Увлечение литературой способствует расширению кругозора у школьников, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление; формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.
Основная цель – вовлечение школьников в атмосферу литературного творчества.
Задачи:
-развитие познавательного интереса студентов к изучению литературы;
-повышение интеллектуального уровня студентов;
-стимулирование интереса к духовному богатству России, Воронежского края;
развитие эмоциональной сферы студентов как основы формирования «культуры чувств»;
-развитие творческих способностей;
-воспитание эстетического вкуса ;
-формирование исследовательских умений, навыков ;
-формирование навыков общения в разных ситуациях.
Определены три направления работы кружка:
-исследовательская:
написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;
Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку школьников.
Настоящая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов- 36
Актуальность кружка «Золотое перо»: овладение комплексом теоретико–литературных понятий для выработки умения анализировать текст в разных аспектах, понимать его структуру, принципы построения; видеть взаимосвязь литературы и культуры в целом; развитие речевой культуры, самостоятельности мышления; осознанное владение приемами интеллектуальной деятельности.
Планируемый результат обучения:
сформированность речевой культуры путем развития филологических компетенций:
-аналитических – анализ текста
-рефлексивных – решение конкретных литературоведческих задач, самостоятельный контроль, оценка своих знаний и умений
реализация творческого потенциала
Тематическое планирование.
№
Дата
Темы занятий
Примечания
1
Задачи литературоведения. Роды литературы
2
Жанры литературы
3
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
4
Подготовка к олимпиаде по литературе
5
Подготовка к сочинению на тему «Дружба и вражда»
6
Анализ сочинений
7
Рифмы. Звукопись. Строфа.
8
Подготовка к сочинению на тему «Опыт и ошибки»
9
Анализ сочинений
10
Лирический герой произведений
11
Литературная игра «Что? Где? Когда?» (посвященная Н.В.Гоголю)
12-14
Анализ поэтического произведения
15
Тема, идея произведения
16
Проблематика произведения
17
Фабула произведения
18
Элементы сюжета
19
Композиция произведения
20
Образ автора
21-22
Лирическая проза
23-24
Занятия из цикла «Поэтическое мастерство». Работа над выразительностью речи.
25-26
Выразительные средства речи
27-28
Анализ произведения
29-31
Литературный салон «Душа хотела быть звездой…» (посвященный Ф.И. Тютчеву)
32
Ученые – литературоведы
33-34
Разработка презентаций «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»
35
Конкурс творческих работ (стихов, докладов, рефератов, презентаций) о писателях.
36
Итоговое занятие. Подведение итогов
Ожидаемые результаты
За время посещения кружка, воспитанники должны уметь:
- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
- выражать собственные мысли;
-индивидуально и коллективно работать;
- творчески подходить к занятию;
-практически показать и исполнить освоенный материал.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь.
2. Интернет ресурсы.
3. Собрание сочинений Н.В. Гоголя
5.Сушилин И.П. Русская литература 19-20 веков: конспектное изложение программных тем.