Данная программа предназначена для учащихся 7 класса по духовно- нравственному направлению. В ней рассмотриваются нравственные истоки поэзии, её особенности. Включены практические ратоты для учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по литературе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА
Факт.адрес: 242033 с. Воробейня ул. Школьная д11 Жирятинский район
Брянская область тел.(48344)3-27-60 emailWorobeynja-shrola@ya.ru
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1
_______Сахарова В.В.
от «_____»августа 2018 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР:
_____________
«_______» августа 2018 г.
Утверждаю:
директор школы
______________Г.Л.Сахарова
Приказ№_______
от «_»____2018 г№__
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Золотое слово»
духовно- нравственное направление
7 класс
Составил: Сахарова В.В.
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочных занятий по русскому языку для7классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Воробейнская СОШ;
примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / Т.А. Ладыженская ,М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Москва « Просвещение» 2016г
Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы /Сост. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Таким образом, данная программа представляет собой образовательный курс общекультурного направления. Содержание программы курса «Золотое слово» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, литературы, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова.
Цель программы — через знакомство с аспектами поэтического мастерства способствовать развитию умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- сформировать способность освоения учащимися более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
-сформировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
-сформировать способность и готовность обучающихся к литературному творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;
- сформировать способность к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения;
- сформировать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.
Общая характеристика
Место курса внеурочной деятельности «Золотое слово»
в учебном плане
0,5часа в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС(17часов в год)
Категория участников: обучающиеся 7 классов.
Ценностные ориентиры
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Золотое слово»
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Золотое слово» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
свободное выражение мыслей и чувства в процессе речевого общения;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
знание отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
Метапредметные учебные действия:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
анализировать условия и пути достижения цели;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться критично относиться к собственному мнению.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Золотое слово» с указанием форм организации и основных видов деятельности
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.
Освоение элементов художественной формы.
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
Системы освоения элементов художественной формы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест Размер стиха.
Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.
Открытие в себе автора.
Открытие в себе автора.
Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко».
Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, зож, любовь к Родине и др.)
Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству.
Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему
Практический модуль
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. Работа над публикацией сборника «Проба пера».
Формы организации: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, сбор и оформление материалов, проектная деятельность.
Учебно- тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
Форма контроля
Примечание
Вводное занятие.1ч
1
Что такое поэзия?
1
Освоение элементов художественной формы 8 ч
2
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка
3
3
Виды систем стихосложения
4
4
Сюжет и композиция
1
Открытие в себе автора4
5
Подбор рифм, игра
1
6
Написание четверостиший,
1
7
Конкурсы стихотворений,
2
Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству
Практический модуль
Презентация сборника стихотворений «Проба пера».
1
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Виды деятельности
Дата проведения
Примечание
1
Что такое поэзия? Поэтические жанры.
Слушают сообщения учителя. Отвечают на поставленные вопросы
план
факт
2
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка
Выступают с сообщениями об изобразительно-выразительных средствах.
3
Фигуры и тропы
Составляют таблицу. Подбирают примеры
Анализируют тексты, находят в них отмеченные тропы и фигуры
4
Синтаксические средства выразительности
Составляют таблицу. Подбирают примеры
Анализируют предложения, находят в них отмеченные синтаксические средства выразительности
5
Виды систем стихосложения.
Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы.
6
Ритм. Метрика. Двухсложные разделы стиха.
Выступают с сообщениями. Анализируют стихотворения
7
Трехсложные размеры стиха.
Выступают с сообщениями. Анализируют стихотворения
8
Сюжет и композиция. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.
Читают подготовленный материал.. определяют сюжет и композицию. Находят примеры ассонанса и аллитерации
9
Подбор рифм. Открытие в себе автора
Рассказывают о рифме. Приводят примеры рифм из стихотворений поэтов. Составляют самостоятельно четверостишия, используют различные формы рифмовки
10
Сочинение белого стиха
Рассказывают о белом стихе. Слушают дополнительное сообщение учителя. Сочиняют белый стих
11
Поэзия и штампы. Связная речь.
Знакомятся с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Дают определение плагиата Читают и обсуждают четверостишия, зарисовки, миниатюры на заданную тему
12
Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике
Подбирают стихотворения определённой тематики поэтов разных веков. Читают выразительно. Определяют тему и идею стихотворения
13
Роль живописи в поэтическом творчестве.
Знакомятся с картинами известных художников. Отвечают на вопрос о роли живописи в поэзии. Подбирают стихотворения к картинам
14
Музыка в поэзии.
Слушают музыкальные произведения. Отвечают на вопросы. Читают стихотворения в сопровождении музыкального произведения
15
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения
Читают выразительно стихотворения собственного сочинения. Анализируют услышанное стихотворение своего одноклассника
16
Работа над публикацией сборника «Проба пера».
Выбирают наиболее удавшиеся стихотворения. Подбирают оформление.