kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для внеурочной деятельности по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по литературе»


МОУ СШ с. Безводовка Кузоватовского района Ульяновской области.


Учитель русского языка и литературы

Ратаева Елена Евгеньевна



Литературное краеведение

Ульяновской области









Программа внеурочной деятельности по литературе

для 6 класса























2014г.




Пояснительная записка



Программа предназначена для 7 класса как региональный компонент базисного плана

Курс рассчитан на 34 часа.

Основные задачи курса:

- знакомство с современными писателями Ульяновской области, где особое место отводится изучению творчества писателей и поэтов Кузоватовского района;

-осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Программа включает:

- пояснительную записку,

- основное содержание курса,

- списки рекомендуемой литературы;

- календарно-тематическое планирование.

В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи, творческие встречи с местными авторами.

Примерное календарно-тематическое планирование включает общую тему занятия, количество часов на тему, литературоведческое понятие.


























6 класс (34 часа)



Писатели о родной земле.

  1. Введение.

Красота и богатство родной природы, её отражение в творчестве писателей, поэтов.

Единство человека и природы. Важность проблемы защиты окружающей среды. Естественность доброго отношения человека к своим «братьям меньшим».

  1. Н.М. Карамзин. Пейзажная лирика. («Осень», «Молитва о дожде», «Волга» и др. – по выбору учителя и учащихся).

Слово о Карамзине, о его любви к родной земле (с использованием воспоминаний).

Картина увядающей природы и уверенность в её весеннем возрождении в стихотворении «Осень». Оптимизм в «Молитве о дожде».

«Волга» - поэтический гимн родной реке. Неразрывная связь мира природы и душевных переживаний лирического героя.

Теория литературы: понятие о жанре пейзажной лирики, о лирическом герое.


  1. Н.М. Языков. Стихотворения: «Мой друг! Что может быть милей…», «Родина», «Чужбина», «Две картины», «Ручей» и др.

Слово о поэте. Симбирский край в жизни и творчестве Языкова. Особенности авторского языка (неожиданные и интересные сравнения, меткость выражений, словотворчество).

Теория литературы: тропы. Олицетворение.


  1. С.Т. Аксаков. Стихотворения: «Элегия в новом вкусе», «Осень» (отрывки), «Прощай, мой тихий сельский дом…»

Рассказы о родной природе («Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Мелкие охотничьи рассказы»),

Аксаков – певец и знаток русской природы, родного края. Живые картины степного Заволжья в изображении писателя. Наблюдательность автора. Лиричность, простота и точность языка.

Теория литературы: пейзаж в художественном произведении.


  1. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «Не троньте майского жучка…», «Зимы уж нет…», «Стужа», «Воздух вечера чист…»

Слово о поэте-патриоте. Родная природа, её поэтичность и хрупкость в стихотворениях-миниатюрах Минаева. Призыв к доброму, внимательному и бережному отношению к человеку и ко всему живому. Минаев – «король рифмы».

Теория литературы: поэтическая миниатюра.


  1. Д.Н. Садовников. Пейзажная лирика. («На Волге», из «Волжских эскизов», «К Волге», «В Жигулях», «Ребёнку»).

Слово о поэте-певце родной земли. Любовь к природе как выражение патриотизма автора. Точность и узнаваемость пейзажных зарисовок. Богатство языковых средств.

Теория литературы: тропы. Эпитет.


  1. А.А. Коринфский. Стихотворения – по выбору учителя и учащихся.

Коринфский – «волжский певец». Поэтический календарь природы в стихотворениях («Осенью», «Октябрьские напевки», «Смерть зимы», из «Песен о весне», «Майские веснянки», «Летней ночью», из «Июньских сказок», «Бабье лето»).

Богатство песенно-народных элементов («Зябликам навстречу», Мой лужок», «На ниве», «Лес в половодье», «На ранней зорьке», «Прощайте, птички»).

Действенная любовь поэта к природе, призыв к её защите («Горе-богатырь»).

Теория литературы: тропы.


  1. С.Г. Скиталец. Пейзажная лирика («Волжские легенды» - отрывок, «Мороз», «Утром зорька молодая…», «Лунная ночь»).

Слово о поэте. «Волшебная» и «сказочная» красота родной земли в пейзажной лирике Скитальца. «Нет лучше волжской стороны!» - главная мысль стихотворений о родной природе.

Особенности поэтического языка автора.

Теория литературы: тропы.


  1. Александр Ширяевец. Стихотворения: «Жигули», «Масленица», «Ширяево», «Есть ли что чудеснее…», «Волге»,

Слово о поэте. Родное «волжское приволье» в лирике Ширяевца. Поэтизация деревни и «седой старины». Тревога за природу, «тускнеющую» от напора «Горынычей стальных». Народно-песенные и былинные элементы в языке.

Теория литературы: тропы.


  1. Современные поэты о любви и бережном отношении к родной природе, к её обитателям.

В.П.Ефимов.Слово о поэте. Пейзажная лирика.Сб. «Волжские рассветы», «Полевые цветы России».

Л.Н.Шапошникова.Слово о поэте.Чтение и анализ стихотворений о природе.

В. Шепелев-Первомайский. Слово о поэте.Стихи о родном селе


Н. Благов («Свияга», «Землю, в закате багровом…», «Лето», «По городам неслышно ходят вёсны…», «Озноб осыпал снег с берёзы…», «Сроки», «Ранний снег» и др.).

В.Гришин («Горят костры…», «Мир лесной», «По весеннему топкому лесу…», «Ходишь нередко ты, не замечая…», «Петух» и др.).

В Пырков («Озёра», «Лось», «Грибники» и др.).

В. Агапов («Берёзовый сок», «Снегириная пора» и др.).

Ф. Ракушин («Срубили белую берёзу…» и др.).

Мысль о единстве человека и природы, яркость и глубина образного ряда в лирике современных авторов. Богатство изобразительныз средств. Поэтика.

Теория литературы: тропы. Метафора.


  1. Современные прозаики о любви и бережном отношении к природе и её обитателям.

Экологический образ мышления как выражение нравственности.

Василий Черников. «До ружья».

Геннадий Левин. «По грибы».

Владимир Стрекач. «Тюха».

Теория литературы: рассказ как эпический жанр.


Литература к теме



  1. 1. Дедюхин В. Краски Прислонихи. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970.

  2. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты оСимбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск. 2005.

3. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 5-36.

  1. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, 254 с.



2

  1. Карамзин Н.М. Избранное. – Куйбышев, 1982, с. 128-136.

  2. Лиры и трубы. Русская поэзия 18 в. – М., 1973, с. 304-324.

  3. Русские поэты 19 в. Первая половина. – М., 1991, с. 52-57.

  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12-15.

  5. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 4-17.

  6. Три века русской поэзии. – М., 1986, с. 30-32.

  7. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.



3

  1. Авдонин А.М. Под сенью языковских муз. – Ульяновск, 1991, с. 4-10

  2. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 19-28.

  3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 22-25, 108-114.

  4. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. – Л., 1988.

  5. Языков Н.М. Пловец. Избранная лирика. – Ростов, 1978.

4

  1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе. – М., 1959.

  2. Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. – М., 1987, с. 8-20, 413-526.

  3. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 3-х томах, т. 1, с. 519-533.

  4. Пахомов Н.С. Аксаков – певец природы. – в кн. С.Т. Аксаков. Рассказы о родной природе. – М., 1959, с. 3-9.

  5. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 148, 689.


5

  1. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 51-56.

  2. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 65-76.

  3. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 211-216, 696.


6

  1. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 65-68.

  2. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 77-85.

  3. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 97-98, 108.

  4. Русские поэты 19 в. Вторая половина. – М., 1991, с. 428-439.

  5. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 275-280, 700-701.


7

  1. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 69-70, 186.

  2. Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 400-421, 712-714.


8

  1. Русские писатели. Библиографический словарь – том 2, 1990, М., с. 233-235.

  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 71-77.

  3. Скиталец. Избранное. – М., 1988, с. 4-44.


9

  1. Серебряный век русской поэзии. – М., 1993, с. 326-330, 420.

  2. «Мы – дети страшных лет России…» - М., 1991, с. 101-117.

  3. Венец. Историко-краеведческий альманах, № 1, - Ульяновск, 1991, с. 60-66.

10

  1. «Её простая красота». Охотничьи рассказы. Стихи, очерки. – Саратов, 1977, с. 9-40.


11

  1. «Её простая красота». Охотничьи рассказы. Стихи, очерки. – Саратов, 1977, с. 43-53, 148-152, 153-169.

1



Примерное календарно-тематическое планирование Примерное календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во часов

Литературоведческое понятие

1

1

Введение. Красота и богатство родной природы. Необходимость бережного отношения к природе.

1

Пейзаж

22-3-4

Н.М.Карамзин. Пейзажная лирика.

Чтение и анализ стихотворений о природе Н.М.Карамзина.

Понятие о жанре пейзажной лирики. Лирический герой произведений Н.М.Карамзина.

3

Лирический герой

55-6-7

Н.М.Языков. Симбирский край в жизни и творчестве Н.М.Языкова. Художественное своеобразие поэзии Н.М.Языкова.

Чтение и анализ стихотворений Н.М.Языкова.


3

Тропы. Олицетворение

88-10

С.Т.Аксаков – знаток и певец природы родного края. Стихи и рассказы о родной природе. Особенности поэтического языка.

Чтение и анализ произведений С.Т.Аксакова.

Закрепление понятия пейзаж в художественном произведении.

3






111-12

Д.Н. Садовников – певец родной земли. Патриотизм автора.

Чтение и анализ стихотворений Д.Н. Садовникова по выбору.

Богатство языковых средств.

2

Тропы.

Эпитет

113-14

А.А. Коринфский – «волжский певец».

Чтение и анализ стихотворений А.А.Коринфского о природе.

Творчество поэта и фольклор.

2


115-16

С.Г. Скиталец. Слово о поэте. Пейзажная лирика и её особенности в творчестве С.Г. Скитальца.

Чтение и анализ стихотворений поэта.

Особенности языка.

2


217-18

Александр Ширяевец. Слово о поэте. Поэтизация деревни и старины.

Чтение и анализ стихотворений А.Ширяевца.

Народнопесенные элементы в языке поэта.

2


219

Современные волжские поэты. Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство.

1



220-21-22

В.П.Ефимов. Пейзажная лирика.

Чтение и анализ стихотворений о природе Л.Н.Шапошниковой.

В. Шепелев-Первомайский. Слово о поэте.Стихи о родном селе


3



23

Н. Благов. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.


1


224

В.Гришин. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.

1


225

В.Пырков. Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.

1


226

В.Агапов Слово о поэте. Обзор творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.

1


227

Ф.Ракушин. Слово о поэте. Обзор творчества. Человек и природа – главная тема творчества. Чтение и анализ стихотворений по выбору.


1

Тропы.

Метафора

228

Современные волжские прозаики. Обзор с чтением и обсуждением отрывков из художественных произведений.

1


229-31

В.Черников. Рассказ «До ружья». Г. Левин. Рассказ «По грибы». В. Стрекач Рассказ «Тюха». Проблемы экологии в рассказах.

3


332-33

Обобщающие занятия

Экскурсии «Литературные места Ульяновска»

2


334

Игра «Счастливый случай» (на краеведческом материале)

1








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности по литературе

Автор: Ратаева Елена Евгеньевна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 440901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства