Директор __________ Коба Н.А.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Коровиной В.Я. – М: «Просвещение», 2013г.
Председатель МО ___________ Хафизова Р.И.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Г. Р. Державин. «Лебедь».
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.
2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002
6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Использование учебно-лабораторного оборудования |
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | Формирование стартовой мотивации к обучению. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час) |
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. | Документ-камера |
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Ноутбук, проектор, экран |
4 | Загадки | Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок | Обобщение и систематизация знаний. | Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга.
| Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | Ноутбук, проектор, экран |
5 | Контрольная работа №1 по теме УНТ | Письменное сочинение-рассуждение | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
6 7 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Интерактивная доска |
8 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 час) |
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Документ-камера |
10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | Роль власти и народа в достижении общественного блага. | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Ноутбук, проектор, экран |
11 | Контрольная работа №2 по теме «Басни» | Тестирование + творческое задание | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
А. С. ПУШКИН (18 ЧАС) |
12 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. | Документ-камера |
13 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Документ-камера |
14 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | Документ-камера |
15 | Лирика Пушкина | Урок-рефлексия. Обучение анализу одного стихотворения. | Коррекция знаний и способов действий. | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Интерактивная доска |
16 | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Уважение личности и ее достоинства. | Документ-камера |
17 | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | Документ-камера |
18 | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | Контрольное списывание | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
19 | Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. | Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют и формулируют познавательную цель
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Уважение ценностей семьи. | |
20 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Документ-камера |
21 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Документ-камера |
22 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | Образы крестьян в повести. | Коррекция знаний и способов действий. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | Документ-камера |
23 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Оптимизм в восприятии мира. | Документ-камера |
24 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Образ Владимира Дубровского. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Документ-камера |
25 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание
| Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Документ-камера |
26 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | Образ повествователя и автора. | Коррекция знаний и способов действий. | Строят логические цепи рассуждений. | Оценивают достигнутый результат. | Обмениваются знаниями между членами группы . | Позитивная моральная самооценка. | Документ-камера |
27 | Обобщение по теме «Дубровский». | Понятие «открытый финал» | Обобщение и систематизация знаний. | Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. | Осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Ноутбук, проектор, экран |
28 | Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
29 | Анализ к\р, работа над ошибками | Проводят анализ способов решения | Обобщение и систематизация знаний. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | |
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 час) |
30 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | Интерактивная доска |
31 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | Документ-камера |
32 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Документ-камера |
33 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | Художественный анализ стихотворения | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час) |
34 | Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | Интерактивная доска |
35 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | Документ-камера |
36 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | Портреты героев как средство изображения их характеров. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи. | Документ-камера |
37 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Коррекция знаний и способов действий. | Строят логические цепи рассуждений. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе. | Документ-камера |
38 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | Обобщение и систематизация изученного. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | |
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час) |
39 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | Интерактивная доска |
40 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | Документ-камера |
41 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | Документ-камера |
А.А.ФЕТ (2 час) |
42 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы...». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | Интерактивная доска |
43 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | Урок рефлексии | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | Документ-камера |
Н.А. НЕКРАСОВ (6 час) |
44 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Доброжелательное отношение к окружающим. | Интерактивная доска |
45 | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет и композиция стихотворения. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Уважение русского народа как творца и созидателя. | Ноутбук, проектор, экран |
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Особенности поэтических интонаций. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Оптимизм в восприятии мира. | Ноутбук |
47 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Позитивная моральная самооценка. | Ноутбук, проектор, экран |
48 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Сочетание реальности и фантастики в произведении. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Выделяют и формулируют проблему. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Ноутбук, проектор, экран |
49 | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века. | Тестирование + творческое задание | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
Н.С. ЛЕСКОВ (6 час) |
50 | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Интерактивная доска |
51 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Любовь к Родине. | Документ-камера |
52 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | Лексическая работа с текстом. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Чувство гордости за свою страну. | Документ-камера |
53 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | Составление толкового словаря. Проект. | Коррекция знаний и способов действий. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | Чувство гордости за свою страну. | Документ-камера |
54 | Сказовая форма повествования. | Обобщение и систематизация изученного. | Представление результатов самостоятельной работы. | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Ноутбук, проектор, экран |
55 | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | Сочинение – рассуждение | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
А.П.ЧЕХОВ (3 час) |
56 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | Рассказ о писателе на основе презентации | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. , регулируют весь | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Интерактивная доска |
57 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | Речь героев и художественная деталь как источник юмора | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Любовь к Родине. | Документ-камера |
58 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | Роль художественной детали. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Гражданский патриотизм. | Документ-камера |
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час) |
59 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе | Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание. | Интерактивная доска |
60 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | Особенности пейзажной лирики Баратынского | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Экологическое сознание. | Ноутбук, проектор, экран |
61 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | Анализ стихотворения. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выполняют операции со знаками и символами. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Любовь к родной природе. | Ноутбук, проектор, экран |
62 | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века | Художественный анализ стихотворения. | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
63 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | Реальная основа и содержание рассказа. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Анализируют условия и требования задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Документ-камера |
64 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют внимание к личности другого. | Уважение ценностей семьи. | Документ-камера |
65 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | Знакомство с творчеством писателя. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Стремление устанавливать доверительные отношения. | Оптимизм в восприятии мира. | Интерактивная доска |
66 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | Прекрасное вокруг нас. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Оптимизм в восприятии мира. | Интерактивная доска |
67 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Документ-камера |
68 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | ТЛ: понятие феерии | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выражают структуру задачи разными средствами. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Документ-камера |
69 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | Обобщение и систематизация изученного | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Доброжелательное отношение к окружающим. | Документ-камера |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час) |
70 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | Солдатские будни в стихотворениях о войне. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Интерактивная доска |
71 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей семьи. | |
В.П. АСТАФЬЕВ (2 час) |
72 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | . Нравственные проблемы рассказа | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну. | Интерактивная доска |
73 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | Самобытность героев рассказа | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. | Ноутбук, проектор, экран |
74 | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | Письменный ответ на вопрос. | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
В. Г. РАСПУТИН (3 час) |
75 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Интерактивная доска |
76 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Нравственная проблематика повести. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выделяют и формулируют проблему. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Ноутбук |
77 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | Обобщение и систематизация изученного. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательность действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. | Ноутбук, проектор, экран |
78 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | Нравственная суть взаимоотношения Митраши и Насти | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | Основы социально-критического мышления. | Документ-камера |
79 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» . Особенности композиции и смысл названия сказки. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Документ-камера |
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час) |
80 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Интерактивная доска |
81 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Ноутбук, проектор, экран |
82 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Ноутбук, проектор, экран |
83 | Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. | Художественный анализ стихотворения. | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | PROCLass |
84 | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | Слово о писателе. Чтение и анализ произведений. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Ноутбук, проектор, экран |
85 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Ноутбук, проектор, экран |
86 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | Влияние учителя на формирование детского характера | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Ноутбук, проектор, экран |
87 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Приемы юмористического изображения в прозаическом тексте. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Ноутбук, проектор, экран |
88 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Характеристика образа. Обобщение и систематизация изученного. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм. | Ноутбук, проектор, экран |
89 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | Чтение и анализ произведений | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | Любовь к малой Родине, родной природе. | Документ-камера |
90 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Экологическое сознание. | Документ-камера |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час) | |
91 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Интерактивная доска |
92 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | Фантастика и реальность в мифе. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Интерактивная доска |
93 | Геродот. «Легенда об Арионе». | Слово о писателе и историке. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Документ-камера |
94 | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | Сопоставительный анализ. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Ноутбук, проектор, экран |
95 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Строят логические цепи рассуждений. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | Документ-камера |
96 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Документ-камера |
97 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | Документ-камера |
98 99 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | Представление результатов самостоятельной работы. | Выделяют и формулируют проблему. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Документ-камера |
100 101 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | Документ-камера |
102 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | | Обобщение и систематизация знаний. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. | PROCLass |