kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Донское слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дополнительного образования рекомендована для обучения младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на 1 год -36 часов (1 раз в неделю), не требует от учащихся специальных знаний, умений и навыков. Предположительная продолжительность занятий – 40-45 минут.

Занятия литературно-драматического кружка  «Донское  слово» направлены на  развитие у детей образного мышления,  обогащения и активизации словарного запаса, воспитания интереса к творчеству нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова

В связи с разновозрастным составом  учащихся (от 7 до 14 лет)  при составлении программы особое внимание было уделено возрастным и индивидуальным особенностям школьников.

Младший школьный возраст требует от внеклассной работы творчества, умноженного на активность, поэтому для учащихся 1 ступени предусмотрены такие виды работы, которые формируют познавательный интерес и познавательный потенциал, создают условия для самоутверждения каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, увлечений.

Для младшего подросткового возраста характерно формирование творческого, самостоятельного и критического мышления, подростки должны иметь возможность демонстрировать свои успехи и достижения сверстникам. Участие в кружковой работе поднимает их статус в глазах  не только сверстников, но и родителей, учителей.

Новое содержание литературного образования требует особого подхода к изучению региональной литературы и не может состояться без приобщения детей к истокам и основам родной культуры. Особенностью данной программы является установка на приобщение детей к истокам и основам казачьей культуры. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего края. Произведения нашего великого земляка М.А. Шолохова помогут школьникам познать историю своего народа, выработать мировоззренческие позиции, сформировать нравственные и этические нормы. Данные положения являются методологической основой предлагаемой программы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Донское слово"»


Программа

литературно-драматического кружка

«Донское слово»


(на 1 год)








Автор

Беланова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы.










Пояснительная записка.

Данная программа дополнительного образования рекомендована для обучения младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на 1 год -36 часов (1 раз в неделю), не требует от учащихся специальных знаний, умений и навыков. Предположительная продолжительность занятий – 40-45 минут.

Занятия литературно-драматического кружка «Донское слово» направлены на развитие у детей образного мышления, обогащения и активизации словарного запаса, воспитания интереса к творчеству нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова

В связи с разновозрастным составом учащихся (от 7 до 14 лет) при составлении программы особое внимание было уделено возрастным и индивидуальным особенностям школьников.

Младший школьный возраст требует от внеклассной работы творчества, умноженного на активность, поэтому для учащихся 1 ступени предусмотрены такие виды работы, которые формируют познавательный интерес и познавательный потенциал, создают условия для самоутверждения каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, увлечений.

Для младшего подросткового возраста характерно формирование творческого, самостоятельного и критического мышления, подростки должны иметь возможность демонстрировать свои успехи и достижения сверстникам. Участие в кружковой работе поднимает их статус в глазах не только сверстников, но и родителей, учителей.

Новое содержание литературного образования требует особого подхода к изучению региональной литературы и не может состояться без приобщения детей к истокам и основам родной культуры. Особенностью данной программы является установка на приобщение детей к истокам и основам казачьей культуры. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего края. Произведения нашего великого земляка М.А. Шолохова помогут школьникам познать историю своего народа, выработать мировоззренческие позиции, сформировать нравственные и этические нормы. Данные положения являются методологической основой предлагаемой программы

















Цели и задачи


Цель: приобщение детей к миру духовной культуры донского края через творческое наследие М.А. Шолохова.


  • Задачи:

  • раскрыть самобытность и неповторимое своеобразие донской народной культуры;

  • знакомить с жизнью и творчеством М.А. Шолохова и других писателей;

  • учить искусству выразительного чтения, инсценировки произведений;

  • развивать творческое воображение детей, обогащать их речь










Учебный план.


п/п

Разделы программы

Количество часов

Теория

Практика

1

История моего края

2

2

2

О жизни и творчестве М.А. Шолохова

2

1

3

Певец земли донской

6

14

4

Донской фольклор

2

1

5

Итоги «Что я знаю и умею»

2

4


Всего

14

22



36 часов
















Учебно-тематический план.

В учебно-тематическом плане представлены темы разделов и почасовое распределение материала.


1 час в неделю, 36 часов в год

Теория – 14 часов

Практика –22 часа

п/п

Тема

Количество часов

Теория - практика

Дата


История моего края

2 2


1

«Как во славном хуторе, да в Антиповском» (история хутора Антиповского)

Цель:закрепить знания об истории родного хутора


1


8.09

2

Казачья горница

Цель:собрать материал для организации мини-музея


1

15.09

3


Далекое и близкое станицы Вешенской

Цель:закрепить знания о малой родине, об истории родного края, о великой значимости любви к вешенской земле в жизни и творчестве М.Шолохова

1


22.09

4

Далекое и близкое станицы Вешенской

Цель:закрепить знания о малой родине, об истории родного края, о великой значимости любви к вешенской земле в жизни и творчестве М.Шолохова


1

29.09


О жизни и творчестве М.А. Шолохова

2

1


5

«Молодой орелик желтоклювый»

Цель: закрепить основные биографические сведения о М.А. Шолохове

1


6.10

6

«Молодой орелик желтоклювый»

Цель: познакомить и закрепить основные биографические сведения о М.А. Шолохове

1


13.10

7

«Молодой орелик желтоклювый»

Цель: закрепить основные биографические сведения о М.А. Шолохове


1

20.10




Певец земли донской

6

14


8

«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях

М.А. Шолохова

Цель: показать поэтическую силу шолоховского языка

1


27.10

9

«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях

М.А. Шолохова

Цель: показать поэтическую силу шолоховского языка


1

3.11

10

«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях

М.А. Шолохова

Цель: знакомство с рассказом «Нахаленок»


1

10.11

11

«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях

М.А. Шолохова

Цель: знакомство с «Донскими рассказами»

1


17.11

12

Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях

М.А. Шолохова

Цель: знакомство с «Донскими рассказами»


1

24.11

13

«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях

М.А. Шолохова

Цель: обучение выразительному чтению


1

1.12

14

Судьба ребенка в произведениях М. Шолохова

Цель: показать судьбу ребенка в общем русле исторической жизни русского народа


1

8.12

15

Судьба ребенка в произведениях М. Шолохова

Цель: показать судьбу ребенка в общем русле исторической жизни русского народа


1

15.12


16

Певец земли донской

Цель: показать признание силы таланта М.А. Шолохова во всем мире

1


22.12

17

Певец земли донской

Цель: обучение инсценированию


1

29.12

18

Певец земли донской

Цель: обучение инсценированию


1

12.01

19

Певец земли донской

Цель: Певец земли донской

Цель: обучение инсценированию обучение инсценированию


1

19.01

20

Певец земли донской

Цель: обучение инсценированию


1

26.01

21

Певец земли донской

Цель: обучение инсценированию


1

2.02

22

«Ковыльный край, родимая сторонка»

Цель: раскрыть мастерство М.А. Шолохова в описании природы


1

9.02


23

Ковыльный край, родимая сторонка»

Цель: обучение выразительному чтению


1

16.02

24

Ковыльный край, родимая сторонка»

Цель: обучение выразительному чтению


1

1.03

25

«Люблю я Дон, прозрачный и глубокий»

Цель: раскрыть связь образа реки с творческим наследием

М. Шолохова

1


15.03

26

«Люблю я Дон, прозрачный и глубокий»

Цель: раскрыть связь образа реки с творческим наследием

М. Шолохова

1


22.03

27

«Люблю я Дон, прозрачный и глубокий»

Цель: раскрыть связь образа реки с творческим наследием

М. Шолохова

1


29.03


Донской фольклор

2

1


28

Донской фольклор.

Цель: воспитание любви к родному краю, интереса к предмету

1


5.04

29

Казачьи пословицы, поговорки и загадки

Цель: воспитание любви к родному краю, интереса к предмету

1


12.04

30

Казачьи пословицы, поговорки и загадки

Цель: воспитание любви к родному краю, интереса к предмету


1

19.04


Итоги.

«Чему я научился»


2

4


31

Подготовка к игре по жизни и творчеству м. Шолохова

Цель: закрепить знания и жизни и творчестве М.А. Шолохова

1


26.04

32

Игра «Слабое звено»

Цель: воспитывать интерес к творчеству писателя


1

3.05

33

Литературный вечер: «Донской казак - хват, удалью богат»

Цель: воспитывать чувство гордости за свою родину


1

10.05

34

Творческая работа «М.А. Шолохов»


1

17.05

35

Творческая работа «М.А. Шолохов»


1

24.05

36

Итоговое занятие. Тестирование (творческая работа )«Я и кружок»

1


31.05




Содержание программы

Данная программа дополнительного образования состоит из 5 разделов, материал которых расположен в хронологическом порядке.

