифов в литературе. |
4-5 | Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи». | Познакомить с особенностями древнеегипетской мифологии, дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды | Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Особенности мифа и фольклора, мифы разных народов. | Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом. |
6 | Мифы Древней Греции (2). О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». | Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды | Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Отличие и сходство мифов и сказок. | Выделять отличительные черты мифа и сказки. |
7-8 | Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы. | Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды мифология | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | Сведения о жизни Гомера. Герои мифов в поэме «Одиссея», особенности стихотворной речи произведения. | Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения. Комментированное чтение отрывка их поэмы «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). |
9-10 | Мифы древних славян Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа | Познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды мифология | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян. | Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа. |
11 | Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». | Дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | Отличительные особенности легенды и мифа. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание. | Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды. |
| II. Устное народное творчество (8 ч. + 1ч. + 1ч.) |
12-13 | Народные сказки Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | Виды народных сказок | фольклор, его жанры | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. Отличие сказки от мифа. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа. |
14 | «Белая уточка», «Кот и лиса». | Виды народных сказок. Сказки о животных. | фольклор, его жанры | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. |
15-16 | Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка). | Виды народных сказок | виды сказок | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды | Своеобразие сказок народов мира. Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок народов мира. | Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок. |
17 | Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) | Виды народных сказок | виды сказок | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Особенности жанра сказки. | Создавать сказку, учитывая особенности жанра. |
18 | Легенды и предания. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | Обучение устному пересказу. | сюжет, гипербола, исполнители | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, уметь отличать легенды и предания. | Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Содержание и особенности произведений «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений. |
19 | Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | Обучение устному пересказу. | пословицы и поговорки, афоризмы. | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок. | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. |
20 | Народный кукольный театр Сатира в кукольной комедии. «Петрушка Уксусов». | Обучение устному пересказу. | пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Понятие народного кукольного театра и история его создания, герои народного кукольного театра. Понятие сатиры. Народная пьеса «Петрушка Уксусов». | Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения. |
21 | Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества. | Обучение устному пересказу. | пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Жанровое своеобразие произведений устного народного творчества помогают сказителям воспроизвести содержание. | Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы. |
| III. Сказочные события и герои в литературе (18ч. + 1ч. + 1ч.) |
22 | Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | Поэма, сюжет, завязка | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. | Находить отличительные особенности литературных сказок. |
23-24 | А.С.Пушкин (2). Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | Поэма, сюжет, завязка | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” | Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки. | Находить сказочные образы и мотивы в произведении. |
25 | Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. | Поэма, сюжет, завязка | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила | Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы. | Отбирать материал для характеристики героев. |
26-27 | Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева». | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. |
28 | Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. |
29 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!” | Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям. | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. |
30 | Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Особенности литературной сказки и ее отличия от народной. Содержание сказки и особенности творчества Андерсена. Алгоритм работы над сочинением-рассуждением в соответствии с темой. | Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. |
31-32 | Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий). | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Сведения о жизни писателя Е.Л. Шварца. «Золушка» (киносценарий). | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. |
33-34 | Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. |
35 | Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. | Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок. |
36-37 | П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства) | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу. | работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к сказу. |
38-39 | Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок». | Знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | Особенности сказа как литературного жанра. Содержание литературного произведения «Каменный цветок». | Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев. |
40 | Герой сказа Бажова – труженик и художник. | Знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | Особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
41 | Вн.ч. В мире литературных сказок. | Развитие творческих способностей учащихся. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | Отличительные особенности литературной сказки, композиционная структура и сюжетная линия литературной сказки. | Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отношение к героям, анализировать поступки героев. |
| IV.Басни (8ч. +1ч.+1ч.) |
42 | Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | классика, поэзия | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали, уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. | Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения. | К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. |
43-44 | И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». | Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк и ягнёнок». | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Сведения о жизни баснописца. Содержание и композиция басни «Волк и Ягненок». | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. |
45-46 | «Волк на псарне», «Квартет». | Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл. | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. |
47-48 | «Демьянова уха», «Кукушка и Петух». | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Содержание и композиция басен. История создания басен. | Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню. |
49 | Р.р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по басням И.А. Крылова. | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения. | На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения. |
50-51 | Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена. | Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. |
| V. Человек перед лицом жизненных испытаний (28ч. + 2ч.) |
52 | М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер | стихи и проза | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. |
53-54 | «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер | стихи и проза | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | История создания стихотворения, героическая направленность, отношение автора к родине. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. |
55-56 | Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер | Тема, идея | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности. | Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения. |
57-58 | А. В. Кольцов (2). Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. | Познакомить учащихся с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь» | ямб, хорей | Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне. | Сведения о жизни поэта. Читать стихотворение «Косарь». Понимать идею произведения. Близость стихотворения к народной песне. | Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней. |
59 | Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. | Познакомить учащихся с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь» | ямб, хорей | Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне. | Алгоритм анализа стихотворения, авторское отношение. | Анализировать стихотворение в соответствии с планом. |
60 | И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа. | Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом. | поверье, быличка. | Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Содержание рассказа «Муму». История его создания. | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. |
61 | Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства. | Ввести в мир тургеневского рассказа Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. | пейзаж, интерьер | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. |
62 | Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. | Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое | пейзаж, интерьер | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. |
63-64 | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | Провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению. | пейзаж, интерьер | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. |
65 | Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Написание сочинения. | пейзаж, интерьер, поверье, быличка. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя. | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами |
66-67 | Л. Н. Толстой Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. | Дать общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра. | Основные факты жизни и творческого пути Л.Н. Толстого; историю создания произведения. | Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. |
68-69 | Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). | Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев Формирование умения грамотной письменной речи. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев. | Особенности композиции рассказа, позиция автора в рассказе, содержание рассказа, понимать жизненную позицию главного героя. | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью. |
70 | Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев Формирование умения грамотной письменной речи. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Авторская позиция и способы ее выражения. | Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания. |
71 | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения | Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев Формирование умения грамотной письменной речи. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Сюжет и герои художественного произведения. | Анализировать прозаический текст, развивать умение давать устный и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки. |
72-73 | В.М.Гаршин Сведения о жизни писателя. «Сигнал». | Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания рассказа, его содержание. | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. |
74 | Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. | Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Особенности композиции и проблематики произведения. | Отвечать на проблемный вопрос. Делать творческие проекты. |
75-76 | А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель». | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. |
77-78 | Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства. | Характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. |
78-79 | Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Содержание и проблематику изученного произведения. | Сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики. |
80 | Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель». | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Содержание и проблематику изученного произведения. | Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
| VI. Поэзия природы (11 ч. + 1ч.) |
81-82 | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | эпос, лирика, драма | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. |
83 | А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. |
84-85 | Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. | Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. |
86 | Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворённость природы, единство в ней человека. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. |
87-88 | К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». | Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке. Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах. Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма | Сведения и жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев. | Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев. |
89 | «Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. | Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке. Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Особенности композиции и проблематики произведения. | |
90-91 | Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. | Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке. Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Образную природу словесного искусства. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. |
92 | Вн. чт. Е. И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась». | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Содержание рассказов. | Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению. |
| VII. «Идет война народная, священная война!...» (5 ч. + 1ч.) |
93-94 | К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. | Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти. | Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. |
95-96 | О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. | Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, образную природу словесного искусства. | Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей. |
97 | Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка». | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. |
| VIII. Рассказы о твоих сверстниках (5ч. +1ч.) |
98-99 | Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. |
100-101 | В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Анализировать художественный текст, давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, своё отношение к прочитанному произведению, находить свойства и различия между автором и его героем. |
102 | Вн. чт. Рекомендации на летнее чтение. | | | | | |
103-105 | Резервные часы | | | | | |