Согласовано». «Согласовано». «Утверждаю».
_____________/Ковругина О.Н./ по УВР МОУ Лицея №8 г. Будённовска
Протокол №_____от г. Будённовска __________/Герман М.А. «___» ___________ 2012 г. ____________/Бессонова И.В./ Приказ №_____от
«_____» __________ 2013 г. «___» ____________ 2013 г.
«____»__________2013 г.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089
от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).
из них 70 уроков на изучение программного материала (в том числе: внеклассное чтение - 9 ч., развитие речи - 10ч.) и 35 уроков – на изучение регионального компонента.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
№ п/п | Дата | ТЕМА РАЗДЕЛА, УРОКА | ЧАСОВ | Основные термины и понятия | Материалы и оборудование | Тип урока, формы контроля | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | | | Введение. Писатели о роли книг в жизни человека и общества. | 1 | Структура учебника | Таблица | Вводный уок, слово учителя | Стр. 3-4, отв. на вопр. |
2 | | | Мифы и мифология. Славянские мифы о сотворении Земли. Р/К. Народные мифы, легенды, поверья, собранные на территории Ставропольского края. «Каменное кольцо» | 1 | Мифы, легенды, поверья | Презентация | Сообщение, беседа, игра,чтение статьи учебника. Контрольные вопросы. | Стр.8-9 Пересказ мифов, ответы на вопросы |
3 | | | Устное народное творчество. Что такое фольклор. Фольклорные жанры. Р/К. Старинные казачьи поверья. | 1 | Фольклор, жанр, поверья | Таблица | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Стр.11-12 |
4 | | | Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Русские народные сказки. Р/К. Сказки народов Северного Кавказа. | 1 | Волшебные, бытовые сказки, сказки о животных | | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Стр.12-15 |
5 | | | Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. | 1 | Сюжет | Иллюстрации | Беседа, работа по тексту | Пересказ эпизодов |
6 | | | Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. | 1 | Характеристика, образ | Иллюстрации | Беседа, работа по тексту | Ответы на вопросы стр.29-30 |
7 | | | Герои сказки « Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа. Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания. | 1 | Волшебная сказка, образ | Аудиозапись фрагмента сказки | Беседа, чтение, пересказ | Художественный пересказ эпизодов |
8 | | | Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». Р/К. Сказки писателей Ставрополья. | 1 | Волшебная сказка | Иллюстрации | Беседа, чтение, пересказ | Стр.41-42, ответы на вопр. |
9 | | | Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя. «Иван - крестьянский сын - защитник родной земли». | 1 | Характеристика героя | Иллюстрации | Составление характеристики | Письм. отв. на вопр. |
10 | | | Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках. Р/К. Черный К.Г. «Путешествие в страну запрещенных улыбок» | 1 | Жанры сказок | Презентация | Беседа , отв. на вопр. | Стр. 43, отв. на вопр. |
11 | | | Древнерусская литература . Общее представление о древнерусской литературе. (Обзор). | 1 | Летописи, памятники древнерус.лит. | | Слово учителя, чтение, беседа | Стр.45-48 пересказ, отв.на вопр. |
12 | | | Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Летописи | Иллюстрации | Слово учителя, чтение, беседа, тестирование | Отв. на вопр. |
13 | | | Из литературы 18 века. Научные истины в поэтической форме в стихотворении . М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». | 1 | Биография поэта, стихотворение | Портрет | Слово учите-ля, чтение и обсуждение стихотворения | Отв. на вопросы по стихотв. |
14 | | | Из литературы 19 века. Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Р/Р. Выразительное чтение басни по ролям. | 1 | Басня, мораль, аллегория, олицетворение | Иллястрации | Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику | «Свинья под дубом». Наизусть |
15 | | | Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Чтение и анализ басен. | 1 | Басня, аллегория | Презентация | Беседа, работа по учебнику | Анализ басни по вопросам |
16 | | | Жанр басни в мировой литературе. Р/К. Басни писателей Ставрополья . И. Романов, С.Сирота. | 1 | Басня, жанр | Иллюстрации | Слово учителя, беседа, выразительное чт. | «Ворона и Лисица». Наизусть |
17 | | | Вн./чт. Баснописцы 18 века. | 1 | Баснописец | Портреты | Слово учителя, выразительное чт. | Выразит-ое чт басни по выбору |
18 | | | В.А.Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. | 1 | Баллада | Портрет | Чтение, пересказ, анализ | Биография Жуковского |
19 | | | Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна». Герои литературной сказки. | 1 | Сюжет скази, язык сказки | Иллюстрации | Чтение, обсуждение | Отрывок наизусть |
20 | | | Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок». | 1 | Баллада | Иллюстрация | Обсуждение, беседа | Выразит. чт. ответы на вопр. |
21 | | | А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути. | 1 | Биография поэта | Презентация | Рассказ учителя, беседа | Пересказ биографии |
22 | | | Сюжеты и образы народных сказок в Прологе к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов. | 1 | Поэма, пролог | Иллюстрации | Слово учителя, чтение, беседа | Наизусть |
23 | | | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием. | 1 | Литератер. сказка, система образов | Иллюстрации | Чтение и обсуждение | Чтение, ответы на вопр. |
24 | | | Основные образы сказки. | 1 | Система образов | Презентация | Беседа, обсуждение | Вопр. Стр. 106 |
25 | | | Нравоучительный смысл сказки | 1 | Герои сказки | Иллюстрации | Сл.учителя, беседа | Письм. отв. на вопр. |
26 | | | Р/р.Классное сочинение « Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». | 1 | Сравнительный анализ | Иллюстрации | Урок р/р. Сочинение | Художественный пересказ |
27 | | | А. Погорельский «Чёрная курица». Сюжет и герои сказки. | 1 | Сюжет, герои | Портрет | Слово учителя, беседа | Прочитать сказку |
28 | | | Приключения героя сказки | 1 | Сюжет | Иллюстрации | Чтение, обсуждение | Письм. отв. на вопр. |
29 | | | Нравоучительное содержание сказки. Р/К. Сказки писателей Ставропольского края. | 1 | Сюжет | Иллюстрации | Обсуждение | Пересказ эпизода по выбору |
30 | | | Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | 1 | Рифма, ритм, стихи, проза | | Урок - практикум | Выуч.термины: рифма, ритм, стопа |
31 | | | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Рассказчик, поэтическое повествование | Портрет | Слово учителя, беседа, чтение | Биография, отрывок из стихотворения наизусть |
32 | | | Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании. Р/К. Герои Отечественной войны 1812 года на Ставрополье. | 1 | | | | |
33 | | | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».Общее знакомство со сборником и чтение одной из повестей | 1 | Повести, сборник | Портрет | Чтение и обсуждение | Биография, чтение повести |
34 | | | Н. В. Гоголь. Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | 1 | Народные предания | Иллюстрации | Беседа, выразительное чтение | Художественный пересказ |
35 | | | Сюжет и герои повести. | 1 | Фантастическое и реальное в пов. | Иллюстрации | Чт. и обсуждение, викторина. Тест | Стр.182. Отв. на вопр. |
36 | | | Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя. «Заколдованное место». Особенности языка повести. | 1 | Особенности языка произведения | Презентация | Чтение и обсуждение. | Отв. на вопр. |
37 | | | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Начало литературной деятельности. | 1 | Биография | Портрет | Слово учителя, работа с учебником | Биография |
38 | | | Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке. | 1 | Композиция, образы героев | Иллюстрации | Рассказ учителя, обучение выразительному чтению | Выразительное чтение, ответы на вопросы |
39 | | | «Есть женщины в русских селеньях…» | 1 | Образ крестьянки | Иллюстрации | Чтение и изучение | Отрывок наиз. |
40 | | | Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. | 1 | Образы детей | Презентация | Чтение и обсуждение | Письм. ответы на вопросы |
41 | | | И. С. Тургенев. Детство писателя. Начало деятельности. « Муму». История создания рассказа. Знакомство с героями. | 1 | Герои рассказа, история создания | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению | Биография |
42 | | | Герасим и его окружение. | 1 | Сопоставительный анализ | Иллюстрации | Беседа | Сообщения |
43 | | | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | Характеристика героя | Иллюстрации | Урок-беседа | Письм. ответы на вопросы |
44 | | | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Сравнение, гипербола | Презентация | Беседа, ответы на вопросы | Стр.227-228, ответы на вопр. |
45 | | | Р/р. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | | | Урок р/р. Сочинение | Ответы на вопросы |
46 | | | Л. Н. Толстой. Слово о писателе « Кавказский пленник». Быль как литературный жанр | 1 | Творческий путь писателя, быль, рассказ | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению | Биография, чтение рассказа |
47 | | | Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы. | 1 | Сопоставителн. анализ героев | Иллюстрации | Урок – анализ | Сообщения |
48 | | | Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Р/К. И.В.Кузнецов «Казаки Ставрополья». | 1 | Главная мысль произведения, сюжет | Иллюстрации | Беседа, обсуждение | Стр.258-259, ответы на вопросы |
49 | | | Р.Р. Подготовка к классному сочинению. | 2 | | | Урок р/р. Сочинение | Ответы на вопросы |
50 | | | Р/Р. Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы». | | | |
51 | | | А. П. Чехов. Юмористический и сатирический талант Чехова. Рассказ «Хирургия». | 1 | Юмор, сатира | Портрет | Рассказ учителя, практикум | Художественный пересказ |
52 | | | Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Проблематика рассказа | Иллюстрации | Обсуждение, тестирование | Стр.266, ответы на вопр |
53 | | | Р/Р. Сочинение «О чем меня заставили задуматься юмористические рассказы Чехова.» | 1 | | | | |
54 | | | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. Р/К. Поэзия. И.Кашпуров. Сборник «Синий край России» | 1 | Образы природы поэзии | Портреты, иллюстрации | Слово учителя | Стр.269-270 |
55 | | | А.А. Фет., Ф.И.Тютчев, А.И.Плещеев. Природа в стихотворениях поэтов. Воплощение красоты жизни. Р/К. Стихи о природе поэтов Ставрополья и Северного Кавказа. | 1 | Художественные изобраразительные средства | Портреты | Выразительное чтение, анализ | Стихи наизусть по выбору |
56 | | | Природа в стихотворениях А.М.Жемчужникова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина Р/К. Стихи из сборника «Поэтическая радуга Ставрополья». | 1 | Средства передачи настроения | Иллюстрации | Выразительное чтение, анализ | Стихи наизусть по выбору |
57 | | | Картины осени в стихотворениях А.Н.Майкова, А.С. Пушкина. Р/К Поэтические картины природы в произведениях писателей Ставрополья. Проза Усова: «Рассказы о птицах», «Погляди вокруг». | 1 | Картины природы | Презентация | Беседа, обсуждение | Выразительное чтение |
58 | | | Р/р. Сочинение. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века). | 1 | | | Урок р/р. Обучение анализу | Анализ стихотворения |
59 | | | И. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе. Р/К. М.В.Усов «Листья на снегу» | 1 | Сведения о писателе | Портрет | Слово учителя, работа с учебником | Биография, чтение рас-за |
60 | | | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | Повесть | Иллюстрации | Слово учтеля, чт. и обсуждение | Биография, чт.рассказа |
61 | | | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | Сюжет и композиция овести | Презентация | Рассказ учителя, обучение чтению | Пересказ эпизодов |
62 | | | Васина дорога к правде и добру. | 1 | Сюжет | | | |
63 | | | Р/Р. Обучение работе над сочиненим «Чему научило Васю общение с детьми подземелья» | 1 | | Иллюстрации | Урок р/р. Сочинение | Ответы на вопр. по повести |
64 | | | Труд и талант в рассказе А.И.Куприна «Тапёр». | 1 | Сведения о писателе | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Чт.рассказа, ответы на вопросы |
65 | | | Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом. | 1 | Идея, сюжет | Иллюстрации | Чтение и обсуждение | Письм. ответы на вопросы |
66 | | | А.И.Куприн. «Скворцы». Жизнь природы в рассказе. | 1 | Природа в рассказе | Презентация | Слово учителя, работа с книгой | Ответы на вопр. на стр. 72 |
67 | | | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое. | 1 | Сведения о писателе, сказ | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Чтение, пересказ |
68 | | | Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы. | 1 | Сказ, образ героя | Иллюстрации | Работа с книгой, обсуждение | Вопр. на стр.87 |
69 | | | В/чт. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки. | 1 | Сказы | Презентация | Беседа, тесты | Пересказ по выбору |
70 | | | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке. | 1 | Сведения о писателе | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Чтение, ответы на вопр. |
71 | | | К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | Идея рассказа | Иллюстрации | Слово учителя, беседа | Стр.204. Ответы на вопр |
72 | | | С.Я.Маршак Пьеса –сказка «Двенадцать Месяцев» | 1 | Пьеса | Портрет | Обсуждение | Чтение пьесы |
73 | | | С.Я. Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки. Р/К. Сказки писателей Ставрополья. С. Бойко «Красная шапочка. | 1 | Особенности языка, традиции | Иллюстрации | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Письм. отв. на вопросы |
74 | | | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Р/К. Н.Пухальская «Бабушкины сказки». | 1 | Положительный герой, отрицательный герой | Презентация | Беседа | Стр.118. Ответы на вопросы |
75 | | | А.П.Платонов «Никита». Комментированное чтение. Р/К. Рассказы писателей Ставрополья. М.Усов «Перед дальней дорогой». | 1 | Сведения о писателе | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Пересказ эпизодов |
76 | | | А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | 1 | Фантастика, быль | Иллюстрации | Обсуждение, тест | Стр.129. Ответы на вопр |
77 | | | В.П. Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | Автобиографический рассказ | Портрет | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Чтение, ответы на вопросы |
78 | | | Приключения Васютки в лесу. | 1 | Характер героя | Иллюстрации | Беседа, обсужден. | Сообщения |
79 | | | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Сюжет | Презентация | Беседа, тест | Стор.159-160. Ответы на вопросы |
80 | | | Р/Р Сочинение «Как человек должен относиться к природе» | 1 | | | Урок р/р. Сочинение | Ответы на вопр. |
81 | | | А. Твардовский « Рассказ танкиста». Война и дети. | 1 | Тема войны в поэзии | Портрет | Рассказ учителя, беседа | Отрывок наизусть |
82 | | | К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» Р/К. Рассказы М.Усова о войне.(«Сто дней, сто ночей») | 1 | Тема, идея | Портрет | Рассказ учителя, обучение выраз.чт | Отрывок наизусть |
83 | | | Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Р/К. Родина, война, человек в произведениях ставропольских авторо. | 1 | Тема войны | Иллюстрации | Рассказ учителя, обсуждение | Пересказ произведения по выбору |
84 | | | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо). Р/К. Поэты Буденновска о родине и родной природе. | 1 | Художественные изобразительные средства | | Рассказ учителя | Наизусть стихи Бунина |
85 | | | Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка». | 1 | Анализ стихотворений | Таблица | Обучение анализу | Наизусть стихи по выбору |
86 | | | Вн./чт. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в жизни в стихотворениях русских поэтов 20 века. Р/К А.Е.Екимцев о родной природе | 1 | Природа и человек | | Урок-концерт, исследование | |
87 | | | Р/р. Сочинение. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века). | 1 | | | Урок р/р. Сочинение. | Выразительное чтение стихотв. о природе |
88 | | | Рассказы о детях С. Черного «Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа. Р/К. С.Хатуев «На рассвете». | 1 | Сведения о писателе | Портрет | Рассказ учителя, беседа | Биография, чтение |
89 | | | С.Черный «Игорь – Робинзон». Р/К. Жизнь детей в произведениях писателей Ставрополья.М. Усов. Из книги «Горячие степи» глава «Как Федя стал Федотом Никандрычем». | 1 | Юмор | Иллюстрации | Чтение, обсуждение | Стр.192-193. Ответы на вопр. |
90 | | | Из зарубежной литературы. Р. Стивенсон « Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. | 1 | Фольклорные традиции, баллада | Портрет | Рассказ учителя, беседа | Выразительное чтение, ответы на вопр. |
91 | | | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Р/К Беликов «Мои друзья и зеленый рюкзак». | 1 | Приключения | Иллюстрации | Рассказ учителя, чтение, обсужден | Чтение глав |
92 | | | «Робинзон Крузо». Борьба за жизнь. Тема путешествия в литературе. Р/К. Современная «робинзонада писателя – натуралиста Гаустова «Лесная поляна». | 1 | Сюжет и идея | | Беседа по содержанию | Ответы на вопросы |
93 | | | Х.К. Андерсен. Слово о сказочнике. Сказки Андерсена. | 1 | Мир сказочных героев | Портрет | Рассказ учителя, беседа | Чтение, ответы на вопр. |
94 | | | Г. X. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. Мастер снов и сказок. | 1 | Сопоставительный анализ | Иллюстрации | Беседа | Пересказ эпизодов |
95 | | | Приключения Герды в поисках Кая. | 1 | Приключения | Иллюстрации | Раб.с книгой,беседа | Сообщения |
96 | | | Добрые и злые герои сказки. | 1 | Полож.и отриц.герои | Иллюстрации | Обсуждение сказки | Письменный ответ на вопрос |
97 | | | Всепобеждающая сила любви в сказке. | 1 | Идея и сюжет | Презентация | Беседа по содержан | Стр.245-246. |
98 | | | В/чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра. | 1 | | | Обсуждение сказок | Пересказ по выбору |
99 | | | Ж.Санд. Слово о писательнице. «О чем говорят цветы». | 1 | Идея сказки | Иллюстрации | Слово учителя, раб.с учебником | Чтен, пересказ эпизодов |
100 | | | М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Том и Гек. | 1 | Сведения о писат | Портрет | Чтение и обсужден | Чтение глав |
101 | | | «Приключения Тома Сойера». Система воспитания и обучения. Гимн детству. | 1 | Приключения | Иллюстрации | Слово учителя, работа с книгой | Чтение глав Ответы на вопр |
102 | | | В/чт. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | | Иллюстрации | Обсужд.глав, тест | С.278 От.на воп |
103 | | | Д. Лондон. «Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве. Р/К. Путешествия, приключения, фантастика. А.Киселева «Тайна черных гор». | 1 | Сведения о писателе | Портрет | Слово учителя, работа с учебником, беседа | Ответы на вопросы. Стр.290 |
104 | | | Подведение итогов года. Задание для летнего чтения. Р/К Фантастика. Орлов Л.С. «Тим, Тим, Тим». | 1 | | | | |
105 | | | Резервный урок. Р/К. Мир игры и мир литературы. | 1 | | | | |