1раздел

«История моего края» - 4 часа (2 ч. - теория и 2 ч. - практика)

Закрепить знания об истории возникновения и развития хутора Антиповского, углубить и расширить знания о станице Вешенской, о ее роли в жизни и творчестве М.А. Шолохова.

2 раздел.

«О жизни и творчестве М.А. Шолохова» - 3 часа (2 ч. - теория и 1 ч. - практика)

Изучение и повторение биографических сведений о писателе и его творчестве.

3 раздел

«Певец земли донской» - 20 часов (6 ч. - теория и 14 ч. – практика)

«Донские рассказы» , «Нахаленок» - самостоятельное чтение с последующим обсуждением Искусство изображения судьбы ребенка в общем русле исторической жизни донского казачества. Мастерство М.А. Шолохова в изображении взрослых и детей.

Инсценирование отрывка из «Донских рассказов» (5-8 кл), «Нахаленок» -1-4 кл.

Природа донского края в произведениях М.А. Шолохова.

Сказы, легенды, стихи о батюшке Тихом Доне. Образ реки в произведениях писателя

4 раздел

«Донской фольклор» -3 часа (2 ч. - теория и 1 ч. – практика)

Собрать материал о том, какие пословицы, поговорки и загадки используются в речи жителей х. Антиповского и Зубковского

На материале пословиц , поговорок, загадок казаков показать связь с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым многонационального Дона, раскрыть их огромное познавательное и воспитательное значение, эстетическую ценность, меткость, образность, афористичность, многозначность


5 раздел.

Итоги. «Что я знаю и умею» - 6 часов (2 ч. - теория и 4 ч. – практика)

Повторение и систематизация изученных сведений, выполнение творческой работы. Подведение итогов работы кружка























Методическое обеспечение программы.



Методика проведения занятий направлена на решение следующих задач:

  1. Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции гражданина большой и малой родины

  2. Развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности

  3. Формирование творческого мышления учащихся

  4. Обогащение словарного запаса

  5. Обучение выразительному чтению, навыкам инсценирования.

  6. Участие в шолоховских чтениях


Формы проведения занятий

Учебные занятия.

  1. Аналитическая беседа

  2. Устный журнал

  3. Рассказ учителя

Практические занятия

  1. Заочное путешествие

  2. Литературная игра

  3. Литературный вечер

  4. Практикум по художественному чтению

  5. Исследовательские и творческие работы учащихся

  6. Самостоятельная работа



Система контроля.

  1. Вводный контроль. Тест «Что я знаю о родине М.А.Шолохова»

  2. Устный контроль (проводится в конце следующих разделов программы: «О жизни и творчестве

М.А. Шолохова», « Певец земли донской», «Донской фольклор»)

  1. Собеседование (контроль усвоения содержания «Донских рассказов», перед игрой «Слабое звено»)

  2. Итоговое тестирование или творческая работа (по выбору учащихся) – в конце года.


Предполагаемые результаты.


К концу года учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениям и навыками.

Знать:

  • историю хутора Антиповского и станицы Вешенской;

  • основные факты из жизни и творчества М.А. Шолохова;

  • жанры донского фольклора;

  • содержание изученных произведений;

  • 2-3 отрывка из произведений М.А. Шолохова.

Уметь:

  • выразительно читать;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • давать характеристику герою;

  • инсценировать произведение;

  • определять жанр произведений


Обеспечение образовательного процесса

С целью обеспечения образовательного процесса требуется приобрести костюмы для инсценирования























Список литературы


1.В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. – М.:Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995.- 24 с.

2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост.

Н.К. Беспятова. -2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 61с.

3. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса/М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160с.

4. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы – М.: ВАКО, 2006 – 352 с.

5. Шолоховская строка в системе начального образования: В помощь учителю.2-е изд., доп. И испр. / Сост. Т.А. Бутенко, Е.А. Алимова. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2002. -60 с.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа кружка "Донское слово"

Автор: Беланова Галина Владимировна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства