Нормативные документы. Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1.Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
3.Законом Российской Федерации «Об образовании»
4.Учебным планом МБОУ СОШ № г. Моршанска
5.«Программой по литературе.5-11 классы.( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа для 9 класса по литературе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ «СОШ №3»
от «__»_______2015г №___ «__»______2015г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2015г
Рабочая программа
учебного предмета « литература »
для 9 «А» класса
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные документы. Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1.Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
3.Законом Российской Федерации «Об образовании»
4.Учебным планом МБОУ СОШ № г . Моршанска
5.«Программой по литературе .5-11 классы .( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина
Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.
Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
Место предмета литература в учебном плане. Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе.
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа. В рабочей программе – 105 часов.
В целом данная рабочая программа придерживается рекомендаций составителей. Программа под редакцией В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту). Внесены изменения в программу, предложенную В.Я.Коровиной: предусмотрено 3 резервных часа.
Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:
Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011
Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2011
Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)
• Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)
• Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);
• Исследовательский
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.
Формы контроля:
промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презентация, проект.
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Содержание тем учебного курса
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»);В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь надорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы
Для учителя
1)Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
2)Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Информационно-методическое обеспечение
Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.
Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.
Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента.Сост.:Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
«Первое сентября» http://festival.1 september.ru.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во час
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обуч-ся
Виды контроля,
Дата проведения
план
факт
Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
1
Комбинированный
Лекция с элементами беседы
Знать: основные темы, лит-ры 18-20 вв
Тестирование
1.09
Из древнерусской литературы
Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Конспектирование сообщения учителя, беседа.
Комментированное чтение Фрагменты).
Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»
Ответы на вопросы
2.09
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Работа над текстом.
Эвристическая беседа
Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»
Задания к разделу «Развивайте дар слова.
5.09
«Вечные образы» в «Слове о полку Игореве»
1
Комбинированный
Работа над текстом.
Эвристическая беседа
Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»
Письменный анализ отрывка
8.09
Рр сочинение по тексту «Слова о полку…»
1
Рр
Сочинение по тексту
Уметь делать анализ текста
Сочинение
9.09
Русская литература XVIII в
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;
Знать: особенности классицизма как литературного направления
Ответ на вопрос
12.09
М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Аналитическое чтение произведения.
Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»
Фронтальный опрос класса
15.09
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Беседа
Подбор цитат
Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях
Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?
16.09
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
1
Урок новых знаний Урок внеклассного чтения
Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета.
Знать: характеристику литературы ХVIII века
( третий и четвертый периоды)
1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67
19.09
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения
Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности
Текущий
22.09
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение
русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Обучение
конспектированию. Работа над содержанием произведения
Знать: жанр путешествия
Текущий
23.09
Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум
Знать: замысел книги, понятие «подтекст»
Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева
26.09
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.
Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры
Знать: понятие сентиментализм и его особенности
Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина
29.09
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Работа над текстом. Комментированное чтение
Знать: новые черты русской литературы;
текст; умение анализировать и делать выводы
Анализ текста, вопросы
30.09
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)
1
Урок развития речи
Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения
Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века
Подбор цитат, составление плана
3.10
Шедевры литературыXIX в
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией
Знать: романтизм и реализм в русской лит-туре Х1Х века; их связь
Составить тезисы лекции по плану
6.10
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Практикум.
Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия
Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос
7.10
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Практикум.
Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;
жанр баллада
Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана»
10.10
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция, видеофильм
.
Знать: жизненный путь и творчество писателя
Составление тезисов по плану.
13.10
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен
Знать: сюжет и композицию пьесы
Расставить основ-
ные события пьесы в хроноло-
гическом поряд-
ке. Выписать выражения, став-
шие крылатыми
14.10
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10).
Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора.
Знать: оценка
Москвы главными персонажами комедии
Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-
явить отношение главных героев к Москве, само
оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу
17.10
20.10
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.
Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.
Знать: роль личности автора
Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-
ский персонаж? Цитатный план-характеристика
21.10
24.10
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии
Знать: черты классицизма и реализма в комедии
Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии
важны читателю ХХ1 века?»
7.11
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»
Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным
Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова
10.11
Рр Сочинение по комедии «Горе от ума»
1
Рр
Работа над сочинением
Уметь создавать сочинение
Сочинение
11.11
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта
Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта
Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»
14.11
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение
Знать: смыслообразующие изобразитель
но-выразительные средства
Составить лекси
ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)
17.11
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви
Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви
Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений
18.11
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений
Знать: понятие реализм,
реализм в русской литературе
Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг
нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»
21.11
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
1
Урок контроля
Ответы на вопросы
Читать «Цыганы»
24.11
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов.
Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности
Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы
25.11
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.
Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа
Ответить на 1-2 вопросы, стр.247
28.11
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.
Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт
Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора
1.12
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов.
Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев)
Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков
2.12
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Работа с текстом.
Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни
Ответы на вопросы
8.12
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Семинар. Обсуждение проблемных вопросов
Знать: реализм романа; художественные особенности романа
Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени
9.12
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы
«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»
Знать: язык и стиль романа в оценке критиков
Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях
12.12
Р/Р.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
1
Рр
Обучение сочинению на литер-ю тему
Уметь создавать монологическое высказывание – ответ на вопрос
Сочинение
15.12
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
1
Урок внеклассного чтения
Беседа по вопросам.
Комментирование отдельных эпизодов
Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты
Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы
16.12
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений
Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений
Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений
19.12
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии
Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки-
на и Лермонтова
22.12
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум.
Выразительное чтение
Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка
Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…»
23.12
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина»
«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Семинар. Анализ стихотворений.
Знать: основной пафос стихов Лермонтова
Сопоставить ритм «Думы» со стих.
А.С.Пушкина «Памятник»
26.12
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Чтение и анализ предисловия
Знать: особенности композиции романа
Тесты на знание содержания романа
29.12
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Беседа. Анализ эпизодов
Знать: концепция личности
Определить роль пейзажа в главе «Бэла».
Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.
30.12
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»
Знать: психологический портрет героя
Пересказ эпизода, работа по карточкам
12.01
13.01
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум. Анализ эпизодов
Составление плана
Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике
Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина
16.01
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум.
Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения
Знать: композиционная функция женских образов
Проанализиро-
вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы
19.01
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов.
Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями
Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина
23.01
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
1
Урок контроля
Самостоятельная работа
Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»
Ответы на вопросы
26.01
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций
Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.
3.02
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление)
Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина.
Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое
Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»
6.02
Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести
Знать: традиции изображения «маленького» человека
Беседа по поставленным вопросам
13.02
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
1
Работа с текстом;
комментированное чтение, аналитическая беседа
Сообщения учеников. Составление
плана.
Знать: проблемы повести; психологизм повести
Чем интересна повесть современному читателю?
Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)
16.02
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.
Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»
Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения)
17.02
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный)
Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.
Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт
Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)
20.02
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.
Знать: осознание героем собственной нравственной позиции
Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»
более всего привлек мое внимание
24.02
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ.
Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа
Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку
27.02
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Беседа. Анализ рассказа.
Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ
Ответить на вопросы
1.03
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
1
Урок развития речи
Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат
Уметь составлять связное высказывание на тему
Составление плана сочинения
2.03
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений
1
Урок внеклассного чтения
Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен-
ностей стихотворений Н.Некрасова.
Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов»
Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества
Выразительное чтение стихотворений
5.03
Литература XX в
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция, конспектирование
Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений
Основные положения лекции
9.03
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Чтение и анализ рассказа.
Знать: биография писателя,
текст произведения
Ответы на вопросы викторины
12.03
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Анализ рассказа,
характеристика героев
Знать: композиция рассказа
Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»
15.03
Русская поэзия «серебряного века».А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений
Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта
Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами
16.03
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Сообщение учителя. Практикум:
выразительное чтение и анализ стихотворений.
Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль
Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов
19.03
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум.
Анализ стихотворения
Знать: сквозные образы в лирике поэта
Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)
30.03
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.
Маяковский о труде поэта
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.
Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии
Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта
2.04
5.04
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».
Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика
Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про
фессора Преобра
женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор
6.04
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести
Знать: проблематика повести
Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118
9.04
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на
меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»
Особенности поэтики Цветаевой
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Чтение и анализ стихотворений
Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта
Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы
9.04
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии
Знать: особенности поэзии Цветаевой
7-е задание, стр129
12.04
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений
Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы
Отметить характерные черты ранней лирики
13.04
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений
Знать: судьбу поэта и стихи
4-е задание учебника, стр146
16.04
Рр Сочинение по лирике М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой
1
Рр
Обучение написанию сочинения
Уметь анализировать стихотв-й текст
Сочинение
19.04
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение
Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого
Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте
20.04
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».
Смысл названия рас-
сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Чтение рассказа
Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)
Ответы на вопросы по теме
23.04
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа
Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя
Роль пейзажей и портретных зарисовок
27.04
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи
(стр.206-207)
Знать: философская глубина лирики поэта
Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»
30.04
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».
Проблемы интонации стихов о войне
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)
Знать: основные мотивы творчества
Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры
3.05
А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)
Знать: основные мотивы творчества
Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры
4.05
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя.
Знать: жизненный путь и основные произведения писателя
7.05
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы
Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи
Раскрыть
10.05
Контрольная работа
( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века
1
Урок контроля
Ответы на вопросы
ЗУН по теме
11.05
Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков
1
Уроки внеклассного чтения
Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов
Знать: отличительные признаки жанра романс
Краткая информация о жизни и творчестве поэтов
14.05
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века
1
Урок контроля
Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему.
ЗУН по теме
17.05
Зарубежная литература
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
1
Урок внеклассного чтения
Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.
Знать: тематика и особенности произведений;
Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе
Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается
18.05
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы
Знать: множественность смыслов поэмы
Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы
21.05
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).
Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения
Фронтальный опрос
24.05
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам
Знать: трагедия как драматический жанр
Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?
25.05
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания
Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения
Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля
28.05
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Выразительное чтение отрывков
Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература
Раскрыть итоговый смысл трагедии
28.05
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Урок контроля
Зачет
Рекомендации для летнего чтения
Ответы на вопросы
31.05
Повторение изученного
1
Урок систематизации ЗУН
Зачет
Рекомендации для летнего чтения
Ответы на вопросы
Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения