Данная программа дополнительного образования рекомендована для обучения младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на 1 год -36 часов (1 раз в неделю), не требует от учащихся специальных знаний, умений и навыков. Предположительная продолжительность занятий – 40-45 минут.
Занятия литературно-драматического кружка «Донское слово» направлены на развитие у детей образного мышления, обогащения и активизации словарного запаса, воспитания интереса к творчеству нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова
В связи с разновозрастным составом учащихся (от 7 до 14 лет) при составлении программы особое внимание было уделено возрастным и индивидуальным особенностям школьников.
Младший школьный возраст требует от внеклассной работы творчества, умноженного на активность, поэтому для учащихся 1 ступени предусмотрены такие виды работы, которые формируют познавательный интерес и познавательный потенциал, создают условия для самоутверждения каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, увлечений.
Для младшего подросткового возраста характерно формирование творческого, самостоятельного и критического мышления, подростки должны иметь возможность демонстрировать свои успехи и достижения сверстникам. Участие в кружковой работе поднимает их статус в глазах не только сверстников, но и родителей, учителей.
Новое содержание литературного образования требует особого подхода к изучению региональной литературы и не может состояться без приобщения детей к истокам и основам родной культуры. Особенностью данной программы является установка на приобщение детей к истокам и основам казачьей культуры. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего края. Произведения нашего великого земляка М.А. Шолохова помогут школьникам познать историю своего народа, выработать мировоззренческие позиции, сформировать нравственные и этические нормы. Данные положения являются методологической основой предлагаемой программы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Донское слово"»
Программа
литературно-драматического кружка
«Донское слово»
(на 1 год)
Автор
Беланова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка.
Данная программа дополнительного образования рекомендована для обучения младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на 1 год -36 часов (1 раз в неделю), не требует от учащихся специальных знаний, умений и навыков. Предположительная продолжительность занятий – 40-45 минут.
Занятия литературно-драматического кружка «Донское слово» направлены на развитие у детей образного мышления, обогащения и активизации словарного запаса, воспитания интереса к творчеству нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова
В связи с разновозрастным составом учащихся (от 7 до 14 лет) при составлении программы особое внимание было уделено возрастным и индивидуальным особенностям школьников.
Младший школьный возраст требует от внеклассной работы творчества, умноженного на активность, поэтому для учащихся 1 ступени предусмотрены такие виды работы, которые формируют познавательный интерес и познавательный потенциал, создают условия для самоутверждения каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, увлечений.
Для младшего подросткового возраста характерно формирование творческого, самостоятельного и критического мышления, подростки должны иметь возможность демонстрировать свои успехи и достижения сверстникам. Участие в кружковой работе поднимает их статус в глазах не только сверстников, но и родителей, учителей.
Новое содержание литературного образования требует особого подхода к изучению региональной литературы и не может состояться без приобщения детей к истокам и основам родной культуры. Особенностью данной программы является установка на приобщение детей к истокам и основам казачьей культуры. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего края. Произведения нашего великого земляка М.А. Шолохова помогут школьникам познать историю своего народа, выработать мировоззренческие позиции, сформировать нравственные и этические нормы. Данные положения являются методологической основой предлагаемой программы
Цели и задачи
Цель: приобщение детей к миру духовной культуры донского края через творческое наследие М.А. Шолохова.
Задачи:
раскрыть самобытность и неповторимое своеобразие донской народной культуры;
знакомить с жизнью и творчеством М.А. Шолохова и других писателей;
развивать творческое воображение детей, обогащать их речь
Учебный план.
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
Теория
Практика
1
История моего края
2
2
2
О жизни и творчестве М.А. Шолохова
2
1
3
Певец земли донской
6
14
4
Донской фольклор
2
1
5
Итоги «Что я знаю и умею»
2
4
Всего
14
22
36 часов
Учебно-тематический план.
В учебно-тематическом плане представлены темы разделов и почасовое распределение материала.
1 час в неделю, 36 часов в год
Теория – 14 часов
Практика –22 часа
№ п/п
Тема
Количество часов
Теория - практика
Дата
История моего края
2 2
1
«Как во славном хуторе, да в Антиповском» (история хутора Антиповского)
Цель:закрепить знания об истории родного хутора
1
8.09
2
Казачья горница
Цель:собрать материал для организации мини-музея
1
15.09
3
Далекое и близкое станицы Вешенской
Цель:закрепить знания о малой родине, об истории родного края, о великой значимости любви к вешенской земле в жизни и творчестве М.Шолохова
1
22.09
4
Далекое и близкое станицы Вешенской
Цель:закрепить знания о малой родине, об истории родного края, о великой значимости любви к вешенской земле в жизни и творчестве М.Шолохова
1
29.09
О жизни и творчестве М.А. Шолохова
2
1
5
«Молодой орелик желтоклювый»
Цель: закрепить основные биографические сведения о М.А. Шолохове
1
6.10
6
«Молодой орелик желтоклювый»
Цель: познакомить и закрепить основные биографические сведения о М.А. Шолохове
1
13.10
7
«Молодой орелик желтоклювый»
Цель: закрепить основные биографические сведения о М.А. Шолохове
1
20.10
Певец земли донской
6
14
8
«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях
М.А. Шолохова
Цель: показать поэтическую силу шолоховского языка
1
27.10
9
«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях
М.А. Шолохова
Цель: показать поэтическую силу шолоховского языка
1
3.11
10
«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях
М.А. Шолохова
Цель: знакомство с рассказом «Нахаленок»
1
10.11
11
«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях
М.А. Шолохова
Цель: знакомство с «Донскими рассказами»
1
17.11
12
Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях
М.А. Шолохова
Цель: знакомство с «Донскими рассказами»
1
24.11
13
«Образность языка, чарующая поэзия слова» в произведениях
М.А. Шолохова
Цель: обучение выразительному чтению
1
1.12
14
Судьба ребенка в произведениях М. Шолохова
Цель: показать судьбу ребенка в общем русле исторической жизни русского народа
1
8.12
15
Судьба ребенка в произведениях М. Шолохова
Цель: показать судьбу ребенка в общем русле исторической жизни русского народа
1
15.12
16
Певец земли донской
Цель: показать признание силы таланта М.А. Шолохова во всем мире
1
22.12
17
Певец земли донской
Цель: обучение инсценированию
1
29.12
18
Певец земли донской
Цель: обучение инсценированию
1
12.01
19
Певец земли донской
Цель: Певец земли донской
Цель: обучение инсценированию обучение инсценированию
1
19.01
20
Певец земли донской
Цель: обучение инсценированию
1
26.01
21
Певец земли донской
Цель: обучение инсценированию
1
2.02
22
«Ковыльный край, родимая сторонка»
Цель: раскрыть мастерство М.А. Шолохова в описании природы
1
9.02
23
Ковыльный край, родимая сторонка»
Цель: обучение выразительному чтению
1
16.02
24
Ковыльный край, родимая сторонка»
Цель: обучение выразительному чтению
1
1.03
25
«Люблю я Дон, прозрачный и глубокий»
Цель: раскрыть связь образа реки с творческим наследием
М. Шолохова
1
15.03
26
«Люблю я Дон, прозрачный и глубокий»
Цель: раскрыть связь образа реки с творческим наследием
М. Шолохова
1
22.03
27
«Люблю я Дон, прозрачный и глубокий»
Цель: раскрыть связь образа реки с творческим наследием
М. Шолохова
1
29.03
Донской фольклор
2
1
28
Донской фольклор.
Цель: воспитание любви к родному краю, интереса к предмету
1
5.04
29
Казачьи пословицы, поговорки и загадки
Цель: воспитание любви к родному краю, интереса к предмету
1
12.04
30
Казачьи пословицы, поговорки и загадки
Цель: воспитание любви к родному краю, интереса к предмету
1
19.04
Итоги.
«Чему я научился»
2
4
31
Подготовка к игре по жизни и творчеству м. Шолохова
Цель: закрепить знания и жизни и творчестве М.А. Шолохова
1
26.04
32
Игра «Слабое звено»
Цель: воспитывать интерес к творчеству писателя
1
3.05
33
Литературный вечер: «Донской казак - хват, удалью богат»
Цель: воспитывать чувство гордости за свою родину
1
10.05
34
Творческая работа «М.А. Шолохов»
1
17.05
35
Творческая работа «М.А. Шолохов»
1
24.05
36
Итоговое занятие. Тестирование (творческая работа )«Я и кружок»
1
31.05
Содержание программы
Данная программа дополнительного образования состоит из 5 разделов, материал которых расположен в хронологическом порядке.
1раздел
«История моего края» - 4 часа (2 ч. - теория и 2 ч. - практика)
Закрепить знания об истории возникновения и развития хутора Антиповского, углубить и расширить знания о станице Вешенской, о ее роли в жизни и творчестве М.А. Шолохова.
2 раздел.
«О жизни и творчестве М.А. Шолохова» - 3 часа (2 ч. - теория и 1 ч. - практика)
Изучение и повторение биографических сведений о писателе и его творчестве.
3 раздел
«Певец земли донской» - 20 часов (6 ч. - теория и 14 ч. – практика)
«Донские рассказы» , «Нахаленок» - самостоятельное чтение с последующим обсуждением Искусство изображения судьбы ребенка в общем русле исторической жизни донского казачества. Мастерство М.А. Шолохова в изображении взрослых и детей.
Инсценирование отрывка из «Донских рассказов» (5-8 кл), «Нахаленок» -1-4 кл.
Природа донского края в произведениях М.А. Шолохова.
Сказы, легенды, стихи о батюшке Тихом Доне. Образ реки в произведениях писателя
4 раздел
«Донской фольклор» -3 часа (2 ч. - теория и 1 ч. – практика)
Собрать материал о том, какие пословицы, поговорки и загадки используются в речи жителей х. Антиповского и Зубковского
На материале пословиц , поговорок, загадок казаков показать связь с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым многонационального Дона, раскрыть их огромное познавательное и воспитательное значение, эстетическую ценность, меткость, образность, афористичность, многозначность
5 раздел.
Итоги. «Что я знаю и умею» - 6 часов (2 ч. - теория и 4 ч. – практика)
Повторение и систематизация изученных сведений, выполнение творческой работы. Подведение итогов работы кружка
Методическое обеспечение программы.
Методика проведения занятий направлена на решение следующих задач:
Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции гражданина большой и малой родины
Развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности
Формирование творческого мышления учащихся
Обогащение словарного запаса
Обучение выразительному чтению, навыкам инсценирования.
Участие в шолоховских чтениях
Формы проведения занятий
Учебные занятия.
Аналитическая беседа
Устный журнал
Рассказ учителя
Практические занятия
Заочное путешествие
Литературная игра
Литературный вечер
Практикум по художественному чтению
Исследовательские и творческие работы учащихся
Самостоятельная работа
Система контроля.
Вводный контроль. Тест «Что я знаю о родине М.А.Шолохова»
Устный контроль (проводится в конце следующих разделов программы: «О жизни и творчестве
М.А. Шолохова», « Певец земли донской», «Донской фольклор»)
Собеседование (контроль усвоения содержания «Донских рассказов», перед игрой «Слабое звено»)
Итоговое тестирование или творческая работа (по выбору учащихся) – в конце года.
Предполагаемые результаты.
К концу года учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениям и навыками.
Знать:
историю хутора Антиповского и станицы Вешенской;
основные факты из жизни и творчества М.А. Шолохова;
жанры донского фольклора;
содержание изученных произведений;
2-3 отрывка из произведений М.А. Шолохова.
Уметь:
выразительно читать;
воспринимать и анализировать художественный текст;
давать характеристику герою;
инсценировать произведение;
определять жанр произведений
Обеспечение образовательного процесса
С целью обеспечения образовательного процесса требуется приобрести костюмы для инсценирования
Список литературы
1.В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. – М.:Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995.- 24 с.
2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост.
Н.К. Беспятова. -2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 61с.
3. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса/М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160с.
4. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы – М.: ВАКО, 2006 – 352 с.
5. Шолоховская строка в системе начального образования: В помощь учителю.2-е изд., доп. И испр. / Сост. Т.А. Бутенко, Е.А. Алимова. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2002. -60 с.