Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
в 2-х частях. М. Просвещение 2014.
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования. КИМы представлены в приложении 1.
№ п/п | Название темы | Тип урока | Содержание учебного материала | Планируемые предметные результаты обучения | Планируемые метапредметные результаты обучения | Планируемые личностные результаты обучения | Характеристика деятельности обучающихся | Виды контроля |
научится | получит возможность научиться |
Ведение ( 1 ч) |
-
| Введение. Книга в жизни человека | Первичного предъявления новых знаний | Метафорическая природа художественного образа, его обобщающее и оценочное значения, разные виды художественных образов. | Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Создавать связный текст на необходимую тему | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений. | Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять. | Фронтальный опрос |
Устное народное творчество ( 6 ч) |
2 | Предания | Первичного предъявления новых знаний. | Понятие «предание», практика использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, герои преданий – государственные деятели. | Владеть знаниями о жанре, его отличительных особенностях; причины возникновения и цель создания | Создавать письменное оригинальное произведение | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей | Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы. | Устный опрос |
3 | Пословицы и поговорки | Первичного предъявления новых знаний | Произведения устного народного творчества – пословицы и поговорки. | Владеть знаниями о данном жанре УНТ, отличительных особенностях | Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и пись менных высказываниях. | Устный опрос |
4 | Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | Формирование первоначальных предметных умений | Главные герои былины, композиция, художественные особенности, собирание и исполнение былины, темы былин, их циклы. | Владеть знаниями о жанровых особенностях былины; охарактеризовывать героев былин | Характеризовать героя былины как воплощение национального характера | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Выявлять характерные для былин художественные приемы | Фронтальный опрос |
5 | Былина «Садко». | Применение предметных умений | Главные герои былины, композиция, художественные особенности. | Пересказывать узловые сцены и эпизоды | Строить рассказ о герое, видеть отличие былины от мифа и сказки | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Выявлять характерные для былин художественные приемы | Устный опрос |
6 | «Калевала» - карело-финский мифологичес-кий эпос. | Применение предметных умений | «Калевала» - карело-финский мифологичес-кий эпос. | Пересказывать узловые сцены и эпизоды | Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Пересказывать , отвечать на вопросы. | Устный опрос |
7 | Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса. | Применение предметных умений | Произведение средневекового французского военного эпоса | Владеть знаниями о жанровых особенностях поэмы; охарактеризовывать героев ,владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу | Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности | Выразительно читать фрагменты , давать устные ответы на вопросы. | Письменный опрос |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
8 | «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. | Первичного предъявления новых знаний | Понятия «летопись», «житие», «поучение» | Владеть знаниями о жанрах древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы | Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений | Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором | Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров | Фронтальный опрос |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Применение предметных умений | Главные герои произведения, композиция, художественные особенности | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу | Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений | Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором | Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров | |
Из русской литературы XVIII века (2 ч) |
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» | Первичного предъявления новых знаний | Понятие «ода», композиция произведения, художественные особенности. | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу | Владеть понятием о родах и жанрах литературы | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностного смысла учения | Читать, отвечать на вопросы по прочитанному. | Устный опрос Проверка д/з |
11 | Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку» | Применение предметных умений | Жизнь и деятельность Г.Р. Державина, его сатирические произведения. | Владеть знаниями с о русской поэзии 19 века | Сопоставлять каноны классицизма и национальной самобытности русской поэзии 19 в. | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Принимать и осваивать социальную роли обучающегося | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров | Устный опрос |
Из русской литературы XIX века (28 ч) |
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». | Применение предметных умений | Поэма А.С. Пушкина «Полтава». | Владеть знаниями о специфике жанра поэмы. | Владеть навыком сопоставления образов ведущих персонажей поэмы | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Готовить развёрнутый письменный ответ, | Фронтальный опрос |
13 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник | Применение предметных умений | Понятие «баллада», главные герои произведения, композиция, художественные особенности | Владеть знаниями о специфике жанра баллады | Устанавливать ассоциативные связи с произ- ведениями живописи, со- поставлять балладу с другими лирическими произведениями
| Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале. | Устный опрос |
14 | А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Применение предметных умений | Произведения А.С. Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности. | Владеть знаниями о художественных особенностях трагедии | Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности | Характеризовать героя древнерусской литературы. | Устный опрос |
15 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | Первичного предъявления новых знаний | Произведение А.С. Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности. | Владеть знаниями об различении образов рассказчика и автора-повествователя | Сопоставлять сюжет повести с другими произведениями | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов | Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику изучаемого произведения. | Проверка д/з |
16 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | Применение предметных умений | Анализ эпизода | Владеть знаниями о приемах анализа литературного произведения | Анализировать различные формы авторской позиции | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности | Характеризовать героя русской литературы. | Устный опрос |
17 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Формирование первоначальных предметных умений | Произведение М.Ю. Лермонтова, главные герои, композиция, художественные особенности. | Владеть знаниями об особенности жанра. | Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | Фронтальный опрос |
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | Применение предметных умений | Герои произведения, особенности их речи, поступки, отношение к людям. | Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Определять к какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. | Фронтальный опрос |
