Ростовской области «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат №74»
Таганрогский филиал
Утверждаю
Директор ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону
санаторная школа-интернат №74»
Таганрогский филиал
Приказ от __________№______
_______________В.О. Чилингарова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 6 класса
«Чтение с удовольствием »
количество часов - 34
Педагог-библиотекарь: Яровенко В.М.
Нормативные основы создания программы
1. Конституция РФ (12 декабря 1993г.)
2. Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ (в редакции от23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
4. Международная конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.)
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
5. Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Министерства РФ от 18 декабря 1999г. №574.
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
2. Областном законом «Об Образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» с изменениями от 6 ноя. 2020 № 388-ЗС.
3. Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" с изменениями от 23 декабря 2020 года (приказ № 766).
4. Образовательной программы среднего общего образования ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат № 74».
Актуальность.
Чтение – базовый компонент жизни ребенка, подростка, его воспитания и образования. Последние достижения психологической науки показали, что прежде чем школьник освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное, без чтения нет ни образования, ни культуры. Чтение – это самая активная тренировка мозговой деятельности обучающихся. Она активизирует не только их мыслительную деятельность, но и чувственное восприятие, укрепляет память, развивает образные представления, вселяет позитивное отношение к миру, обеспечивает становление личности в целом.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программы;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одними из результатов обучения в школе должны стать «осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире», «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом», умение «сознательно планировать свое досуговое чтение».
Достичь этих результатов помогает программа библиотечных занятий для учащихся 5-6 классов «Чтение с удовольствием», которая является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в привлечении обучающихся к библиотеке, чтению, книге и через чтение, школьную библиотеку воспитание добрых, честных, умных, целеустремленных граждан России.
Срокреализации программы:
Данная программа рассчитана по 34 часа на каждый класс. Продолжительность одного занятия 30 минут.
В ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат № 74» (Таганрогский филиал) сформулирована общая цельвоспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога и родителей по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
Задачи программы:
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
научить читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающиеся возможности;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
приобщать обучающихся к справочной, энциклопедической литературе и развивать в них навыки самостоятельной работы с ней;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
вырабатывать привычку к вдумчивому чтению, уметь применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
Формы и методы работы:
Чтобы помочь учащимся открыть необъятный мир духовных ценностей, развить художественные и творческие способности, поощрять и стимулировать интерес к книгам, в нашей библиотеке используются различные формы и методы работы. Это урок – беседа, урок – знакомство, урок – общение. Час откровенного разговора, урок нравственности, громкие чтения, работа со справочной литературой, библиотечные часы, викторины, путешествие по страницам книг известных писателей, презентации, обзор литературы у книжной выставки, экскурсии в городскую детскую библиотеку.
Особенности образовательного учреждения
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат №74» Таганрогский филиал, основано в 1964 году. Оно предоставляет возможность детям, инфицированным микобактериями туберкулеза, контактным по туберкулёзом, с «виражом» туб. проб, инфицированных туберкулёзом с гиперэгической реакцией на туберкулёз, инфицированных туберкулёзом и часто болеющим, соматически ослабленным, реализовывать гарантированное государством право на получение бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов.
Поэтому данная рабочая программа составлена с учетом специфики образовательного учреждения, а также с учетом возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся.
Содержание программы «Чтение с удовольствием»
Библиотечные уроки:
«Дом, в котором живут книги», «Справочно-библиографический аппарат библиотеки».
Библиотечные часы:
«Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении в библиотеке»,
«Смеёмся вместе с Чеховым», Иван Дмитриевич Василенко-писатель большого и светлого таланта», «Моя любимая книга, мой любимый герой».
Беседы:
«Знакомитесь – интересная книга »; «Путешествие по страницам журнала «Детская Роман-газета »; «Путешествие по страницам журнала «Детская энциклопедия»; «Путешествие по страницам журнала «Юный натуралист»; «Детские писатели. Знакомство с биографией и творчеством писателей»
Громкие чтения:
И.Д.Василенко: «Артёмка», «Приказ командира».
А.П.Чехова: «Хирургия»; «Толстый и тонкий», «Налим».
Русские былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Калин-царь»;
« Алёша Попович и Тугарин»
Виртуальное путешествие:
«Кладовая знаний»
Экскурсии:
В детскую библиотеку им. М. Горького, детскую библиотеку им. А. Гайдара. Литературный час:
«Детские писатели, гости школы-интерната» XV Международный Чеховский книжный фестиваль.
Поэтическая перемена «Говорим стихами».
Ожидаемые результаты
В процессе освоения обучающимися программы «Чтение с удовольствием»
планируется сформировать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;