Реферат Литературный кружок как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса
Реферат Литературный кружок как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса
Целесообразно обратить внимание и на то, что современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями, способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Литературный кружок как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Обоскалова В.А.,
студентка 4Б группы
Руководитель:
Устьянцева И. Ю.,
Преподаватель психологических дисциплин
Камышлов, 2016
Содержание
Актуальность исследования
Цель и задачи
Глава 1. Раскрытие основных понятий: читательская компетентность младших школьников;
Глава 2. Изучение педагогической, методической и специальную литературу раскрывающую возможности литературного кружка;
Список литературы
Актуальность исследования
Целесообразно обратить внимание и на то, что современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями, способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведе-нии;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
С теоретической точки зрения проблема формирования и развития читательской компетентности, в том числе у младших школьников, исследована достаточно широко. Ее разработкой занимались такие отечественные исследователи, как Т.А Алпатова, О.Н. Беленькая, М.П. Воюшина, И.А. Зимняя, Л.В. Карабатова, С.Г. Клюева, Т.С. Пиче-Оол, И.П. Пшеничных, С.Б. Серякова и другие.
Но, с точки зрения учителей начальных классов, методистов (анализ сайтов, публикаций в журналах) на практике ее реализация крайне затруднена.
Таким образом, развитие читательской компетентности одна из наиболее актуальных проблем развития современного общества. Особенно важно формировать читательскую компетентность в начальной школе, так как младший школьный возраст - сенситивный период для формирования основ читательской самостоятельности - ключевого аспекта читательской компетентности.
Поэтому системе образования требуется выход на новый уровень формирования читательской компетентности. Реализации этой цели, на наш взгляд, можно достичь, не только применяя творческий подход к методике преподавания литературного чтения, но и при организации внеурочной деятельности по предмету в рамках организации деятельности учащихся на занятиях литературного кружка.
Цели и задачи исследования
Цель: теоретически обосновать и разработать программу литературного кружка, как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса.
2.Изучить педагогическую, методическую и специальную литературу, раскрывающую возможности литературного кружка как средства развития читательской компетентности обучающихся второго класса.
3.Обосновать структуру и содержание программы литературного кружка, как средства развития читательской компетентности учащихся 2 класса.
Глава 1.
Раскрытие основных понятий: читательская компетентность младших школьников
Читательская компетентность в Национальной программе поддержки и развития чтения понимается как качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств и включает следующие над предметные компетентности:
1. Исследовательские компетенции;
2. Речевые компетенции;
3. Когнитивные (мыслительные) компетенции;
4. Ценностно-смысловые компетенции;
5. Общекультурные компетенции.
Данные компетентности могут быть сформированы разными формами и видами работы на уроках гуманитарного цикла и в рамках организации внеурочной деятельности по предмету. Одной из главных дисциплин, позволяющих воспитать грамотного читателя, является литература.
Сущность ЧК определялась в рамках психолингвистической концепции Н. Хомского: как полное знание о родном языке, которое позволяет судить о правильности и осмысленности высказываний, содержащихся в тексте. Однако такая трактовка ЧК была подвергнута критике, так как лежащая в ее основе психолингвистика ограничивается проблемами восприятия и порождения предложения – лингвистической единицы, принципиально изолируемой от целостного осмысленного текста; игнорирует индивидуальные, в частности, личностно обусловленные особенности восприятия и производства речи: отвергается сама идея индивидуальных стратегий оперирования языком.
Читательская деятельность – один из способов бытия, его жизнедеятельности. Психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентационном, познавательно-коммуникативном и эмоционально-эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира вещей, людей, событий, фактов, мыслей, идей, чувств, описанных в печатном или рукописном тексте. Читатель этот мир не только воспринимает, познает, переживает и оценивает, но и преломляет в своем сознании в соответствии с
Разнообразными разнообразными личными и общественными потребностями, а затем использует (применяет) полученное в других видах жизнедеятельности (профессиональной, досуговой, семейно-бытовой). Мерой, обобщающим критерием читательской деятельности является читательская продуктивность.
Читательская компетентность - в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
Читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская компетентность имеет и деятельностную составляющую, которая формируется в образовательном процессе применительно к задачам каждой его ступени. Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется через множество умений – искать и анализировать информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждения о тексте.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.
\
Глава 2.
Изучение педагогической, методической и специальную литературу раскрывающую возможности литературного кружка
На основе проведенного анализа научной литературы, направленного на структурно-содержательное соотношение терминов «читательская деятельность», «читательская способность» и «компетенция», были сформулированы следующие определение понятия «читательская компетентность»:
определенная мера включения обучающегося в читательскую деятельность на основе его лингвистической, речевой и профессиональной готовности и способности к осуществлению этой деятельности, а также принципов субъектности, самостоятельности, интегративности, когнитивного и деятельностного подходов;
сформированная учащихся начальной школы способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Под читательской компетентностью также подразумевается:
• способность понимать прочитанное;
• способность размышлять над содержанием;
• способность оценивать смысл и значение прочитанного.
Внеурочная деятельность по литературному чтению имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание по детской литературе, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к чтению произведений. Существуют разнообразные формы организации внеурочной деятельности: литературный праздник, неделя детской литературы, интеллектуальный марафон, викторина, путешествие, конкурс, литературный кружок, способствующие приобщению учащихся к художественной литературе, повышению интереса к предмету, развитию читательской компетентности.
Доктор педагогических наук Н. Е. Щуркова говорит, что нельзя забывать о том, что "организация внеклассной (внеурочной) деятельности – это не продолжение и не добавка к уроку - а специфичная и очень тонкая профессиональная работа".
Также Н. Е. Щуркова считает, что "если на уроке основным объектом осмысления выступает истина, то основным объектом во время внеурочной работы выступает идея, которая содержит в себе ценностные отношения к каким-то объектам мира и жизни, она складывается и формируется в практическом опыте жизни каждого"; носит добровольный характер; "если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассной (внеурочной) работе другая задача - углублять уже возникший интерес", расширять кругозор; на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, личностные особенности; для внеурочной деятельности характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство школьников с разнообразным кругом новых для них произведений.
Наиболее интересной и эффективной формой организации внеурочной деятельности учащихся, способствующей развитию личностных результатов обучения, с нашей точки зрения, является литературный кружок. Кружок:
группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь., а также само такое объединение, организация (Кружок пения, танцев. Драматический, литературный, шахматный кружок Заниматься в кружке. Ходить в кружок. И (разг.) на кружок.
небольшая группа лиц, объединившихся для какой-нибудь .цели ( Литературная энциклопедия) Литературный кружок является одной из важнейших форм пробуждения у детей интереса к книге. Работа в литературном кружке помогает учителю ознакомить детей с лучшими произведениями детской литературы, воспитывающими художественный вкус детей, развивает навыки выразительного чтения и декламации, устную и письменную речь, творческие способности детей Дети приходят в кружок по собственному желанию. Разнообразные формы организации деятельности и содержание занятий, разработанное с учетом возрастных особенностей детей, будут способствовать развитию читательской компетентности учащихся 2 класса.
Программа литературного кружка разработана для учащихся второго класса, так как российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года. Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.
Программа - это учебная практика, краткое системное изложение содержаний обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Термин « программа» имеет несколько значений.
Программа – это план чьей-либо деятельности, содержание какой-либо работы. Совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо.
Программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине. Она представляет собой логичную структуру изучения материала с указанием последовательности изучаемых вопросов. Критерии успешности и эффективности усвоения знаний, предусмотренной программе. (Государственный стандарт, методика преподавания психологических наук.)
Содержание программы литературного кружка:
Пояснительная записка;
Тематическое планирование;
Задачи направленные на развития читательской компетенции
Формы урочной и внеурочной работы по формированию читательской грамотности разнообразны: реклама книги; литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль.
Литературные игры интересны и полезны не только младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев; фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады). Составление игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами) требует не только внимательного прочтения текста произведения, но и умения творчески преобразовать информацию.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетентности необходимо возможности уроков применять, организовать тесное сотрудничество с библиотеками.
Список литературы
Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. - Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
Чиндилова, О.В. - Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс – минус. – 2001. – № 5. – С. 61.
Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. - Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.
Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.- с.76-78.