19 | М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел». | Применение предметных умений | Лирика поэта, роль художественных средств. | Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм | Выявлять художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Составлять план и языковсопоставлять литературный текст с | Проверка д/з |
20 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Контрольный | Тестирование | Анализировать содержание | Владеть знаниями о художественных особенностях произведений | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. | Тестирование |
21 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | Первичного предъявления новых знаний | Повести Н.В. Гоголя, главные герои, быт казаков, их взгляды на жизнь. | Знать особенности сюжета,; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Развивать этические чувства, доброжелательносьи и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | Выявлять темы,образы и приёмы изображения человека. | Проверка д/з |
22 | Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | Применение предметных умений | Психологический облик героев на основе анализа текста, значение товарищества и братства запорожцев. | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Выразительно читать наизусть произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. | Проверка д/з Устный опрос |
23 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Контрольный | Сочинение | Анализировать содержание | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,идейно-эмоциональное содержание. | Фронтальный опрос |
24 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». | Первичного предъявления новых знаний | Рассказ И.С. Тургенева, мастерство писателя в описании природы, создании портретной характеристики. | Владеть понятием о жанре рассказа , развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося | Давать устный ответ на вопрос по тексту призведения, в том числе с использование цитирования. | Проверка д/з Фронтальный опрос |
25 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». | Применение предметных умений | Особенности стихотворений в прозе, их темы, роль в нравственном воспитании. | Владеть понятием о жанре стихотворения в прозе, ритмико-метрическом строе | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Формулировать вопросы по тексту произведения. | Устный опрос |
26 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. | Первичного предъявления новых знаний | Поэма Н.А. Некрасова, исторические события, описанные в литературном тексте. | Владеть определениями и уметь композицию произведения, давать характеристику его героев | Показывать и понимать патриотический пафос произведения | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии А,С.Пушкина. | Проверка д/з |
27 | Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Применение предметных умений | Произведение Н.А. Некрасова, его социальная направленность. | Владеть определениями и находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила | Письменный опрос |
28 | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Первичного предъявления новых знаний | Исторические баллады А.К. Толстого, главные герои, композиция, художественные особенности. | Владеть определениями и находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Показывать и понимать патриотический пафос | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Готовить развёрнутый письменный ответ,составлять план ответа. | Проверка д/з |
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Формирование первоначальных предметных умений | Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные особенности. | Владеть особенностими сюжета, охарактеризовать повествовательную манеру писателя | Доказывать, что “повесть ” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается , а что отрицается писателем. | Устный опрос Письменный опрос |
30 | Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению | Первичного предъявления новых знаний | Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные особенности. | Охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения | Сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, его символическое значение | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | Проверка д/з |
31 | Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Контрольный | Тестирование | Анализировать содержание | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных и народных произведений. | Фронтальный опрос |
32 | Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Первичного предъявления новых знаний | Трилогия, главные герои по вести «Детство», композиция, художественные особенности. | Узнавать содержание рассказа Толстого, определять тему произведения | Выделять проблемы | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования. | Проверка д/з Устный опрос |
33 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | Формирование первоначальных предметных умений | Глава из повести «Детство», выявление мотивов и причин поступков героев. | Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося | Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий. | Фронтальный опрос |
34 | А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. | Применение предметных умений | Рассказы А.П. Чехова, главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность авторского языка). | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Находить отличительные особенности произведения | Фронтальный опрос |
35 | Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | Комбинированный | главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность авторского языка). | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося | Находить отличительные особенности произведения | Фронтальный опрос |
36 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Применение предметных умений | Творческая манера писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей | Анализировать содержание | Оперировать понятиями при анализе произведения | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности | Выявлять черты фольклорной традиции в литературном произведении. | Контрольная работа |
37 | Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Первичного предъявления новых знаний | Творческая манера писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей | Анализировать содержание | Оперировать понятиями при анализе произведения | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов | Формулировать вопросы по тексту произведения. | Фронтальный опрос |
38 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина» | Первичного предъявления новых знаний | Стихотворения поэтов, поэтичность языка, эпитеты, сравнения, метафоры. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
39 | Контрольная работа | Контрольный | Ответ на проблемный вопрос | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. | Письменный опрос |
Из русской литературы XX века (22 ч) |
40 | И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Первичного предъявления новых знаний | Детство писателя, влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя | Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6 внимание на речи героя, на его действиях | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей | Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя. | Проверка д/з Устный опрос |
41 | Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» | Контрольный | Сочинение | Анализировать содержание | Владеть навыками литературоведческого анализа | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Фронтальный опрос |
42 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | Первичного предъявления новых знаний | Повесть М. Горького, главные герои, композиция, художественные особенности. | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения. | Устный опрос |
43 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». | Применение предметных умений | Обучение анализу эпизода | Владеть навыками анализа эпизода | Определять настроение, которым проникнуто произведение | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | Подбирать цитаты из текста по заданной теме. | Сочинение |
44 | Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Первичного предъявления новых знаний | Мастерство писателя в создании портретных характеристик, определение роли деталей в них. | Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Проверка д/з |
45 | Урок внеклассного чтения. М. Горький. Рассказ «Челкаш» | Первичного предъявления новых знаний | Мастерство писателя в создании портретных характеристик, определение роли деталей в них. | Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | Фронтальный опрос |
46 | В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Первичного предъявления новых знаний | Особенности творчества поэта, главные герои, композиция, художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение…» | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка | Определять настроение, которым проникнуто произведение | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Проверка д/з |
47 | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Формирование предметных умений | Тема, основная идея произведения, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений. | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка | Определять настроение, которым проникнуто произведение | Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Проверка д/з |
48 | Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Первичного предъявления новых знаний | Биография Л.Н. Андреева, главные герои, композиция, художественные особенности рассказа «Кусака». | Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности | Подбирать цитаты из текста по заданной теме. | Проверка д/з |
49 | А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Первичного предъявления новых знаний | Герои произведения А.П. Платонова, композиция, художественные особенности. | Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | Фронтальный опрос |
50 | Контрольная работа по творчеству писателей 20 в. | Контрольный | Сочинение | Анализировать содержание | Владеть навыками литературоведческого анализа | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Тест |
51 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Обучение анализу стихотворения. | Первичного предъявления новых знаний | Произведения Б.Л. Пастернака, их художественные особенности. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
52 | На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др. | Первичного предъявления новых знаний | Стихотворения периода ВОВ | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
53 | Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. | Формирование предметных умений | Интервью как жанр публицистики | Владеть умениями определять композицию | Владеть умениями составлять интервью | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности | Подбирать и обобщать дополнительный материал. | Проверка д/з |
54 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Первичного предъявления новых знаний | Произведения Ф.А. Абрамова, его художественные особенности. | Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного | Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6 внимание на речи героя, на его действиях | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
55 | Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | Первичного предъявления новых знаний | Рассказы Е.И. Носова, которые напоминают о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях. | Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Проверка д/з |
56 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Первичного предъявления новых знаний | Биография автора, мастерство писателя в изображении природы, в раскрытии психологических портретов персонажей. | Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Проверка д/з |
57 | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов). | Первичного предъявления новых знаний | Стихотворения поэтов, поэтичность языка, эпитеты, сравнения, метафоры. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
58 | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского. | Первичного предъявления новых знаний | Произведения А.Т. Твардовского, их художественные особенности. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
59 | Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) | Первичного предъявления новых знаний | Произведение Д.С. Лихачева, композиция, художественные особенности. | Владеть содержанием произведений | Находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал | Принимать и осваивать социальной роли обучающегося | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать специальную лит-ру. | Устный опрос |
60 | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | Первичного предъявления новых знаний | Творчество писателя, сатирическая направленность рассказа, главные герои, художественные особенности. | Иметь представление о личности и творческой деятельностиМ.М. Зощенко; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) | Оценивать и анализировать поступки героев | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его его образа. | Устный опрос |
61 | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | Первичного предъявления новых знаний | Творчество И. Гоффа, Б. Окуджавы, А. Вертинского, художественные особенности произведений. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
Из литературы народов России (1 ч) |
62 | Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…» | Первичного предъявления новых знаний | Лирика дагестанского поэта Р. Гамзатова, особенности его творчества. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
Из зарубежной литературы (6 ч) |
63 | Урок внеклассного чтения. Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Первичного предъявления новых знаний | Творчество одного из лучших шотландских поэтов, основные темы его произведений | Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, | Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Поверка д/з |
64 | Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..» | Первичного предъявления новых знаний | Биография писателя, его произведения, их художественные особенности. | Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов. | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя. | Фронтальный опрос |
65 | Японские хокку. Особенности жанра. | Первичного предъявления новых знаний | Народное творчество Японии, использование трехстиший в речи, их особенности. | Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, | Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
| Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. | Тест |
66 | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». | Первичного предъявления новых знаний | Биография писателя, его произведения, их художественные особенности. | Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам. | Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов | Соотносить содержание произведений русской литературы второй с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | Устный опрос |
67 | Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». | Комбинированный | Произведения научно-фантастической литературы, основная идея рассказа Р. Брэдбери | Знать биографию Р. Брэдбери,, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя ( | Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе | Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей | Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения. | Проверка д/з |
68 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса» | Контрольный | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе, определять роды и жанры произведений; | Владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения. | |