kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеаудиторная самостоятельная работа по русскому языку (рекомендации к выполнению)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для обучающихся и учителей общеобразовательной школы, студентов и преподавателей СПО

Тематика внеаудиторных работ соответствует типовой программе по русскому языку, требованиям ФГОС СПО,  дополняет содержание аудиторных занятий, способствует закреплению, обобщению и  систематизации полученных на уроках теоретических знаний и совершенствованию практических умений, а также развитию  таких качеств личности, как ответственность и организованность.

Каждый вариант внеаудиторной работы содержит цель, текст задания, рекомендации к его выполнению, вопросы для самопроверки, контрольное упражнение, список рекомендуемой литературы, а также сведения о форме отчётности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная самостоятельная работа по русскому языку (рекомендации к выполнению) »

ГБОУСПО

«Светлоградский педагогический колледж»












Внеаудиторная самостоятельная работа

по русскому языку

(рекомендации к выполнению)


Автор-составитель: Богданова Н.Я.,

преподаватель филологических дисциплин



Методическая разработка

предназначена

для обучающихся и учителей общеобразовательной школы,

студентов и преподавателей СПО



















Светлоград, 2015


Пояснительная записка


Внеаудиторная самостоятельная работа, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса.

Цели внеаудиторной работы:

  • углубление знаний в области теории и практики русского языка;

  • расширение лингвистического кругозора;

  • совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся;

  • стимулирование интереса к обучению и самообучению;

  • подготовка к будущей профессиональной деятельности.


Тематика внеаудиторных работ соответствует типовой программе по русскому языку, требованиям ФГОС СПО, дополняет содержание аудиторных занятий, способствует закреплению, обобщению и систематизации полученных на уроках теоретических знаний и совершенствованию практических умений, а также развитию таких качеств личности, как ответственность и организованность.

Каждый вариант внеаудиторной работы содержит цель, текст задания, рекомендации к его выполнению, вопросы для самопроверки, контрольное упражнение, список рекомендуемой литературы, а также сведения о форме отчётности.



Интернет-ресурсы для учителей русского языка


  • http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

  • http://www.gramma.ru - Культура письменной речи

  • http://www.philolog.ru/dahl/ - Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

  • http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

  • http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка

  • http://character.webzone.ru - Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

  • http://vedi.aesc.msu.ru - Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

  • http://slovesnik-oka.narod.ru - Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой

  • http://spravka.gramota.ru - Справочная служба русского языка

  • http://likbez.spb.ru - Тесты по русскому языку

  • http://www.ruscenter.ru - Центр развития русского языка

  • http://www.philology.ru - Филологический портал Philology.ru

  • http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников













Внеаудиторная самостоятельная работа №1


Тема: Орфоэпия


Цели:

  • закрепить понятие об орфоэпии и орфоэпической норме;

  • совершенствовать произносительные навыки, умение работать с орфоэпическими словарями и справочниками.


Вид работы – работа с орфоэпическими словарями и справочниками.

Форма отчетности – выполнение упражнений.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


  1. Изучите §§ 75-76, 84 (А.М. Земский и др. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1.)

  2. Выполните упражнения 89 – 90 (Там же.)


Контрольные вопросы и задания


  • Что является предметом изучения орфоэпии?

  • Каковы основные особенности русского литературного произношения?

  • Какие стили литературного произношения выделяются в настоящее время?

  • Какие варианты имеет русское литературное произношение?

  • Каковы возможные причины отклонений от литературного произношения?

  • Назовите орфоэпические нормы в области гласных.

  • Назовите орфоэпические нормы в области согласных.

  • Какие нормы произношения отдельных грамматических форм вы знаете?

  • Каковы нормы произношения заимствованных слов?


Вариант 1


  1. Отметьте верные высказывания:

а) Орфоэпия – это совокупность форм национального языка, обеспечивающая единство его звукового оформления.

б) Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное написание значимых частей слова.

в) Орфоэпическая норма регламентирует произношение.

г) Орфоэпические нормы отражены в орфоэпических словарях.

д) Акцентологические нормы регулируют выбор варианта размещения ударного слога.


  1. В каких словах произносится [шн]?

а) беспечный; б) нарочно; в) конечно; г) порочный; д) сливочный;

е) скучный; ж) пустячный


  1. Какие слова произносятся с ударением на 1-ом слоге?

а) августовский; б) баловать; в) жалюзи; г) цемент; д) средства


4. Какие слова произносятся с ударением на 2-ом слоге?

а) понял; б) торты; в) эксперт; г) столяр; д) ходатайство


5. Какие слова произносятся с ударением на 3-ем слоге?

а) нефтепровод; б)каталог; в) красивее; г) баловать; д) феномен

6. Укажите слова, в которых перед буквой е произносится мягкий согласный.

а) пюре; б) рельс; в) патент; г) тире; д) диспансер; е) музей;

ж) декламация; з) фонетика


Вариант 2

  1. Отметьте верные высказывания:

а) Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение.

б) Орфоэпия – это совокупность правил, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, словосочетаний.

в) Акцентологическая норма регламентирует ударение.

г) Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.

д) Орфоэпическая норма регулирует выбор вариантов фонемы.


  1. В каких словах произносится [шн]?

а) двоечник; б) табачный; в) булочная; г) библиотечный; д) яблочный;

е) подвенечный; ж) аптечный; з) яичница

  1. Какие слова произносятся с ударением на 1-ом слоге?

а) завидно; б) памятуя; в) квартал; г) иконопись; д) мышление


  1. Какие слова произносятся с ударением на 2-ом слоге?

а) кремень; б) мизерный; в) звонит; г) кухонный; д) оптовый


5. Какие слова произносятся с ударением на 3-ем слоге?

а) нефтепровод; б)каталог; в) красивее; г) баловать; д) феномен


  1. Укажите слова, в которых перед буквой е произносится мягкий согласный.

а) купе; б) резюме; в) фанера; г) гротеск; д) шинель;

е) музей; ж) свитер; з) сессия


Литература:


  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

  2. Агеенко Е.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 1993.

  3. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1.- М.. 2012.

  4. Панов М.В. История русского литературного произношения 18-20вв. – М., 1990.

  5. Русский язык и культура речи в поликультурной среде Северного Кавказа: Практикум. – Пятигорск, 2010.

  6. http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»








Внеаудиторная самостоятельная работа №2


Тема: Происхождение и состав русского алфавита


Цели:

  • расширить представление студентов о происхождении русского алфавита;

  • закрепить знания о соотношении звуков и букв и исторических изменениях в русской графике.


Вид работы – изучение дополнительной литературы.

Форма отчетности – тезисы.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


  1. Изучите §§78-79 (Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2000) и §§ 70-71 (Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов.– М., 2011).

  2. Сравните количественный и качественный состав кириллицы и современного русского алфавита.

  3. Составьте тезисы по изученному материалу.

Вопросы для самопроверки


  • Как изменялся количественный и качественный состав русского алфавита?

  • С чем это было связано?

  • Какие изменения были внесены в русский алфавит при Петре I?

  • Как стал называться алфавит? Почему?

  • Что изменилось в составе алфавита при Советской власти?

  • Как можно объяснить разницу между количеством звуков и букв в современном русском алфавите?

  • Как устанавливается звуковое значение буквы в русской графике?

  • Как называется такой принцип?


Литература
  1. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2012.

  2. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов.– М.,2011.

  3. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

  4. Современный русский литературный язык: Учебник для вузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2012.

  5. http://character.webzone.ru - Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

  6. http://www.ivki.ru/svitok/ -Свиток — История письменности на Руси











Внеаудиторная самостоятельная работа №3


Тема: Лексикография

Цели:

  • расширить представления студентов об основных словарях русского языка;

  • совершенствовать умение пользоваться словарями разных типов.


Вид работы – работа со словарями разных типов.

Форма отчетности – контрольная работа.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


  1. Изучите теоретический материал по теме «Словари русского языка»:

а) Типы словарей:

    • словари комплексные и аспектные;

    • академические и учебные.

б) Содержание и структура важнейших словарей русского языка.

в) Аспектные словари русского языка:

  • диалектные;

  • этимологические;

  • исторические;

  • фразеологические;

  • орфографические;

  • орфоэпические;

  • словообразовательные;

  • ономастические;

  • синонимов;

  • антонимов;

  • паронимов;

  • иностранных слов;

  • неологизмов;

  • грамматических трудностей;

  • крылатых слов и выражений;

  • частотные;

  • обратные и др.

  1. Ознакомьтесь со строением словарной статьи.

  2. Основные словари русского языка:

  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля;

  • «Толковый словарь русского языка» под ред.проф. Д.Н. Ушакова;

  • «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

  1. Выполните практические задания (по вариантам).


Литература

1. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М., 2012 (§§ 38-41, 45-46).

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов.– М.,2011 (§ 25).

3. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

4. http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»





Контрольная работа


Вариант 1 Вариант 2

1. Укажите разницу в толковании слов в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова

героизм

культура

2. Пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка», определите происхождение слов

смородина, блуза

частушка, кепка

3. Пользуясь «Словарем иностранных слов», определите значение слов

альманах, саммит, статус, харизма

антология, брифинг, демиург, статут

4. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», определите значение образных выражений, пришедших из Библии

курить фимиам

неопалимая купина

5. Пользуясь орфоэпическим словарем, установите слова, в которых возможны варианты ударения

иначе, каталог, верба, заговор, давящий, оптовый, искристый

творог, поутру, колосс, договор, заиндеветь, петля, подогнутый

6. Укажите ошибки, связанные с неоправданным употреблением иноязычных слов

Перед родителями стоит дилемма: в каком вузе учиться их ребенку.

Троллейбус с утра до вечера курсировал по заданной траектории.

7. Определите по словарю род заимствованных существительных и составьте с ними словосочетания

киви, фламинго, иваси, гуру, пенальти

хинди, салями, виски, шимпанзе, паспарту



















Внеаудиторная самостоятельная работа №4


Тема: Словообразование основных частей речи


Цели: расширить представление студентов

  • о словообразовании основных частей речи;

  • о тенденциях развития словообразовательной системы современного русского языка.


Вид работы – изучение дополнительной литературы.

Форма отчетности – конспект, таблица.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


  1. Изучите §§101, 148-149, 168-172, 246-247, 260 (Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М., 2012).

  2. Законспектируйте основные положения изученного материала.


Вопросы для самопроверки


    • Какие типы словообразования называются продуктивными?

    • Какие – непродуктивными?

    • Назовите основные способы словообразования имен существительных?

    • Имен прилагательных?

    • Причастий?

    • Наречий?


  1. Суффиксы

    имен существительных

    имен прилагательных

    причастий

    наречий






    Заполните таблицу суффиксов разных частей речи.


Литература

1. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2012.

  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов.– М.,2001.

(§44-§55).

  1. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

  2. Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н. Ярцевой. –М., 1990.

  3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М., 1985.

  4. http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»



Внеаудиторная самостоятельная работа №6


Тема: Принципы выделения частей речи в русском языке


Цели:

  • расширить представления студентов о лексико-грамматических разрядах слов в русском языке и принципах выделения частей речи;

  • совершенствовать умения в области морфологического анализа текста.


Вид работы – изучение дополнительной литературы, выполнение упражнений.

Форма отчетности – морфологический анализ текста.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


  1. Изучите теоретические темы:

а) «Слово и его грамматические формы» (Виноградов В.В. «Русский язык. Грамматическое учение о слове», § 6 «Слово и его грамматические формы»).

б) «Принципы выделения частей речи в русском языке» (Земский А.М. Русский язык. Ч.1, § 118).

  1. Повторите тему «Грамматические способы языков» (Реформатский А.А. Введение в языковедение», §§44-55).


Вопросы для самопроверки


  • Какие имена русских лингвистов, внесших значительный вклад в разработку понятий морфологии вам известны?

  • Какие основные этапы в становлении учения о частях речи вы знаете?

  • Что такое морфологическое (грамматическое) значение слова?

  • Какие способы выражения грамматических значений существуют в русском языке?

  • Что такое парадигма слова?

  • Что такое морфологическая категория?

  • Назовите принципы классификации частей речи.

  • Какова система частей речи в современном русском языке?

  • В чем сущность морфологического анализа текста и слова?


  1. Выполните полный морфологический анализ текста.


Порядок анализа
  1. Сколько слов в тексте?

а) Знаменательные слова (указать количество).

б) Служебные (указать количество и перечислить).


  1. К каким морфологическим разрядам относятся знаменательные слова?

1) Неизменяемые (перечислить).

2) Изменяемые указать с парадигмами (перечислить, взяв в начальной форме):

а) с 12 падежными формами;

б) с 6 падежными формами;

в) с 6 число-лицевыми формами;

г) с 4 число-родовыми формами;

д) с 24 формами.

3. Классификация слов по грамматической семантике.

1) Слова, обозначающие понятия (перечислить):

а) слова с предметным значением (кто? что?);

б) слова с признаковым значением (какой? чей?);

в) с процессуальным значением (что делать?);

г) с количественным значением (сколько? который?);

д) с обстоятельственным значением (как? где? когда? зачем? почему? и т.д.)

2) Слова, обозначающие отношения (перечислить).

3) Слова-заместители, указатели (перечислить).


4. Синтаксические характеристики слов.

1) Слова управляющие и управляемые.

2) Типы синтаксических связей между словами.

Образец анализа

Ах, поля, мои борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей. (С.Есенин.)


  1. В тексте 19 слов:

а) знаменательных – 16;

б) служебных – 2: в, с;

в) междометие –1: ах.

  1. Морфологические разряды слов:

1) неизменяемых нет;

2) изменяемые с парадигмами:

а) с 12 падежными формами – 4: поле, борозда, хижина, мать;

б) с 6 формами- 2: печаль, поджиданье;

в) с 6 число-лицевыми формами – 1: люблю;

г) с 4 число-родовыми формами –1: хороши;

д) с 24 формами- 3: милый, хилый, седой, а также: мой, свой, этот.

  1. Классы слов по грамматической семантике:

1) Слова, обозначающие понятия, - 16:

а) с предметным значением – 6: поле, борозда, печаль, хижина, поджиданье,

мать;

б) с признаковым значением – 4: милый, хороший, хилый, седой;

в) с процессуальным значением – 1: любить;

г) с количественным значением – нет;

д) с обстоятельственным значением – нет.

2) Слова, обозначающие отношения, - 2: в,с.

3) Слова-заместители, указатели – 5: мой, вы, свой, я, этот.

  1. Синтаксические характеристики слов.

1) Слова управляющие: хороши, люблю; связь – управление.

2) Связь согласование: борозды милые, поля мои, своей печали, хижины хилые,

седых матерей.

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 2001.

2. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2012.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов.– М.,2011.

4. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

5. Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н. Ярцевой. –М., 1990.

Внеаудиторная самостоятельная работа №7


Темы: Морфологический разбор существительного

Морфологический разбор прилагательного


Цель: совершенствовать навыки морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных


Вид работы – повторение теоретического материала.

Форма отчетности – грамматический (морфологический) разбор.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


1. Повторите темы:

  • «Лексико-грамматические разряды имен существительных»;

  • «Категория одушевленности / неодушевленности имен существительных»;

  • «Лексико-грамматические разряды имен прилагательных».


  1. Повторите порядок морфологического разбора.


Порядок морфологического разбора


I.. Часть речи

II. Начальная форма

III. Морфологические категории (постоянные морфологические признаки)

IV. Морфологические формы (непостоянные морфологические признаки)

V. Синтаксическая функция



Имя существительное

Имя прилагательное

I

Вопрос, значение

Вопрос, значение

II

Ед.ч., И.п.

Ед.ч., м.р., И.п.

III

Лексико-грамматический разряд, одуш./неодуш., род, тип склонения

Лексико-грамматический разряд, тип склонения

IV

Число, падеж

Число (в ед.ч. – род), падеж

V

Какую синтаксическую функцию выполняет в предложении

3. Выполните практическое задание – морфологический разбор указанных частей речи.


Вариант 1

Вариант 2

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

(А.С. Пушкин.)

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(С.А. Есенин.)

Литература

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. –

М.,2014.

2. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2012.

3. Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н. Ярцевой. –М., 1990.

4. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

Внеаудиторная самостоятельная работа №8


Тема: Склонение и употребление в речи числительных


Цель: способствовать повышению культуры речи студентов - совершенствовать умение употреблять в речи падежные формы имен числительных.


Вид работы – упражнение в склонении имен числительных.

Форма отчетности – участие в семинаре.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к изучению темы


  1. Изучите теоретический материал по теме «Склонение имен числительных» (можно использовать любой учебник).


ПОМНИТЕ:

умение употреблять имена числительные в речи –

визитная карточка общей культуры говорящего!


  1. Выполните практические задания.


Вариант 1

Вариант 2

1. Исправьте ошибки в образовании падежных форм имен числительных

Поезд шел с трехстами семидесяти девяти пассажирами в двенадцати вагонах.

Серому волку не удалось съесть семь козлят.

Обоих сестер не дождались к обеду.

Длина реки равна четыре тысячи семисот пяти километрам.

У четверых претенденток на медаль шансы примерно равны.

Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих дочерей.

2. Спишите, заменив числа словами и поставив числительные в нужном падеже.

Наполеоновская армия насчитывала около 114 тысяч солдат и 27 тысяч офи-церов при 587 орудиях.

Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, с 2402 вагонами и 64 маршрутами.

В начале 20-го века русская армия нуждалась в пополнении 3375 самолетами, в том числе 1850 истребителями.

В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли и 257 – сенокосной.

В Индии говорят приблизительно на 845 языках и диалектах.

Уже в середине 20-го века из 4803 лондонских автобусов 4120 были двухэтажные.

В 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства.

3. Составьте 4 примера с трехзначными числами (на сложение, вычитание, умножение и деление) и запишите числа словами. При записи пользуйтесь схемой:

  • Сумма … и … равна …

  • Разность … и … равна …

  • Произведение … и … равно …

  • Частное от деления … на … равна …


Литература

1. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,20120.

2. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

Внеаудиторная самостоятельная работа №9


Темы: Глагол как часть речи

Морфологический разбор глагола


Цели:

  • закрепить теоретические знания по теме,

  • совершенствовать практические навыки морфологического анализа глагола,

  • способствовать повышению культуры речи будущих учителей.


Вид работы – упражнение в морфологическом разборе глагола.

Форма отчетности – участие в семинаре.

Отметка о выполнении – зачет.

Рекомендации к выполнению работы


1. Повторите необходимый для выполнения практических заданий материал:

  • Образование форм глаголов повелительного наклонения;

  • Образование форм времени.


2. Выполните задания:

Проанализируйте данные 1) формы повелительного наклонения и 2) формы времени, встречающиеся в просторечии.

1) Ложи, положь, ехай, езжай, едь, ляжь, бежи, завяжь, прятай, вырежи, не лазий,

не моги, давай молчи, выкай, нагинайся, не плакай.

2) Убёг, приболел, похудал, текёт, стерегёт, хочем, хотишь, помогнёт, ложишь, покладём, убираюсь (в квартире), буду стираться, постиралась.

а) В чем их несоответствие литературной норме:

  • В неправильном образовании формы?

  • В образовании от нелитературного глагола?

  • Может быть, есть и другие причины.

б) Какие тенденции влияют на употребление этих форм?


3. Сделайте морфологический разбор указанных форм глагола.


Порядок морфологического разбора глагола


I. Часть речи (вопрос, значение).

II. Неопределенная форма глагола.

III. Морфологические категории (вид, переходность, возвратность, залог, спряжение).

IV. Морфологические формы (наклонение, время, число, лицо или род).

V. Синтаксическая функция.


Вариант 1

Вариант 2

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

(М.Горький.)


Я не люблю иронии твоей.

Оставь её отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей! (Н. Некрасов.)

Литература

1. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2012.

2. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

Внеаудиторная самостоятельная работа №10


Тема: Наречие и слова категории состояния

Правописание наречий

Цель: совершенствовать орфографические навыки студентов.


Вид работы – упражнение в правописании наречий.

Форма отчетности – контрольная работа.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к выполнению работы


  1. Повторите теоретический материал, касающийся правил слитного раздельного и дефисного написания наречий и наречных выражений (§§ 261-266, Земский А.М. Русский язык. Ч.1. – М., 2012).


