ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УДб. 01 «Русский язык и литература. Русский язык»
ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УДб. 01 «Русский язык и литература. Русский язык»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины УДб.01«Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы ППКРС СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УДб. 01 «Русский язык и литература. Русский язык»»
Министерство образования пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДб. 01 «Русский язык и литература. Русский язык»
Пенза, 2015 г.
Утверждаю
Начальник отделения
____________ /А.В. Зарывахин/
«____» ___________ 20___г.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по техническому профилю
профессионального образования
профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», ОКХ и УЗР
Разработчики:
Земскова Людмила Владимировна- преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ОКХ и УЗР
Программа по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № ________ от _______________
Председатель МЦК ОГ и СЭД ______________/Л. В. Земскова./
Характеристика основных видов деятельности студентов ____ 24
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский язык» ...________________________________________27
Рекомендуемая литература _____________________________28
Пояснительная записка.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины УДб.01«Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы ППКРС СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины УДб. 01 «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
УДб. 01 «Русский язык и литература. Русский язык»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин» СПО технического профиля профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины УДб.01«Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина УДб.01«Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Место учебной дисциплины в учебном плане.
Учебная дисциплина УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.
В учебном плане ППКРС для профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин» СПО технического профиля профессионального образования учебная дисциплина УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
Результаты освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины
УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа.
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
2
1.Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
2.Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
18
Тема 1.1.
Язык и речь
Содержание учебного материала
2
2
1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
2.Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 1.1.
2
Тема 1.2.
Функциональные стили речи
Содержание учебного материала
16
2
1. Функциональные стили речи и их особенности.
2.Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
2
3.Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др
4.Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
5.Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
6.Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
7.Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
8.Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
9.Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
10.Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.Сложное синтаксическое целое
11.Средства и виды связи предложений в тексте.
12.Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
13. Абзац как средство смыслового членения текста.
14.Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
15.Соединение в тексте различных типов речи.
16.Лингвостилистический анализ текста.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяРабота с учебником, выполнение упражнений по теме 1.2.
5
Раздел 2
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
10
Тема 2.1.
Фонетика
Содержание учебного материала
3
2
1.Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.
2.Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.
3.Фонетический разбор слова.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 2.1.
2
Тема 2.2.
Орфоэпия, графика
Содержание учебного материала
2
2
1.Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
2.Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 2.2.
1
Тема 2.3.
Орфография
Содержание учебного материала
5
2
1.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
2.Употребление буквы ь.
3.Правописание о/епосле шипящих и ц.
4.Правописание приставок на з- / с-.Правописание и/ыпосле приставок.
5.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 2.3.
6
Раздел 3. Лексикология и фразеология
14
Тема 3.1.
Лексикология
Содержание учебного материала
10
2
1.Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
2.Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
3.Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
4.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
5.Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
6.Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).
7.Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
8.Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
9.Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.
10. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 3.1.
7
Тема 3.2.
Фразеология
Содержание учебного материала
4
2
1.Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
2.Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор.
3.Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
4.Лексический и фразеологический анализ слова.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 3.2.
2
2
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
12
Тема 4.1.
Морфемика
Содержание учебного материала
4
2
1.Понятие морфемы как значимой части слова.
2Многозначность морфем..Синонимия и антонимия морфем.
3.. Синонимия и антонимия морфем.
4.Морфемный разбор слова.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихсяРабота с учебником, выполнение упражнений по теме 4.1.
2
Тема 4.2.
Словообразование
Содержание учебного материала
3
2
1.Способы словообразования.Словообразование знаменательных частей речи.
2.Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. .Понятие об этимологии.
3.Словообразовательный анализ.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 4.2.
2
Тема 4.3.
Офография
Содержание учебного материала
5
2
1.Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.
2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
3.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
4. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.
5.Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 4.3.
4
Раздел 5. .Морфология и орфография.
34
Тема 5.1.
Морфология
(самостоятельные части речи)
Морфология
(служебные части речи)
Содержание учебного материала
8
2
1.Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).
2.Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
4.Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.Правописание сложных существительных.
5.Морфологический разбор имени существительного.
6.Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.
7.Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
8.Морфологический разбор имени прилагательного
9.Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.
10Морфологический разбор имени числительного.
11.Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
12.Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
13.Морфологический разбор местоимения.
14.Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание нес глаголами.
2
15.Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
2
16.Морфологический разбор глагола.
17.Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание нес причастиями.
18.Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
19.Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание нес деепричастиями.
20.Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
21.Морфологический разбор деепричастия и причастия
22.Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
23.Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте
24.Морфологический разбор наречия.
25.Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
26.). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
27.Предлог как часть речи. Правописание предлогов.
28.Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствиеи др.) от слов-омонимов.
29.Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласнои др.
30.Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, затоот слов-омонимов.
31.Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
32.Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц неи нис разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.Употребление частиц в речи.
33.Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
34.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Морфологический разбор.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 5.1.
10
Раздел 6.Синтаксис и пунктуация
24
Тема 6.1.
Словосочетание.
Содержание учебного материала
2
2
1.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
2.Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.Синтаксический разбор словосочетаний.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 6.1.
1
Тема 6.2.
Простое предложение
Содержание учебного материала
14
2
1.Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
2.Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
3.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
4.Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
5. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
6.Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений.
7.Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
8.Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
9..Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.
10.Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
11.Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения.
12.Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
13. Знаки препинания при обращении.Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
14.Анализ простого предложения
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 6.2.
8
Тема 6.3.
Сложное предложение.
Содержание учебного материала
8
2
1.Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
2.Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.Употребление сложносочиненных предложений в речи.
3.Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
4.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
5.Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
6.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
7.Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
8.Контрольная работа.Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Работа с учебником, выполнение упражнений по теме 6.3.
4
Итого:
171
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека
Язык и речь. Функциональные стили речи
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)
Лексикология и фразеология
Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
Морфемика,
словообразование,
орфография
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова
Морфология и орфография
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании
Синтаксис и пунктуация
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
комментировать ответы товарищей;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
определять роль синтаксических конструкций в текстообразо- вании; находить в тексте стилистические фигуры;
составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык».
Освоение программы учебной дисциплины УДб.01 «Русский язык и литература. Русский язык» имеет в наличии в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, учебный кабинет
№ 30 «Русский язык и литература», в котором имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в состав которой входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
- инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд наполнен энциклопедиями, справочниками и др.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).