Рабочая программа по литературе (6 класс на 2015-2016 учебный год)
Рабочая программа по литературе (6 класс на 2015-2016 учебный год)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическое планирование; оценочные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (6 класс на 2015-2016 учебный год)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 КЛАСС
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В рабочей программе указывается распределение учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическое планирование; оценочные материалы; условия реализации обязательного минимума содержания образования.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу.Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место предмета в учебном плане МОАУ «Гимназия №1»
Учебный план МОАУ «Гимназия №1» отводит в 6 классе 70 часов (2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе основного общего образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
70 часов
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства.
Русский фольклор (2часа)
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
.
Древнерусская литература (3 часа)
Связь литературы с фольклором.
"Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).
Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.
литература XIX века (33 часа)
Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.
И.А. Крылов (2 час)
Слово о писателе.
Басни: «Осёл и Соловей», «Листы и корни». Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
А.С. Пушкин (8 часов)
Слово о поэте.
Стихотворения: «И.И. Пущину», «Зимнее утро»
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.
Роман «Дубровский»
Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.
Повесть «Выстрел».
Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.
М.Ю. Лермонтов (4 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Листок», «Утес», «На севере диком…»
Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
Н.В. Гоголь (4 час)
Слово о писателе.
Повесть "Ночь перед Рождеством
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
А.В. Кольцов (1 час)
Стихотворение «Песня пахаря»
Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.
Ф.И. Тютчев (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».
Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.
А.А. Фет (2 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».
Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.
Н.А. Некрасов (4 часа)
Слово о поэте.
Стихотворение «Железная дорога».
Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.
Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы).
Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
Н.С. Лесков (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
А.П. Чехов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Толстый и тонкий».
Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.
Жанр новеллы в зарубежной литературе П. Мериме (2 час)
Новелла «Маттео Фальконе»
Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.
Тема детства в зарубежной литературе
М. Твен (3 час)
Слово о писателе.
Повесть "Приключения Гекльберри Финна".
Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.
литература ХХ века (20 часов) Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.
Д. Лондон (3 час).
Слово о писателе.
Повесть «Любовь к жизни»
Мир человека и мир природы в повести Лондона.
А.П. Платонов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ "В прекрасном и яростном мире"
Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.
А.С. Грин (2 час)
Слово о писателе.
Повесть "Алые паруса"
Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.
М.М. Пришвин (4 час)
Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца»
Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
Н.М. Рубцов (2 час)
Стихотворения:"Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).
Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова.
В. Г. Распутин (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.
В.П. Астафьев (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Конь с розовой гривой»
О. Генри (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения).
Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс
5
6
7
8
9
10
11
Количество страниц
1 - 1,5
1,5 - 2
2 - 2,5
2,5 - 3
3 - 4
4 - 5
5 – 7
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание;
низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Произведения для заучивания наизусть:
И.А. Крылов. Листы и корни. Осёл и Соловей (на выбор).
А.С.Пушкин. И.И.Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Листок. Утес. На севере диком…. Три пальмы (на выбор)
Н.А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор)
Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».
Н.М. Рубцов. "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (на выбор)
Календарно-тематическое планирование
Литература. 6 класс
№ урока
Тема урока
Содержание образования по стандарту
Содержание образования по примерной программе
Повторение
Дата
Примечание
1
Литература как искусство слова
Литература как искусство слова
Литература как искусство слова
2
Русский фольклор. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен.
Русский фольклор
Русский фольклор. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен.
Малые жанры фольклора
3
Исторические песни как особый эпический жанр
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
Исторические песни как особый эпический жанр
4
Древнерусская литература. Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
5
Повесть как исторический и литературный памятник Древней Руси.
Повесть как исторический и литературный памятник Древней Руси.
Жанры древнерусской литературы
6
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и святости в повести.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и святости в повести.
7
И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
И.А.Крылов «Осёл и Соловей», «Листы и корни».
И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Аллегория
8
И.А.Крылов. Басня «Листы и корни».
А.С.Пушкин «И.И.Пущину»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Дубровский»
И.А.Крылов. Басня «Листы и корни».
9
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»
Средства художественной выразительности
10
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении
Стихотворные размеры
11
А.С.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести.
А.С.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести.
Сюжетная линия
12
Образ Владимира Дубровского. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
Образ Владимира Дубровского. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
Характеристика героя
13
Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
14
Нравственная проблематика повести «Дубровский». Тема «отцов» и «детей».
Нравственная проблематика повести «Дубровский». Тема «отцов» и «детей».
15
Р.Р. Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
16
А.С.Пушкин «Выстрел». Своеобразие главного героя повести.
А.С.Пушкин «Выстрел».
А.С.Пушкин «Выстрел». Своеобразие главного героя повести.
17
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
18
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.
М.Ю. Лермонтов «Тучи».
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.
19
Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
М.Ю.Лермонтов
«Три пальмы».
Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Жанр баллады
20
Антитеза как основной компонент стихотворений М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Обучение анализу стихотворения.
М.Ю. Лермонтов
«Листок», «Утес»,
«На севере диком…»
Антитеза как основной компонент стихотворений М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…».
Поэма Н.А.Некрасова «Мороз Красный Нос». Фольклорные традиции в поэме.
Н.А.Некрасов
«Мороз Красный Нос».
Поэма Н.А.Некрасова «Мороз Красный Нос». Фольклорные традиции в поэме.
33
Образ русской женщины в поэме Н.А.Некрасова «Мороз Красный Нос».
Образ русской женщины в поэме Н.А.Некрасова «Мороз Красный Нос».
34
Проверочная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова
Проверочная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова
35
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Образ повествователя и стилистические особенности произведения.
Н.С.Лесков «Левша».
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Образ повествователя и стилистические особенности произведения.
Сказка
36
Проблема народа и власти в сказе Н.С.Лескова «Левша».
Проблема народа и власти в сказе Н.С.Лескова «Левша».
37
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение трусости и лицемерия в рассказе.
Рассказы А.П. Чехова
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение трусости и лицемерия в рассказе.
Юмор
Художественная деталь
38
Вн. Чт. Рассказы А.П. Чехова («Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.)
39
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни в рассказе.
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни в рассказе.
40
Приёмы раскрытия характеров в рассказе А.С.Платонова «В прекрасном и яростном мире»
А.Грин«Алые паруса».
Приёмы раскрытия характеров в рассказе А.С.Платонова «В прекрасном и яростном мире»
41
А.Грин. Слово о писателе. Торжество мира романтической мечты в повести «Алые паруса».
А.Грин. Слово о писателе. Торжество мира романтической мечты в повести «Алые паруса».
42
Душевная чистота главных героев повести А.Грина «Алые паруса».
Душевная чистота главных героев повести А.Грина «Алые паруса».
43
М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца».
М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.
44
Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
45
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца».
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца».
46
Р.Р. Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
47
Н.М. Рубцов. Тема Родины в творчестве поэта (Стихотворение «В горнице»)
Н.М. Рубцов(Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»)
Н.М. Рубцов. Тема Родины в творчестве поэта (Стихотворение «В горнице»)
48
Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова (Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние»)
Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова (Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние»)
49
В.Г.Распутин. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского»
В.Г.Распутин «Уроки французского»
В.Г.Распутин. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского»
50
Герой рассказа «Уроки французского» и его сверстники. Изображение трудностей военного времени.
Герой рассказа «Уроки французского» и его сверстники. Изображение трудностей военного времени.
51
Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни героя рассказа «Уроки французского»
Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни героя рассказа «Уроки французского»
52
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».
53
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой»
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой»
54
Р.Р. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В.П.Астафьева и В.Г. Распутина.
55
Вн.чт. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе.
56
Вн. Чт. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,,,». Д. Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне
57
Вн. Чт. А.А. Лиханов «Последние холода»
58
Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века.
59
Вн.чт. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» и др. Отличие мифа от сказки.