2. Выполните ТЕСТ.

Вариант 1

1. Найдите предложения, в которых выделенное слово — наречие.

а) (На)верху березы прибили скворечник.

б) Разговор прошел (в)пустую.

в) (В)начале подумай, потом ответь.

г) Пойдем (по)этому шоссе.

д) (По)осеннему небу плывут облака.

е) Сначала читал, (за)тем решал задачу.

2. Выберите правильный ответ.

а) б) в) г)

искос.. о а о а

затемн.. а о о о

изредк.. о а о а

снов.. а а а о

3. Укажите наречие, на конце которого НЕ пишется а:

а) невмоч..; в) наотмаш..; д) сплош..;

б) настеж..; г) замуж..; е) вскач.. .

4. Укажите наречия, которые пишутся через дефис:

а) (в)насмешку; в) (во)первых; д) бок(о)бок;

б) точь(в)точь; г) (по)долгу; е) мало(помалу).


Вариант 2

1. Найдите предложения, в которых выделенное слово — наречие.

а) Большой зал находился (на)верху.

б) (В)начале июня начнутся экзамены.

в) Ветер дует (по)осеннему.

г) Вошли (в)пустую комнату.

д) Посевы сгорели, (от)того что не было дождей.

е) Шли (по)тому мосту.

2. Выберите правильный ответ.

а) б) в) г)

занов.. о а о а

издавн.. о а а о

слев.. а о а о

досыт.. о о а а

3. Укажите наречие, на конце которого не пишется ь:

а) настеж..; в) сплош..; д) навзнич..;

б) вскач..; г) невтерпеж..; е) проч.. .

4. Найдите наречия, которые пишутся слитно:

а) (на)лету; в) (на)силу; д) (по)долгу;

б) (до)бела; г) (по)совести; е) (до)смерти.


Литература

1. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1. – М.,2012.

  1. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

  2. http://yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка















Внеаудиторная самостоятельная работа №12


Тема: Словосочетание как единица синтаксиса


Цели:

  • закрепить теоретический материал по теме» Словосочетание»;

  • совершенствовать умение производить синтаксический анализ словосочетаний.


Вид работы – упражнение в синтаксическом разборе словосочетаний.

Форма отчетности – письменный отчет.

Отметка о выполнении – зачет.

Рекомендации к выполнению работы 1. Повторите теоретический материал по темам:
  • « Классификация словосочетаний по характеру главного слова»

  • «Типы подчинительной связи в словосочетании»

  • «Типы смысловых отношений между компонентами словосочетания»


2. Выполните ТЕСТ.


Вариант 1

1) Какие из данных синтаксических конструкций являются словосочетаниями?

а) солнечный день б) после уроков

в) леса и парки г) любимое занятие

д) ребята трудятся е) были заняты

ж) подъехать к станции з) открывая дверь


2) Сколько в данном предложении словосочетаний?

Склоняются к нам звезды с небосклона,

Как будто здесь их встреча с кем-то ждет. (С.Вишневский.)


а) 4; б) 5; в) 6; г) 7.

3) Укажите СС, в которых нет ошибок в управлении:

а) беспокоиться о друге б) оплачивать за проезд

в) предостеречь от ошибки в) различать звуки от букв

г) отчет за проделанную работу д) порицать недостойное поведение

е) рецензия о прочитанной книге е) уделять внимание на учебу


4) Найдите СС, в которых неверно определен тип смысловых отношений между компонентами.

а) о раннем утре – атрибутивные б) памятно для нас – обстоятельственные

в) сидел молча – обстоятельственные г) уехал учиться - обстоятельственные

д) любящий театр – объектные е) ветка черемухи – атрибутивные

ж) кататься с горки – объектные з) выйти покурить - обстоятельственные


5) Какому из СС соответствует следующая характеристика: простое, глагольное, управление, объектно-обстоятельственное?

а) по дороге неслись б) подняться ввысь

в) веселился от души г) читавший дотемна

Вариант 2

1) Какие из данных синтаксических конструкций являются словосочетаниями?

а) не пройдет даром б) пройдет дождь

в) взрослые и дети г) бороться за правду


2) Сколько в данном предложении словосочетаний?

Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф.Абрамов)


а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.


3) Укажите СС, в которых нет ошибок в управлении:

а) удостоить наградой б) соскучился за тобой

в) пошел до бабушки г) ответственность перед обществом

д) объявление о собрании е) отметка по литературе

ж) иммунитет против гриппа з) ходатайствует о друге


4) Найдите СС, в которых неверно определен тип смысловых отношений между компонентами.

а) закон об образовании – объектные б) у синего моря – обстоятельственные

в) говорю с другом – объектные г) стрижка каре – обстоятельственные

д) подали ужинать – объектные е) лодка с парусом – атрибутивные

ж) шубка из норки – атрибутивные з) жить неподалеку – обстоятельственные


5) Какому из СС соответствует следующая характеристика: сложное, именное, управление, объектно-атрибутивное?

