Общеобразовательная программа по русскому языку и литературе для СПО
Общеобразовательная программа по русскому языку и литературе для СПО
Программа общеобразовательной учебной дисциплины УДб.01«Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО ППКРС на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
-самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
- поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Программа учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т. п.), учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа по русскому языку и литературе для СПО»
Министерство образования пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский агропромышленный колледж»
ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДб. 01 «Русский язык и литература. Литература»
Пенза, 2017 г.
Утверждаю
Директор
____________ /А.В. Зарывахин/
«____» ___________ 20___г.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по техническому профилю
профессионального образования
для специальности: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»,
Разработчики:
Земскова Людмила Владимировна- преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Программа по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ________ от _______________
Председатель МЦК ОД______________/Л. В. Земскова./
Рекомендуемая литература _____________________________ 45
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины УДб.01«Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО ППКРС на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
-самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
- поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Программа учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т. п.), учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.
Общая характеристика учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении профессий СПО технического, естественнонаучного профилей профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы, изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образованиядля специальности: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
СПО технического профиля профессионального образования.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины
УДб.01 «Русский язык и литература. Литература»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).
2
Раздел 1. Литература первой половины 19 века
7
Тема 1.1.
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Содержание учебного материала
1
2,3
1.Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе.Традиции и новаторство в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица». Разнообразие и преображение жанра оды.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение произведений Державина по выбору учащихся.
1
Тема1.2.
А.С. Пушкин.
Содержание учебного материала
2
2,3
1.А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание.
Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.. Творчество А.С.Пушкина в критике и литературоведении.
2.Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом.
Анализ стихотворения. Повторение р-а «Евгений Онегин».
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Дополнительное чтение стихов по выбору учащихся. Изучение материала учебника. Работа над сочинением. Заучивание стихотворения наизусть.
1
Тема1.3.
М.Ю. Лермонтов.
Содержание учебного материала
2
2,3
1. Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.
2. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Изучения раздела учебника, подготовка выразительного чтения стихов.
1
Тема 1.4. Николай Васильевич Гоголь
Содержание учебного материала
2
2,3
1. Личность писателя, жизненный и творческий путь.
«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
2.Повторение поэмы «Мертвые души»
Русь народная, помещики, проблема национального характера в поэме.
Единство сатирического и лирического, раздумья писателя о судьбе Родины. Сатирическая характеристика помещиков.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение повести «Нос».
1
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
42
Введение
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество.
1
1
Тема 2.1. Александр Николаевич Островский
Содержание учебного материала
4
1,2
1.Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского.Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.
2.Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы.
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
3.Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
4. Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Составление плана характеристики Катерины. Изучение материала учебника по творчеству писателя. Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в «темном царстве»
3
Тема 2.2.Иван Александрович Гончаров
Содержание учебного материала
2
1,2
1.Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов».Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа «Обломов».
2. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов.
Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Конспект статьи «Что такое «Обломовщина?»
1
Тема 2.3. Иван Сергеевич Тургенев
Содержание учебного материала
5
1,2
1.Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева.
Тургенев-романист.Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.
2.Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество.
3. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».
4. Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович).
5. Тест по роману «Отцы и дети»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя, изучение материала учебника, чтение романа.
4
Тема 2.4. Н.Г.Чернышевский
Содержание учебного материала
2
1
1.Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского.
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать». Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе.
2.Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Изучение материала учебника о писателе
1
Тема 2.5. Николай Семенович Лесков
Содержание учебного материала
3
1,2
1Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н.С.Лескова. Творчество Н.С.Лескова в 1870-е годы.
Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина.
2.Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.
3.Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение повести. Анализ отдельных глав.
3
Тема 2.6.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Содержание учебного материала
3
2
1.Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.
2.Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.
3.Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников.Элементы антиутопии.
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение сказки, анализ с указанием форм смеха.
1
Тема 2.7.
Федор Михайлович Достоевский
Содержание учебного материала
5
1,2
1.Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).
Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.
2. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа.
3. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.
4. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.
5. Тест по роману «Преступление и наказание»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся .Чтение романа. Составление хронологической таблицы жизни писателя. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»
2
Тема 2.8.
Лев Николаевич Толстой
Содержание учебного материала
10
2,3
1. Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
2.Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
3. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе.
4.Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого.Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.
5. «Дубина народной войны», партизанская война в романе.
Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.
6. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера.
Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
7.«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе.
8. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны».Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке.
9. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого.
10. Письменная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся .Чтение романа, изучение маиериала учебника, мини-сочинения, составление образов главных героев романа. Составление таблицы жизни писателя. Работа по схемам-опорам. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона. Просмотр фильма по роману.
