Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»
Программа «Одаренные дети» Цель :
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты
Данная работа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
Обоснование проблемы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели
Задачи
1. Выявление одаренных детей
1.Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.
3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
4. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.
5.Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.
Формы работы с одаренными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· предметные кружки;
· кружки по интересам;
· конкурсы;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· интеллектуальные марафоны
Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в школьных и районных олимпиадах.
2. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
14. Переяслова Наталия 11 кл.- творческие способности
15. Беляева Дарья 11 кл.- творческие способности
2016-2017 учебный год
Программа работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цель программы:
- Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
Методы работы:
-анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися. - творческие мастерские; - групповые занятия с сильными учащимися; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - научно-исследовательские конференции
Содержание программы
Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.
Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
- задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
- задания на составление проектов.
- задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с обучающимися – создание временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы
- ИКТ
Критерий эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2. Отсутствие неуспевающих по предмету;
3. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
4. Результаты реализации программы.
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.
1. Индивидуальная работа
Формы мероприятий Урочные и внеурочные мероприятия
Темы
Сроки проведения
Участие в конкурсе «Русский медвежонок», «Пегас» и др.
Олимпиада по русскому языку
1 раз в год
Участие в «Лингво»
Олимпиада по русскому языку
1 раз в год
Участие в муниципальных предметных олимпиадах
Олимпиада по русскому языку и литературе
1 раз в год
декабрь
Конкурсы школьного уровня
Конкурсы чтецов: «Живое русское слово», «Мой край», «Живая классика» и др.
В течение года
Конкурсы муниципального регионального уровня
Городской фестиваль «Дни русского языка»,
конкурс каллиграфии, конкурсы чтецов, конкурсы стихов собственного сочинения, конкурсы сочиненй и др.
В течение года
Участие в школьных предметных олимпиадах
Олимпиада по русскому языку и литературе
1 раз в год
ноябрь
Участие в Интеллектуально- личностном марафоне.
Задания на выявление знаний по предметам
В течение года
2.Работа с родителями.
Оказывается консультационная помощь по субботам.
Результативность:
№
Название конкурса
Ф.И.
Место
Уровень
1.
Конкурс чтецов «Живое русское слово»
Чекмасов Максим
призер
районный
2.
Конкурс каллиграфии
Переяслова Наталия
Переяслова Наталия
Артюхова София
Дмитриева Анастасия
Призер
участие
участие
участие
районный
городской
районный
районный
3.
Всероссийский конкурс сочинений
Пр №702 от 25.10.2016
Гавриков Владислав
Гавриков Владислав
победитель
победитель
муниципальный
региональный
4.
Конкурс стихов и песен собственного
сочинения «О Кириллице»
Закрымская Дарья
призер
призер
районный
городской
5.
Конкурс сочинений в рамках фестиваля
«Дни русского языка»
Гавриков Владислав
участие
районный
6.
Конкурс творческих и исследовательских
работ «Праздник со слезами на глазах»
Дмитриева Анастасия
победитель
всероссийский
7.
Всероссийский конкурс «Живая классика»
Чекмасов Максим
Чекмасов Максим
Чипликов Никита
Чипликов Никита
Жуков Антон
Жуков Антон
победитель
участник
призер
призер
призер
участник
школьный
районный
школьный
районный
школьный
районный
8.
Конкурс чтецов
волгоградских поэтов «Мой край»
Конкурс чтецов, посвяшенный поэзии
М. Агашиной
Рыжкова Александра
Егоров Влад
Чекмасов Максим
Чекмасов Максим
участие
участие
призер
участие
районный
районный
районный
городской
9.
Всероссийский конкурс
исследовательских проектов
Евдокимова Марья
призер
всероссийский
10.
Конкурс чтецов «А русскому стиху так свойственно величье»
Егоров Владислав
победитель
всероссийский
11.
Конкурс «Дорогой мой человек»
Корома Надежда
участник
районный
12.
Открытый фестиваль-конкурс
«Колокола России»
Гонтарь Виктория
Холодковская Мария
участие
участие
городской
городской
13.
Конкурс творческих работ «Зеркало природы»
Зубанков Леонид
победитель
областной
14.
Всероссийская игра – конкурс «Русский медвежонок»
Дмитриева А.
победитель
школьный этап
16.
Конкурс чтецов «А русскому стиху так свойственно величье»
Рыжкова Александра
сертификат
всероссийский
17.
Конкурс «Слава Вам, грамоты нашей творцы!»
Закрымская Дарья
призер
городской
18.
Литературный конкурс «Сердце матери»
Гавриков Владислав
лауреат
всероссийский
19.
«Русский медвежонок – языкознание для всех»
Смелянская Алина
Королева Анастасия
Победитель
победитель
Школьный
школьный
20
Международный игровой конкурс по литературе «Пегас»