Рабочая программа курса дополнительного образования «Тайны слова»
составлена на основе программы элективного курса Чертова В.Ф. «Слово – образ – смысл:
филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы». – М., 2007.
Курс предназначен для обучающихся 9-11 классов, проявляющих живой иньерес к изучению литературы, принимающих участие в олимпиадах по литературе, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ по предмету «литература». Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Срок реализации полной программы 3 года (9, 10, 11 класс)
Срок реализации программы для 9-х классов – 1 год
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
очная
– групповая; занятия проводятся в разновозрастных группах по 15 человек, численный состав группы может меняться.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Последовательность изучения тем программы факультативных занятий может быть творчески изменена учителем ввиду различных обстоятельств. Некоторые темы могут быть исключены, а время на изучение других увеличено. Это зависит от степени подготовленности учащихся.
Направленность программы социально – педагогическая.
Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования круга знаний обучающихся, сколько для развития их умений и навыков.
В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного
произведения, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных
авторов. Однако обучающиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста.
Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к
диалектике художественной формы и художественного содержания и учит делать выводы
о содержании произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория
литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого
невозможно выявление закономерностей в художественном тексте.
Данный курс призван решить следующие задачи:
■ интегрировать знания по теории литературы, накопленные обучающимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
■ систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте
отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр,
художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и
старших классах;
■ обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его
художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой
не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов
и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного
произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой
выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не
влияет на качественное изменение читательского опыта; без аналитических усилий,
игнорируя закономерности художественной формы, невозможно проникнуть в
содержание произведения с должной глубиной.
Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является
изучение литературного произведения не только как эстетического феномена в контексте
творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в
старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. В рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитанные в
прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщѐнных знаний по
теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень
содержания произведения и соотносить его с литературным процессом.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают: повторение теоретико-
литературных понятий, изученных в 5—9 классах, углубление и обогащение понимания
литературоведческих терминов с учетом нового объѐма знаний по истории русской
литературы и с учѐтом расширенного круга чтения;
■ углублѐнное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения
основного курса литературы в 9-11 классах и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку;
■ знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые
теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих
работ;
■ выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных
понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных
составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в
предложенном аспекте;
■ обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их
фрагментов в единстве формы и содержания;
■ обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
■ выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным
аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений
разных типов;
■ написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по
теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа
определяется следующими принципами:
■ выбор произведений соотнесѐн с требованиями федерального компонента
государственного стандарта общего образования (полное среднее образование,
профильный уровень);
■ курс не ставит задачи полного повторения и целостного анализа всех изученных ранее
литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен
необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с
конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те
произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или
иных эстетических явлений. Для каждого раздела программы отбираются произведения, в
наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;
■ для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те
литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 11
класса; однако в ряде случаев привлекаются произведения, не вошедшие в программу
школьного изучения, авторов,
упомянутых в Кодификаторе (см. демоверсию ЕГЭ по литературе).
Рабочая программа реализуется в учебном комплексе:
Программа по литературе 10-11 (авторы-составители С.А.Зинин, В.АЧалмаев). –М.:«Русское слово», 2011.
Программа: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под редакцией
В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2007
Методическое пособие: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под
редакцией В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2007
Учебное пособие: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, С.А.Яблоков, А.М.Антипова. Под
редакцией В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2006
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю). Предполагает час
повторения, углубления и обобщения теоретических знаний и час практической работы с
литературным материалом, отработку навыков анализа сквозь призму определенного
литературоведческого аспекта.
Планируемые результаты
В результате работы по программе курса обучающиеся должны:
- повторить и систематизировать знания по теории литературы, иметь ясные
представления о значении литературоведческих терминов в объеме, предусмотренном
программой;
- осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в
и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фонетических и грамматических
ресурсов языка. Изобразительные возможности лексических и грамматических аномалий.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление
ритмических параметров стихотворного текста и определение их эстетической
значимости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в
фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента
прозаического текста. Выявление ключевых слов и семантических полей в стихотворном
тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характеристика их роли
в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и
топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотворении и фрагменте
прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение
использования тропов одного вида в произведениях разных авторов.
Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И. А.
Крылова. Признаки художественной речи в «Записках охотника» И. С. Тургенева (на
примере описаний природы). Особенности языка романа в стихах А. С. Пушкина
«Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихотворении В. А.
Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы
поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей монолога «А судьи кто?..» из
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», одной строфы из романа А. С. Пушкина
«Евгений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит...», «Бесы», «Мадона» А. С.
Пушкина; «И скучно и грустно...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю.
Лермонтова; «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление
изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных
произведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон»,
«Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день
беспутен и нелеп....» М. И. Цветаевой и др.). Лингвистический анализ стихотворений
«Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется
желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Февраль. Достать чернил и плакать...» Б. Л.
Пастернака; «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А. Блока; «Хорошее
отношение к лошадям» В. В. Маяковского и др. Лингвистический анализ отрывков из
прозаических произведений (лирического отступления о птице - тройке из поэмы Н. В.
Гоголя «Мертвые души»; заключительного монолога Катерины из драмы А. Н.
