Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений »
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной, соответствующий требованиям государственного стандарта общего образования. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, он позволяет в целом реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Учебно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной имеет завершенную линию 5-11 класс, что позволяет соблюдать преемственность в преподавании предмета.
На преподавание литературы в 11 классе по программе В.Я.Коровиной дается 3 часа в неделю, таким образом, рабочая программа рассчитана на 105 часов.
Тематическое планирование составлено с учетом национально-регионального компонента в объеме 10 % учебного времени. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Национально-региональный компонент представлен курсом «Литература России Южный Урал». / Крохалёва Т.Н., Соловьёва Т.В. – Челябинск: Взгляд, 2003., который дисперсно реализуется в рамках учебной программы.
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Тексты для этих творческих работ подобраны в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. В данном курсе использованы различные виды тематического и итогового контроля, главной задачей которых является всестороння диагностика уровня обученности учащихся. В целях плавной и постепенной подготовки учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ в данном планировании предусмотрено использование тестовых заданий.
Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения. Они контролируют усвоение определенных знаний и формирование соответствующих умений. Тесты для текущего контроля содержат от 6 до 8 заданий, тесты итогового контроля - от 10 до 21 задания. Тесты используются как для фронтального, так и для индивидуального опроса.
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли и уровня речевой подготовки учащихся.
Тексты для этих творческих работ подобраны в соответствии с требованиями развития речевой компетенции из сборника Н.В.Беляева. Литература. Проверочные работы. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2016. Пособие предназначено для проведения текущих и итоговых проверочных работ по литературе в основной школе, материалы для литературных игр контрольного характера.
№ | дата | Тема | Коммуникативная компетенция | Литературо ведческая компетенция | Читательская компетенция | НРК | диагностика |
1 | | Введение. Характеристика литературного процесса начала 19 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп | Пересказ статьи учебника | Модернизм Декаданс реализм | | | |
2 | | Развитие традиций русской классики в реалистической литературе начала века. Декаданс и модернизм. | | | | | |
3 | | И.А.Бунин: судьба и творчество. Философский характер лирики И.А.Бунина | Сообщение о жизни писателя, выразительное чтение стихотворений Выразительное чтение, размышление о мастерстве писателя, анализ лирики | | Стихотворения И.А.Бунина | | |
4 | | Рассказы и повести И.А.Бунина о деревне. Обзор романа «Жизнь Арсеньева» | Сообщение учащихся об истории создания произведений, | | И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева» | | |
5 | | Обучение комплексному анализу рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Анализ рассказа | | И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» | | Анализ рассказа |
6 | | А.И.Куприн: судьба и творчество. | Сообщение о жизни писателя, творчестве | | А.И.Куприн | | |
7 | . | Трагизм любовной темы в повести «Олеся». | | | | | |
8 | | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». | Анализ прочитанного, комментарий | | А.И.Куприн Гранатовый браслет» | | |
9 | | Русский символизм и его истоки. | Сообщения учащихся | символизм | | | |
10 | | В.Я.Брюсов как основоположник символизма. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | Лирика В.Брюсова | | |
11 | | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | | акмеизм | | | |
12 | | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | Составление тезисов | футуризм | | | |
13 | | Русская проза и поэзия Серебряного века: темы, проблемы, поэтика.. | Устный доклад | | | | |
14 | | Подготовка к домашнему сочинению по литературе Серебряного века. | | | | | Домашнее сочинение |
15 | | М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы и автобиографическая проза писателя. | сообщения | Романтизм Жанр литературного портрета | | А.А.Шмакова. Горький и Урал | |
16 | | Ранние романтические рассказы и автобиографическая проза писателя. | | | | | |
17 | | «На дне» как социально-философская драма. | Анализ драмы | Драма Социально-философская | М.Горький «На дне» | | Анализ эпизода |
18 | | «На дне» как социально-философская драма. | | | | | |
19 | | Публицистика революционных лет («Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни И.А.Бунина, «Письма к Луначарскому» В.Г.Короленко). | Пересказ статьи | | | | |
20-21 | | Классное сочинение по творчеству М.Горького. | | | | | Классное сочинение |
