МБОУ СОШ№ 59 ст. Северской Северского района Краснодарского края
Шевченко Ирина Николаевна
ст. Северская
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. программой курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2010 г. к УМК «Школа России».
Учебно-методический комплекс : Л.Ф.Климанова и др..Литературное чтение.Учебник для 3 класса.- М.,Пролсвещение 2013 г.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра¬вочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо¬ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих¬ся к чтению художественных произведений. Внимание начи¬нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут 1 раз в неделю.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ¬ведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра¬жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при¬ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек¬ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе¬ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон¬кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви¬вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав¬ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие-ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи¬шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз¬дателей произведений словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 36 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 36ч (4 ч в неде¬лю, 9учебных недель ), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Реализация программы обеспечивает достижение выпускни¬ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто¬рию, российский народ, становление гуманистических и де¬мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче¬ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу¬шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо¬ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере¬живания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мне¬нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер¬пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич¬ностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст¬никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон¬фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав¬нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро¬вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф¬фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представ¬ления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин¬формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер¬претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот¬ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со¬ставления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна¬кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при¬знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совмест¬ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест¬ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс¬ливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред¬ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и ми¬ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; фор¬мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по¬нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб¬ности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви¬тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо¬ведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло¬вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча¬ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера¬туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто¬ятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре¬делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить ха¬рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху-дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда¬ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;развитие художественно-творческих способностей, 8)умение создавать собственный текст на основе художественного про¬изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
69 | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный 1 ч. | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения. Определять особенности сказки и рассказа. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Умение осознанно и произвольно стро ить речевое высказы вание в устной фор ме. Умение слушать. Извлечение необхо димой информации из прослушанных текстов. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. | Магнитная азбука, ИД | |
70 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | Комбинированный 1ч. | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение действовать по плану и планировать свои действия. | Электронное приложение к учебнику | |
71 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | Комбинированный 1ч. | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение действовать по плану и планировать свои действия. | Электронное приложение к учебнику | |
72 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» | Комбинированный 1 ч | Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Установление причинно-следственных связей. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение действовать по плану и планировать свои действия. | Электронное приложение к учебнику | |
73 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей»
| Комбинированный 1 ч | Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Установление причинно-следственных связей. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение действовать по плану и планировать свои действия. | Электронное приложение к учебнику | |
74 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей»
| Комбинированный 1ч | Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Установление причинно-следственных связей. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение действовать по плану и планировать свои действия. | Электронное приложение к учебнику | |
75 | А. Куприн «Слон»
| Комбинированный 1 ч | Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | Формирование стрем ления к са моизменениюприобретению нов ых знаний. Развитие эмпатии, эмоционально-нравст венной от зывчивости | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | Постановка вопросов по содержанию литературного текста. Уме ние строить речевые выс казывания. Учёт разных мнений и уме ниеобосновать собственное мнение. | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | Электронное приложение к учебнику | |
76 | А. Куприн «Слон»
| Комбинированный 1 ч | Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | Формированиестремле ния к само изменению приобретению новых знаний. Раз витие эмпа тии, эмоцо нально-нра вственной отзывчивости. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | Постановка вопросов по содержанию литературного текста. Уме ние строить речевыевыска зывания. Учёт разных мнений и умение обос новать собств енное мнение | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | Электронное приложение к учебнику | |
77 | А. Куприн «Слон»
| Комбинированный 1 ч | Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | Формирование стрем ления к са моизменениюприобретению но вых знаний Развитие эмпатии, эмоционально-нравст венной от зывчивости | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | Постановка вопросов по содержанию литературного текста. Уме ние строить речевые выс казывания. Учёт разных мнений и уме ние обосно вать собствен ное мнение. | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | Электронное приложение к учебнику | |
78 | Урок — путешествие по разделу «Были-небылицы» | Комбинированный 1 ч | Рассказывать о прочи танных книгах. Самосто ятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выраже ния, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Умение действовать по плану и планировать свои действия. | ИД | |
Поэтическая тетрадь 1 — 6 ч | |
79. | Знакомство с названием раздела С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..» | Комбинированный 1 ч | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст; читать стихотворения выразительно, передавая настроение | Нравственно-этическое оценивание | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Установление причинно-следственных связей. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой либо предмет или вопрос | Умение корректировать т.е. вносить изменение в способ действия в случае расхождения с правилом, эталоном. | Магнитная азбука | |
80 | С. Черный. «Воробей», «Слон» | Комбинированный 1 ч | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. | Развитие эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Подведение под понятия, выведение следствия. | Постановка вопросов по содержанию литературного текста. Уме ние строить речевые высказывания | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверст никами в учебной де ятельности. | Электронное приложение к учебнику | |
81 | А. Блок. «Ветхая избушка» | Комбинированный 1 ч | Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемом | Формирование эстети ческих чув ств на осно ве знаком ства с художественной культурой. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Формулирование проблемы. | Владение определёнными вербальны ми средств ами общения. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сот рудничества. | Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Оценивание своих эмоциональных реакций. | Электронное приложение к учебнику | |
82 | А. Блок. «Сны», «Ворона» | Комбинированный 1 ч | Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемом | Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Подведение подпонятия, выведение следствия. | Потребность в общение со взрослыми и сверстниками. | Волевая саморегуляция при восприятии на слух художественных произведений. | Электронное приложение к учебнику | |
83. | С. Есенин. «Черемуха» | Комбинированный 1 ч | Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. | Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Строение логической цепи рассуждения. | Потребность в общение со взрослыми и сверстниками. | Волевая саморегуляция при восприятии на слух художественных произведений. | Электронное приложение к учебнику | |
84 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений | Комбинированный 1 ч | Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование чувства прекрасного и эстети ческих чув ств на осно ве знаком ства с миро вой худо жественной культурой. | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. | Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Оценивание своих эмоциональных реакций. Оценивать свое чтение. | ИД, документ -камера | |
Люби живое 16 ч. | |
85 | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный 1ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | Выделение нравственногосодержа ния поступ ков на осно ве различе ния персо на льных и моральных норм. Разви тие эмоции онально-нр авственной отзывчивости. | Умение осознанно и произвольно стро ить речевое высказы вание в устной фор ме. Синтез как сос тавление целого из частей, в том числе и с самостоятель ным достраиванием, восполнение недост ающих компонентов Выдвижения гипо тез и их обоснова ния. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительных оценок или подходов к выбору. | Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Магнитная азбука | |
86 | М. Пришвин. «Моя Родина». | Комбинированный 1ч | Сочинять на основе художественного текста. Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух. Понимать нравственный смысл рассказов. | Развитие доброжелательности ,внимания к людям, готов- ности к дружбе, оказанию помощи. | Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Умение слушать. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
87 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | Комбинированный 1ч | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Понимание возможностей, позиций, точек зрения на какой либо предмет или вопрос. | Целеполагание как пос тановка уче бной задачи на основе того что уже изве стно, и того, что ещё не известно. | Электронное приложение к учебнику | |
88 | Творческий пересказ | Комбинированный 1 ч | Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | Анализ объектов с целью выделения признаков. | Понимание возможностей, позиций, точек зрения на какой либо предмет или вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи | Электронное приложение к учебнику | |
89 | В.И. Белов. «Малька провинилась» | Комбинированный 1 ч | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | Развитие чувства прекрасного на основе знакомства с отечест венной ху дожественной культу рой | Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Умение слушать. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
90 | В.И. Белов. «Еще про Мальку» | Комбинированный 1 ч | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | Развитие чувства пре красного на основе зна комства с отечественной худо жественной культурой | Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Умение слушать. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
91 | В. Бианки. «Мышонок Пик» | Комбинированный 1 ч | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | Развитие чувства пре красного на основе зна комства с отечественной худо жественной культурой | Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Умение слушать. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
92 | Составление плана пересказа | Комбинированный 1 ч | Пересказывать произведение на основе плана. .Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. | Умение адекватно использовать речевые средства,стро ить монологи ческие выска зывания, вла деть диалоги ческой формой речи | Умение корректировать т.е. вносить изменение в способ действия в случае расхождения с правилом, эталоном. | Электронное приложение к учебнику, ИД, нетбуки | |
93 | Б. Житков. «Про обезьянку» | Комбинированн ый 1ч | Пересказывать произведение на основе плана. .Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и резуль татов деятельности. Синтез как состав ление целого из частей, в том числе и с самостоятель ным достраиванием, восполнение недо стающих компо нентов. | Умение адек ватно исполь зовать рече вые средства для решения коммуникативных задач, строить моно логические высказываниявладеть диало гической формой речи | Умение корректировать т.е. вносить изменение в способ действия в случае расхождения с правилом, эталоном. | Электронное приложение к учебнику, ИД, нетбуки | |
94 | Б. Житков. «Про обезьянку» | Комбинированн ый 1ч | Пересказывать произведение на основе плана. .Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка результатов деятель ности. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоя тельным достраив анием, восполнение недостающих компонентов. | Умение адек ватно исполь зовать рече вые средства для решения коммуникативных задач, строить моно логические высказываниявладеть формой речи | Умение корректировать т.е. вносить изменение в способ действия в случае расхождения с правилом, эталоном. | Электронное приложение к учебнику, ИД, нетбуки | |
95 | Б. Житков. «Про обезьянку» | Комбинированн ый 1ч | Пересказывать произведение на основе плана. .Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов. | Умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи | Умение корректировать т.е. вносить изменение в способ действия в случае расхождения с правилом, эталоном. | Электронное приложение к учебнику, ИД, нетбуки | |
96 | В. Дуров «Наша Жучка» | Комбинированный 1 ч | Определять жанр произв едения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Развитие эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Построение логической цепи рассуждения. | Постановка вопросов по содержанию литературного текста. Умение строить речевые высказывания. | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | Электронное приложение к учебнику | |
97 | В. Астафьев. «Капалуха» | Комбинированный 1ч | Определять жанр произ ведения. Рассказывать о герое, подбирая в произ ведении слова-определе ния, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Нравственно-этическое оценивание. Развитие эмоциональной отзывчивости | Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков. | Умение слушать и вступать в диалог | Умение вос принимать текст, конст руировать алгоритм выполнения задания и оценивать ход и резуль таты выпол нения задания. | Электронное приложение к учебнику | |
98 | В. Драгунский «Он живой и светится» | Комбинированный 1 ч | Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Ориентация в нравственном содержании собствен ных поступ ковРазвитие этических чувств как результатов морального поведения | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Построение логической цепи рассуждения. | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
99 | Урок-конференция «Земля — наш общий дом» | Комбинированный 1ч | Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможностей, позиций, точек зрения на какой либо предмет или вопрос. | Целеполагание как пос тановка учебной задачи.. | ИД | |
100 | Оценка достижений | Комбинированный 1 ч | Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование чувства прекрасного и эстети ческих чув ств на осно ве знаком ства с отече ственной художественной культурой. | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение слушать, строить речевые высказывания. Владение определёнными вербальными средствами общения. | Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. | Система контроля качества знаний | |
Поэтическая тетрадь 2 — 8 ч. |
101 | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный 1 ч | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения , осмысливать цели чтения. | Выделение нравственного содер жания пос тупков на основе раз личения персональных и мора льных нор м. Развитие эмоционально-нравст венной от зывчивости | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительных оценок или подходов к выбору. | Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Магнитная азбука | |
102. | С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» | Комбинированный 1 ч | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть | Ориентация в нравст венном со держании и смысле как собственных поступ ков, так и поступков окружающих людей. Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов. | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
103 | А. Барто. «Разлука», | Комбинированный 1ч | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучи вать стихи наизусть | Ориентация в нравст венном со держании и смысле как собственных поступ ков, так и поступков окружающих людей. Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Установление причинно-следственных связей | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
104 | А. Барто «В театре» | Комбинированный 1 ч | Ориентация в нравст венном со держании и смысле как собственных поступ ков, так и поступков окружающих людей. Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Установление причинно-следственных связей | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
105. | С. Михалков. «Если», "Рисунок» | Комбинированный 1 ч | Выделение нравственного содер жания пос тупков на основе раз личения персональных и мора льных норм Развитие эмоциональнонравстве н ной отз ывчивости. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Построение логической цепи рассуждения. Установление причинно-следственных связей | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительных оценок или подходов к выбору. | Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Электронное приложение к учебнику | |
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок» | Комбинированный 1 ч | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть | Ориентация в нравст венном со держании и смысле как собственных поступ ков, так и поступков окружающих людей. Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Установление причинно-следственных связей | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
107. | «Крестики-нолики» Обобщение. | Комбинированный 1 ч | Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Способность строить понят ные для парт нёра высказы вания, учиты вающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | ИД, | |
108 | Оценка достижений | Контрольный 1 ч | Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. Выдвижения гипотез и их обоснования. | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Система контроля качества знаний | |
Собирай по ягодке — наберешь кузовок — 12 ч |
109 | Знакомство с названием раздела | Комбинированный 1 ч | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. | Развитие этических чувств как результатов морального поведения | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Достраивание, восполнение недостающих компонентов. | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видт, а что нет | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Магнитная азбука | |
110 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Комбинированный 1 ч | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливаясодержание. Объяснять смысл наз вания произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения | Развитие эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Построение логической цепи рассуждения. | Постановка вопросов по содержанию литературного текста. Умение строить речевые высказывания. | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | Электронное приложение к учебнику | |
111 | А. Платонов. «Цветок на земле» | Комбинированный 1 ч | Воспринимать на слух художественное произве дение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произве дения. Соотносить пословицу с содержани ем произведения. Отве чать на вопросы по со держанию произведе ния; определять главну ю мысль текста.Придум ывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. | Формирование познавательных мотивов - интерес к новому. Нравственно-этическое оценивание | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Построение логической цепи рассуждения. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Учёт разных мнений и умение обосновать своё мнение. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. | Электронное приложение к учебнику | |
112 | А. Платонов. «Цветок на земле» Особенности речи | Комбинированный 1 ч | Воспринимать на слух художественное произве дение; Соотносить пос ловицу с содержанием произведения. Отвеча ть на вопросы по содер жанию произведения; определять главную мысль текста. Придумы вать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. | Формирование познавательных мотивов - интерес к новому. Нравственно-этическое оценивание | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Построение логической цепи рассуждения. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Учёт разных мнений и умение обосновать своё мнение. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. | Электронное приложение к учебнику | |
113 | А. Платонов. «Еще мама» | Комбинированный 1 ч | Объяснять смысл назва ния произведения. Соот носить пословицу с со держанием произведе ния. Отвечать на воп росы по содержанию произведения; опреде лять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особен ностями речи героев. | Нравственно-этическое оценивание | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Установление причинно-следственных связей | Умение слушать и вступать в диалог. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёров по деятельности | Умение взаимодействовать со сверстниками | Электронное приложение к учебнику | |
114 | А. Платонов. «Еще мама» Чтение по ролям | Комбинированный 1 ч | Читать вслух и про себя,осмысливая содер жание. Объяснять смы сл названия произведе ния. Соотносить посло вицу с содержанием про изведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; опреде лять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особен ностями речи героев. | Нравственно-этическое оценивание | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Установление причинно-следственных связей | Умение слушать и вступать в диалог. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёров по деятельности | Умение взаимодействовать со сверстниками | Электронное приложение к учебнику | |
115 | М. Зощенко. «Золотые слова» | Комбинированный 1ч | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | Нравственно-этическое оценивание. Развитие эмоциональной отзывчивости | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Построение логической цепи рассуждения. | Умение слушать и вступать в диалог | Умение воспринимать текст, конструировать алгори тм выполне ния задания и оценивать ход и резуль таты выпол нения зада ния. | Электронное приложение к учебнику | |
116 | М. Зощенко. «Великие путешественники» | Комбинированный 1 ч | Нравственно-этическое оценивание | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Учёт разных мнений и умение обосновать своё мнение. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. | Электронное приложение к учебнику | |
117 | Н. Носов. «Федина задача» | Комбинированный 1 ч | Развитие доброжелательности, готовности к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение адек ватно исполь зовать рече вые средства для решения коммуникативных задач, строить моно логические высказываниявладеть диало гической формой речи | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |
118 | Н. Носов. «Телефон» | Комбинированный 1 ч | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | Развитие доброжелательности, готовности к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение адек ватно исполь зоватьречевые средства для решения коммуникативных задач, строить моно логические высказывания, владеть диа логической формой речи | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Электронное приложение к учебнику | |