6
Тема 2.9.
Антон Павловлович Чехов
Содержание учебного материала
8
2,3
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов П. Чехова.
Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
2. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Рассказ «Ионыч»
3. Характеристика героев. Деградация души Ионыча. Путь от Дмитрия Ионыча до Ионыча.
4.Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей.Сложность и многозначность отношений между персонажами.
5.Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад».
6.Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.
7.Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
8.Тест по творчеству А.П.Чехова
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”».
2
Раздел 3.1.Поэзия второй половины XIX века
12
Введение.
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.
1
Тема 3.1. Федор Иванович Тютчев
Содержание учебного материала
2
2,3
1.Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева.
2. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа.», «Умом Россию не понять.», «Эти бедные селенья.», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое.»), «Я помню время золотое.»,
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Исследование и подготовка реферата: «Ф. И. Тютчев в воспоминаниях современников»
1
Тема 3.2 Афанасий Афанасьевич Фет
Содержание учебного материала
2
2,3
1.Жизненный и творческий путь А. А.Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А.Фета.
2.Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом.», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь.»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Повторение. Стихотворения русских поэтов о природе.
1
Тема 3.3 Алексей Константинович Толстой
Содержание учебного материала
1
2,3
1Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.Для чтения и изучения. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, но только гость случайный.», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно.», «Колокольчики мои, цветики степные.»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Повторение. Тема любви в русской поэзии.доклада: «А. К. Толстой — прозаик», «А.К. Толстой — драматург»
1
Тема 3.4 Николай Алексеевич Некрасов
Содержание учебного материала
5
2,3
1. Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова.Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова.
2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция.Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция.
3.Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.
4.Сатирические портреты в поэме. .Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода.»), «Вчерашний день, часу в шестом.», «Еду ли ночью по улице темной.», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей.»
5.Письменная работа по лирике второй половины 19 века.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение и анализ стихов по выбору учащихся. Выполнение домашнего задания. Составление хронологической таблицы жизни и творчества поэтов.
1
Раздел 4. Русская литература 20 века.
12
Введение
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков.
1
1
Тема 4.1.
И.А. Бунин
Содержание учебного материала
1
1,2
1.Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Проза И.А.Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ стихов И.А.Бунина по выбору учащегося.
1
Тема 4.2.
А.И. Куприн
Содержание учебного материала
2
2,3
1.Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
2. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность.Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Дополнительное чтение рассказов Куприна по выбору.
1
Тема 4.3 Поэзия начала ХХ века
4
1,2
Введение.
1.Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.
2.Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта- ремесленника.Николай Степанович Гумилев
Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
3. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский,Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак).
4.Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, А. Есенина.
Николай Алексеевич Клюев. Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Выразительное чтение стихов, изучение материала учебника.
1
Тема4.4. Алексей Максимович Горький
Содержание учебного материала
2
2,3
1.Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.
2.Герои пьесы. Спор о назначении человека.Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.М.Горького. Изучение теории литературы по теме. Словарная работа.
1
Тема 4.5. Александр Александрович Блок
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
2. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Изучение теории литературы о символизме. Заучивание стихов. Частичный анализ любимых стихов поэта
1
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов
5
Введение.
1.Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
1
Тема5.1
В.В Маяковский
Содержание учебного материала
1
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни.
Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Изучение теории литературы о символизме. Заучивание стихов. Частичный анализ понравившегося стихотворения поэта.
1
Тема 5.2
С.А.Есенин
Содержание учебного материала
1
2,3
1. Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества ЕсенинаДля чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных.», «Спит ковыль. Равнина дорогая.»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Любовная лирика поэтов. Изучение материала учебника. Анализ стихов. Заучивание наизусть.
1
Тема 5.3
Александр Александрович Фадеев
Содержание учебного материала
1
1,2
1.Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Роман «Разгром». (обзорное изучение)Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее.Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Исследование и подготовка доклада: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве».
1
Раздел 6.Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов.
11
Введение.
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф.Гладкова.
1
Тема 6.1
М.И.Цветаева.
Содержание учебного материала
1
2
1.Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано.», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Имя твое — птица в руке.», «Тоска по родине! Давно.»
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).
1
Тема 6.2
А.П. Платонов
Содержание учебного материала
2
1,2
1.Сведения из биографии.
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев- правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова).
2. Повесть «Котлован» (обзор).
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ стихов, изучение произведения А.П.Платонова по выбору.
1
Тема 6.3 Исаак
Эммануилович Бабель
Содержание учебного материала
1
1,2
1.Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля.Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. «Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов).
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов
И. Э. Бабеля», «Изображение революции в “Конармии”
1
Тема 6.4
М.А. Булгаков
Содержание учебного материала
2
1,2
1.Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей.
2.Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ произведений М.А.Булгакова по выбору.
1
Тема 6.5
Алексей Николаевич Толстой
Содержание учебного материала
1
1,2
1.Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр (обзорное изучение)Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе.
Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ произведений А.Н.Толстого по выбору.
4
Тема 6.6 Михаил Александрович Шолохов
Содержание учебного материала
3
2,3
1. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.
2. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
3. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ произведения М.А.Шолохова по выбору.
2
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
5
Введение
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой,В.Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов,
А.Твардовский, А.Сурков, М. Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).
1
2
Тема 7.1
Анна Андреевна Ахматова
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет.
2. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ стихотворения поэтессы по выбору.
1
Тема 7.2
Борис Леонидович Пастернак
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.
2. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и анализ стихотворения поэта по выбору.
1
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
16
Введение
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели».
1
1
Тема 8.1Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы
Содержание учебного материала
5
1,2
1. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. В.В. Быков. «Сотников».
2. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. В.Шукшин. «Выбираю деревню на жительство»
3.Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.
4. В.Распутин. «Прощание с Матерой» (обзор). Отношение человека к природе в рассказе «Прощание с Матерой».
5.Творческая работа по творчеству писателей 50-80х годов.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Чтение и обсуждение Г. Владимов. «Верный Руслан». Ю. Бондарев. «Горячий снег».
2
Тема 8.2 Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Содержание учебного материала
1
1,2
1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков..Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя.
Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение «Поэзии Н. Заболоцкого, А. Вознесенского в контексте русской литературы
1
Тема 8.3Драматургия 1950-1980-х годов
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего.Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей.
2. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова,
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Повторение. Творчество драматургов XIX — первой половины ХХ века.
1
Тема 8.4
Александр Трифонович Твардовский
Содержание учебного материала
2
2,3
1. Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».
2. Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский - главный редактор журнала «Новый мир».
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX—XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.
1
Тема 8.5 Александр Исаевич Солженицын
Содержание учебного материала
3
1,2
1. Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции.
2. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Образ Матрены.
3. Мастерство А. Солженицына- психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образе Матрены.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтениеи обсуждение (по выбору преподавателя). Романов: «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»
1
Тема 8.6 Александр Валентинович Вампилов
Содержание учебного материала
2
1,2
1. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова.
2. Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение и анализ драмы «Провинциальные анекдоты».
1
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)
2
Введение
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе.
1
1
Тема 9.1И.С.Шмелев
Содержание учебного материала
1
1
1. Сведения из биогафии И.С.Шмелева. Обзорное изучение произведения «Лето Господне».
Раздел 10.Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
3
Введение.
1.Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала XXI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература.
1
1Тема 10.1 Б. Ахмадулина
Содержание учебного материала
2
2,3
1. Жизнь и творчество Б.Ахмадулиной..
2. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Чтение и анализ стихотворения поэтов: Б.Ахмадулиной, И.Бродского по выбору.
1
Итого: максимальная
175
Обязательная:
117
Самостоятельная:
58
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным
материалом.
маматериалом; самооценивание и взаимооценивание
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимвзаимооценивание.
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Поэзия второй половины XIX века
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре.
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа.
Особенности развития литературы 1920-х годов
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения;написание сочинения;чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература».
Освоение программы учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Литература» имеет в наличии в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, учебный кабинет
№ 30 «Русский язык и литература», в котором имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» в состав которой входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
- инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд наполнен энциклопедиями, справочниками и др.
Рекомендуемая литература
Для студентов:
Агеносов В. В. и др.Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.
Архангельский А.Н. и др.Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н. Сухих.- М., 2014.
Зинин С.А., Сахаров В.И.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).
класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).
класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т. Ф. и др.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т. Ф. и др.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М.Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина — М., 2014.
Лебедев Ю. В.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др.Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П. Журавлева. — М., 2014.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др.Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Белокурова С.П., Сухих И.Н.Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др.Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н. Сухих. — М., 2014.
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
Карнаух Н. Л.Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. — М., 2011.
Карнаух Н.Л., Кац Э.Э.Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В.Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
Поташник М.М., Левит М.В.Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
Современная русская литература конца ХХ — начала XXI века. — М., 2011.
Черняк М. А.Современная русская литература. — М., 2010.
интернет-ресурсы
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).