kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преподавание литературы в школе. 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы в 5 классе построены, главным образом, на работе с текстом. На уроке используются  такие образовательные технологии, как  технология проблемного диалога, технология формирования правильного типа читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений обучающихся.  Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание литературы в школе. 5 класс. »

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Предметные знания и умения. Универсальные учебные действия.

Введение (2 часа)

Вводный урок.

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.


Знать изученные теоретико-литературные понятия: литература – искусство слова. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Сюжет, композиция. Рассказ как жанр. Осознавать разницу между литературой и фольклором. Узнавать приключенческую литературу по её признакам.




УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование навыков анализа и сопоставления.

2. Познавательные.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План


Факт


1.1


Наш новый предмет.



1

Ответить на вопросы.

02.09


02.09



2.2

Новый учебник и его герои.


1







Просмотр фрагмента фильма, обсуждение.




04.09

03.09



Часть I. От чего захватывает дух (52 часа)

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Предметные знания и умения. Универсальные учебные действия.

Раздел 1. Жизнь по законам чести.














Раздел 2. Шифры и клады.














Раздел 3. Экстремальные ситуации.









Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.












Раздел 5. Правда истории и вымысел.

















Раздел 6. Романтика неизведанного.


1.Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести.

Для текстуального изучения.

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения.

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Эссе как жанр литературы.


2.«Законы» приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения.

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.


3.Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С.Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа.


4.Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения.

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.


5. Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.


6.Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Предметные знания

1.Биографические сведения о писателях.

2.Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия:

Литература – искусство слова.

Понятие о приключенческой литературе.

Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр.

Автор и его герои.

Писатель, автор, рассказчик.

Вымысел и авторский замысел в литературе.

Рифма и ритм – признаки стихотворной речи.




Предметные умения

1.Осознавать разницу между литературой

и фольклором.

2.Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

3. Определить роль портретной характеристики героя.

4. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.

5.Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

6.Различать в произведении автора и рассказчика.

7.Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).

8.Писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое.



Регулятивные УУД

1.Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.





Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концеп-туальную.

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: ил-люстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты

различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


РАЗДЕЛ 1 (13 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование навыков анализа и сопоставления.

2. Познавательные.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

4. Коммуникативные.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

3.1

«От чего захватывает дух». Введение в книгу I.

Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капи-

таны».

1

Выразительное чтение.

05.09

05.09



4.2

Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги.

1

Объяснить значение слов «совесть», «благородство», «достоинство», «честь», «мужество».

09.09

09.09



5.3

«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала».


1

Можно ли отказать в мужестве и благородстве гвардейцам кардинала? Ответ на проблемный вопрос.

11.09

10.09



6.4

Что такое дружба (по главе «План кампании»)

1

Ответ на проблемный вопрос:

«Что такое дружба?»

12.09

12.09



7.5

Эссе Натальи Долининой «Честь и достоинство».


1

Составить план характеристики главных героев.

16.09

16.09



8.6

Р.Р. Чтение и обсуждение домашних сочинений учащихся.

1

Ответить на вопросы.

18.09

17.09



9.7

Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Жюль Верн – удивительный писатель.


1

Составить план характеристики главных героев.

19.09

19.09



10.8

Мужественные и честные сердца.

1

Ответить на вопросы.

23.09

23.09



11.9

Знаменитый географ на борту «Дункана».

1

Сделать иллюстрацию.

25.09

24.09



12.10

Как был найден капитан Грант.

1

Составить план повести.

26.09

26.09



13.11

Роман-учебник, роман-открытие.

1

Ответить на вопросы учебника.

30.09

30.09



14.12

Р.Р. Подготовка к сочинению.

1

Рабочие материалы к сочинению.

02.10

01.10



15.13

Р.р. Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести».

Домашнее сочинение.

03.10

03.10



РАЗДЕЛ 1I (10 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

2. Познавательные.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.


Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

16.1

Что такое шифр и что такое клад. Э.По «Золотой жук».

1

Выразительное чтение.

07.10

07.10



17.2

К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете.

1

Составить характеристику литературного героя.

08.10

08.10



18.3

Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»).

1

Выразительное чтение.

14.10

14.10



19.4

Р.Л. Стивенсон и неизведанные острова.

1

Иллюстрации к прочитанному тексту.

16.10

15.10



20.5

Полный опасностей путь.


1

Тест по прочитанным главам.

17.10

17.10



21.6

Цена честного слова.


1

Выразительное чтение.

21.10

21.10



22.7

«Вьется по ветру «Веселый Роджер», Люди Флинта песенку поют».

1

Выразительное чтение.

23.10

22.10



23.8

24.9

Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик».

2

Характеристика литературного героя.

24.10

28.10

24.10

28.10



25.10

Р.Р. Сочинение по разделу «Шифры и клады».

1

Домашнее сочинение.

30.10

29.10



Раздел 3 (6 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

2. Познавательные.

Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Пользоваться словарями, справочниками. Осуществлять анализ и синтез.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

26.1

Д.Лондон «Любовь к жизни». Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона.

1

Составление цитатного плана прочитанного текста.

31.10


31.10




27.2

28.3

Что такое любовь к жизни? По страницам повести «Любовь к жизни».

2

Выразительное чтение; подготовка иллюстраций.

06.11

07.11


05.11

07.11




29.4

30.5

Б.С. Житков «Механик Салерно». Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С. Житков и его рассказ «Механик Салерно»).

2

Чтение по ролям; портретная характеристика.

11.11

11.11

11.11

11.11



31.6

Р.Р. Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации».

1

Домашнее сочинение.

13.11

12.11



Раздел 4 (11 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

2. Познавательные.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

32.1

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его маленькие герои.

1

Выразительное чтение.

14.11

14.11



33.2

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения – игра.

1

Составление плана прочитанного.

18.11

18.11



34.3

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения – игра и жизнь.

1

Просмотр фрагмента фильма, обсуждение.

25.11

25.11



35.4

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна Приключения – жизнь.

1

Создание иллюстраций к произведению.

27.11

26.11



36.5

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Море Пети и море Гаврика.

1

Создание презентации по заданной теме.

28.11

28.11



37.6

Большие события и маленькие дети.

1

Создание презентации по заданной теме.

02.12

02.12



38.7

39.8

Дети становятся взрослыми (по страницам произведения). Тест.

2

Защита презентаций.

04.12

05.12


03.12

05.12




40.9

Валентин Катаев. Жизнь и творчество. Автор и герой художественного произведения.

1

Создание коллективного проекта.

09.12

09.12



41.10

М. Ю. Лермонтов «Парус». Смысл

названия повести В.П. Катаева.

1

Выразительное чтение; сопоставительный анализ.

11.12

10.12



42.11

Р. Р. Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми».


1

Домашнее сочинение.

12.12


12.12




Раздел 5 (10 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

2. Познавательные

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3. Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

4. Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

43.1

44.2


В. Каверин «Два капитана».

Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева.

2

Составление цитатного плана.

16.12

18.12

16.12

17.12



45.3

«Я найду экспедицию!»

1

Выразительное чтение.

19.12

19.12



46.4

Лётчик Григорьев и штурман Климов.

1

Составление цитатного плана.

23.12

23.12



47.5

Капитан Григорьев на войне.

1

Просмотр фрагмента фильма, обсуждение.

25.12

24.12



48.6

Как была найдена экспедиция.


1

Портретная характеристика.

26.12

26.12



49.7


А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

Выразительное чтение.

30.12

30.12



50.8

51.9

М. Ю. Лермонтов «Бородино».

«Ведь были ж схватки боевые...»

2

Выразительное чтение; анализ поэтических произведений.

13.01

15.01

13.01

14.01



52.10

Р.Р. Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел».



1

Домашнее сочинение.

16.01

16.01



Раздел 6 (3часа)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

2. Познавательные

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

3. Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

4. Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План


Факт

53.1

54.2

Стихи о прекрасном и неведомом

(Н. Гумилев, В. Маяковский, М. Светлов, В. Берестов).

2

Выразительное чтение; анализ поэтических произведений.

20.01

22.01

20.01

21.01



55.3

Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок). Проверочная работа № 1.

1

Самостоятельная тестовая работа.

23.01

23.01



Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами. Мир, «затерянный» в нас (16 часов)


Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Мир, «затерянный» в

нас.













Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика.


















Раздел 3. Сказка и фантастика.

1.Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.


2.Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения.

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.



3.Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия:

а) Понятие о фантастической литературе, её «законы».

б) Роль художественной детали в тексте.

в) Связь литературы с фольклором. Поэма как литературный жанр.

Предметные умения

1. Узнавать фантастическую литературу по её признакам.

2. Видеть в тексте произведения художественную деталь, понимать её роль.

3. Отличать сказку от произведения фантастической литературы.

4. Узнавать поэму по её жанровым признакам.

5. Писать сочинение размышление о прочитанном.

Регулятивные УУД

См. с. 44.

Познавательные УУД

См. с. 44–45.

Коммуникативные УУД

См. с. 45.


Раздел 1 (2 часа)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

2. Познавательные.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концеп-

туальную.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать кри-

терии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План


Факт

56.1



А. Конан Дойл «Затерянный мир».

Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя).

1

Выразительное чтение эпизодов.

27.01

27.01



57.2

Наука и полёт фантазии (анализ

главы XII из романа «Затерянный

мир»).

1

Выразительное чтение эпизодов. Отвечать на вопросы.

29.01

28.01



Раздел 2 (8 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

2. Познавательные.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать кри-

терии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

58.1

Фантастический мир Александра

Беляева.

1

Составление таблицы «Сравнительные характеристики героев».

30.01

30.01



59.2

Мари Лоран и голова профессора

Доуэля.

1

Выразительное чтение и обсуждение эпизодов.

03.02

03.02



60.3

Профессор Доуэль и профессор

Керн.

1

Выразительное чтение и обсуждение эпизодов.

05.02

04.02



61.4

Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р.Брэдбери).

1

Найти эпитеты, сравнения, метафоры. Определить, как они передают впечатление от произведения.

06.02

06.02



62.5

Каждый из нас в ответе перед

будущим (рассказ «И грянул гром»).

1

Ответы на вопросы.

10.02

10.02



63.6

Н.В. Гоголь и «ненаучная» фантастика.

1

Выразительное чтение эпизодов.

12.02

11.02



64.7

65.8

Странное, причудливое, фанта-

стическое в повести «Портрет».

2

Ответы на вопросы.

13.02

17.02

13.02

17.02



Раздел 3 (6 часов)

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

2. Познавательные.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концеп-

туальную.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать кри-

терии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

66.1

67.2

Жизнь и фантастика в сказке

(А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»).

2

Комментирование прочитанной сказки. Устное словесное рисование.

19.02

19.02

18.02

18.02



68.3

А.С. Пушкин и его первая поэма.

1

Создание коллективного проекта.

26.02


25.02




69.4

70.5

«Там чудеса...» (сказочное в поэме

«Руслан и Людмила»).

2

Написание сочинения.


27.02

03.03


27.02

03.03




71.6

Развитие речи. Сочинение по

части II учебника «Что можно увидеть с закрытыми глазами».



1

Написание сочинения.

05.03

04.03




Часть III. В лабиринте событий (5 часов)


В лабиринте событий.

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива

.«Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения.

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как первый классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.


Предметные знания

1. Понятие о детективной литературе.

2. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Предметные умения

1. Узнавать детектив по его жанровым при-знакам.

2. Писать сочинение-подражание.

Универсальные учебные действия

См. с. 44–45.

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритм выполнения задачи.

2. Познавательные

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концеп-

туальную.

3. Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать кри-

терии оценки своей работы.

4. Коммуникативные

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

72.1

73.2

Что такое детектив? Истоки детективной литературы. Рассказ Э. По «Убийство на улице Морг» – первое произведение детективного жанра.

2

Выборочное чтение, подбор цитат.

06.03

12.03


06.03

11.03




74.3

75.4

Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс. А. Конан Дойл «Горбун».

2


Выборочное чтение, подбор цитат.

13.03

17.03

13.03

17.03



76.5

Р.Р. Сочинение по части III учебника «В лабиринте событий».

1


19.03

18.03




Часть IV. Я и другие.


Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия:

а) отличие повести от рассказа.

б) автобиографическое произведение.

в) средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и др.).

г)сказка и быль.

Предметные умения

1. Различать повесть и

рассказ по их признакам.

2. Видеть в тексте средства создания ха-рактера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).

3. Писать сочинение – сравнительную характеристику двух героев.


Регулятивные УУД

См. с. 44.


Познавательные УУД

См. с. 44–45.


Коммуникативные УУД

См. с. 45.

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритм выполнения задачи.

2. Познавательные.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3. Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать кри-

терии оценки своей работы.

4. Коммуникативные.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.




Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

77.1

78.2

Драмы взрослых и драмы детей

(повесть В.Г. Короленко «В дурном

обществе»).

2

Выразительное чтение.

20.03

24.03

20.03

24.03



79.3

80.4

Уроки добра и справедливости.

2

Портретная характеристика героев.

26.03

27.03

25.03

27.03



81.5

Смысл названия и основные идеи

Повести.

1

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма.

31.03

31.03



82.6

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

1

Создание коллективного проекта.

02.04


01.04




83.7

Тропа Насти.

1

Выразительное чтение.

03.04

03.04



84.8

Тропа Митраши.

1

Составление цитатного плана.

07.04

07.04



85.9

«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести.

1

Ответы на вопросы; тест по произведению.

09.04

08.04



86.10

Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля).

1

Выборочный пересказ; написание отзыва о прочитанном произведении.

16.04

15.04



87.11

Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»).

1

Ответы на вопросы; тест по произведению.

17.04

17.04



88.12

Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид»).

1

Составление цитатного плана.

21.04


21.04




89.13

Рассказы о детях. В. Распутин «Мама куда-то ушла».

1

Выразительное чтение.

23.04

22.04



90.14

Стихи о детях (Д. Самойлов,

В. Берестов, Н. Заболоцкий).

1

Выразительное чтение.

24.04


24.04




91.15

Р.Р. Сочинение по части IV учебника «Я и другие».

1

Написание сочинения.

28.04

28.04







Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?..» (11 часов)



Часть V. «Мы не можем без них

или они без нас?..»

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нрав-ственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения.

А.П. Чехов «Каштанка»

А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2.Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия.

4. Кто такой писатель-анималист.

5. Понятие о стихотворных размерах.


Предметные умения

1. Определять стихотворный размер.

2. Писать сочинение-размышление о книге, литературном герое.


Регулятивные УУД

См. с. 44.


Познавательные УУД

См. с. 44–45.


Коммуникативные УУД

См. с. 45.

УУД (универсальные учебные действия)

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Личностные

Формирование навыков анализа и сопоставления.

2. Познавательные

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

3. Регулятивные

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

4. Коммуникативные

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План


Факт

92.1

93.2

«Собачий мир» в рассказе А.П. Чехова «Каштанка»

2

Составление конспекта.

30.04

05.05

29.04

05.05



94.3

95.4

«Всем кошкам кошка» в рассказе

А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе

К. Чапека «С точки зрения кошки».

1

Выборочный пересказ.

07.05

07.05


06.05

06.05



96.5

Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Дарелла).

1

Выразительное чтение, составление плана.

08.05

08.05



97.6

Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Дж. Даррелла «Гончие Бафута»).

1

Комментированное, выразительное чтение.

12.05

12.05



98.7

Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э. Сетон-Томпсона).

1

Выразительное чтение наизусть.

14.05

13.05



99.8

Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк»).

1

Комментированное, выразительное чтение.

15.05


15.05




100.9

Мир животных в стихах (стихи

Б. Заходера, С. Есенина,В. Инбер,

Н. Глазкова, И. Бунина,

В. Маяковского, Н. Заболоцкого).

1

Комментированное чтение.

19.05

19.05



101.10

Р.Р. Сочинение по части V учебника «Мы не можем без них или они без нас?»

1

Выразительное чтение; анализ поэтического текста.

21.05


20.05




102.11

103.12

Что же там, за горизонтом?

(Урок-обобщение по всему учебнику). Проверочная работа № 2.

2

Отзыв о прочитанном произведении.

22.05

22.05



104.13

105.14

Мир твоих читательских интересов.


2

Защита проектов.

26.05

28.05

26.05

27.05









8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преподавание литературы в школе. 5 класс.

Автор: Лунева Анна Ивановна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Мастер-класс:"Создание коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-sozdaniie-kollaborativnoi-sriedy-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "107505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403277549"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "презентация ССП по литературе "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-ssp-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "123502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414509392"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Применение групповой работы на уроках в малокомплектных школах"
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "277250"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452864144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства