Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
Код и наименование профессий: 19.01.17 «Повар, кондитер», 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»
23.01.07 «Машинист крана (крановщик)», 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
Председатель МЦК ОГ и СЭД Земскова Л.В. _______________________ __________________
Составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине УДб .01«Русский язык и литература. Русский язык", утвержденной МЦК ОГ и СЭД Протокол № 1 от 31.08.2015г.
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки (неделя) | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства обучения | Самостоятельная работа |
Виды внеаудиторной самостоятельной работы | Количество часов для внеаудиторной работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Введение | 2 | | | | | |
| Содержание учебного материала | | | | | | |
1. | 1.Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. | 1 | Первая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 2 ] упр.512 | |
2. | 2. Язык как система. Основные уровни языка. | 1 | Первая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2 ] упр.514 | |
| Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 18 | | | | | |
| Тема 1.1. Язык и речь | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 2 | | | | | 2 |
3. | 1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | Вторая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 2 ] упр.516 | |
4. | 2. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | Вторая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2 ] упр.518 | |
| Тема 1.2. Функциональные стили речи | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 16 | | | | | 5 |
5. | 1. Функциональные стили речи и их особенности. | 1 | Третья неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 4] упр.338 | |
6. | 2.Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | Третья неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4 ] упр.479,487 | |
7. | 3. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др | 1 | Четвертая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4] упр.342 | |
8. | 4. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. | 1 | Четвертая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4 ] упр.458 | |
9. | 5. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 1 | Пятая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4] упр.457 | |
10 | 6. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. | 1 | Пятая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4] упр.386 | |
11. | 7. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 1 | Шестая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4] упр.395, 409,411 | |
12. | 8. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | Шестая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4 ] упр.497 | |
13. | 9. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | Седьмая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | [ 4 ] упр.501 | |
14. | 10. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое | 1 | Седьмая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4 ] упр.285 | |
15. | 11. Средства и виды связи предложений в тексте. | 1 | Восьмая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | [ 4 ] упр.283 | |
16. | 12. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). | 1 | Восьмая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | [ 4 ] упр.319,324,330 | |
17. | 13. Абзац как средство смыслового членения текста. | 1 | Девятая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | [ 4 ] упр.292 | |
18. | 14. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). | 1 | Девятая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | [ 4 ] упр.293,298,310 | |
19. | 15. Соединение в тексте различных типов речи. | 1 | Десятая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 4 ] упр.311 | |
20. | 16. Лингвостилистический анализ текста. | 1 | Десятая неделя | Комбинированный урок | | | |
| Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | | | | | | |
| Тема 2.1. Фонетика | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 3 | | | | | 2 |
21 | 1.Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. | 1 | Одиннадцатая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2] упр.49 | |
22 | 2. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. | 1 | Одиннадцатая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2 ] упр.51-52 | |
23 | 3. Фонетический разбор слова. | 1 | Двенадцатая неделя | Комбинированный урок | | | |
| Тема 2.2. Орфоэпия, графика | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 2 | | | | | 1 |
24 | 1.Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 1 | Двенадцатая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | [ 2] упр.53 | |
25 | 2. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 1 | Тринадцатая неделя | Комбинированный урок | Презентация таблица | Работа со стихотворением С.Есенина «Гой ты,Русь…» | |
| Тема 2.3. Орфография | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 5 | | | | | 6 |
26 | 1. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | Тринадцатая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2] упр.90 | |
27 | 2. Употребление буквы ь. | 1 | Четырнадцатая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2] упр.154, 156 | |
28 | 3. Правописание о/е после шипящих и ц. | 1 | Четырнадцатая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2] упр.109 | |
29 | 4. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. | 1 | Пятнадцатая неделя | Комбинированный урок | таблица | [ 2] упр.138 | |
30 | 5. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики | 1 | Пятнадцатая неделя | Комбинированный урок | | | |
| Раздел 3. Лексикология и фразеология | 14 | | | | | |
| Тема 3.1. Лексикология | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 10 | | | | | 7 |
31 | 1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. | 1 | Шестнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.29 | |
32 | 2. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | Шестнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.30 | |
33 | 3. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 1 | Семнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.36-38 | |
34 | 4. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 1 | Семнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.40 | |
35 | 5. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 1 | Восемнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.33 | |
36 | 6. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). | 1 | Восемнадцатая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 3] упр.58,61 | |
37 | 7. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 1 | Девятнадцатая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 2] упр.37 | |
38 | 8. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | Девятнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.39-42 | |
39 | 9. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | 1 | Девятнадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.44 | |
40 | 10. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 1 | Девятнадцатая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 2] упр.44 | |
| Тема 3.2. Фразеология | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 4 | | | | | 2 |
41 | 1. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. | 1 | Двадцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.47 | |
42 | 2. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор. | 1 | Двадцатая неделя | Комбинированный урок | презентация | Работа со словаремфразеологизмов | |
43 | 3. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | Двадцатая неделя | Комбинированный урок | презентация | Работа с тексом: исправление лексических ошибок | |