22 | | А.А.Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». | Выразительное чтение | Символизм Образ-символ | А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме» | | |
23 | | Тема страшного мира в лирике А.Блока. Развитие понятия об образе-символе. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | Лирика А.Блока | | |
24 | | Тема России в лирике А.Блока. Обучение анализу лирического текста. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | Лирика А.Блока | Тема Родины в творчестве уральских поэтов (Н.И.Година, Т.Татьяничева, К.Шишов) | Анализ стихотворения |
25 | | «Двенадцать»: проблематика и поэтика. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | Лиро-эпическая поэма | А.Блок «Двенадцать» | | |
26 | | С.А.Есенин: личность и судьба. Раннее творчество. | Сообщение о жизни и творчестве | | Лирика С.Есенина | | |
27 | | Лирика Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | | | Анализ стихотворения |
28 | | Трагическое в поэме «Чёрный человек». | Рецензия на прочитанное произведение | | | | |
29 | | Литература 20-х годов. Обзор. | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | Орнаментальная проза Утопия и антиутопия | | | |
30 | | Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | Произведения писателей Урала о Гражданской войне (Ю.Н.Либединский «Неделя», Сейфулина «Перегной») | |
31 | | . Тема России и революции в поэзии 20-х годов. | | | | | |
32 | | Современная литература о революции и гражданской войне. Ю.Трифонов. «Старик». Л.Бородин. «Третья правда». | Рецензия на прочитанное произведение | | Ю.Трифонов «Старик» | «Идёт в золе по всей земле гражданская война…» К.Скворцов, Г.Суздалев, О.Митяев | |
33 | | В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | Футуризм Тоническое стихосложение Рифма | Лирика В.Маяковского | | |
34 | | «Облако в штанах»: проблематика и поэтика. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | В.Маяковский «Облако в штанах» | | Сочинение - миниатюра |
35 | | Пафос революции в стихах В.В.Маяковского. Сатирические стихи. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | Лирико-политическая поэма | Лирика В.Маяковского | | |
36 | | Любовная лирика В.В.Маяковского. Обучение анализу лирического текста. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | Лирика В.Маяковского | | Анализ стихотворения |
37 | | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | Лирика В.Маяковского | | |
38 | | Драматургия В.В.Маяковского. Оценки творчества поэта в современном литературоведении. Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. | Рецензия на прочитанное произведение | Гротеск буфонада | В.Маяковский «Клоп» | | Домашнее сочинение |
39 | | . Литература 30-х – начала 40-х годов. Обзор. | | | | | зачёт |
40 | | Литература 30-х – начала 40-х годов. Обзор. | | | | | |
41 | | Зачётная работа по итогам 1 полугодия | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | Тема трагедии поэта и народа в поэзии уральских поэтов. Особенности стиля. | |
42 | | Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. О.Э.Мандельштам: судьба и творчество. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | Лирика О.Мандельштама | | |
43 | | Сатира 30-х годов. | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | | |
44 | | Отражение эпохи 30 - 40-х годов в современной литературе (В.Дудинцев. «Белые одежды», Д.Гранин. «Зубр», произведения О.Волкова, А.Жигулина, Е.Гинзбург) | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | В.Дудинцев. «Белые одежды», Д.Гранин. «Зубр» | «37 и другие годы» в истории и литературе Урала. Судьба Б.В.Ручьёва, А.М.Климова. | |
45 | | М.А.Булгаков: судьба и творчество. | Сообщение о жизни и творчестве | | | | |
46 | | М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». | Рецензия на прочитанное произведение | | М.Булгаков «Белая гвардия» | | |
47 | | Проблемы и герои романа М.А,Булгакова «Мастер и Маргарита». Композиция романа. | Характеристика героев | | М.Булгаков «Мастер и Маргарита» | | Сочинение - миниатюра |
48 | | Философско-библейские и мотивы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | | | | | |
49 | | Сатира и глубокий психологизм как основные приёмы изображения характеров в романе «Мастер и Маргарита». Домашнее сочинение по творчеству М.Булгакова. | Характеристика героев | | | | Домашнее сочинение |
50 | | А.П.Платонов: страницы жизни и творчества. | Сообщение о жизни и творчестве | | | | |
51 | | Рассказы А.П.Платонова: проблематика и поэтика. | | Индивидуальный стиль писателя | | | |
52 | | Повесть А.П.Платонова «Котлован». Обзор. | Характеристика героев | | А.П.Платонов «Котлован» | | |
53 | | А.Н.Толстой. «Пётр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа. | Рецензия на прочитанное произведение | Исторический роман | А.Н.Толстой «Пётр Первый» | | |
54 | | А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | Лирическое и эпическое в поэме | Лирика А.А.Ахматовой | | Анализ стихотворения |
55 | | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. | | | | | |
56 | | Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | | А.А.Ахматова «Реквием» | | Сочинение - миниатюра |
57 | | М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Своеобразие поэтического стиля. | Пересказ, выразительное чтение, анализ произведений | Стихотворный цикл | | | Анализ стихотворения |
58 | | Темы и проблемы творчества М.И.Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | | | | | |
59 | | Н.А.Заболоцкий: судьба и творчество. Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой или Н.А.Заболоцкого. | Сообщение о жизни и творчестве | Эволюция стиля поэта | Лирика Н.А.Заблоцкого | | Домашнее сочинение |
60 | | М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». | Рецензия на прочитанное произведение | рассказ | М.А.Шолохов «Донские рассказы» | | |
61 | | Картины гражданской войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». | | Роман-эпопея | М.А.Шолохов «Тихий Дон» | | |
62 | | Трагедия Григория Мелехова. | Характеристика героев | | | | |
63 | | Женские образы в романе «Тихий Дон». | Характеристика героев | | | | Сочинение - миниатюра |
64 | | Отражение противоречий коллективизации в романе «Поднятая целина». | | | М.А.Шолохов «Поднятая целина» | | |
65 | | Герои романа и их судьбы. | | | | | |
66 | | Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова. | | | | | Классное сочинение |
67 | | Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова. | | | | | |
68 | | Великая Отечественная война в литературе 40-50-годов: обзор. | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | Литература социалистического реализма на Урале (Гроссман М.С., Занадворов Г.Л.) | |
69 | | «Городская» проза в современной литературе. | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | | |
70 | | «Деревенская» проза в современной литературе. | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | | |
71 | | Темы и проблемы современной драматургии(А.Арбузов, В.Розов, А.Вампилов) | | | А.Вампилов «Утиная охота» | | |
72 | | Современная литература Русского зарубежья. | Сообщения, пересказ, анализ прочитанного | | | | |
73 | | Авторская песня. Домашнее сочинение. Рецензия на сборник стихов любимого поэта. | Рецензия на прочитанное произведение | | | Авторская песня на Урале.О.Митяев | Домашнее сочинение |
74 | | А.Т.Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. | | Традиции и новаторство Лирические отступления | | | |
75 | | Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины. | | | Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» А.Т.Твардовского | | |
76 | | Б.Л.Пастернак: судьба и творчество. | Сообщение о жизни и творчестве | Публицистичность художественного произведения | | Пастернак на Урале | |
77 | | Философский характер лирики Б.Л.Пастернака. Обучение анализу лирического текста. | Анализ лирики | | | | Анализ стихотворения |
78 | | Интеллигенция и революция в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»(обзор). Домашнее сочинение по произведениям А.Т.Твардовского и Б.Л.Пастернака. | Характеристика героя | | Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго» | | Домашнее сочинение |
79-80 | | Страницы творчества А.Солженицына. | Сообщения о жизни и творчестве | | А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | | |
| | Страницы творчества А.Солженицына. | | | | | |
81-82 | | Судьба деревни в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое» и тетралогии «Пряслины». | Рецензия на прочитанное произведение | | Ф.Абрамов «Поездка в прошлое» | «Деревенская тема» в поэзии и прозе Южного Урала | |
83-84 | | Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день» | Отзыв о прочитанном | | Ч.Айтматов «И дольше века длится день» | | Классное сочинение |
85-86 | | Нравственные проблемы произведения В Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив» | Художественный пересказ, характеристики героев | | В.Астафьев «Царь-рыба» | Природа и человек в произведениях писателей Урала. | |
87 | | Темы и проблемы произведений В.Распутина | | | | | |
88-89 | | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет. | Пересказ, сообщения учащихся | | «Во мне живёт чужая боль…» Творчество К.Рубинского, В.Авербах. | | |
90 | | литература Русского зарубежья последних лет. | | | | | |
91 | | Классное сочинение по литературе последних десятилетий. | | | | | Классное сочинение |
92 | | Классное сочинение по литературе последних десятилетий. | | | | | |
93-94 | | Вечные проблемы бытия в современной зарубежной литературе. | Пересказ текста, размышления о прочитанном | Парадокс | Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион», Ремарк «Три товарища», Хемингуэй «Старик и море» | | |
95-96 | | Вечные проблемы бытия в современной зарубежной литературе. | | | | | |
97-100 | | Повторение и обобщение изученного. Консультации по подготовке к экзаменам. | зачёт | | | | |
101-105 | | . Консультации по подготовке к экзаменам. | | | | | |