Островского «Гроза»; внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л. Н.
Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога из романа И. С. Тургенева «Отцы
и дети» и др.).
6. Художественное содержание
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная
форма. Единство содержания и формы. Художественное своеобразие произведения. Тема
как предмет речи и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология
проблем: нравственная, философская, социально-историческая проблематика (человек в
его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; человек и
время; человек и нация; духовные поиски, проблемы смысла жизни). Исторически
конкретные и вечные проблемы («сквозные темы»). Система конфликтов произведения;
основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-
эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (героический, романтический,
сентиментальный, идиллический, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ
автора. Автор биографический и «концепированный». Авторский замысел и авторская
позиция в произведении.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение темы
данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выявление
круга проблем произведения и установление их типологии. Сопоставление тематики и
проблематики разных произведений. Обнаружение диалектики конкретно - исторического
и вечного в произведении. Выявление ведущего конфликта произведения в его связи с
проблематикой, событийным рядом и системой персонажей. Выявление системы
конфликтов в произведении. Установление авторской позиции по выявленной проблеме и
системы авторских оценок. Обнаружение системы средств выражения авторской позиции;
сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской позиции. Сопоставление
позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного произведения
(группы произведений).
Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Философская проблематика творчества М. Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия
лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева.
Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение
внешнего и внутреннего конфликтов в драме А. Н. Островского «Гроза». Роль подтекста в
пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Авторский замысел и творческая история романа Ф.
М.Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и способы ее
выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы
Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Образ времени и пространства в произведении
Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном произведении. Образ
времени в художественном произведении. Анализ образов времени и пространства в
художественном произведении. Пейзаж в литературном произведении. Модели
хронотопов в произведениях русской литературы.
Образ персонажа
Средства создания образа персонажа. Содержание образа персонажа. Система персонажей
в литературном произведении. Сопоставительная характеристика персонажей
Портрет в литературном произведении
Портрет персонажа в литературном произведении. Мастерство словесного портрета
Образ предмета
Предметный мир в литературном произведении. Мастерство художественной детали
Образ события.
Фабула как метафора события. Построение событийного ряда произведения. Лирический
сюжет. Лейтмотивы в событийной структуре произведения
Эпизод в произведении Эпизод и его место в фабуле произведения. Эпизод как единство
признаков времени и пространства. «Точка зрения» в эпизоде
Текст и контекст
Контекстуальное рассмотрение литературного произведения. Произведение и
исторический контекст. Виды интертекстуальных связей. Аллюзии, цитаты и
реминисценции
Произведение и литературный процесс
Литературный процесс и его стадии. Жанровое своеобразие литературного произведения.
Своеобразие художественного метода произведения. Традиционное и новаторское в
произведении.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
По окончании курса планируется итоговая письменная работа (аудиторная
или внеаудиторная). Обучающимся предлагается на выбор форма традиционного
сочинения или исследовательской работы, закрепляющих навыки овладения целостным
анализом литературного произведения. Старшеклассникам также предлагается для
анализа небольшое по объему произведение (рассказ, новелла, поэма), которое
сопровождается дополнительным заданием.
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Итоговая контрольная работа может быть проведена в форме традиционного сочинения,
тема которого связана с изученным материалом, однако предпочтительнее выполнение
аудиторной исследовательской работы, включающей несколько заданий, проверяющих
уровень сформированных навыков анализа литературного произведения в рассмотренных
аспектах и попутно закрепляющих способы овладения методикой филологического
анализа, предлагаемой в учебном пособии: от наблюдений над художественной формой
произведения – к интерпретации его содержания.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Учебно-познавательные
Вовлечение учащихся в работу над проектом - умение ставить цель, организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности.
Информационные
Самостоятельный сбор информации, отбор необходимой информации для
выполнения аналитичексой задачи, составление плана раскрытия образа героя,
литературоведческой темы, обработка полученной информации, демонстрация
полученных данных и выводов в форме таблиц, схем, компьютерных
презентаций, тестовых заданий и тп. Обработка информации с помощью
информационных устройств.
Коммуникативные
Работа в группе, коллективе – смена социальных ролей.
Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (интеллектуальная
игра) с использованием компьютерных средств и технологий; умение задавать
вопросы, владеть приемами действий в ситуации общения, умение организовать
игру среди своих сверстников.
Личностное самосовершенствование
Осознание значимости проделанного труда – использование результатов своей работы во внеурочной деятельности.
Для успешного осуществления данной деятельности в школе есть необходимое
информационно – технологическое оборудование МЭШ.
Календарный учебный план
№
Дата
Содержание занятия
часы
1-2
Назначение спецкурса, основные вопросы. Система анализа
художественного произведения. Основные типы тем сочинений по
лирике: сквозная тема, тема по лирике одного автора; анализ
одного лирического произведения
2
3-4
Историко – биографический материал как отправная точка
Анализа произведения
2
5-6
Анализ лирического произведения. Основные подходы. Ведущая тема стихотворения. Понятие лирического сюжета
2
7-8
Основные проблемы, раскрываемые в лирическом произведении
2
9-10
Композиция лирического произведения, еѐ особенности
2
11-12
Понятие о лирическом герое, способы его выражения в
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253627"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447613426"
}
}