Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программе по литературе, учебной программы(автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2008.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КТП уроков литературы »
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Нормативно-правовая база
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004 №1089)
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 №031263 О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
- Примерная государственная программа основного общего образования по литературе
-Приказ департамента образования и науки Брянской области от 26 марта 2015 года № 776 о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на2015-16 учебный год
-Письмо департамента образования и науки РФ от №1906-04-0 от 26 марта 2015 года «О примерном учебном плане 5-9 классоы общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-16 учебный год»
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год)
В текущем учебном году добавлен 1ч модуль «Брянщина литературная»
Учебно-методическая литература
Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2011 (1 часть), 2014 (2 часть)
Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007
И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007
В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997
Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996
По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-7. – М.: Айрис-пресс, 2014
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
Содержание учебной программы
Введение
Роды и жанры художественной литературы
Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы.
Тема 1
Фольклор
Жанры фольклора. «Садко-купец, богатый гость». «Барин». Детский фольклор.
Тема 2
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.
Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.
Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. «Рыбак». «Перчатка». Дж. Г. Байрон. «Хочу я быть ребенком вольным».
А. С. Пушкин. «Элегия». «Певец». «Эпиграмма». На перевод «Илиады». «Стансы». «Друзьям». «Моя эпитафия». Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа. «Барышня-крестьянка». «Дубровский».
Жанры лирики и эпоса.
М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта». «Элегия». «Романс». «Песня». «Стансы». «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия.
Из истории поэмы . М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
Из истории комедии. Н. В. Гоголь. «Ревизор».
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Собака». «Дурак». «Воробей». «Русский язык».
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».
Н. С. Лесков. «Левша».
Из истории сатиры.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил».
М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную
Газету».
А. П. Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия»
Портрет героя в художественных произведениях разных жанров.
А. Конан Доил. «Пляшущие человечки».
Тема 3
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.
Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.
В. Я. Брюсов. «Труд». «Хвала Человеку». К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. «Не завидуй другу». Р. Киплинг. «Если».
М. Горький. «Старуха Изергиль». «Старый Год».
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Гимн обеду».
М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием».
К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».
Роман - повесть – рассказ.
Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».
А.В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».
Тема 4
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.
А.Н. Толстой. «Русский характер».
М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину».
В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Тема 5
Фантастика и её жанры
Р. Шекли. «Запах мысли».
Тема 6
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
Тема 7
Итоги
Мир литературы и богатство жанров.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы ученик должен:
Знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-изученные теоретико-понятийные понятия;
-базовые теоретико-литературные понятия;
-содержание программных произведений;
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Понимать:
-закономерности происхождения литературы;
-жанровые особенности произведений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Формы организации учебного процесса.
Главной формой организации учебного процесса является урок. Для реализации рабочей программы используются следующие формы организации учебного процесса:
уроки - знакомство с биографией писателя
· уроки-соревнования
· уроки творчества
· уроки-зачеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-диалоги
комплексный анализ текста, интегрированные уроки, заочные экскурсии.
Формы контроля.
В качестве видов контроля выделяются текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий: тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Промежуточный: контрольные работы, тесты
Итоговый: контрольные работы, тесты.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
теор.
практ
Развитие речи
Иные виды работ
Вн.чт.
1
Раздел 1. Введение
Тема 1.
Роды и жанры художественной литературы.(1ч)
1
2
Фольклор
2
2
3
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
29
2
1
4
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
17
1
1
5
Великая Отечественная война в художественной литературе.
7
1
6
Из истории эссе
1
7
Научно-фантастическая литература
2
8
Из истории пародии
1
1
9
Итоговый урок. Мир литературы и богатство её жанров.
1
10
Брянщина литературная
35
итого
105ч
Распределение учебных часов по четвертям
Период обучения
Количество часов
1 четверть
27 часов
2 четверть
21 часов
3 четверть
33 часов
4 четверть
24 часов
Итого
105
Календарно- тематическое планирование
№
урока
Тема урока, содержание.
Кол-во часов
дата
Материально-методическое обеспечение
План
факт
Лит-ра и д/ материал
оборудование
1
Основные роды искусства слова: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие жанров всех трёх родов литературы.
1
Мет .рук. Турьянской
2
Жизнь жанров фольклора. Обстоятельства появления новых жанров фольклора.
1
КН «От былины до наших дней»
фонохрестоматия
3
Народный театр на ярмарках гуляньях.
Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра.
1
Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком
презентация
4
ВН.ЧТ У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения.
1
И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе
презентация
5
ВН.ЧТ Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы..
1
тест
6
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века.
1
презентация
7
Из истории басни.
Великий баснописец И.А.Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Рассказы «Смерть чиновника» и «Тоска» как социальные зарисовки, точно воспроизводящие мир вокруг.
1
35
Р/р Портрет героя в различных жанрах художественных произведений.
1
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе
36
А.Конан Дойл «Пляшущие человечки». Особенность композиции новелл о Холмсе.
1
тест
37
Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы.
1
презентация
38
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Нравственная проблематика в лирике XX века. В.Я.Брюсов «Гимн человеку», «Труд»;
И.А.Бунин «Изгнание».
1
Литература 7 класс. Поурочные планы. Составитель: Скоркина Н.М
39
К.Д.Бальмонт «Бог создал мир из ничего»; Игорь Северянин «Не завидуй другу…»; Р.Киплинг «Если…», «Заповедь». Богатство и разнообразие жанров и формы стиха.
1
фонохрестоматия
40
М.Горький «Песня о Буревестнике
1
портрет
М/Ф
41
«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей.
1
презентация
42
Вн.чт. Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.
1
43
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение
1
портрет
презентация
44
Поэт и Солнце. Сатирические гимны поэта.
1
фонохрестоматия
45
М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием». Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя.
1
портрет
презентация
46
«Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и невежество героев «новой постановки».
«Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения.
1
49
Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы
1
презентация
50
Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором..
1
тест
51
А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников».
Водевильное решение проблемы выбора призвания
1
презентация
52
Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов.
1
53
А.Т.Твардовский «Как после мартовских метелей», «Июль – макушка лета» и др.
1
презентация
54
Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», Б.Окуджава «Арбатский романс», В.С.Высоцкий «Я не люблю».
1
фонохрестоматия
55
Р/р Моё любимое стихотворение.
1
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе
56
Литература ВО войны
Лирические произведения. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны (с привлечением ранее изученных произведений)
1
Литература 7 класс. Поурочные планы. Составитель: Скоркина Н.М
фонохрестоматия
57
М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны.
1
тест
презентация
58
Трагические события отступления армии.
1
59
Стойкость и героизм участников сражения.
1
Эпизоды Х/Ф
60
В.Г.Распутин «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны в военные годы.
1
презентация
61
Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику.
1
62
Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.
1
тест
63
Р/р Обучение анализу эпизода
1
фонохрестоматия
64
Из истории эссе.
Рождение жанра.
Популярность жанра в современной литературе.
«Радость творчества» - эссе К.Г.Паустовского.
1
Сб. «Золотая роза»
65
Научно-фантастическая литература
Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.
1
презентация
66
Рассказ «Запах мысли». Что помогло спастись герою рассказа.
1
Сб. научно-фантастических рассказов
67
Из истории пародии.
Пародия как жанр критико-сатирической литературы
1
68
Тестовая работа
1
тест
69
Мир литературы и богатство жанров. Подведение итогов года
1
фонохрестоматия
70
Что читать летом.
1
Модуль « Брянщина литературная»
№п/п
Тема урока
Колич
часов
дата
Учебно-методическое обеспечение
план
факт
Лит-ра и дидакт. материалы
Оборудование
1
«Святая вера в отчий край и дом».
«Ты знаешь край, где всё обильем дышит…». А.К.Толстой
Сборник стихотворений А.К.Толстого о родной природе
фонохрестоматия
2
«Высокий свет полей в душе моей…». Образ малой родины в брянской поэзии 20-21 вв.
фонохрестоматия
3
«Мое родное Подесенье». С.П.Кузькин
4
«Солнце мое незакатное, русское поле мое». А.Г.Мехедов
Сборник стихотворений
5
«Животворные родники детства». П.Л.Проскурин
презентация
6
«Царство жаркого света…». Г.В.Метельский
7
«Лесная сказка». В.К.Соколов
8
Л.Л.Семенищен-кова «Анюта-узорница в Красном Роге»
сказ Л.Л.Семенищен-ковой «Анюта-узорница в Красном Роге»
9
Историческая тема в брянской литературе. «Расскажи мне, Боян, даль веков обнажи».
«Боян»
фонохрестоматия
10
«Осенилась Русь крестным знаменьем».
историческая справка о Вщиже, Свенском монастыре
11
«…И наша Русь еще воспрянет»
12
Александр Пересвет - герой литературы Брянщины
М/Ф
13
Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»
А.К.Толстого «Князь Серебряный»
презентация
14-15
«Давайте жить светло и честно». Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей
Историческая справка об Иване Грозном
16-17
«Добавить миру каплю света…». Нравственные ценности в брянской поэзии
историческая справка о Романе Брянском
фонохрестоматия
19
«Счастливое время открытий». К.Г.Паустовский и Брянский край
К.Г.Паустовский
портрет
презентация
20
«Все богатства русского пейзажа». Времена года в лирике брянских поэтов
21
«Семена жизни». Природа и человек в поэзии и прозе П.Л.Проскурина
Портрет П.Л.Проскурина
презентация
22
Родная природа в лирике Н.Рыленкова, пейзажных зарисовках Я.Д.Соколова, Г.Д.Долгинцева
фонохрестоматия
23-24
Любовь к мудрости. Философская лирика Ф.И.Тютчева
альбом
фонохрестоматия
25
«Соединить сиянье месяца и синеву звенящей мглы». Лирика В.Е.Сорочкина
презентация
26
Вольные мысли у вольных просторов. А.Т.Нестик
27
Философские проблемы в поэзии М.Денисовой, В.Сорочкина
28
«Когда полыхала планета».
«И память сердце обожгла»
презентация
29
«Мы дети трудные войны…».
фотовыставка
фонохрестоматия
30
«Грустную память о прошлом храня…»
видеофильм
31
«Выполняя жизни назначенье». Военная проза брянских писателей
рассказ Н.Грибачева «Здравствуй, комбат»
32
«В память барабанит сорок первый…). В.Д.Динабургский
стихотворения о Великой Отечественной войне
33-34
«В строки переплавилась война». Н.Е.Бораненков. А.Н.Саввин, В.К.Соколов