44 | 4. Лексический и фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | Двадцатая неделя | Комбинированный урок | | | |
| Раздел 4.Морфемика, словообразование, орфография. | 12 | Двадцать первая неделя | | | | |
| Тема 4.1. Морфемика | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 4 | | | | | 2 |
45 | 1. Понятие морфемы как значимой части слова. | 1 | Двадцать первая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.54 | |
46 | 2 Многозначность морфем.. Синонимия и антонимия морфем. | 1 | Двадцать первая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 2] упр.59-60 | |
47 | 3. . Синонимия и антонимия морфем. | 1 | Двадцать первая неделя | Комбинированный урок | презентация | [ 2] упр.64 | |
48 | 4. Морфемный разбор слова. | 1 | Двадцать вторая неделя | Комбинированный урок | | | |
| Тема 4.2. Словообразование | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 3 | | | | | 2 |
49 | 1. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. | 1 | Двадцать вторая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.73,80 | |
50 | 2. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. . Понятие об этимологии. | 1 | Двадцать третья неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.84 | |
51 | 3. Словообразовательный анализ. | 1 | Двадцать третья неделя | Комбинированный урок | | | |
| Тема 4.3. Орфография | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 5 | | | | | 4 |
52 | 1. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. | 1 | Двадцать третья неделя | Комбинированный урок | Таблица | Работа с текстом (найти суфф. В стилях р.яз.) | |
53 | 2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | Двадцать третья неделя | Комбинированный урок | презентация | Работа с текстом: указать речевые ошибки | |
54 | 3. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | Двадцать четвертая неделя | Комбинированный урок | Таблица | [ 2] упр.99 | |
55 | 4. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | 1 | Двадцать четвертая неделя | Комбинированный урок | Таблица | [ 2] упр.142 | |
56 | 5. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами | 1 | Двадцать четвертая неделя | Комбинированный урок | | | |
| Раздел 5.Морфология и орфография. | 34 | | | | | |
| Тема 5.1. Морфология (самостоятельные части речи) | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 26 | | | | | 10 |
57 | 1. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). | 1 | Двадцать четвертая неделя | Комбинированный урок | презентация | Работа с текстом: указать грамматические ошибки | |
58 | 2. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | Двадцать пятая неделя | Комбинированный урок | презентация | Выполнение презентации «Знаменательные и незнаменательные части речи» | |
59 | 3. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. | 1 | Двадцать пятая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.169,172, 174 | |
60 | 4. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. | 1 | Двадцать пятая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.179,183 | |
61 | 5. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Двадцать пятая неделя | Комбинированный урок | | | |
62 | 6. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | Двадцать шестая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.202 | |
63 | 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1 | Двадцать шестая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.207-210, 220 | |
64 | 8. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Двадцать седьмая неделя | Комбинированный урок | | | |
65 | 9. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. | 1 | Двадцать седьмая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.223,230 | |
66 | 10 Морфологический разбор имени числительного. | 1 | Двадцать седьмая неделя | Комбинированный урок | | | |
67 | 11. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. | 1 | Двадцать седьмая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.231,236 | |
68 | 12. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 1 | Двадцать восьмая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.237 | |
69 | 13. Морфологический разбор местоимения. | 1 | Двадцать восьмая неделя | Комбинированный урок | | | |
70 | 14. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. | 1 | Двадцать девятая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.240 | |
71 | 15. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 1 | Двадцать девятая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.253 | |
72 | 16. Морфологический разбор глагола. | 1 | Тридцатая неделя | Комбинированный урок | | | |
73 | 17. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. | 1 | Тридцатая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.261 | |
74 | 18. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 1 | Тридцать первая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.269 | |
75 | 19. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. | 1 | Тридцать первая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.274 | |
76 | 20. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 1 | Тридцать вторая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.324,326 | |
77 | 21. Морфологический разбор деепричастия и причастия | 1 | Тридцать вторая неделя | Комбинированный урок | | | |
78 | 22. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. | 1 | Тридцать третья неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.283 [ 3]упр. 330 | |
79 | 23. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте | 1 | Тридцать третья неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.336 | |
80 | 24. Морфологический разбор наречия. | 1 | Тридцать четвертая неделя | Комбинированный урок | | | |
81 | 25. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). | 1 | Тридцать четвертая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.290 | |
82 | 26. ). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 1 | Тридцать пятая неделя | Комбинированный урок | | [ 2] упр.291 | |
| Тема 5.1. Морфология (служебные части речи) | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 8 | | | | | |
83 | 27. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. | 1 | Тридцать пятая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.295 | |
84 | 28. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. | 1 | Тридцать шестая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.355 | |
85 | 29. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 1 | Тридцать шестая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 3] упр.356 | |
86 | 30. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. | 1 | Тридцать седьмая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.305 | |
87 | 31. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | Тридцать седьмая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.306 [ 3] упр. 360 | |
88 | 32. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 1 | Тридцать восьмая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.310 [ 3] упр. 364 | |
89 | 33. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 1 | Тридцать девятая неделя | Комбинированный урок | Таблица презентация | [ 2] упр.319 | |
90 | 34. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Морфологический разбор. | 1 | Сороковая неделя | Комбинированный урок | | | |
Итого: | Максимальная учебная нагрузка | 133 | | | | | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 90 | | | | | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося | 43 | | | | | |
учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Русскому языку в старших классах «Просвещение», 2010.