а) книжка с картинками б) шоколад с изюмом и орехами

в) встретил давних друзей г) каждый из родителей


  1. Сделайте синтаксический разбор указанных словосочетаний.


Вариант 1 Вариант 2
По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит. (С. Маршак)


Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо все кругом…

(А. Пушкин)

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 2014.

2. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.2. – М.,2012.

3. Современный русский литературный язык: Учебник для вузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2011.

4. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

  1. Лингвистический энциклопедический словарь. / Под ред.В.Н. Ярцевой. – М.. 1990.

  2. http://spravka.gramota.ru

Внеаудиторная самостоятельная работа №13


Тема: Способы выражения сказуемого в русском языке

Цель: совершенствовать умение определять тип сказуемого.


Вид работы – повторение теоретического материала, выполнение упражнений.

Форма отчетности – письменный отчет.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к выполнению работы


  1. Внимательно перечитайте записи в тетради (лекции) по теме «Типы сказуемого в русском языке».


  1. Проанализируйте материал §§18-24 (Земский А.М. Русский язык:Ч.2.– М.,2012.)


Вопросы для самопроверки

  • Какой главный член предложения называется сказуемым?

  • Какие типы сказуемых вы знаете?

  • Какие способы выражения простого глагольного сказуемого вам известны?

  • Назовите компоненты составного глагольного сказуемого.

  • Какие части речи могут употребляться в качестве вспомогательных слов?

  • Назовите компоненты составного именного сказуемого.

  • Какие глаголы могут употребляться в качестве глагола-связки?

  • Чем может быть представлена именная часть?


Обратите внимание: структуру сказуемых можно представить в виде формул.


Простое

глагольное

сказуемое

Составное

глагольное сказуемое

именное сказуемое

Это глагол в любом

из наклонений

Вспомогательное слово + н.ф. глагола

Глагол-связка + именная часть


4. Выполните ТЕСТ.


Вариант 1


А) Найти предложения с составным глагольным сказуемым


  1. Давай побеседуем о книгах.

  2. С вокзала Женя не успела послать отцу телеграмму.

  3. При встрече с Федором я всегда был настороже.

  4. Снежные тучи были принесены циклоном.

  5. В одиннадцатом часу позвали ужинать.

  6. Весной Кирилл решил навестить мать.


Б) Найти предложения с составным именным сказуемым


  1. Я был готов любить весь мир.

  2. Схватка была короткой и страшной.

  3. Не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед – основной мотив моей жизни.

  4. Каньон – это глубокое ущелье с отвесными краями.

  5. Он продолжил терпеливо слушать ее рассказ о годах студенчества.

  6. Бабушка была мастерица вязать рукавицы с узорами.

Вариант 2


А) Найти предложения с составным глагольным сказуемым


  1. От волнения Захар долго был не в состоянии говорить.

  2. Быть может, волею небес я перестану быть поэтом.

  3. Все стали толковать украдкой, шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха.

  1. Мы продолжали молча идти друг подле друга.

  2. Буду встречать вас завтра, в 6 часов.

  3. Он был охотник подшутить.

Б) Найти предложения с составным именным сказуемым


  1. Не забудь написать мне о встрече с другом.

  2. Варенька вернулась из театра грустная.

  3. Ольга Николаевна с детства стремилась стать врачом.

  4. Полоса хвойных лесов является одним из самых больших природных поясов нашей страны.

  5. Чтение – это окошко в мир.

  6. Спели бы вы для нас, Сонечка!


Вариант 3


А) Найти предложения с составным глагольным сказуемым


  1. Будешь ли ты со мной переписываться?

  2. Давай встретимся завтра у Большого театра.

  3. Приезжай летом ко мне погостить.

  4. Как вы смеете со мной так разговаривать?!

  5. А счастье было так возможно, так близко!

  6. Рука бойцов колоть устала.


Б) Найти предложения с составным именным сказуемым


  1. Твои речи будто острый нож.

  2. Как некстати было это воспоминание!

  3. Учить детей он царских не достоин.

  4. Люди стыдятся говорить откровенно о себе.

  5. Он был любитель рассказывать охотничьи истории.

  6. Москва – всем городам мать.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 2014.

2. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.2. – М.,2012.

  1. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

  2. Лингвистический энциклопедический словарь. /Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

Внеаудиторная самостоятельная работа №14


Тема: Типы односоставных предложений


Цель: совершенствовать умение различать типы односоставных предложений.


Вид работы – повторение теоретического материала, выполнение упражнений.

Форма отчетности – участие в семинаре, письменный отчет.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к выполнению работы


1. Внимательно перечитайте записи в тетради (лекции) по теме «Типы односоставных предложений в русском языке».


2. Проанализируйте материал §§29-35 (Земский А.М. Русский язык:Ч.2.– М.,2012.)


Обратите внимание!

Тип

односоставного предложения

Способы

выражения сказуемого


Определенно-личное

предложение


1. Глагол 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения

2. Глагол повелительного наклонения

(можно подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ)

Неопределенно-личное

предложение

Глагол всегда во мн. числе (сказуемое обозначает действие, которое выполняет неопределенный круг лиц – можно подставить местоимение ОНИ)

Обобщенно-личное

предложение

1. Глагол 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения

2. Глагол повелительного наклонения

3. Глагол в форме мн. ч. – но запомните: это, чаще всего, ПОСЛОВИЦЫ

Безличное

предложение

Сказуемое не допускает подлежащего, т.к. не сочетается с сущ. в И.п.

1. Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении (в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд.вр. или в форме ед.ч. ср.р. прош.вр.)

2. Только отрицательная частица НЕТ (НЕ было, НЕ будет)

3. В составе сказуемого - предикативные наречия или слова категории состояния; вопросительные местоимения

4. Только неопределенная форма глагола (инфинитивные предложения)


3. Выполните ТЕСТ.


Вариант 1


А) Найдите определенно-личные предложения
  1. Нет на земле прекраснее тебя, страна моя любимая!

  2. Тише едешь – дальше будешь.

  3. Живи и здравствуй, родина любимая!

  4. Споемте, друзья!

  5. Любил человек смелое, решительное слово.

Б) Найдите неопределенно-личные предложения
  1. У входа в метро вас встретят.

  2. Не всякий гриб в лукошко кладут.

  3. Утром по радио сообщают прогноз погоды на предстоящий день.

  4. Шумите, сады, нам на радость, вставайте в тайге, города!

  5. Присядем, друзья, перед дальней дорогой.

В) Найдите обобщенно-личные предложения
  1. Вперед чужой беде не смейся, голубок!

  2. Во имя счастья и свободы летите, голуби, вперед.

  3. Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно.

  4. Ученье свет, а неученье – тьма.

  5. Бездонной бочки водой не наполнишь.

Г) Найдите безличные предложения
  1. Дымком потянуло от пашен, запахло прохладой лесной.

  2. Его так и подмывает поскорее приняться за работу.

  3. Приучайте себя к сдержанности и терпению.

  4. Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой.

  5. Это произошло совсем недавно.

Д) Найдите назывные предложения
  1. Москва – столица России.

  2. Жить – родине служить.

  3. Милый мой друг, добрый мой друг, людям так хочется мира!

  4. Мороз и солнце!

  5. Светает.


Вариант 2


А) Найдите неопределенно-личные предложения
  1. О чем сегодня пишут в газетах?

  2. Умную голову почитают смолоду.

  3. Снявши голову, по волосам не плачут.

  4. В самом начале месяца ударили утренники.

  5. Старый дуб давно спилили.


Б) Найдите обобщенно-личные предложения

  1. Чего себе не хочешь, того другим не делай.

  2. По дороге, зеркально блестящей, мимо отчего еду крыльца.

  3. Не из Москвы ли будешь?

  4. В палате еще долго вспоминали его рассказы.

  5. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.


В) Найдите безличные предложения

  1. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.

  2. Не бывать войне-пожару! Не пылать земному шару!

  3. Что припасешь, то и на стол понесешь.

  4. Жить – родине служить.

  5. Пьем чай с медом за столом, накрытым льняной скатертью.


Г) Найдите назывные предложения

  1. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озер – все ты вместила, родная Россия, в свой необъятный простор.

  2. Синие горы Кавказа, приветствую вас.

  3. Псковская земля. Мелколесье.

  4. Вечереет.

  5. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Д) Найдите определенно-личные предложения

  1. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

  2. Напиши мне письмецо.

  3. Каждый звук и шорох слышу я.

  4. Иду не торопясь, дышу свежим воздухом.

  5. Хорошо в лесу!


Вариант 3


А) Найдите обобщенно-личные предложения
  1. Век живи – век учись.

  2. Живи и здравствуй, родина любимая!

  3. Из речи пустой мысли не извлечешь.

  4. А Васька слушает да ест.

  5. В дверь несмело постучали.


Б) Найдите безличные предложения

  1. Нет на земле прекраснее тебя, страна моя любимая!

  2. Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть.

  3. На каникулах всем классом поедем в Санкт- Петербург.

  4. Все видно насквозь в самой густой древесной чаще.

  5. В лесу голо и сумрачно, в полях безлюдно и неуютно.


В) Найдите назывные предложения

  1. Утро ясное, морозное.

  2. На берегу рассыпаны тысячи огней.

  3. Золотые нивы, гладь да блеск озер, светлые заливы, без конца простор.

  4. В труде и в бою храни беззаветно отчизну свою.

  5. Колючие ветры, горячее солнце зовут нас в дорогу чуть свет.


Г) Найдите определенно-личные предложения

  1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  2. Ты для отчизны любимой своей силы, сынок, не жалей.

  3. Не дуйте на горячий кофе или чай.

  4. На душе было так хорошо, так радостно!

  5. Люблю гармошки голос звонкий и в дымке утренней рассвет.


Д) Найдите неопределенно-личные предложения

  1. У входа в метро вас встретят.

  2. Пролетят за годами года, встретят новые вас города.

  3. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

  4. Когда же придет настоящий день?

  5. За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.


Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 20140.

2. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.2. – М.,2012.

3. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. /Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

5. http://spravka.gramota.ru


Внеаудиторная самостоятельная работа №15


Тема: Синтаксический разбор сложного предложения


Цель:

  • закрепить теоретические знания по теме «Сложное предложение»,

  • совершенствовать умение производить синтаксический разбор сложного предложения.


Вид работы – заполнение таблицы «Типы придаточных предложений в СПП»,

упражнение в синтаксическом разборе сложного предложения.

Форма отчетности – письменный отчет.

Отметка о выполнении – зачет.


Рекомендации к выполнению работы


1. Повторите темы:

  • «Сложносочиненные предложения»

  • «Сложноподчиненные предложения»

  • «Бессоюзные сложные предложения»

  • «Многочленное сложное предложение»


2. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения (по вариантам).


Вариант 1 Вариант 2

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек желтая стая

С замираньем летит на звезду.

(С.Есенин)


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.Пушкин)


Вариант 3 Вариант 4

Мы знаем: время растяжимо;

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

(С.Маршак)

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной стояло на столе.

(А.Блок)


3. Выполните ТЕСТ.

Вариант 1


Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло весною.

В. Тихо дышит зимний лес и, почуяв приближение весны, постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.


  1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А, Б, В, Г.

  1. Укажите ССП.

А, Б, В, Г.


  1. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А, Б, В, Г.


  1. Строение какого предложения соответствует схеме:

неопределенно-личное, и безличное?


  1. Какое значение вносит союз в ССП То вдруг пустит трель соловей, то закричит утка?

А) одновременность явлений

Б) последовательность

В) чередование

Г) противопоставление


  1. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не расставлены).

А) В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б) В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.


Вариант 2


Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все больше погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.


  1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А, Б, В, Г.


  1. Укажите ССП.

А, Б, В, Г.


  1. Найдите ССП с общим второстепенным членом.

А, Б, В, Г.


  1. Строение какого предложения соответствует схеме:

определенно-личное, и двусоставное?


  1. Какое значение вносит союз в ССП Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины.

А) одновременность действий

Б) последовательность

В) чередование

Г) противопоставление


  1. Найдите предложение с союзом тоже.

А) Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б) Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.



4. Заполните таблицу.

Тип

придаточного

Вопросы

Указ. слова

в главном

Союзы и союзные слова (относит. .мест. и наречия)

Примеры

Изъяснительные





Определительные





Степени





Образа действия





Сравнительные





Сравнительно-сопоставительные





Времени





Места





Причины





Цели





Условные





Уступительные





Следствия





Присоединитель-ные






Типы придаточных предложений в СПП Литература


1. Бабайцева В.В. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений фи-

лологического профиля. – М., 2010.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 2014.

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2014.

4. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.2. – М.,2012.

5. Современный русский язык: Пособие для ссузов. /Под ред. П.А. Леканта. – 2013.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. /Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

7. http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал

8. http://spravka.gramota.ru






ПРИЛОЖЕНИЕ



Тип

придаточного

Вопросы

Указ. слова

в главном

Союзы и союзные слова (относит. .мест. и наречия)

Примеры

Изъяснительные

падежные

указат. мест. в косвенных падежах

кто, что, ли, когда, где, куда, откуда, чтобы, зачем, почему и др.

Поэт всегда хочет, чтобы его стихи стали песней. (К. Ваншенкин.) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне. (С.Есенин.)

Определительные

какой? какая? какое? какие?

тот, такой

который, чей, какой, кто, что, когда, где, куда, откуда и др.

Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н. Некрасов.)

Деревня, где скучал Евгений, была чудесный уголок. (А. Пушкин.)

Степени

как? до какой степени?

так наречие,

такой прил.,

настолько

что

Так много камней брошено в меня, что ни один уже не страшен. (А. Ахматова.)

Образа действия

как? каким образом?

так

как

Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно уж не умеет. (А. Блок.)

Сравнительные


подобно тому

как, будто, точно, словно, как будто

На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы. (А.Н.Толстой.)

Сравнительно-сопоставительные



чем… , тем

Чем ночь темней, тем ярче звезды.

Времени

когда?

с каких пор? до каких пор?

тогда,

до тех пор,


когда, пока, едва, лишь, только,

только лишь

Я вернусь, когда раскинет ветви

по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин.)

Места

где? куда? откуда?

там, туда, оттуда, везде, всюду и др.

где, куда, откуда

Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Н.Некрасов.)

Причины

почему? по какой причине?

потому, оттого

что, потому что, оттого что,

так как, ибо

Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. (К. Ушинский.)

Цели

зачем? для чего?

с какой целью?

затем

чтобы, для того чтобы, дабы

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть правдивым (Л.Н. Толстой.)

Условные

при каком условии?


если, когда ( если),

коль (коли), ежели

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов.) Не на пользу книжки читать, ежели в них вершки хватать. (Посл.)

Уступительные

вопреки чему?


несмотря на то, что;

хоть, хотя, пусть, пускай, кто (бы) ни, что ни, где ни и др.

Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело выполним свое. (М.Лисянский.)

Следствия



так что

Вода в озере прозрачна, так что на дне виден каждый камешек.

Присоединитель-ные



что, зачем, почему

Приятеля дома не оказалось, почему я и оставил ему записку.

Типы придаточных предложений в составе СПП



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеаудиторная самостоятельная работа по русскому языку (рекомендации к выполнению)

Автор: Богданова Наталья Яковлевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства